Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 633
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Чтобы разобраться во всей этой массе материала, требовались большие специальные знания. Их получали в юридических школах, из которых выходили наиболее видные юристы, становившиеся затем императорскими чиновниками и советниками императоров. Обширные толкования и комментарии юристов к действующим законам также превращались, в источники права. Уделяя основное внимание практическому приложению римского права, юристы вырабатывали и основные теоретические положения — о видах собственности, договоров, контрактов, исков, сущности и границах правоспособности контрагентов различного статуса, юридических лицах и т. п. Наибольшее значение в теоретическом плане приобрело учение о природном равенстве людей, об обычном праве, общем для разных племен и народов, и наконец, о гражданском (цивильном) праве, действительном для римских граждан и не совпадающем с естественным правом, например в вопросе рабства: человеку от природы по естественному праву присуща свобода, рабом его делает лишь закон. Рабство, таким образом, определялось как результат насилия лишь санкционированного законом, что было большим шагом вперед по сравнению с прежними теориями прирожденного рабства варваров. Сводка основных положений права давалась в составлявшихся для учебных и практических нужд сборниках. Полностью кодифицировано римское право было только при Византииском императоре Юстиниане в VI в. Составленный тогда «Корпус цивильного права» римских граждан лег в основу как средневекового, так и буржуазного права Европы.
В Александрии пышного расцвета достигли математика и связанные с нею науки. Итог им был подведен в трудах Птолемея. Наибольшее влияние на последующую науку оказал его «Математический свод», известный у арабов под названием «Алмагест» трактат по астрономии. В своей системе Птолемей исходил из шарообразности Земли, расположенной в центре вращающихся вокруг нее сфер небесных тел, движение которых он вычислял, основываясь па тригонометрии и сферической геометрии Гиппарха и Мепелая. Он рассчитал продолжительность самого длинного дня для каждой широты, сроки затмений и составил каталог 1022 звезд, приведя координаты каждой из них. На математических принципах основывалась и его «География» с приложением руководства по черчению карт. Определив размеры Земли, Птолемей дал координаты 8000 географических пунктов (впрочем, весьма неточно).
Неприятие низами официальных ценностей, их пока еще пассивный протест против настойчивых попыток власть имущих «подчинить себе их суждения», растущая склонность в широких слоях господствующих классов к легко и бездумно воспринимаемым готовым истицам, к острым ощущениям, позволяющим отвлечься от действительности, перенесение людьми всех проблем в область морали, проповедь добродетели и мудрости ради даваемого ею покоя и исполнение долга ради долга без дальнейших реальных положительных целей — все это были предвестники надвигающегося кризиса античной культуры. Она еще порождала многих замечательных деятелей, стоявших не ниже, а в некоторых отношениях, может быть, и выше своих более или менее отдаленных предшественников. Но в отличие от историков, писателей, философов, ораторов, некогда обращавшихся ко всему афинскому или римскому народу и находивших у народа живой отклик, они оставались чуждыми современному им простому, трудящемуся народу. Культура империи превращалась в культуру элиты, не предназначенную для «плебса, не имевшего мудрости». А это было несомненным показателем ее близкого упадка.
40. Культура Рима в Поздней империи.
Правлением двух императоров-испанцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98-117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117-138 гг.). При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было завоёвано Траяном. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.
Рисунок 9:
Траян возвратил старый тип портрета, отказавшись от пышных причёсок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Искусство его времени привержено идеалу простоты. Однако простота эта кажущаяся. Достаточно сравнить портреты Августа и Траяна: становится очевидной большая внутренняя сила и глубина траяновских образов. В них появляются величие и мощь, которых прежде не было.
Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нём моста - Мост в Алькантаре через реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии - двухъярусный, с узкими высокими пролётами - может показаться однообразным из-за повторяющегося ритма его равновеликих арок. Он сплошь рустован (от лат. rusticus - «деревенский», «грубый», «неотёсанный»), т. е., сложен из грубо обработанного камня. Это делает акведук естественным, близким к природе, с которой он гармонично сочетается.
Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна), обраставших вокруг старого Форума Романум, это наиболее красивый и внушительный.
Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли статуи побеждённых противников, был выстроен храм в честь божества - покровителя Марса Ультора, были и две библиотеки - греческая и латинская. Между ними стояла Колонна Траяна, единственная сохранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии (страна на территории современной Румынии). Раскрашенные рельефы колонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.
Рисунок 10:
Правивший вслед за Траяном Адриан был приверженцем всего греческого. Адриан, в частности, сменил моду: с его лёгкой руки римляне стали носить усы и бороду, что ранее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в многочисленных провинциях, по которым он путешествовал в течение всей своей жизни. Адриан любил элегантность, красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами лица и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриа не волосы стали изображать более пышными, чем во времена Траяна. Вместе с усами и бородой они живописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему статуи смотрели живым, «говорящим» взором. И портреты, и построенные при Адриане памятники свидетельствуют, что он жил не в реальном мире, а в мире мечты. Император воспылал любовью к юноше из Вифинии (область в Малой Азии) Антиною, в котором видел воплощение греческой красоты. Ангиной погиб во время путешествия по Нилу и был обожествлён. Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры и Ромы в Риме), писал стихи.
Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон - «храм всех богов» - стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. «Храм всех богов» - это храм самой божественной идее.
Снаружи он представляет собой огромный цилиндрический объём, к которому пристроен глубокий портик. Прежде в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Она была символическим знаком приобщения к божественному. Внутри же Пантеон совсем иной. Он имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе стоит купол. Его мощь зрительно облегчают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений) и верхний проём диаметром девять метров. Покой, внутреннюю гармонию, уход от земной суеты в мир духовности - вот что давал Пантеон посетителям.
Рисунок 11. - Пантеон. II в. - Рим:
Такой же нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, в основе которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, Морской театр, библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна.
Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались императору во время его путешествий. Была Темпейская долина, увиденная в греческой Фессалии. Был афинский Пёстрый портик, некогда украшенный фресками знаменитых мастеров. Было и «подземное царство». Вилла Адриана - идеальный музей, собрание художественных редкостей. Не случайно там нашли копии известных произведений прославленных греческих скульпторов.
Рисунок 12. - Пантеон. Интерьер:
В Риме, на другом берегу Тибра, по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенный в Средневековье и названный Замком Святого Ангела. К мавзолею вёл специально сооружённый мост. Украшавшие его статуи были заменены в XVII в., работами известного итальянского скульптора Лоренцо Бернини.
Совершенно особый облик имеет арка императора Адриана в Афинах. Она отделяла старый город - «город Тезея» от нового - «города Адриана». Арка отнюдь не поражает внушительной монументальностью: она ажурная, просвечивающая. Три небольших пролёта прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой однопролётной аркой. Адриан любил сочетание прямых и кривых линий и форм, благодаря чему архитектурная конструкция превращалась в лёгкое обрамление для прекрасного пейзажа. Новый поворот к духовному, совершённый при Адриане, очевиден и в изменении погребального обряда. Царившая тысячелетия кремация, когда усопших сжигали, стала уступать место ингумации - захоронению в земле. В связи с этим появился новый жанр - скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические темы. Саркофаг ставили в подземную гробницу или задвигали в стенную нишу - аркосолий. Обычно саркофаги имели прямоугольную форму и высокий рельеф лишь с одной стороны.
Преемник Адриана Антонин получил прозвище Пий (Благочестивый). В последние годы жизни Адриана мучила тяжёлая душевная болезнь, и он приговорил к смерти многих знатных римлян. Антонин, рискуя жизнью, оставил их в живых и после смерти своего предшественника явил их изумлённому сенату. Этот акт, сам по себе мало свойственный практичной, чуждой благотворительности римской натуре, говорил о происходивших в ней переменах.