Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Рис. 113. Схема звтоматического ограниче ния тока двигателя
ных процессах сопротивление конденсатора становится малым и через обмотку ОС протекает ток, создающий дополнительный поток управления. Действие обмотки стабилизации данной схемы аналогично действию обмот ки ОС в предыдущей схеме.
Для защиты электрических машин и механизма станка от перегрузок в системах ЭМУ часто обеспечивают авто матическое ограничение тока, потребляемого двигателем. Одна из применяемых схем приведена на рис. 113. Огра ничение тока достигается уменьшением магнитного по тока ЭМУ, работающего в качестве возбудителя генера тора, когда ток нагрузки превысит определенную вели чину. К. обмотке управления электромагнитного усили теля ОУ1 подводится разность двух напряжений: U{, снимаемого с последовательно соединенных дополнитель ных полюсов генератора ДПГ и двигателя ДПД (это напряжение пропорционально рабочему току двигателя) и U2 — снимаемого с потенциометра Я, присоединенного к постороннему источнику постоянного тока. При токах двигателя, значения которых меньше, чем предельно до пустимые, напряжение Я 2 > Я 1, но из-за наличия вы прямителей В г и В 2 ток через обмотку ОУ1 не протекает.
При перегрузке двигателя, когда напряжение |
ста |
нет больше напряжения U 2, начинает протекать |
ток по |
обмотке ОУ1, который размагничивает ЭМУ, напряжение генератора уменьшается, уменьшается и ток, потребляе мый двигателем. При изменении направления тока на грузки соответственно изменяется полярность напряже ния U2, работают выпрямители В 2 и левая часть потен циометра Я.
Наладка электромашинных усилителей. Все ЭМУ оте чественного производства допускают в переходном ре жиме форсирование, т. е. мгновенное повышение напря жения на якоре до 1,75 «,,ом и пятиминутное повышение
182
напряжения до 1,3«ноМ при номинальном токе якоря. При номинальном напряжении ЭМУ допускают двух кратную перегрузку якоря по току в течение 3 с и мгно венную четырехкратную перегрузку по току при напря жении 0,5ы,гом. Обмотки управления ЭМУ рассчитаны на прохождение тока, в 5—10 раз превышающего номи нальные токи.
Перед пуском каждого электромашинного усилителя в постоянную эксплуатацию, а также после ремонта ре
комендуется |
произвести проверку |
в следующем |
объеме: |
|
а) внешний |
осмотр |
машины, проверка механической |
||
части; б) проверка |
правильности |
включения |
обмоток; |
в) измерение сопротивления обмоток; г) проверка изо ляции всех обмоток по отношению к корпусу машины и между собой; д) снятие характеристик намагничива ния (холостого хода) и контроль обмоток управления; е) снятие внешних характеристик и настройка компен сации; ж) проверка работы ЭМУ на номинальном режиме.
Поскольку электромашинные усилители являются ма шинами постоянного тока, программа наладочных испыта ний ЭМУ соответствует программе наладочных испытаний машин постоянного тока, описанных ранее. Основные ха рактеристики ЭМУ приведены в паспортных данных, однако и в этом случае целесообразно проверить соответ ствие действительных характеристик паспортным.
