Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
работоспособность установки можно восстанавливать теоретически сколь угодно долго,,обеспечивая продолжение эксплуатации судна с необходимым уровнем безопасности. Что же касается экономических соображений, то они являются наиболее общими, так как должны учесть не только увеличение себестоимости эксплуатации вследствие износа, старения и т. п., но и фактор морального износа, фактор времени. Следовательно, под предельным состоянием энергетической установки транспортного судна будем понимать такое состояние, после наступления которого дальнейшая эксплуатация нецелесо образна по экономическим соображениям. Количественная оценка времени наступления этого состояния рассмотрена в гл. VII, здесь же приведены лишь необходимые качественные обоснования.
Если ранее под отказом СЭУ понимался отказ любого из ее эле ментов, а под восстановлением — восстановление отказавшего элемента, то достижение каким-либо одним или даже несколькими элементами установки предельного состояния далеко не всегда можно считать предельным состоянием СЭУ в целом. Действительно, наработка многих вспомогательных механизмов до замены лежит в пределах 8— 15 тыс. ч, тогда как главные двигатели часто работают только до капитального ремонта 50—80 тыс. ч и более.
Таким образом, предельное состояние установки не является предельным состоянием какого-либо из ее элементов, а определяется по совокупности состоянием каждого из них. Стоимость замены отдельных элементов, ремонтные затраты, увеличение расхода рабо чих сред, ухудшение эксплуатационных показателей — все эти фак торы, зависящие от продолжительности эксплуатации установки, влияют на себестоимость эксплуатации СЭУ, достижение которой некоторой величины и определит наступление предельного состоя ния.
Чрезвычайно быстрый рост водоизмещений судов, появление но вых типов судов свидетельствует о значительном влиянии фактора морального износа на ЭУ и суда в целом. Это, в первую очередь, предъявляет определенные требования к энергетической установке, а именно к выбору ее типа и основных параметров, определяющих ее работоспособность. Еще несколько лет назад основу выбора со ставляли такие показатели, как удельный расход и сорт сжигаемого топлива. В настоящее время в связи с изменившимися условиями эко. плуатации современных судов (сокращение продолжительности стоянок в портах под погрузкой и выгрузкой, более длительный эксплуатационный период, сокращение численности обслуживаю щего персонала, введение комплексной автоматизации), а также в связи с ростом числа эксплуатируемых судов, что приводит к зна чительному дефициту в обеспечении заводским ремонтом, на первое место при выборе типа установки выдвигаются вопросы надежности. Так, специалисты одной из американских фирм, заказавшей четыре контейнеровоза с ГТУ, объяснили свой выбор высоким уровнем ремонтопригодности установки [104]. Например, замена главной га
зовой турбины, ресурс которой составляет |
10 000 ч, производится |
за 24 ч, в то время как для капитального |
ремонта главного мало |
107
оборотного Двигателя внутреннего сгорания требуется иногда за водскойремонт, продолжающийся несколько месяцев.
Таким образом, долговечность, как составляющее свойство на дежности, самым тесным образом связана с экономической эффектив ностью рассматриваемых объектов. ,
Большинство работ, посвященных теории и практике надежности изделий различного назначения, рассматривают лишь вопросы без
отказности. |
Вопросы |
ремонтопригодности |
обычно |
лишь |
затраги |
|||||||
ваются, |
а вопросы долговечности не освещаются вовсе. Вместе с тем |
|||||||||||
эти |
вопросы |
являются |
тесно |
связанными |
и |
именно |
экономика |
|||||
надежности призвана |
связать их в единое целое; именно соотноше |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ние затрат и экономического эф |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
фекта, как функция времени экс |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
плуатации, позволит не только |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
объединить эти свойства, но и |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
определить |
оптимальные |
количе |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ственные соотношения между ними. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Случайным событием при,рас |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
смотрении |
характеристик |
долго |
|||
|
|
|
|
|
|
|
вечности является |
работа |
СЭУ до |
|||
Р и с . |
2 9 . Х |
а р а |
к т е р |
з а в и с и м |
о с т и |
к о э ф |
предельного состояния. |
Как было |
||||
ф и |
ц и е н т а |
г о |
т о в н о с т и о т |
в р е м е н и . |
показано, это событие |
зависит от |
||||||
целый ряд случайных величин: |
многих факторов, с ним связывают |
|||||||||||
срок службы, |
гарантийную нара |
ботку и срок гарантии, ресурс и срок службы до первого капиталь ного ремонта, гамма-процентный ресурс, т. е. ресурс, который имеют и превышают у-процентов рассматриваемых изделий и др. [68]. Важнейший из указанных величин является срок службы тс. Он может быть представлен в виде суммы двух случайных величин: времени эксплуатации т' и продолжительности внеэксплуатационного периода т". Время эксплуатации т' (ресурс установки), в свою очередь, является суммой
к
Т = Е Т‘>
(=1
где х\ — продолжительность работы установки на i-м режиме.
Комплексные характеристики надежности. Кроме характеристик безотказности, ремонтопригодности и долговечности, в практике расчетов используют также комплексные характеристики надежно сти, которые оценивают как безотказность, так и ремонтопригодность. Рассмотрим основные из них.
Коэффициент готовности k (i) представляет собой вероятность застать установку в произвольный момент времени t в исправном состоянии.
