Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
шипникам и далее через продольный канал в теле шатуна к пор шневым пальцам. Стенки цилиндра и шариковые коренные под шипники коленчатого вала смазываются разбрызгиванием.
|
Охлаждение компрессора водяное, вода поступает по трубо |
||||||||||||||
проводу из водяной полости впускного |
коллектора |
двигателя, |
|||||||||||||
затем |
в |
полость |
головки |
ци |
|
|
|
|
|
|
|||||
линдров |
компрессора и |
далее |
|
|
|
|
|
|
|||||||
отводится во всасывающую по |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
лость |
водяного |
насоса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Воздух поступает в ком |
|
|
|
|
|
|
||||||||
прессор |
|
через |
|
воздушный |
|
|
|
|
|
|
|||||
фильтр двигателя. |
на |
блоке |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Установленный |
|
|
|
|
|
|
||||||||
цилиндров |
компрессора |
р е - |
|
|
|
|
|
|
|||||||
г у л я т о р д а в л е н и я |
(рис. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
140, а) |
поддерживает давление |
|
|
|
|
|
|
||||||||
в системе в заданных преде |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
лах. Когда давление поднима |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ется выше допустимого, регу |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
лятор открывает доступ сжато |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
му |
воздуху |
под |
плунжеры |
|
|
|
|
|
|
||||||
впускных клапанов |
компрессо |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ра. |
Плунжеры |
|
приподнимают |
|
|
|
|
|
|
||||||
клапаны, и компрессор пере |
Рис. 140. |
Регулятор |
давления |
(а) и |
|||||||||||
стает работать, так как в ци |
предохранительный клапан |
(б): |
|||||||||||||
линдрах не происходит сжатия. |
1 — резьбовой |
колпачок |
регулятора |
||||||||||||
При падении давления в систе |
давления; |
2 — упорный |
шарик; 3 — |
||||||||||||
ме регулятор выпускает сжа |
стержень клапана регулятора давле |
||||||||||||||
тый |
воздух |
из-под |
плунжеров |
ния; 4 — штуцер; 5 — регулировочные |
|||||||||||
в атмосферу, и компрессор сно |
прокладки; 6 — выпускной |
клапан; |
|||||||||||||
7 — впускной |
клапан; |
8 — пробка; |
|||||||||||||
ва начинает работать. |
давле |
9 — уплотнительное |
кольцо; |
10— |
|||||||||||
|
Кроме |
регулятора |
контрольный |
стержень |
предохрани |
||||||||||
ния, в тормозной системе при |
тельного |
клапана; |
11 — регулировоч |
||||||||||||
ный винт; |
12 — контргайка; 13 — пру |
||||||||||||||
менен |
п р е д о х р а н и т е л ь |
жина; 14 — шарик; |
15 — корпус; 16— |
||||||||||||
ный |
к л а п а н |
(рис. 140, |
б), |
|
седло клапана |
|
|||||||||
установленный |
|
на |
одном |
из |
|
|
|
|
|
|
баллонов. Он открывается при достижении в системе давления 9 кг/см2 и ограничивает максимальное давление в случае порчи регулятора давления.
М а н о м е т р позволяет проверять давление воздуха как в
воздушных баллонах, так и в тормозных камерах |
системы пнев |
|
матического привода. Для этого он имеет две |
стрелки и две |
|
шкалы. По нижней шкале проверяют давление |
в |
тормозных |
камерах, по верхней — в воздушных баллонах. |
|
металличес |
В о з д у ш н ы й б а л л о н представляет собой |
кий цилиндрический резервуар большой емкости. На автомоби лях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 установлено по два воздушных балло
на, а на ЗИЛ-131 |
три баллона. Баллоны закреплены на раме. |
В одном баллоне |
установлен предохранительный клапан, кран |
217
А — отверстие, через |
которое |
воздух |
поступает к тормозным каме |
||
рам; Б — отверстие, |
через которое поступает |
воздух из |
воздушного |
||
баллона; В — отверстие, через |
которое |
воздух |
выходит в |
атмосферу |
/ — тяга привода тормозного крана; 2 — защитный чехол; 3 — крыш ка рычага; 4 — рычаг крана; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — стакан уравновешивающей пружины; 7 — корпус крана; 8 и 15 — сед ло; 9 — диафрагма; 10 и 12 — возвратные пружины; И — выпускной клапан; 13 — крышка тормозного крана; 14 — впускной клапан; 16 — корпус включателя стоп-сигнала; 17 — клапан выпускного окна; 18 —
регулировочный болт
для отбора воздуха. Баллоны имеют краники для выпуска кон денсата, соединены трубками с компрессором и тормозным кра ном.Все баллоны взаимозаменяемы емкостью по 20 л.
