Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шипникам и далее через продольный канал в теле шатуна к пор­ шневым пальцам. Стенки цилиндра и шариковые коренные под­ шипники коленчатого вала смазываются разбрызгиванием.

 

Охлаждение компрессора водяное, вода поступает по трубо­

проводу из водяной полости впускного

коллектора

двигателя,

затем

в

полость

головки

ци­

 

 

 

 

 

 

линдров

компрессора и

далее

 

 

 

 

 

 

отводится во всасывающую по­

 

 

 

 

 

 

лость

водяного

насоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздух поступает в ком­

 

 

 

 

 

 

прессор

 

через

 

воздушный

 

 

 

 

 

 

фильтр двигателя.

на

блоке

 

 

 

 

 

 

 

Установленный

 

 

 

 

 

 

цилиндров

компрессора

р е -

 

 

 

 

 

 

г у л я т о р д а в л е н и я

(рис.

 

 

 

 

 

 

140, а)

поддерживает давление

 

 

 

 

 

 

в системе в заданных преде­

 

 

 

 

 

 

лах. Когда давление поднима­

 

 

 

 

 

 

ется выше допустимого, регу­

 

 

 

 

 

 

лятор открывает доступ сжато­

 

 

 

 

 

 

му

воздуху

под

плунжеры

 

 

 

 

 

 

впускных клапанов

компрессо­

 

 

 

 

 

 

ра.

Плунжеры

 

приподнимают

 

 

 

 

 

 

клапаны, и компрессор пере­

Рис. 140.

Регулятор

давления

(а) и

стает работать, так как в ци­

предохранительный клапан

(б):

линдрах не происходит сжатия.

1 — резьбовой

колпачок

регулятора

При падении давления в систе­

давления;

2 — упорный

шарик; 3

ме регулятор выпускает сжа­

стержень клапана регулятора давле­

тый

воздух

из-под

плунжеров

ния; 4 — штуцер; 5 — регулировочные

в атмосферу, и компрессор сно­

прокладки; 6 — выпускной

клапан;

7 — впускной

клапан;

8 — пробка;

ва начинает работать.

давле­

9 — уплотнительное

кольцо;

10—

 

Кроме

регулятора

контрольный

стержень

предохрани­

ния, в тормозной системе при­

тельного

клапана;

11 — регулировоч­

ный винт;

12 — контргайка; 13 — пру­

менен

п р е д о х р а н и т е л ь ­

жина; 14 — шарик;

15 — корпус; 16

ный

к л а п а н

(рис. 140,

б),

 

седло клапана

 

установленный

 

на

одном

из

 

 

 

 

 

 

баллонов. Он открывается при достижении в системе давления 9 кг/см2 и ограничивает максимальное давление в случае порчи регулятора давления.

М а н о м е т р позволяет проверять давление воздуха как в

воздушных баллонах, так и в тормозных камерах

системы пнев­

матического привода. Для этого он имеет две

стрелки и две

шкалы. По нижней шкале проверяют давление

в

тормозных

камерах, по верхней — в воздушных баллонах.

 

металличес­

В о з д у ш н ы й б а л л о н представляет собой

кий цилиндрический резервуар большой емкости. На автомоби­ лях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 установлено по два воздушных балло­

на, а на ЗИЛ-131

три баллона. Баллоны закреплены на раме.

В одном баллоне

установлен предохранительный клапан, кран

217


А — отверстие, через

которое

воздух

поступает к тормозным каме­

рам; Б — отверстие,

через которое поступает

воздух из

воздушного

баллона; В — отверстие, через

которое

воздух

выходит в

атмосферу

/ — тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол; 3 — крыш­ ка рычага; 4 — рычаг крана; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — стакан уравновешивающей пружины; 7 — корпус крана; 8 и 15 — сед­ ло; 9 — диафрагма; 10 и 12 — возвратные пружины; И — выпускной клапан; 13 — крышка тормозного крана; 14 — впускной клапан; 16 — корпус включателя стоп-сигнала; 17 — клапан выпускного окна; 18

регулировочный болт

для отбора воздуха. Баллоны имеют краники для выпуска кон­ денсата, соединены трубками с компрессором и тормозным кра­ ном.Все баллоны взаимозаменяемы емкостью по 20 л.