Проверка правильности включения обмоток. Очень часто при наладке ЭМУ требуется определить соотношение числа витков различных обмоток ЭМУ. Для определения соотношения числа витков обмоток управления, попе речную цепь ЭМУ размыкают и к поперечным щеткам подключают вольтметр (рис. 114). Питание подключают к одной из обмоток управления, например ОУП через потенциометр П. Перемещением движка потенциометра задают три-четыре значения выходного напряжения. Каж дому значению выходного напряжения соответствует одно определенное значение тока управления. Аналогичным образом для тех же значений напряжения измеряют токи
в обмотках управления ОУ1 и ОУШ. |
Тогда соотношение |
||||||
токов |
|
|
|
|
|
. 1»/ |
|
|
|
.ГГ |
|
|
|
|
|
S'll _ |
V [l_ |
гуЩ |
_ ш у11 . |
*у11 |
_ *'уН |
_ ‘yll |
_ ^ у П . |
‘у! |
*yl |
*у1 |
Шу1 |
‘уШ |
f'yIII |
!'уШ |
ШУП |
|
|
|
Чп |
_ Wyl |
|
|
|
|
|
|
ii/iu |
Wyii ’ |
|
|
183
0------- |
1 |
|
|
\ оуШ |
|
0------- |
' |
|
Рис. 114. Схема |
определения |
Рис. 115. Схема определения по |
соотношения числа витков обмо |
лярности обмоток управления ЭМУ |
|
ток ЭМУ |
|
|
Как правило, число витков высокоомной обмотки при нимают за 100%, а остальные обмотки выражают в про центах от числа витков этой обмотки. При проведении этого опыта во избежание поломок не рекомендуется повышать напряжение на выходе ЭМУ до значений, превышающих 50% номинального напряжения ЭМУ. Особенностью схем с ЭМУ является наличие нескольких обмоток управления, которые включаются друг относительно друга согласно и встречно. Поэтому очень важным является определение полярности обмоток управления, особенно тогда, когда заводская маркировка на клеммнике ЭМУ не сохра нилась. Определение полярности обмоток управления про изводится следующим образом (рис. 115).
Произвольно маркируют начало и конец одной из обмоток управления, например ОУ/, и присоединяют начало к «+», конец к «—» аккумуляторной батареи через ключ. В качестве измерительного прибора исполь зуют вольтметр постоянного тока с нулем посредине. При замыкании ключа наблюдают за отклонением стрелки вольтметра: при отклонении стрелки вправо положитель ным зажимом будет тот, к которому подключен «+» при бора. Соответственно полярности других обмоток упра вления (ОУ//, О У /// и т. д.) определяют по условию создания на выходе ЭМУ полярности, аналогично той, которую создает обмотка ОУ/. Таким же образом опре деляют полярность поперечных щеток по отношению к обмоткам управления, при этом поперечные щетки должны быть разомкнуты и к ним подключен вольтметр.
184
Величина коэффициента усиления оказывает сущест венное влияние на точность регулирования. Коэффициен том усиления по напряжению называют отношение выход
ного напряжения к напряжению на входе kH— иВХ
Коэффициентом усиления по мощности называют отнотемпе мощности на выходе ЭМУ к мощности на входе
• ___ ^ВЫХ^ВЫ.Ч
р^вхг'вх
Для определения коэффициента усиления по напряже нию и по мощности в цепи якоря и обмотки управления включают амперметры и вольтметры (рис. 116). При недостаточной величине коэффициента усиления ЭМУ производят его регулировку путем изменения степени компенсации.
Установка щеток на нейтраль. Особенностью этой операции в ЭМУ является наличие щеток в поперечной и продольной цепях усилителя, поэтому вначале устана вливают щетки поперечной цепи, а затем продольной, как показано на рис. 117. Установку щеток производят индуктивным методом, описанным выше. Ток якоря во время опыта не должен превышать 0,1—0,3/(10М ЭМУ.
Снятие характеристик холостого хода ЭМУ. Характе ристика холостого хода снимается для определения формы кривой намагничивания и сравнения ее с паспортной, а также для окончательной проверки полярности и соот ношения числа витков обмоток управления. Для построе ния характеристики холостого хода определяют зависи мость напряжения на выходе ЭМУ от тока в обмотке управления при номинальной скорости вращения и отсут ствии нагрузки, т. е. иЭ!Лу = / (iy), при I г = 0 и п —
— const. При проведении испытания необходимо помнить, что от точности установки щеток на нейтраль и качества притирки щеток, силы нажатия и материала щеток в боль шой степени зависит характер кривой намагничивания (характеристика холостого хода), особенно в области малых напряжений.