Т о р м о з н о й к р а н служит для управления пневмати ческим приводом колесных тормозов. Тормозной кран на авто мобилях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130Д (самосвал) установлен одинар ный, а на ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 — комбинированный. Комбиниро ванные краны устанавливают на тех моделях автомобилей, которые предназначены для работы с прицепами или полу прицепами.
Устройство одинарного тормозного крана приведено на рис. 141. В корпусе с крышкой на оси помещен рычаг крана. Верхний конец рычага соединен тягой с педалью тормоза. Вели чина свободного хода рычага регулируется болтом с контргай кой. При торможении нижний конец рычага давит на пятку ста кана, внутри которого помещена предварительно сжатая урав новешивающая пружина. В шайбу пружины упирается своей ко нической частью седло выпускного клапана. В месте соединения
218
Рис. 142. Комбинированный тормозной кран диафрагменного типа автомобилей ЗИЛ, работающих с прицепом или полуприцепом:
1 — тяга привода; 2 — большой рычаг; 3 — контргайка; 4 — направляю щая втулка; 5 и 24 — регулировочные болты; 6 — уравновешивающая пружина верхней полости; 7 — шток; 8 и 17 — седла впускных клапанов; 9 и 16 — диафрагмы; 10 и 15 — выпускные клапаны; 11 и 13 — впускные клапаны; 12 — регулировочные прокладки; 14 — включатель стоп-сигна ла; 18 — уравновешивающая пружина нижней полости; 19 — стакан пру жины; 20 — ось малого рычага; 21 — малый рычаг; 22 — палец малого рычага; 23 — кулачок валика ручного привода тормозного крана; 25 — выпускной резиновый клапан воздушной полости; 26 — воздушная по
лость крана Л — подача воздуха в магистраль прицепа и тормозные камеры автомо
биля; Б — подвод сжатого воздуха из воздушных баллонов автомобиля
крышки тормозного крана и корпуса установлена диафрагма, разделяющая полости корпуса крана и его крышки. Для удер жания диафрагмы и седла выпускного клапана в крайнем левом положении служит возвратная пружина.
Впускной и выпускной клапаны закреплены на одном стерж не и удерживаются в крайнем левом положении конической пру жиной.
Крышка имеет два отверстия, к которым присоединяются трубопроводы, идущие к воздушным баллонам и тормозным ка мерам колес, а корпус — отверстие для выпуска воздуха из тор мозных камер в атмосферу. Это отверстие для предохранения от попадания грязи закрывается резиновым клапаном, закреп ленным винтами.
219
Комбинированный тормозной кран (рис. 142) состоит из двух камер — нижней и верхней. Механизм нижней камеры слу жит для управления автомобилем-тягачом, а механизм верх ней— для управления тормозами прицепа или полуприцепа. В верхней камере вместо стакана уравновешивающей пружины установлен шток. Привод комбинированного крана осуществля ется через тормозную тягу на большой и малый рычаги.
Т о р м о з н а я |
к а м е р а состоит из корпуса |
и крышки, |
между которыми |
зажата гибкая резино-тканевая |
диафрагма, |
опирающаяся на шайбу штока, имеющего отжимные пружины. На штоке снаружи вывернута и закреплена гайкой соединитель ная вилка. К крышке при помощи штуцера присоединена трубка от тормозного крана. Тормозная камера прикреплена на крон
штейне около тормозного диска |
болтами. |
В о з д у х о р а с п р е д е л и |
т е л ь н ы й к л а п а н служит |
для управления тормозами прицепа. При отпущенной тормозной педали тормозные камеры колес автомобиля-тягача связаны с атмосферой так же, как и тормозные камеры прицепа, потому что через верхнюю полость тормозного крана магистраль прицепа соединяется с баллоном автомобиля-тягача. При тор можении автомобиля тормозным краном снижается давление в соединительной магистрали от автомобиля к прицепу, так как открывается выпускной клапан камеры управления тормозами прицепа в комбинированном тормозном кране.
