Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 698
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Несмотря на все восхищение Римом и Августом и уверенность, что нет ничего выше служения родине и смерти за нее, у Горация постоянно проскальзывает мысль, что спокойнее всего не думать о государственных делах: жизнь слишком коротка, чтобы отвлекаться от ее маленьких радостей ради больших забот.
Сын бывшего раба, Гораций не был чужд презрения к грубым вкусам простонародья. Он, по собственному признанию, писал лишь для тех, кто мог его оценить, и не хотел пробовать свои силы в комедии для невежественных зрителей, способных потребовать, чтобы в действие были введены дрессированные медведи или гладиаторы.
Вместе с тем он высоко ценил миссию поэта и поэзию как средство воспитания тонкого вкуса и добродетели3. Поэт не смеет довольствоваться малыми и средними удачами. Не достигший первого ранга неизбежно попадает в последний, Совершенство же требует сочетания таланта и культуры, Поэт должен изучать философию, дабы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзьями, понимать права и обязанности консула, сенатора, патрона, отца. Главное же, он обязан изучать человеческую природу, дабы каждый обрисованный им персонаж был живым, действовал и говорил так, как это свойственно его возрасту, характеру, положению. Сам Гораций был мастером портрета и создал целую галерею своих современников. Из-за своих сатир он нажил много врагов, но, ссылаясь на одобрение Августа, отстаивал свое право высмеивать тех, кто того стоит, и исправлять нравы.
Замечательным историком конца I — начала II в. был Корнелий Тацит. По мастерству драматического изложения событий, глубине и тонкости психологического анализа, сжатости и яркости характеристик, умению несколькими штрихами нарисовать образ или картину, безошибочно воздействующие на читателя в нужном автору направлении, Тацит не имеет себе равного в античной литературе. Он начал сенаторскую карьеру при Флавиях и тогда же написал первые произведения: жизнеописание своего тестя Агриколы, наместника в Британии, «Германию», где рассказывалось о зарейнских племенах, не входивших в состав империи, «Диалог об ораторах». Уже в этих ранних сочинениях видны основные черты его стиля и мировоззрения. В биографии Агриколы и «Германии» он противопоставляет свободную, суровую, чистую от близости к природе жизнь бриттов и германцев развращенным, изнеженным, безвольным римлянам. С большим сочувствием изображает Тацит вождей восставших против римского владычества британцев, особенно Кал гака, обратившегося к повстанцам с речью, в которой призывал не жалеть жизни в борьбе против алчных и жестоких римлян, поработивших все пароды. «На своем лживом языке,— говорит Калгак,— убийство, грабеж, захват они называют правлением, а причиненные ими опустошения — миром».
В полной мере талант Тацита развернулся при Антонинах, когда он мог более свободно высказывать свои мысли — хотя бы по отношению к правлению «тиранов». В это время оп написал «Истории» о гражданских войнах между претендентами на престол после свержения Нерона и историю Юлиев — Клавдиев. Тацит обещал писать «без гнева и пристрастия», не вдаваясь ни в свойственное одним историкам злоречие, «имеющее фальшивый вид свободы», ни в характерную для других неумеренную лесть, содержащую в себе «гнусное преступление рабства». Формально оп действительно как будто не отступает от истины, основываясь на документальном материале. Признает оп неоднократно и необходимость установления единовластия в государстве, где долгие годы борьба знати и плебса дезорганизовывала нормальную жизнь, приводила к насилиям и беззаконию.
