Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ку, наружную мойку машин, наполнение воздухом пневматичес­ ких колес, очистку сердцевин радиаторов и обдувку деталей машин сжатым воздухом, замену отдельных узлов и агрегатов весом до 1 т (с помощью подъемного устройства), распрессовку, запрессовку, правку и гибку деталей с усилием до 10 т, разборку и сборку отдельных узлов и агрегатов, прослушивание двигате­ лей, измерение величины компрессии (давления сжатия) в ци­ линдрах двигателей, измерение числа оборотов вращающихся валов, удаление сломанных болтов, шпилек и т. д.

Электросиловая установка мастерской состоит из генера­ тора с приводом от двигателя автомобиля, регулятора, поддер­

живающего постоянные обороты двигателя (1500 об/мин)

и бло­

кировочного устройства для автоматической остановки

двига­

теля в случае превышения числа оборотов генератора

свыше

установленных. Электросиловая установка предназначена для питания током напряжением 220 В электрифицированного ин­ струмента, насосной установки электромеханического солидолонагнетателя, электровулканизационного аппарата и др.

В о й с к о в а я а в т о м о б и л ь н а я р е м о н т н о - э к с п л у а ­ т а ц и о н н а я м а с т е р с к а я (ВАРЭМ) (рис. 154) монтиру­ ется в кузове-фургоне автомобиля. Мастерская имеет необходи­ мый инструмент, приспособления, парко-гаражное и ремонтное оборудование, запасные части.

В мастерской находятся специализированные комплекты ин­ струментов и приспособлений для слесаря, карбюраторщика (ре­ гулировщика), электрика, смазчика, сварщика, медника-жестян- щика, кузнеца, вулканизаторщика, маляра, столяра, обойщика, слесаря-монтажника, автомеханика. Электросиловая установка мастерской представляет собой бензоэлектрический агрегат АБ-4-Т/230, состоящий из карбюраторного двигателя, генератора переменного тока, понижающего трансформатора, селенового выпрямителя и распределительного щита. При работе агрегат располагают вне кузова-фургона. При развертывании мастерской необходимое оборудование для технического обслуживания и ре­ монта автомобилей выносят и размещают на площадке.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ГАРАЖНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Проводимые мероприятия по содержанию помещений авто­ парка (гаража) должны обеспечить:

— естественную освещенность не менее 1 : 8 (отношение об­ щей площади окон к площади пола) и искусственную освещен­ ность не менее 35 люксов (10 Вт на м2 пола);

258


чистоту воздуха во всех помещениях, где имеются выде­ ления вредных газов, паров, бензина, пыли;

чистоту помещений, рабочих мест, свободный доступ к каждому рабочему месту и свободный независимый выезд авто­ мобилей;

безопасность выполнения всех работ, предусмотренных

техническим обслуживанием и текущим ремонтом.

Автомобили в помещении и на открытых стоянках расста­ навливают в соответствии с установленными нормами, чтобы к каждому автомобилю был свободный доступ. Проходы, ворота и выезды нельзя загромождать, должен быть свободный, неза­ висимый выезд автомобилей. В помещении гаража не разреша­ ется хранить предметы, не входящие в оборудование данного помещения, кроме того, должна хорошо работать система вен­ тиляции.

Вместах стоянки и помещениях для технического обслу­ живания и ремонта запрещается:

пользоваться открытым огнем и производить работы с переносными кузнечными горнами, паяльными лампами,и пере­ носными сварочными аппаратами;

держать открытыми горловины топливных баков;

мыть или протирать бензином кузов, детали, агрегаты, а также мыть руки и чистить одежду бензином;

хранить топливо вне баков автомобилей.

Впомещениях, осмотровых канавах убирать мусор, отходы

ит. п. следует по окончании работы каждой смены и после вы­ хода автомобилей на линию.

Пролитое масло и топливо нужно немедленно убирать при помощи песка и опилок, собираемых в металлические ящики с крышками. Промасленные концы и тряпки надо складывать в металлические ящики и удалять в конце рабочего дня.

Все приборы, работающие под давлением (баллоны с. газа­ ми, компрессоры, вулканизационные аппараты и т. п.), необхо­ димо устанавливать в специальных помещениях или они долж­ ны иметь ограждения. Осмотровые канавы и эстакады нужно снабжать ребордами, предохраняющими от падения автомобиля при въезде и выезде с поста обслуживания.

Для предупреждения несчастных случаев от наездов авто­ мобилей на людей на территории автотранспортного предприя­ тия устанавливают строгий и определенный порядок движения автомобилей:

направление движения, запрещенные и разрешенные по­ вороты, остановки, разрешенные скорости движения, а также въезды и выезды обозначаются стандартными дорожными

знаками;

не разрешается вождение автомобиля лицам, не имею­ щим удостоверения на право управления автомобилем;

не допускается проезд людей на крыльях, подножках й предохранительных буферах автомобиля;

9*

259


— не разрешается обгонять движущиеся автомобили и бук­ сировать автомобили с целью пуска двигателя.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей выполня­ ют в предназначенных для этого местах (постах). Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте сводятся в первую очередь к правильной организации рабочего места, а также к оснащению его приспособлениями и инструмен­ тами, обеспечивающими безопасную работу.

