Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Рис. 20. Схема смазки двигателя ГАЗ-51:

1 — масляный

радиатор; 2 — кран включения

масляного радиато­

ра;

3 — предохранительный клапан; 4 — кулачок распределитель­

ного

вала; 5 — толкатель; 6 — шатун; 7 — поршень; 8 — маслоиз­

мерительный

стержень;

9 — маслоналивная

горловина; 10

фильтр тонкой

очистки

масла; 11 — спускная

пробка; 12 — глав­

ная магистраль; 13 — рукоятка фильтра грубой очистки; 14 — пру­

жина перепускного

клапана;

15 — канал

подачи масла к ко­

ренному подшипнику; 16 — канал цодвода

масла к подшипнику

распределительного

вала;

17 — сверление в

коленчатом валу;

18 — фильтрующие

пластины

фильтра грубой

очистки; 19 — пла­

вающий маслоприемник; 20 — сверление в

шатунной шейке; 21 и

22 — шестерни масляного насоса; 23 — редукционный клапан

мотеком из специальных карманов клапанной коробки по ка­ налам.

После смазки трущихся поверхностей масло стекает в под­ дон картера, снова засасывается насосом и таким образом осу­ ществляется непрерывная циркуляция масла.

39



Рис.

21. Схема смазки двигателя

 

 

 

3M3-53:

 

 

 

1 — масляный

радиатор; 2 — кран

включения

радиатора;

3 — предо­

хранительный

клапан;

4 — редук­

ционный

клапан

верхней

секции

насоса; 5 — канал

подачи

масла к

коромыслам; 6 — фильтр

центро­

бежной очистки масла; 7 — фильтр

наливной горловины; 8 — ось коро­

мысел; 9 — канал

подачи масла от

нижней

секции

насоса; 10 — канал

подачи масла к приводу прерыва­

теля-распределителя;

 

11 — канал

подачи масла к подшипнику рас­

пределительного

вала;

12 — верх­

няя

секция

насоса;

13 — нижняя

секция насоса;

14 — редукционный

клапан

нижней

секции;

15 — ко­

ренной

подшипник;

16 — плаваю­

щий

маслоприемник; 17 — сливная

трубка; 18 — грязеуловитель; 19

сверление в коленчатом валу; 20

/8

распределительные шестерни

 

О


При работе автомобиля в тяжелых

дорожных условиях

и при температуре окружающего воздуха

свыше 20° С откры­

вают специальный кран, и часть масла от насоса подается в мас­ ляный радиатор для охлаж­

дения. Охлажденное

масло

 

 

 

 

стекает

обратно

в

поддон

 

 

 

 

картера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель ЗИЛ-164А.

 

 

 

 

Масло под давлением по­

 

 

 

 

ступает к коренным и ша­

 

 

 

 

тунным

подшипникам

ко­

 

 

 

 

ленчатого вала, подшипни­

 

 

 

 

кам

распределительного

ва­

 

 

 

 

ла,

промежуточному

валику

 

 

 

 

привода прерывателя-рас­

 

 

 

 

пределителя и к распреде­

 

 

 

 

лительным шестерням.

 

 

 

 

 

 

Стенки

цилиндров,

 

 

 

 

поршневые пальцы, кулачки

 

 

 

 

распределительного

вала

и

 

 

 

 

стержни

клапанов

смазы­

 

 

 

 

ваются

разбрызгиванием,

 

 

 

 

а

стержни

толкателей —

 

 

 

 

самотеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель 3M3-53. Под

 

 

 

 

давлением смазываются

ко­

 

 

 

 

ренные и шатунные подшип­

 

 

 

 

ники коленчатого вала, под­

 

 

 

 

шипники и опорный фланец

 

 

 

 

распределительного

вала

и

 

 

 

 

ось

коромысел

клапанов.