Т о р м о з н о й к р а н служит для управления пневмати­ ческим приводом колесных тормозов. Тормозной кран на авто­ мобилях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130Д (самосвал) установлен одинар­ ный, а на ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 — комбинированный. Комбиниро­ ванные краны устанавливают на тех моделях автомобилей, которые предназначены для работы с прицепами или полу­ прицепами.

Устройство одинарного тормозного крана приведено на рис. 141. В корпусе с крышкой на оси помещен рычаг крана. Верхний конец рычага соединен тягой с педалью тормоза. Вели­ чина свободного хода рычага регулируется болтом с контргай­ кой. При торможении нижний конец рычага давит на пятку ста­ кана, внутри которого помещена предварительно сжатая урав­ новешивающая пружина. В шайбу пружины упирается своей ко­ нической частью седло выпускного клапана. В месте соединения

218

Рис. 142. Комбинированный тормозной кран диафрагменного типа автомобилей ЗИЛ, работающих с прицепом или полуприцепом:

1 — тяга привода; 2 — большой рычаг; 3 — контргайка; 4 — направляю­ щая втулка; 5 и 24 — регулировочные болты; 6 — уравновешивающая пружина верхней полости; 7 — шток; 8 и 17 — седла впускных клапанов; 9 и 16 — диафрагмы; 10 и 15 — выпускные клапаны; 11 и 13 — впускные клапаны; 12 — регулировочные прокладки; 14 — включатель стоп-сигна­ ла; 18 — уравновешивающая пружина нижней полости; 19 — стакан пру­ жины; 20 — ось малого рычага; 21 — малый рычаг; 22 — палец малого рычага; 23 — кулачок валика ручного привода тормозного крана; 25 — выпускной резиновый клапан воздушной полости; 26 — воздушная по­

лость крана Л — подача воздуха в магистраль прицепа и тормозные камеры автомо­

биля; Б — подвод сжатого воздуха из воздушных баллонов автомобиля

крышки тормозного крана и корпуса установлена диафрагма, разделяющая полости корпуса крана и его крышки. Для удер­ жания диафрагмы и седла выпускного клапана в крайнем левом положении служит возвратная пружина.

Впускной и выпускной клапаны закреплены на одном стерж­ не и удерживаются в крайнем левом положении конической пру­ жиной.

Крышка имеет два отверстия, к которым присоединяются трубопроводы, идущие к воздушным баллонам и тормозным ка­ мерам колес, а корпус — отверстие для выпуска воздуха из тор­ мозных камер в атмосферу. Это отверстие для предохранения от попадания грязи закрывается резиновым клапаном, закреп­ ленным винтами.

219


Комбинированный тормозной кран (рис. 142) состоит из двух камер — нижней и верхней. Механизм нижней камеры слу­ жит для управления автомобилем-тягачом, а механизм верх­ ней— для управления тормозами прицепа или полуприцепа. В верхней камере вместо стакана уравновешивающей пружины установлен шток. Привод комбинированного крана осуществля­ ется через тормозную тягу на большой и малый рычаги.

Т о р м о з н а я

к а м е р а состоит из корпуса

и крышки,

между которыми

зажата гибкая резино-тканевая

диафрагма,

опирающаяся на шайбу штока, имеющего отжимные пружины. На штоке снаружи вывернута и закреплена гайкой соединитель­ ная вилка. К крышке при помощи штуцера присоединена трубка от тормозного крана. Тормозная камера прикреплена на крон­

штейне около тормозного диска

болтами.

В о з д у х о р а с п р е д е л и

т е л ь н ы й к л а п а н служит

для управления тормозами прицепа. При отпущенной тормозной педали тормозные камеры колес автомобиля-тягача связаны с атмосферой так же, как и тормозные камеры прицепа, потому что через верхнюю полость тормозного крана магистраль прицепа соединяется с баллоном автомобиля-тягача. При тор­ можении автомобиля тормозным краном снижается давление в соединительной магистрали от автомобиля к прицепу, так как открывается выпускной клапан камеры управления тормозами прицепа в комбинированном тормозном кране.

Шток клапана под действием давления в средней камере, которая соединена с баллоном прицепа, перемещается вверх, закрывает выпускной клапан, открывает впускной, воздух из баллона попадает к тормозным камерам, вызывая торможение колес прицепа. Таким образом, в случае обрыва прицепа и разъ­ единения шланга понижение давления в соединительной маги­ страли вызывает автоматическое затормаживание прицепа, так как воздух из магистрали, как и при торможении, выходит в атмосферу.