Вместе с тем «Истории» и особенно «Анналы» Тацита — это страстное и гневное обличение императорского режима. Ужасны жестокость и самодурство полуобезумевших от неограниченной власти над миром деспотов, но еще ужаснее для Тацита то развращающее влияние, которое они оказывают на общество. Сенаторы спешат превзойти друг друга в раболепстве, воздавая почести Нерону, убийце жены, брата и матери. Заподозренные в заговоре, они выдают друг друга, клевещут на родных и друзей, лишь бы спасти свою жизнь. Льстят и заискивают не только перед императорами, но и перед их любовницами, отпущенниками, рабами. Доносчики процветают, и, даже когда после свержения Нерона честные люди предлагают с ним разделаться, большинство предпочитает их не трогать, так как слишком многие замешаны в их деяниях. Римляне, утратившие былое достоинство, жадно ловят подачки и стремятся на зрелища. Чем хуже император, тем любезнее он черни. Солдаты готовы поддержать каждого претендента на престол, сулящего им возможность наживы и грабежа. По существу, это они ставят и смещают императоров, превратившись из защитников государства в его бич.
Из философских направлений наиболее популярными среди представителей господствующих классов и интеллигенции I — II вв. были стоицизм и частично примыкавший к нему умеренный кинизм, стремившиеся с наибольшей последовательностью обосновать соотношение единства и множественности, целого и части, человека и человечества, империи и гражданина, утвердить чувство общности с окружающим миром и его законами, избавиться от ощущения несвободы и отчужденности. Самыми известными стоиками того времени были Сенека,
Эпиктет и Марк Аврелий, представлявшие разные социальные слои. Сенека нажил огромное состояние, пользуясь часто весьма неблаговидными средствами, и вплоть до того, как впал в немилость, участвовал во всех придворных интригах. Эпиктет был сперва рабом, затем отпущенником любимца Нерона — отпущенника Эиафродита. Его заметил философ Музоний Руф, стал заниматься с ним и преподал ему стоическую доктрину.
Для Сенеки цель философии — свобода мудреца от страхов и желаний, порабощающих невежественного человека. Только философия дает знание природы, ее законов, господствующей в ней необходимости, подчиниться которой добровольно и есть истинная добродетель и истинная свобода. Познание не сводится к изучению отдельных наук. Они дают сведения или применимые к отдельным случаям, или вовсе бесполезные. Не одобряет Сенека и увлечения логическими построениями. Может ли, говорит он, рассуждение: «Тайну доверяют хорошему человеку, пьяному тайну не доверяют, значит, хороший человек не пьет» — удержать кого-нибудь от пьянства или логически доказанное положение о том, что смерть — не зло, побудить человека к смерти за родину? Очищающее душу знание философа состоит в созерцании природы и постижении разумом ее высших общих законов.
Живущий согласно природе мудрец равнодушен ко всему внешнему, оно его не смущает, не делает несчастным, не сбивает с избранного пути. Он целостен, как мировой разум, не знает колебаний и сомнений, заставляющих невежественного и; лишенного добродетелей человека метаться между делом и бездельем, жизнью в обществе и в одиночестве, завидовать другим и чувствовать вечное недовольство собой, проклинать весь мир из-за собственных неудач. Однако это не означает, что мудрый должен жить вне мира и не участвовать в его делах. Напротив» природа создала человека для жизни в теснейшей взаимосвязи с другими людьми. Мудрый обязан служить им всеми силами; и при всех обстоятельствах. Его долг — участвовать в жизни государства, служа па том посту, на который поставила его судьба. Если государство оказалось в такой степени испорченным, что философу в нем нет места, то, памятуя, что он гражданин не только своего родного города, но и всего мира, он должен приносить пользу человечеству в целом, поучая его и подавая пример собственной жизнью.
Эпиктет, вышедший из низов, претерпевший много унижений от своего господина Эпафродита, известного жестоким обращением с рабами, поскольку и сам прежде был рабом, несколько по-иному, чем Сенека, интерпретировал стоические доктрины. Признавая высшим началом природы всепроникающий разум и высшим критерием истины — умозаключения, выводимые из показаний чувств, он в гораздо большей мере, чем Сенека, персонифицирует этот первичный принцип и исходящие от него логосы, воплощенные в человеке и роднящие его с природой целого. Первичный принцип для него — бог Зевс, логосы он отождествляет с гениями, направляющими дела людей и знающими все их мысли и побуждения. Познание себя, своего гения, логоса, есть путь к познанию своего божественного начала и самого бога. Именно оно, а не изучение строения космоса, сущности материи и т. п. делает человека счастливым, добродетельным, а главное, свободным. Задача философии — открыть критерий истины, который не может не существовать.