Шток клапана под действием давления в средней камере, которая соединена с баллоном прицепа, перемещается вверх, закрывает выпускной клапан, открывает впускной, воздух из баллона попадает к тормозным камерам, вызывая торможение колес прицепа. Таким образом, в случае обрыва прицепа и разъ единения шланга понижение давления в соединительной маги страли вызывает автоматическое затормаживание прицепа, так как воздух из магистрали, как и при торможении, выходит в атмосферу.
С о е д и н и т е л ь н а я г о л о в к а служит для соединения воздухопроводов автомобиля-тягача и прицепа. Если соедини тельная головка не соединена с головкой прицепа, крышка дол жна быть закрыта.
Р а з о б щ и т е л ь н ы й к р а н с резиновым клапаном и уплотнительной диафрагмой служит для отключения магистрали прицепа и устанавливается перед соединительной головкой. Кран необходимо открывать только после присоединения пнев матической системы прицепа.
Действие тормозной системы. При нажатии педали ножного тормоза нижний конец рычага одинарного тормозного крана пе ремещает стакан с уравновешивающей пружиной. Шайба, запи рающая пружину, давит на седло выпускного Клапана и за ставляет его перемещаться, прогибая при этом диафрагму. Сед ло закрывает выпускной клапан, разъединяя тем самым с ат мосферой выпускную полость тормозного крана. При дальней-
220
Н п е д м -*------- |
p К Рь т г У |
б
Рис. 143. Схема работы пневматического привода к тормозам автомобиля ЗИЛ-131 и прицепа:
а — при отпущенной педали; б — при нажатии на педаль 1 — компрессор; 2 — тормозной кран; 3 и 5 — разобщительные краны; 4 — сое
динительная головка; 6 — воздухораспределительный клапан; 7 — баллон при цепа; 8 — тормозная камера прицепа; 9 — баллон автомобиля-тягача; 10 — тор мозная камера автомобиля-тягача
шем перемещении седла впускной клапан, сидящий на одном стержне с выпускным, отходит от своего седла и выпускает сжатый воздух в полость с правой стороны от диафрагмы и
221
далее к тормозным камерам колесных тормозов, а также к ди афрагме включателя стоп-сигнала.
Сжатый воздух приводит в действие колодочные тормоза колес и вместе с тем противодействует перемещению вправо ди афрагмы и седла выпускного клапана. В тот момент, когда это противодействие будет больше, чем усилие, передаваемое от пе дали на стакан, диафрагма начнет прогибаться в другую сто рону и сожмет уравновешивающую пружину. Впускной клапан закроется, выпускной будет еще оставаться закрытым. Дальней шее поступление сжатого воздуха к тормозным цилиндрам ко лес прекратится, и торможение будет происходить с постоянной силой. Для увеличения торможения необходимо будет усилить нажатие на педаль тормоза.
При освобождении тормозной педали под действием пружин детали тормозного крана займут первоначальное положение. Тормозные камеры колес через отверстие в седле выпускного клапана соединятся с атмосферой, и торможение прекратится.
При торможении автомобиля комбинированным тормозным краном (рис. 143) усилие передается на большой рычаг крана, перемещает шток, который открывает выпускной клапан верх ней камеры. Нижний конец большого рычага крана заставляет малый рычаг переместить стакан с уравновешивающей пружи ной, закрывает выпускной клапан верхней камеры и открывает впускной клапан. Воздух из баллона поступает в тормозные ка меры. При торможении рабочие камеры крана для автомобиля и прицепа включаются почти одновременно, имея незначитель ное опережение камеры для прицепа, исключающее накатыва ние прицепа на автомобиль-тягач в момент торможения.
При растормаживании под действием уравновешивающей пружины шток перемещается обратно, закрывается выпускной клапан верхней камеры и открывается впускной клапан. Посту пающий в тормозную систему прицепа сжатый воздух, действуя на воздухораспределительный клапан прицепа, растормаживает прицеп. Малый рычаг крана отходит, впускной клапан закрыва ется, а выпускной клапан верхней камеры открывается. Сжатый воздух из тормозных камер автомобиля выпускается наружу. Верхнюю камеру крана для прицепа можно включать независи мо от камеры для автомобиля при помощи привода ручного тормоза, к которому присоединена тяга, идущая от тормозного крана (см. рис. 143).
НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Слабое действие тормозов, а также заедание (притормажи вание) одного или нескольких колес автомобиля чаще всего вы зываются нарушением регулировки тормозных механизмов и неисправностями пневматического привода.
222