Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ку, наружную мойку машин, наполнение воздухом пневматичес ких колес, очистку сердцевин радиаторов и обдувку деталей машин сжатым воздухом, замену отдельных узлов и агрегатов весом до 1 т (с помощью подъемного устройства), распрессовку, запрессовку, правку и гибку деталей с усилием до 10 т, разборку и сборку отдельных узлов и агрегатов, прослушивание двигате лей, измерение величины компрессии (давления сжатия) в ци линдрах двигателей, измерение числа оборотов вращающихся валов, удаление сломанных болтов, шпилек и т. д.
Электросиловая установка мастерской состоит из генера тора с приводом от двигателя автомобиля, регулятора, поддер
живающего постоянные обороты двигателя (1500 об/мин) |
и бло |
кировочного устройства для автоматической остановки |
двига |
теля в случае превышения числа оборотов генератора |
свыше |
установленных. Электросиловая установка предназначена для питания током напряжением 220 В электрифицированного ин струмента, насосной установки электромеханического солидолонагнетателя, электровулканизационного аппарата и др.
В о й с к о в а я а в т о м о б и л ь н а я р е м о н т н о - э к с п л у а т а ц и о н н а я м а с т е р с к а я (ВАРЭМ) (рис. 154) монтиру ется в кузове-фургоне автомобиля. Мастерская имеет необходи мый инструмент, приспособления, парко-гаражное и ремонтное оборудование, запасные части.
В мастерской находятся специализированные комплекты ин струментов и приспособлений для слесаря, карбюраторщика (ре гулировщика), электрика, смазчика, сварщика, медника-жестян- щика, кузнеца, вулканизаторщика, маляра, столяра, обойщика, слесаря-монтажника, автомеханика. Электросиловая установка мастерской представляет собой бензоэлектрический агрегат АБ-4-Т/230, состоящий из карбюраторного двигателя, генератора переменного тока, понижающего трансформатора, селенового выпрямителя и распределительного щита. При работе агрегат располагают вне кузова-фургона. При развертывании мастерской необходимое оборудование для технического обслуживания и ре монта автомобилей выносят и размещают на площадке.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ГАРАЖНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Проводимые мероприятия по содержанию помещений авто парка (гаража) должны обеспечить:
— естественную освещенность не менее 1 : 8 (отношение об щей площади окон к площади пола) и искусственную освещен ность не менее 35 люксов (10 Вт на м2 пола);
258
—чистоту воздуха во всех помещениях, где имеются выде ления вредных газов, паров, бензина, пыли;
—чистоту помещений, рабочих мест, свободный доступ к каждому рабочему месту и свободный независимый выезд авто мобилей;
—безопасность выполнения всех работ, предусмотренных
техническим обслуживанием и текущим ремонтом.
Автомобили в помещении и на открытых стоянках расста навливают в соответствии с установленными нормами, чтобы к каждому автомобилю был свободный доступ. Проходы, ворота и выезды нельзя загромождать, должен быть свободный, неза висимый выезд автомобилей. В помещении гаража не разреша ется хранить предметы, не входящие в оборудование данного помещения, кроме того, должна хорошо работать система вен тиляции.
Вместах стоянки и помещениях для технического обслу живания и ремонта запрещается:
—пользоваться открытым огнем и производить работы с переносными кузнечными горнами, паяльными лампами,и пере носными сварочными аппаратами;
—держать открытыми горловины топливных баков;
—мыть или протирать бензином кузов, детали, агрегаты, а также мыть руки и чистить одежду бензином;
—хранить топливо вне баков автомобилей.
Впомещениях, осмотровых канавах убирать мусор, отходы
ит. п. следует по окончании работы каждой смены и после вы хода автомобилей на линию.
Пролитое масло и топливо нужно немедленно убирать при помощи песка и опилок, собираемых в металлические ящики с крышками. Промасленные концы и тряпки надо складывать в металлические ящики и удалять в конце рабочего дня.
Все приборы, работающие под давлением (баллоны с. газа ми, компрессоры, вулканизационные аппараты и т. п.), необхо димо устанавливать в специальных помещениях или они долж ны иметь ограждения. Осмотровые канавы и эстакады нужно снабжать ребордами, предохраняющими от падения автомобиля при въезде и выезде с поста обслуживания.