Характеристику холостого хода ЭМУ снимают сле дующим образом. Собирают схему (рис. 118). Потенцио метры П1, ПП и П Ш должны обеспечивать грубую и плавную регулировку напряжения и изменение его поляр ности. ЭМУ приводят приводным двигателем во вращение с номинальной частотой, которую в течение всего опыта контролируют и поддерживают постоянной. Затем с по-
185
ff— |
Рис. 116. Схема опре |
||
деления |
коэффициента |
||
+ |
усиления |
Э М У по на |
|
«л |
|||
пряжению и мощности |
~0—
Рис. 117. Схема установки щеток на нейтраль индуктив ным способом:
а — поперечной цепи; б — про
дольной цепи
а) 5)
мощью потенциометров П П —FIIII поднимают напря жение до 1,За1ЮМпри положительном токе обмотки упра
вления |
0У1. Это напряжение выдерживают в течение |
5 мин, |
а затем ступенями снижают до нуля. Таким обра |
зом, проводят испытание межвитковой изоляции обмотки якоря, при этом следят за тем, чтобы отсутствовали ис крение под щетками, колебания тока и напряжения и дру гие ненормальные явления, в противном случае умень шают ток в обмотке управления или отключают ее и выяс няют причину неисправности. Во время снятия характе ристики ток управления изменяют лишь в одну сторону, так как из-за остаточного магнетизма получаются не плав
ные, а ступенчатые характеристики. |
с напряжения |
||
Характеристики |
снимают, |
начиная |
|
«max = 1,Зы1ЮМ путем |
изменения тока |
управления от |
|
значения + гу до —г'у. Таким |
образом, |
снимают 8—10 |
точек кривой холостого хода для каждой ее ветви, заме чают начальный ток управления, при котором напряже ние ЭМУ равно нулю и остаточное напряжение и0 при токе управления, равном нулю (рис. 119).
Величина площади петли гистерезиса зависит от ка чества материала магнитной цепи машины, так как из электротехники известно, что чем меньше петля гисте резиса, тем меньше потери в стали на перемагничивание. Для того чтобы убедиться в правильности подключения остальных обмоток управления, вместо обмотки ОУ1 включают поочередно другие обмотки и строят характе ристики холостого хода для каждой из них. Если другие обметки управления подключены правильно, то и харак теристики холостого хода качественно будут такими же, т. е. располагаются в тех же квадрантах, что и характери стика холостого хода, полученная от обмотки ОУ1.
Соотношение числа витков получают следующим об разом. Известно, что для создания одного и того же напря жения в электрических машинах двумя различными об мотками требуются одинаковые намагничивающие силы.
Поэтому |
напряжению |
и х |
соответствуют |
намагничиваю |
||||
щие |
силы F х = |
F2, |
т. |
е. |
iyXwyX = 1'уПщ.'у11. Отсюда |
|||
%I _ |
VI |
_ |
V |
w |
|
|
|
|
= -г— wm = |
VI |
|
|
|
|
|||
“W |
V |
|
|
и г |
|
|
витков и для |
|
Таким |
же образом |
определяется число |
||||||
других обмоток управления: |
|
|
||||||
|
Vn W y l ' |
^ l V _ vV |
w, |
|
||||
W u l l l ~ |
u v |
|
187
но |
Снятие внешней |
харак |
||
|
теристики и настройка ком |
|||
|
пенсации. Внешняя харак |
|||
|
теристика |
представляет |
||
|
собой зависимость |
напря |
||
|
жения на выходе ЭМУ от |
|||
|
тока нагрузки при посто |
|||
|
янной скорости вращения |
|||
|
и номинальном токе в об |
|||
|
мотке |
управления. |
Для |
|
Рис. 120. Схема снятия внешней |
снятия |
внешней характе |
||
характеристики Э М У |
ристики |
собирают |
схему |
(рис. 120). ЭМУ с помощью приводного двигателя разгоняют до номинальной скорости, на обмотку управления подают ток управления такой вели чины, чтобы напряжение на выходе ЭМУ было равно номи нальному. Характеристику снимают для трех-четырех значений сопротивления RU0Mи двух-трех значений тока управления гу.
