Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Таким образом, при большом N ближенное равенство
п (At) a* (t) = ~NAf
ималом At выполняется при
а (О-
Отсюда следует, что произведение Na {t) характеризует собой число элементов, отказавших в единицу времени после момента t, из общего числа элементов N.
Интенсивность отказов X (t) представляет собой плотность услов ной вероятности отказа в момент t при условии, что до этого момента времени отказа не было.
. Обозначим Р (t, ty) вероятность того, что элемент, проработав ' безотказно до момента t, не откажет и в интервале (t, ty), полагая при этом, что ty > t.
Если А — событие, заключающееся в исправной работе элемента
в интервале (0, |
t), В — событие, обозначающее безотказную работу |
||
в интервале (t, |
ty), то вероятность Р (t, ty) есть условная вероятность |
||
|
P ( t , t J = P{BlA\ = |
Р{АВ} _ |
Р((у) |
|
Р{А} |
P(t) ■ |
Теперь можно найти и вероятность Q (t, ty) отказа в промежутке
(t, ty) при условии, |
что его не было до момента t |
|
Q(t, |
t y ) = l - P ( t , tJ = P(t)- * (tl). |
|
Положив t v = |
t + At, в соответствии с определением интенсив |
|
ности отказов X |
(t), |
будем иметь |
X (t) = lim Q(t, t + AQ |
= lim |
|
Д<->0 |
дt |
At^-0 |
Кроме того, в силу (3.3) и (3.4),
Р' (О 4 0 = — Pit)
P(t) — P(t + At)
P (t) At
Q' jt) |
a it) |
Pit) |
Pit) ’ |
P' (0 |
(3.6) |
|
Pit) ' |
||
|
||
|
(3.7) |
Разрешая (3.6) относительно вероятности безотказной работы,
находим за t
_ Г X(т) dx
P(t) = e
t
f А, (т) dx
Q(t) = 1 - е
t
f X(x) dx
a(t) = X ( t ) P { t ) = X(t)e
101
Покажем теперь, что Я (t) на основании опыта эксплуатации может быть приближенно оценена по формуле
|
|
я (о |
п (ДО |
' |
|
|
|
(N — n(t)) М |
|
||
|
|
|
|
||
Действительно, при большом N и малом At |
|
||||
|
|
|
|
п (t + ДО — п (О |
|
Я(0 = |
Р' (0 _ P ( 0 - P ( f + AQ |
|
N |
||
Р(0 |
|
дгр (о |
дt |
N — и (О |
|
|
|
|
|
N |
|
|
|
|
|
|
п (ДО
(N — n(t)) At '
Отметим здесь также, что в силу (3.6) вероятность отказа в интер
вале^, t-\- At) при условии, что его не было до момента t, |
сточностью |
до бесконечно малых высшего порядка по сравнению |
с A t равна |
Я (t) At. |
|
Среднее время безотказной работы Т представляет собой матема тическое ожидание времени безотказной работы и является наиболее наглядной характеристикой безотказности. В соответствии с приве
денным определением |
|
T = M{x] — \ t a (t) dt, |
|
О |
|
Вычисляя этот интеграл по частям, можно показать, |
что |
с о |
|
T = \ P { t ) d t . |
(3.8) |
о |
|
Таким образом, среднее время безотказной работы оказывается чи сленно равным площади под кривой вероятности безотказной работы. Статистической оценкой величины Т, как и всякого математического ожидания, является среднее арифметическое, т. е.
|
N |
|
'г* |
S |
Х1 |
i==1 |
||
1 |
~ |
N ’ |
где т, — время работы до отказа t'-ro элемента. |
||
Дисперсия времени безотказной |
работы а 2 представляет собой |
математическое ожидание квадрата отклонения случайной величины т от своего математического ожидания:
о2 = D [т] = М [(т — Г)2] = М [т]2 — (М [т])2 =
СО |
СО |
|
= \ t 2a (t) dt — Тг = |
2 JtP (t) dt — T K |
(3.9) |
о |
о |
|
102
Статистической оценкой дисперсий времени безотказной работы является величина
N
£ ( t i - T * r o** = D*{т] = t=\ _ {-----
Отметим также, что часто наряду с дисперсией а 2, как характе ристикой рассеяния случайной величины т возле своего математи ческого ожидания, пользуются среднеквадратическим уклонением
ст - ]/£) [т].