 

Рис. 22. Масляный насос:

 

Зеркало

цилиндров,

а — детали насоса; б и в — схемы

поршневые пальцы, стержни

 

работы

 

клапанов, толкатели

и ку­

1 — редукционный клапан;

2 — ведо­

лачки

распределительного

мая

шестерня;

3 — ведущая

шестер­

ня;

4 — крышка

насоса; 5 — привод­

вала смазываются

разбрыз­

ной вал; 6 — корпус насоса;

7 — при­

гиванием.

Распределитель­

 

водная шестерня

 

ные

шестерни смазываются

 

 

 

 

маслом, стекающим самотеком из фильтра центробежной очист­ ки масла (рис. 21).

Двигатель ЗИЛ-130. От насоса под давлением масло подает­ ся к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к опорным шейкам распределительного вала, опорам промежу­ точного валика привода прерывателя-распределителя, направ­ ляющим втулкам толкателей, компрессору и осям коромысел клапанов. Из осей коромысел смазываются втулки коромысел, сферические опоры штанг. Самотеком смазываются стержни клапанов и механизмы их поворота, а также распределительные

41


1

Рис. 23. Двухсекционный масляный насос двигателя ЗИЛ-130:

1 — ведущий валик; 2 — ведущая шестерня; 3 — ведомая шес­ терня; 4 — редукционный клапан нижней секции; 5 — редук­ ционный клапан верхней секции; 6 — ось ведомой шестерни; 7 — нижняя крышка; 8 — прокладки; 9 — корпус

шестерни. Остальные детали двигателя смазываются разбрызги­ ванием.

Забор масла из картера осуществляется через плавающий маслоприемник (ГАЗ-51) или через неподвижный маслоприем-

ник (ЗИЛ-164А, 3M3-53, ЗИЛ-130).

Масляный насос (рис. 22, а) двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А шестеренчатого типа состоит из корпуса, в котором помещены две шестерни: ведомая, установленная свободно на оси, и веду­ щая, закрепленная шпонкой на конце вала насоса. На другом конце вала, на шпильке, закрепляется приводная шестерня, за­ цепляющаяся с винтовой шестерней распределительного вала. Снизу корпус насоса закрывают крышкой, в которой помещен редукционный клапан.

При вращении шестерен они своими зубьями захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса к выходному отверстию

42

ла:
1 —- жиклер; 2 — ротор; 3 — ось ротора; 4 — колпак; 5 — кожух; 6 — маслоналивная гор­ ловина

(рис. 22, б). При повышении давления масла в магистрали более 4 кг/см2 отжимается редукционный клапан и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса обратно во вса­

сывающую полость,

чем

и предупреждается

даль­

нейшее

повышение

дав­

ления (рис. 22, в).

 

На

двигателях

3M3-53

и ЗИЛ-130

уста­

навливается шестеренча­ тый двухсекционный мас­ ляный насос (рис. 23). Верхняя секция подает масло в главную магист­

раль,

а

нижняя —

в фильтр

 

центробежной

очистки

 

(двигатель

3M3-53). Редукционный клапан верхней секции помещен в передней час­ ти блока с правой сто­ роны, а нижней секции —

вкорпусе насоса.

Вдвигателе ЗИЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в главную магистраль и в фильтр

центробежной очистки масла, а от нижней сек­ ции масло поступает че­ рез игольчатый кран в масляный радиатор.

Фильтр грубой очист­ ки масла двигателей ГАЗ-51, ЗИЛ-164А и ЗИ Л -130 пластинчато-ще­

левого типа служит для очистки масла от крупных механиче­ ских частиц и включается в главную магистраль последова­ тельно. При этом через него проходит все масло, подаваемое насосом в главную магистраль.

Фильтрующий элемент этого фильтра состоит из фильт­ рующих и промежуточных пластин, установленных на централь­ ном валике, и стержня с очищающими пластинками, входящими в зазор между фильтрующими пластинами. Зазор между фильт­ рующими пластинами равен 0,07—0,08 мм, и все твердые час­ тицы более этого размера задерживаются. Для поворота цент­

рального

валика для прочистки зазоров

имеется рукоятка.

В корпусе

фильтра помещен перепускной

клапан, перепускаю­

43