Для предупреждения несчастных случаев от наездов авто мобилей на людей на территории автотранспортного предприя тия устанавливают строгий и определенный порядок движения автомобилей:
—направление движения, запрещенные и разрешенные по вороты, остановки, разрешенные скорости движения, а также въезды и выезды обозначаются стандартными дорожными
знаками;
—не разрешается вождение автомобиля лицам, не имею щим удостоверения на право управления автомобилем;
—не допускается проезд людей на крыльях, подножках й предохранительных буферах автомобиля;
9* |
259 |
— не разрешается обгонять движущиеся автомобили и бук сировать автомобили с целью пуска двигателя.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей выполня ют в предназначенных для этого местах (постах). Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте сводятся в первую очередь к правильной организации рабочего места, а также к оснащению его приспособлениями и инструмен тами, обеспечивающими безопасную работу.
Каждый водитель может принимать участие в техническом обслуживании и ремонте автомобиля только после инструктажа о безопасных приемах труда.
Пуск двигателя разрешается только для передвижения и ре гулировки двигателя или тормозов. При вывешивании автомоби ля на домкраты, тали и другие подъемные механизмы запре щается производить работы без козелков и упоров.
Снимать и перемещать тяжелые агрегаты и части автомоби ля следует только с помощью специальных приспособлений. Ка тегорически запрещается снимать, ставить и перевозить агрега ты с помощью канатов, ломов и т. п. Все агрегаты (двигатели, коробки передач, мосты) перед снятием нужно освободить от смазки, а радиаторы — от воды.
Проверять и испытывать тормоза необходимо на специаль ных площадках.
При обслуживании автомобиля на тупиковых постах надо вывешивать на рулевом колесе дощечку с надписью о запреще нии пуска двигателя. Автомобиль должен быть заторможен руч ным тормозом и включением первой передачи.
При осмотре автомобиля нужно применять безопасные пере носные электролампы с предохранительными сетками. В сухом помещении допускается напряжение 36 В, в сырых 12 В.
Инструменты должны быть исправными. Не допускается использование ключей с изношенными гранями и не соответст вующих размерам гаек, а также применение рычагов для увели чения плеча гаечных ключей, зубила и молотка — для отверты вания и завертывания гаек. Выпрессовку втулок, подшипников
идругих деталей надо производить только при помощи прессов
испециальных съемников.
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЭТИЛИРОВАННЫМ БЕНЗИНОМ И АНТИФРИЗОМ
Этилированный бензин — ядовит. Все лица, работающие с этилированным бензином, должны систематически проходить медицинский осмотр (через каждые шесть месяцев), вводный
260
инструктаж и инструктаж непосредственно на рабочем месте. Инструктаж необходимо повторять через каждые три месяца и подтверждать документами. К работе с этилированным бензином допускаются только лица, достигшие 18 лет.
Этилированный бензин можно использовать только как топ ливо для двигателей. Не разрешается его применять для мойки деталей, мытья рук, чистки одежды.
Для перевозки и хранения этилированного бензина применя ют отдельную тару. Тара и заправочный инвентарь должны иметь надпись «Этилированный бензин — ядовит». Запрещается перевозить его в стеклянной посуде в кузовах автомобилей, в автобусах, в кабинах грузовых автомобилей совместно с пище выми продуктами и промышленными товарами.
В автомобиле, имеющем топливный бак, помещенный в ка бине водителя, горловина бака должна быть выведена наружу. Запрещается засасывать бензин ртом в шланг и продувать ртом топливопроводы. Нельзя допускать разлива и разбрызгивания этилированного бензина. Для удаления пролитого бензина при меняют ветошь, опилки, сухой песок, кашицу хлорной извести (1:4) и теплую воду. Металлические части промывают ке росином.
Участки кожи, облитые бензином, обмывают керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой обязательно моют ру ки. Работать с этилированным бензином разрешается только в спецодежде и резиновых перчатках. Спецодежда должна хра ниться отдельно.
Антифриз опасен для жизни человека. Эта ядовитая жид кость при попадании внутрь организма может вызвать тяжелое отравление.
На всей таре, в которой хранится и перевозится антифриз, наносится несмываемой краской надпись «Яд». Антифриз из раз даточных колонок выдают только непосредственно в систему охлаждения двигателя. Переливать антифриз при помощи шлан га путем засасывания ртом категорически запрещается. Пере ливать антифриз можно только насосом, специально выделенным для этого. Тара, в которой перевозят антифриз, а также порож няя тара из-под антифриза должны быть опломбированы.
После каждой операции, связанной с антифризом, нужно тщательно мыть руки водой с мылом. При случайном заглаты вании антифриза пострадавший должен быть немедленно до ставлен в лечебное учреждение.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ С АККУМУЛЯТОРНЫМИ БАТАРЕЯМИ, ПРИ МОНТАЖЕ ИЛИ ДЕМОНТАЖЕ ШИН
Ремонт и зарядка аккумуляторных батарей должны произ водиться в отдельных изолированных помещениях. Помещение для зарядки должно быть оборудовано приточно-вытяжной вен-, тиляцией.
261