Главная задача философа, по мнению Эпиктета, в том, чтобы личным примером научить людей, как можно и нужно жить так, чтобы быть истинно свободным. Изменить существующий порядок вещей нам не дано, не дано изменить и людей, но можно привести свою волю в гармонию с реальными условиями нашей жизни и окружения. Для этого нет необходимости уходить из жизни или бежать в пустыню. Напротив, человек должен всегда помнить, что он часть целого, гражданин космоса и своего государства, и исполнять свой долг на том посту, который назначил ему бог, мужественно терпеть испытания, посылаемые ему богом, тренирующие его, как тренируют хороших солдат и гладиаторов. Он должен исходить не из своего личного блага, а из блага целого, вне которого отдельно взятый человек вообще не человек.
Но, исполняя свой долг гражданина, подданного, правителя, отца, сына, мужа, соседа, он должен показать людям, как можно при этом жить без страха, боли, волнений, страстей. Для этого он должен ничего не считать своим, не бояться изгнания, бедности, простого труда, избавиться от зависти, гнева, желаний, жалости, не осуждать богов и людей, если все идет не так, как хотелось бы, довольствоваться минимумом, всегда доступным, и не стремиться к излишнему. Счастье не в исполнении желаний, а в их уничтожении.
То основное, что характерно для стоической философии, — стремление к духовной независимости и перенесение идеи свободы из реального в моральный план — так или иначе определяло интересы как высших, так и средних слоев общества.
Среди последних особенно живой интерес вызывали вопросы морали, приспособленные к их повседневной жизни. Сочувствием по-прежнему пользовалось обличение испорченных нравов. Этой теме были посвящены едкие и желчные сатиры Ювенала, выходца из среды небогатых италийских землевладельцев.
Совсем новым жанром, появившимся в первые века нашей эры, был роман — латинский и греческий, Что касается первого, то до пас дошли отрывки «Сатирикона» Петрония и полностью «Метаморфозы» Апулея. В романе Апулея, платоника и адепта культа Исиды, привлеченного к суду по обвинению в чародействе родственниками богатой вдовы, вышедшей за него замуж, обрабатывается бродячий сюжет, встречающийся также у Лукиана, о юноше, превращенном в осла. Пережив множество приключений, герой наконец с помощью Исиды обретает человеческий облик. «Метаморфозы», написанные живо и остроумно, со множеством бытовых подробностей, имели большой успех. Вставленные в текст рассказы об Амуре и Психее, о неверной жене мельника, спрятавшей любовника в бочку, потом неоднократно использовались писателями Возрождения и нового времени.
Общее умонастроение сказалось и на судьбе науки этого времени. Под влиянием непосредственных требований жизни продолжала развиваться агрономия, разрабатывавшаяся рядом видных теоретиков и практиков. Все они подчеркивали необходимость соединять знания, почерпнутые из книг, с непрестанным экспериментированием и учетом опыта достигших наилучших результатов земледельцев. Однако успехи агрономии сужались невозможностью организовать достаточно интенсивное рациональное хозяйство, основанное па рабском труде.
Непрерывно развивались также теория и практика юриспруденции. Право при империи было необычайно сложным. Основой римского права были «Законы XII таблиц», составленные еще в эпоху борьбы патрициев и плебеев. Потребностям общества с развитыми товарно-депежными отношениями, многослойной структурой различных статусов и прав они не удовлетворяли, но приверженность римлян к предкам не позволяла им отменить устаревшие законы. Они дополнялись многочисленными новыми законами, принятыми сенатом или народным собранием, эдиктами магистратов, а со времени установления империи — законами, издававшимися императорами, и рескриптами, т. е. ответами на различные обращенные к императорам прошения, становившимися прецедентами для аналогичных случаев. Так или иначе должны были учитываться и многообразные правовые нормы провинций.