Каждый водитель может принимать участие в техническом обслуживании и ремонте автомобиля только после инструктажа о безопасных приемах труда.

Пуск двигателя разрешается только для передвижения и ре­ гулировки двигателя или тормозов. При вывешивании автомоби­ ля на домкраты, тали и другие подъемные механизмы запре­ щается производить работы без козелков и упоров.

Снимать и перемещать тяжелые агрегаты и части автомоби­ ля следует только с помощью специальных приспособлений. Ка­ тегорически запрещается снимать, ставить и перевозить агрега­ ты с помощью канатов, ломов и т. п. Все агрегаты (двигатели, коробки передач, мосты) перед снятием нужно освободить от смазки, а радиаторы — от воды.

Проверять и испытывать тормоза необходимо на специаль­ ных площадках.

При обслуживании автомобиля на тупиковых постах надо вывешивать на рулевом колесе дощечку с надписью о запреще­ нии пуска двигателя. Автомобиль должен быть заторможен руч­ ным тормозом и включением первой передачи.

При осмотре автомобиля нужно применять безопасные пере­ носные электролампы с предохранительными сетками. В сухом помещении допускается напряжение 36 В, в сырых 12 В.

Инструменты должны быть исправными. Не допускается использование ключей с изношенными гранями и не соответст­ вующих размерам гаек, а также применение рычагов для увели­ чения плеча гаечных ключей, зубила и молотка — для отверты­ вания и завертывания гаек. Выпрессовку втулок, подшипников

идругих деталей надо производить только при помощи прессов

испециальных съемников.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЭТИЛИРОВАННЫМ БЕНЗИНОМ И АНТИФРИЗОМ

Этилированный бензин — ядовит. Все лица, работающие с этилированным бензином, должны систематически проходить медицинский осмотр (через каждые шесть месяцев), вводный

260



инструктаж и инструктаж непосредственно на рабочем месте. Инструктаж необходимо повторять через каждые три месяца и подтверждать документами. К работе с этилированным бензином допускаются только лица, достигшие 18 лет.

Этилированный бензин можно использовать только как топ­ ливо для двигателей. Не разрешается его применять для мойки деталей, мытья рук, чистки одежды.

Для перевозки и хранения этилированного бензина применя­ ют отдельную тару. Тара и заправочный инвентарь должны иметь надпись «Этилированный бензин — ядовит». Запрещается перевозить его в стеклянной посуде в кузовах автомобилей, в автобусах, в кабинах грузовых автомобилей совместно с пище­ выми продуктами и промышленными товарами.

В автомобиле, имеющем топливный бак, помещенный в ка­ бине водителя, горловина бака должна быть выведена наружу. Запрещается засасывать бензин ртом в шланг и продувать ртом топливопроводы. Нельзя допускать разлива и разбрызгивания этилированного бензина. Для удаления пролитого бензина при­ меняют ветошь, опилки, сухой песок, кашицу хлорной извести (1:4) и теплую воду. Металлические части промывают ке­ росином.

Участки кожи, облитые бензином, обмывают керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой обязательно моют ру­ ки. Работать с этилированным бензином разрешается только в спецодежде и резиновых перчатках. Спецодежда должна хра­ ниться отдельно.

Антифриз опасен для жизни человека. Эта ядовитая жид­ кость при попадании внутрь организма может вызвать тяжелое отравление.

На всей таре, в которой хранится и перевозится антифриз, наносится несмываемой краской надпись «Яд». Антифриз из раз­ даточных колонок выдают только непосредственно в систему охлаждения двигателя. Переливать антифриз при помощи шлан­ га путем засасывания ртом категорически запрещается. Пере­ ливать антифриз можно только насосом, специально выделенным для этого. Тара, в которой перевозят антифриз, а также порож­ няя тара из-под антифриза должны быть опломбированы.

После каждой операции, связанной с антифризом, нужно тщательно мыть руки водой с мылом. При случайном заглаты­ вании антифриза пострадавший должен быть немедленно до­ ставлен в лечебное учреждение.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ С АККУМУЛЯТОРНЫМИ БАТАРЕЯМИ, ПРИ МОНТАЖЕ ИЛИ ДЕМОНТАЖЕ ШИН

Ремонт и зарядка аккумуляторных батарей должны произ­ водиться в отдельных изолированных помещениях. Помещение для зарядки должно быть оборудовано приточно-вытяжной вен-, тиляцией.

261