Выше приведены общие выражения для количественных характе ристик безотказности и указаны связи между ними. Вид конкретных, расчетных формул для этих величин зависит от характера закона распределения случайной величины т, который, в свою очередь, определяется закономерностями возникновения отказов, т. е. при чинами, их вызывающими.
§11. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
Судовая энергетическая установка является восстанавливаемой системой, т. е. ее элементы после наступления отказа ремонтируются или заменяются и продолжают работу. Поэтому при исследовании вопросов надежности СЭУ наряду со случайным событием, опреде ленным выше как отказ, необходимо рассмотреть другое случайное событие — восстановление после отказа. Этому событию соответ ствует случайная величина тв — время восстановления. Оно склады вается из времени отыскания отказа и времени его устранения.
Для характеристики случайной величины тв используют пока затели, аналогичные рассмотренным выше для времени безотказной работы, поэтому рассмотрим их менее подробно, чем в предыдущем случае.
Вероятность восстановления
R(t) = P{xB< t \ . |
(3.10) |
Из выражения (3.10) видно, что R (t) является функцией распре делений случайной величины тв.
Вероятность невосстановления
G(t) = P{xB> t } = l - R ( t ) .
Частота восстановления г (t) есть плотность распределения случайной величины тв, т. е.
r (t) = R ' (t) = — G' ( t) .
103
Отсюда
t
G (t) = 1— Jr ( t ) dx.
о
Произведение r (t) At с точностью до бесконечно малых высшего порядка по сравнению с At есть вероятность окончания восстановле ния в интервале времени At.
Интенсивность восстановления [х (/) есть плотность условной ве
роятности окончания восстановления в момент t при условии, |
что оно |
||
не было закончено до этого момента. Аналогично (3.6) и (3.7) |
имеем |
||
G'(t) |
R'(t) |
r (t) |
|
G(t) |
G(t) |
G |
|
и, кроме того, |
i |
|
|
|
|
|
|
— I fx (t ) dx |
|
||
G(t) = e |
® |
|
|
|
t |
|
|
|
- | H (1) dx |
|
|
R ( t ) = 1 - e |
6 |
|
|
Отметим также, что вероятность |
окончания восстановления |
в интервале At при условии, что оно не было закончено до этого вре мени с точностью до бесконечно малых высшего порядка равна
(х (t) At.
Среднее время восстановления Тв представляет собой математи ческое ожидание времени восстановления:
СО |
с о |
|
ТЬ= М [тв] = | |
tr(t)dt = \ G(t)dt. |
(3.11) |
оо
Дисперсия времени восстановления о2в характеризует собой откло
нение продолжительности восстановления тв от своего среднего зна чения Тв:
с о
ol — D [тв] = М [тв — Тв]2 = 2 JЮ(0 dt — Т\.
о
Выше рассмотрены характеристики случайной величины тв, которые являются основными характеристиками ремонтопригод ности.
Остановимся теперь на некоторых, наиболее важных, особенно стях ремонтопригодности СЭУ.
Ранее все отказы по характеру их устранения мы подразделили на две группы: устранимые и неустранимые в ' эксплуатацион
104
ных условиях. Указанное следует учитывать при расчете ремонто пригодности СЭУ. Для этого необходимо ввести в рассмотрение две случайные величины: тв л — время восстановления силами личного состава и тв 3 — восстановление с использованием средств завода и определять приведенные характеристики ремонтопригодности по отношению к каждой из этих величин.
Для поддержания должного уровня надежности СЭУ в процессе ее эксплуатации широко используют плановое техническое обслужи вание элементов. Продолжительность этих работ тв п также ха рактеризует ремонтопригодность установки и зачастую оказывает значительное влияние на технико-экономические показатели судна в целом.