Возьмем два момента времени tx и t2, близкие один к другому и началу эксплуатации (рис. 29). Вероятность осуществления в про межутках (0, tj) и (0, tz) нескольких отказов и восстановлений мала по сравнению с вероятностью одного события. Поэтому в точках П и t2 мы застанем установку в исправном состоянии или состоянии
1 0 8
восстановления после первого отказа, Причем очевидно, что Вероятность исправного состояния будет больше в точке t x по сравнению с t %, т. е. k (^) > k (t2).
Возьмем теперь точки t3 и |
близкие одна к другой, |
но далекие |
от начала эксплуатации. Как до момента ts, так и до |
произошло |
уже много отказов и восстановлений, что устранило разницу между ними [имеется в виду величина k (t) ], т. е. естественно предположить, что коэффициенты готовности в этих точках примерно равны. Тогда характер изменения величины k (t), соответствующий таким чисто качественным рассуждениям, имеет вид, представленный на рис. 29. Из рис. 29 видно, что в начале коэффициент готовности падает, за тем его значение устанавливается и практически перестает зависеть от времени.
Определим это установившееся конечное значение k (t) в виде
lim k (t) = |
;Г |
. |
(3.12) |
/ - > СО |
■* * |
■* В |
|
Выражение (3.12) показывает, |
что |
независящим |
от времени |
пределом, к которому стремится величина k (t), является отношение среднего времени безотказной работы к сумме этой величины и сред него времени восстановления. Коэффициент готовности характери зуя как безотказность, так и ремонтопригодность установки, яв ляется весьма важным показателем ее надежности.
Среднее число отказов или восстановлений Н (t) или # в (/) пред ставляет собой математическое ожидание числа отказов или восста новлений соответственно за время t. Как и при рассмотрении коэф фициента готовности, нас будут интересовать эти величины за доста точно большой промежуток времени. Поскольку число оказов v (t)
и восстановлений vB(/) асимптотически ведут себя |
одинаково, рас |
|||
смотрим только среднее |
значение одной из этих |
величин — л>(О- |
||
Если через %\ и т) |
обозначить время между i — 1 и i-м отказами |
|||
и продолжительность |
/-го |
восстановления соответственно, то дроби |
||
т ,+ т 2 + •• |
хп „ х1 + х2 + |
+ Тп при « —>оо имеют пределы Т и Тв |
||
|
соответственно, т. е. средняя продолжительность цикла (промежуток
времени между двумя соседними |
отказами) равна Т + Тъ. Тогда |
lim Я (t) = |
1 " Г ' в |
(-►со |
Выше приведены общие зависимости для количественных характе ристик надежности СЭУ и указаны связи между ними. Конкретный вид этих показателей зависит от закона распределения времени без отказной работы и продолжительности восстановления.
Как показано, надежность СЭУ количественно оценивается це лым рядом характеристик, так как случайная величина не может быть определена каким-либо одним числом. Однако использование ряда характеристик определяет возможность неоднозначности в ре шении некоторых вопросов надежности. Примеры такого рода при
109
ведены^в ряде публикаций (см. например, [52]), указаны они и при дальнейшем изложении в настоящей работе.
В некоторых случаях выход ищут путем выбора из многообра зия количественных характеристик надежности наиболее важных, определяющих работоспособность изделия с учетом реальных усло вий и целей эксплуатации. Едва ли такой подход можно считать лучшим. Во-первых, указанный выбор лишь уменьшает число пока зателей, но не сводит расчет к определению значения одного из них, и, во-вторых, уменьшение числа характеристик упрощает вопрос вследствие сокращения параметров рассматриваемого явления, кото рые требуют учета.
Применительно к СЭ.У более целесообразным представляется не уменьшение числа характеристик путем исключения из рассмотре ния некоторых из них, а объединение этих характеристик в единый комплексный показатель, который позволил бы определить связи между составляющими надежность свойствами и найти наилучшие соотношения между ними.
Таким показателем является критерий экономической эффектив ности СЭУ, т. е. надежность установки здесь рассматривается как составляющее свойство более общего понятия — экономической эф фективности. При таком подходе безотказность, ремонтопригодность и долговечность можно связать с критерием экономической эффектив ности и, следовательно, исключить возможность неоднозначного решения вопроса.
Средняя частота отказов со (t) представляет собой параметр по тока отказов в случае, когда отказавшие элементы заменяются исправными. С количественной точки зрения со (t) является пределом
отношения вероятности появления |
хотя |
бы |
одного отказа |
Р (t, |
|
t + ДО за время At к величине этого промежутка при A t —* 0, |
т. е. |
||||
со (t) = lim P(t, |
t + At) |
|
|
||
дс-»о |
|
At |
|
|
|
Статистической оценкой частоты со (t) служит отношение |
|
||||
со* (t) = |
n(At) |
|
|
|
|
|
N At ’ |
|
|
|
|
где п (At) — число отказавших в |
период |
At |
элементов; |
|
N — общее число элементов.
Найдем зависимости между со (О и ранее указанными характери стиками надежности. Из предыдущего равенства непосредственно следует, что
п (ДО = со* (0 NAt.
Представим число отказавших за время At элементов п (At) в виде суммы
п (At) = п 1 (At) + л 2 (АО,
где tix (At) — количество отказавших за время Дt элементов из общего числа элементов при t = 0;
110