Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принятие нового Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. завершило длившийся почти десять лет этап разработки новых, «постсоветских» отраслевых федеральных законов, регулирующих отношения в сфере «общество-природа» применительно к каждому природному объекту: земле, недрам, водам, лесам, животному миру и установило правовые основы охраны атмосферного воздуха, направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и доступную информацию о ее состоянии.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, «не признающий» политических границ, образует единую в глобальном масштабе среду жизни, поэтому охрану атмосферного воздуха нельзя решить только на внутригосударственном уровне.

Поскольку проблема загрязнения атмосферного воздуха грозит всему миру, ее разрешением занимаются специалисты различных стран, работающие и на международном уровне.

Так, в Декларации, принятой на Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 году было отмечено, что опасный уровень загрязнения воздуха, выброс тепла и токсических веществ в окружающую среду может нанести непоправимый ущерб экосистемам и жизни человека.

13 ноября 1979 года была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, цель которой, – обеспечение сотрудничества государств по охране человека и окружающей его среды от загрязнения воздуха, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха.

Законодательство об охране атмосферного воздуха обычно рассматривается как самостоятельная отрасль законодательства, так как имеет свои специфические цели, задачи, федеральный законодательный акт и систему иных нормативно-правовых актов, изданных в его развитие.

В связи с этим представляется, что с учетом развития рассматриваемого законодательства и удобства (краткости) использования терминов наиболее оптимальным может быть термин «атмосферное законодательство».

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха


В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной

власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В рамках осуществления контроля за охраной атмосферного воздуха проводится государственный, производственный и общественный контроль.

В соответствии с Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в целях улучшения качества и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Государственный контроль осуществляют: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.



За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:

- информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

-участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;

- участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

- обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.
Тема 15. Правовой режим объектов особой охраны

1. Понятие и виды особо охраняемых природных территорий

2. Особо охраняемые природные территории

3. Округа санитарной и горно-санитарной охраны.

4. Экологически неблагоприятные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия).
1. Понятие и виды особо охраняемых природных территорий

Хотя на всей территории Российской Федерации устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, некоторые природные объекты и территории имеют особый правовой режим. Сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий – приоритетное направление экологической политики Российского государства.

Особо охраняемые природные территории подразделяются на 3 категории:

  • особо-охраняемые природные территории;

  • Округа санитарной и горно-санитарной охраны.

  • экологически неблагоприятные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия).

Каждая из этих категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.


Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.


Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.


2. Особо охраняемые природные территории



Особо охраняемые природные территории – это объекты общенационального достояния, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и решениями органами государственной власти полностью или частично изъятые из хозяйственного пользования с установлением режима особой охраны.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий различаются следующие виды указанных территорий:

1. Государственные природные заповедники – являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.