Немаловажное значение имеют необходимость различать собст венно ремонтопригодность элемента, его ремонтопригодность в уста новке и, наконец, ремонтопригодность в технологически связанном комплексе элементов [8].
Ремонтопригодность элемента в составе установки характери зуется объемом и продолжительностью сопутствующих работ, свя
занных, например, с необходимостью демонтажа |
других элементов |
и их узлов. |
которые подвер |
Ремонтопригодность комплекса элементов, |
гаются ремонтным работам одновременно, оценивается путем рас пределения сопутствующих работ на весь технологически связанный комплекс. Продолжительность и трудоемкость сопутствующих работ может оказаться весьма значительной при неудачно выполненном расположении элементов, затрудненном доступе к узлам и деталям, подлежащим ремонту. Примером, характеризующим возможный объем сопутствующих работ, может служить выгрузка крышки цилиндров двигателя массой 900 кг, для чего необходимо демонти ровать в шахте светового люка пять площадок, две цистерны, 30 м вентиляционных труб, часть выпускного трубопровода, арматуру ути лизационного котла [87].
Особенности процесса восстановления делают необходимым для их учета введение ряда величин, кроме указанных выше. В соответ
ствии с работами [8, 28, 36, 42, 68] |
приведем |
основные из |
|
них. |
|
|
|
Коэффициент ремонтной технологичности Кр, равный частному |
|||
от деления затрат на устранение отказов |
За на сумму этих затрат |
||
с затратами на сопутствующие работы З с\ |
|
|
|
Кп |
з0 + Зс |
|
|
|
|
|
|
Коэффициент технического использования КТ, равный |
отношению |
наработки tHза некоторый период эксплуатации к сумме этой нара ботки, времени технического обслуживания t0 и ремонтов tp\
Кт=
4" Iq
1 0 5
Коэффициент использования kH, равный отношению наработки за некоторый период эксплуатации к сумме этой наработки, времени механического обслуживания и ремонтов, а также времени плановых и внеплановых простоев организационного и эксплуатационного характера:
К — ---------------------
tn + t o + h + tn
Отметим, что указанные коэффициенты являются функциями вре мени эксплуатации.
Разность К, — /Си характеризует степень совершенства ор ганизации эксплуатации; она зависит от укомплектованности машинной команды, ее квалификации, характера обеспечен ности запасными частями, возможностей ремонтных баз, специфики эксплуатации и т. п. Что же касается численных значений коэффи циентов Кг и Кю то для основных серий отечественных судов они лежат в пределах 0,87—0,95 [28]. По данным указанной работы, приблизительно 20% ремонтного времени (особенно в первые годы эксплуатации) расходуется на устранение конструктивно-техноло гических недостатков, на гарантийные и аварийные ремонты. Остав шиеся 80% времени затрачиваются на ремонты планового характера. Удельный вес этих работ становится доминирующим через три-че тыре года службы судна.
Кроме перечисленных показателей, в качестве количественных характеристик ремонтопригодности могут быть использованы сред негодовая трудоемкость технического обслуживания; среднегодовая продолжительность заводского ремонта; доля сопутствующих работ в общем объеме ремонта; средние удельные (отнесенные к данному периоду эксплуатации) простоивследствие устранения отказов, технического обслуживания и ремонтов; средняя удельная трудо емкость устранения отказов, технического обслуживания, ремонтов; средняя удельная стоимость устранения отказов, технического обслу живания, ремонтов.
Итак, ремонтопригодность характеризуется целым рядом вели чин, что объясняется сложностью этого понятия и трудностями его моделирования.
§12. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛГОВЕЧНОСТИ И КОМПЛЕКСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ
Характеристики долговечности. Ранее долговечность СЭУ была определена как свойство последней сохранять работоспособность до предельного состояния. Поэтому остановимся прежде всего на не которых вопросах, связанных с этим состоянием. Оно может дости гаться вследствие различных причин, к основным из которых можно отнести физический износ, определяемый прочностью и износостой костью материалов, моральный износ, являющийся результатом научно-технического прогресса, безопасность эксплуатации и эко номические соображения. При существующей ремонтной технике
106