Сопротивление нагрузки должно позволять произво дить регулировку тока нагрузки от 40 до 120% номи нального.
После снятия внешней характеристики при этой же схеме проверяют безискровую коммутацию щеток ЭМУ при номинальном напряжении и токе якоря, вдвое пре вышающем номинальный в течение 3—5 с, и при поло винном напряжении и мгновенном четырехкратном зна чении тока якоря. Затем производят настройку компен сации, которая заключается в выборе приемлемой внеш ней характеристики. Приемлемой считается такая харак теристика, при которой с ростом тока от /х х до /,юм напряжение снижается на 15—20%. После снятия внеш ней характеристики и настройки компенсации ЭМУ про водят окончательную регулировку ЭМУ в реальной схеме автоматического управления. При условии удо влетворительной работы системы автоматического регу лирования с ЭМУ проверку считают законченной. При неудовлетворительных результатах проводят перепро
верку |
ЭМУ. |
|
|
Электромашинным усилителям свойственны неисправ |
|||
ности, |
указанные в табл. 9 и, |
кроме того, |
специфиче |
ские |
неисправности, основные |
из которых |
приведены |
в табл. 22.
188
Таблица 22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Неисправность |
|
Причин;! |
|
Способ устранения |
||||
Усилитель не возбу- |
Обрыв в цепях |
упра- |
Определить |
место |
об- |
|||
ждается |
вленип, |
якоря, |
ком |
рыва или |
короткозам |
|||
|
пенсационной обмот |
кнутые витки п устра |
||||||
|
ке или |
короткозам |
нить |
|
|
|
||
|
кнутые витки в об |
|
|
|
|
|||
|
мотках |
управления, |
|
|
|
|
||
|
якоря, |
|
компенсаци |
|
|
|
|
|
|
онной |
обмотке |
|
Притереть |
щетки |
как |
||
|
Плохой |
контакт ме |
||||||
|
жду |
поперечными |
указано |
в |
рекоменда |
|||
|
щетками |
и коллекто |
циях по |
наладке |
|
|||
|
ром |
|
|
|
|
|
|
|
При |
номинальном то- |
Щетки |
смещены |
по |
|
ке |
управления на |
направлению враще |
|||
пряжение |
на выходе |
ния |
|
|
|
Э М У ниже номиналь- |
Мало |
сопротивление |
|||
ного |
при |
холостом |
резистора |
|
|
ходе |
и при нагрузке |
Мало |
сопротивление |
||
|
|
|
|||
|
|
|
компенсационной |
об |
|
|
|
|
мотки |
|
|
Установить щетки на нейтраль
Увеличить R K таким образом, чтобы степень компенсации п к =
=0,9ч-98
Перемотать компен сационную обмотку
Усилитель не управ- |
Щетки сдвинуты про- |
Установить |
щетки |
на |
|
ляется (самовозбуж- |
тив направления вра |
нейтраль |
|
|
|
дается) |
щения |
|
Уменьшить |
R K таким |
|
|
Перекомпенсация |
||||
|
Э М У |
за счет увели |
образом, чтобы степень |
||
|
чения |
сопротивления |
компенсации |
п к |
— |
|
резистора А?к или его |
= 0.94-0,98 |
|
|
|
|
обрыва |
|
|
|
2. Магнитные усилители (МУ)
Магнитным усилителем называется электрический аппа рат, в котором для усиления входного сигнала исполь зуется управляемое индуктивное сопротивление. По сравнению с электромашинными и электронными усили телями магнитные усилители обладают рядом преиму ществ, обусловивших их широкое применение в электро приводах металлорежущих станков: а) надежность и боль шой срок службы; б) отсутствие подвижных частей; в) возможность исполнения МУ мощностью от долей
189