Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
|
Рис. 20. Схема смазки двигателя ГАЗ-51: |
|||
1 — масляный |
радиатор; 2 — кран включения |
масляного радиато |
||
ра; |
3 — предохранительный клапан; 4 — кулачок распределитель |
|||
ного |
вала; 5 — толкатель; 6 — шатун; 7 — поршень; 8 — маслоиз |
|||
мерительный |
стержень; |
9 — маслоналивная |
горловина; 10 — |
|
фильтр тонкой |
очистки |
масла; 11 — спускная |
пробка; 12 — глав |
ная магистраль; 13 — рукоятка фильтра грубой очистки; 14 — пру
жина перепускного |
клапана; |
15 — канал |
подачи масла к ко |
|
ренному подшипнику; 16 — канал цодвода |
масла к подшипнику |
|||
распределительного |
вала; |
17 — сверление в |
коленчатом валу; |
|
18 — фильтрующие |
пластины |
фильтра грубой |
очистки; 19 — пла |
|
вающий маслоприемник; 20 — сверление в |
шатунной шейке; 21 и |
22 — шестерни масляного насоса; 23 — редукционный клапан
мотеком из специальных карманов клапанной коробки по ка налам.
После смазки трущихся поверхностей масло стекает в под дон картера, снова засасывается насосом и таким образом осу ществляется непрерывная циркуляция масла.
39
Рис. |
21. Схема смазки двигателя |
|||||||
|
|
|
3M3-53: |
|
|
|
||
1 — масляный |
радиатор; 2 — кран |
|||||||
включения |
радиатора; |
3 — предо |
||||||
хранительный |
клапан; |
4 — редук |
||||||
ционный |
клапан |
верхней |
секции |
|||||
насоса; 5 — канал |
подачи |
масла к |
||||||
коромыслам; 6 — фильтр |
центро |
|||||||
бежной очистки масла; 7 — фильтр |
||||||||
наливной горловины; 8 — ось коро |
||||||||
мысел; 9 — канал |
подачи масла от |
|||||||
нижней |
секции |
насоса; 10 — канал |
||||||
подачи масла к приводу прерыва |
||||||||
теля-распределителя; |
|
11 — канал |
||||||
подачи масла к подшипнику рас |
||||||||
пределительного |
вала; |
12 — верх |
||||||
няя |
секция |
насоса; |
13 — нижняя |
|||||
секция насоса; |
14 — редукционный |
|||||||
клапан |
нижней |
секции; |
15 — ко |
|||||
ренной |
подшипник; |
16 — плаваю |
||||||
щий |
маслоприемник; 17 — сливная |
|||||||
трубка; 18 — грязеуловитель; 19 — |
||||||||
сверление в коленчатом валу; 20 — |
/8 |
распределительные шестерни |
|
О
При работе автомобиля в тяжелых |
дорожных условиях |
и при температуре окружающего воздуха |
свыше 20° С откры |
вают специальный кран, и часть масла от насоса подается в мас ляный радиатор для охлаж
дения. Охлажденное |
масло |
|
|
|
|
|||||
стекает |
обратно |
в |
поддон |
|
|
|
|
|||
картера. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Двигатель ЗИЛ-164А. |
|
|
|
|
|||||
Масло под давлением по |
|
|
|
|
||||||
ступает к коренным и ша |
|
|
|
|
||||||
тунным |
подшипникам |
ко |
|
|
|
|
||||
ленчатого вала, подшипни |
|
|
|
|
||||||
кам |
распределительного |
ва |
|
|
|
|
||||
ла, |
промежуточному |
валику |
|
|
|
|
||||
привода прерывателя-рас |
|
|
|
|
||||||
пределителя и к распреде |
|
|
|
|
||||||
лительным шестерням. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Стенки |
цилиндров, |
|
|
|
|
||||
поршневые пальцы, кулачки |
|
|
|
|
||||||
распределительного |
вала |
и |
|
|
|
|
||||
стержни |
клапанов |
смазы |
|
|
|
|
||||
ваются |
разбрызгиванием, |
|
|
|
|
|||||
а |
стержни |
толкателей — |
|
|
|
|
||||
самотеком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Двигатель 3M3-53. Под |
|
|
|
|
|||||
давлением смазываются |
ко |
|
|
|
|
|||||
ренные и шатунные подшип |
|
|
|
|
||||||
ники коленчатого вала, под |
|
|
|
|
||||||
шипники и опорный фланец |
|
|
|
|
||||||
распределительного |
вала |
и |
|
|
|
|
||||
ось |
коромысел |
клапанов. |
|
Рис. 22. Масляный насос: |
||||||
|
Зеркало |
цилиндров, |
а — детали насоса; б и в — схемы |
|||||||
поршневые пальцы, стержни |
|
работы |
|
|||||||
клапанов, толкатели |
и ку |
1 — редукционный клапан; |
2 — ведо |
|||||||
лачки |
распределительного |
мая |
шестерня; |
3 — ведущая |
шестер |
|||||
ня; |
4 — крышка |
насоса; 5 — привод |
||||||||
вала смазываются |
разбрыз |
ной вал; 6 — корпус насоса; |
7 — при |
|||||||
гиванием. |
Распределитель |
|
водная шестерня |
|
||||||
ные |
шестерни смазываются |
|
|
|
|
маслом, стекающим самотеком из фильтра центробежной очист ки масла (рис. 21).