С о е д и н и т е л ь н а я г о л о в к а служит для соединения воздухопроводов автомобиля-тягача и прицепа. Если соедини­ тельная головка не соединена с головкой прицепа, крышка дол­ жна быть закрыта.

Р а з о б щ и т е л ь н ы й к р а н с резиновым клапаном и уплотнительной диафрагмой служит для отключения магистрали прицепа и устанавливается перед соединительной головкой. Кран необходимо открывать только после присоединения пнев­ матической системы прицепа.

Действие тормозной системы. При нажатии педали ножного тормоза нижний конец рычага одинарного тормозного крана пе­ ремещает стакан с уравновешивающей пружиной. Шайба, запи­ рающая пружину, давит на седло выпускного Клапана и за­ ставляет его перемещаться, прогибая при этом диафрагму. Сед­ ло закрывает выпускной клапан, разъединяя тем самым с ат­ мосферой выпускную полость тормозного крана. При дальней-

220



Н п е д м -*-------

p К Рь т г У

б

Рис. 143. Схема работы пневматического привода к тормозам автомобиля ЗИЛ-131 и прицепа:

а — при отпущенной педали; б — при нажатии на педаль 1 — компрессор; 2 — тормозной кран; 3 и 5 — разобщительные краны; 4 сое­

динительная головка; 6 — воздухораспределительный клапан; 7 — баллон при­ цепа; 8 — тормозная камера прицепа; 9 — баллон автомобиля-тягача; 10 тор­ мозная камера автомобиля-тягача

шем перемещении седла впускной клапан, сидящий на одном стержне с выпускным, отходит от своего седла и выпускает сжатый воздух в полость с правой стороны от диафрагмы и

221

далее к тормозным камерам колесных тормозов, а также к ди­ афрагме включателя стоп-сигнала.

Сжатый воздух приводит в действие колодочные тормоза колес и вместе с тем противодействует перемещению вправо ди­ афрагмы и седла выпускного клапана. В тот момент, когда это противодействие будет больше, чем усилие, передаваемое от пе­ дали на стакан, диафрагма начнет прогибаться в другую сто­ рону и сожмет уравновешивающую пружину. Впускной клапан закроется, выпускной будет еще оставаться закрытым. Дальней­ шее поступление сжатого воздуха к тормозным цилиндрам ко­ лес прекратится, и торможение будет происходить с постоянной силой. Для увеличения торможения необходимо будет усилить нажатие на педаль тормоза.

При освобождении тормозной педали под действием пружин детали тормозного крана займут первоначальное положение. Тормозные камеры колес через отверстие в седле выпускного клапана соединятся с атмосферой, и торможение прекратится.

При торможении автомобиля комбинированным тормозным краном (рис. 143) усилие передается на большой рычаг крана, перемещает шток, который открывает выпускной клапан верх­ ней камеры. Нижний конец большого рычага крана заставляет малый рычаг переместить стакан с уравновешивающей пружи­ ной, закрывает выпускной клапан верхней камеры и открывает впускной клапан. Воздух из баллона поступает в тормозные ка­ меры. При торможении рабочие камеры крана для автомобиля и прицепа включаются почти одновременно, имея незначитель­ ное опережение камеры для прицепа, исключающее накатыва­ ние прицепа на автомобиль-тягач в момент торможения.

При растормаживании под действием уравновешивающей пружины шток перемещается обратно, закрывается выпускной клапан верхней камеры и открывается впускной клапан. Посту­ пающий в тормозную систему прицепа сжатый воздух, действуя на воздухораспределительный клапан прицепа, растормаживает прицеп. Малый рычаг крана отходит, впускной клапан закрыва­ ется, а выпускной клапан верхней камеры открывается. Сжатый воздух из тормозных камер автомобиля выпускается наружу. Верхнюю камеру крана для прицепа можно включать независи­ мо от камеры для автомобиля при помощи привода ручного тормоза, к которому присоединена тяга, идущая от тормозного крана (см. рис. 143).

НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Слабое действие тормозов, а также заедание (притормажи­ вание) одного или нескольких колес автомобиля чаще всего вы­ зываются нарушением регулировки тормозных механизмов и неисправностями пневматического привода.

222