Двигатель ЗИЛ-130. От насоса под давлением масло подает ся к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к опорным шейкам распределительного вала, опорам промежу точного валика привода прерывателя-распределителя, направ ляющим втулкам толкателей, компрессору и осям коромысел клапанов. Из осей коромысел смазываются втулки коромысел, сферические опоры штанг. Самотеком смазываются стержни клапанов и механизмы их поворота, а также распределительные
41
1
Рис. 23. Двухсекционный масляный насос двигателя ЗИЛ-130:
1 — ведущий валик; 2 — ведущая шестерня; 3 — ведомая шес терня; 4 — редукционный клапан нижней секции; 5 — редук ционный клапан верхней секции; 6 — ось ведомой шестерни; 7 — нижняя крышка; 8 — прокладки; 9 — корпус
шестерни. Остальные детали двигателя смазываются разбрызги ванием.
Забор масла из картера осуществляется через плавающий маслоприемник (ГАЗ-51) или через неподвижный маслоприем-
ник (ЗИЛ-164А, 3M3-53, ЗИЛ-130).
Масляный насос (рис. 22, а) двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А шестеренчатого типа состоит из корпуса, в котором помещены две шестерни: ведомая, установленная свободно на оси, и веду щая, закрепленная шпонкой на конце вала насоса. На другом конце вала, на шпильке, закрепляется приводная шестерня, за цепляющаяся с винтовой шестерней распределительного вала. Снизу корпус насоса закрывают крышкой, в которой помещен редукционный клапан.
При вращении шестерен они своими зубьями захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса к выходному отверстию
42
(рис. 22, б). При повышении давления масла в магистрали более 4 кг/см2 отжимается редукционный клапан и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса обратно во вса
сывающую полость, |
чем |
|
и предупреждается |
даль |
|
нейшее |
повышение |
дав |
ления (рис. 22, в). |
|
|
На |
двигателях |
|
3M3-53 |
и ЗИЛ-130 |
уста |
навливается шестеренча тый двухсекционный мас ляный насос (рис. 23). Верхняя секция подает масло в главную магист
раль, |
а |
нижняя — |
в фильтр |
|
центробежной |
очистки |
|
(двигатель |
3M3-53). Редукционный клапан верхней секции помещен в передней час ти блока с правой сто роны, а нижней секции —
вкорпусе насоса.
Вдвигателе ЗИЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в главную магистраль и в фильтр
центробежной очистки масла, а от нижней сек ции масло поступает че рез игольчатый кран в масляный радиатор.
Фильтр грубой очист ки масла двигателей ГАЗ-51, ЗИЛ-164А и ЗИ Л -130 пластинчато-ще
левого типа служит для очистки масла от крупных механиче ских частиц и включается в главную магистраль последова тельно. При этом через него проходит все масло, подаваемое насосом в главную магистраль.
Фильтрующий элемент этого фильтра состоит из фильт рующих и промежуточных пластин, установленных на централь ном валике, и стержня с очищающими пластинками, входящими в зазор между фильтрующими пластинами. Зазор между фильт рующими пластинами равен 0,07—0,08 мм, и все твердые час тицы более этого размера задерживаются. Для поворота цент
рального |
валика для прочистки зазоров |
имеется рукоятка. |
В корпусе |
фильтра помещен перепускной |
клапан, перепускаю |
43