Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
h
Рис. 121. Схема простейшего магнитного уси лителя
ватта до сотен киловатт; г) большая прочность и стой кость по отношению к вибрациям и ударной нагрузке; д) возможность легко осуществить суммирование сигна лов; е) большой коэффициент усиления; ж) в магнитных усилителях отсутствует электрическая связь между вход ными и выходными цепями.
Принцип действия магнитного усилителя (рис. 121) основан на использовании нелинейности кривой нама гничивания ферромагнитного материала. При намагни чивании постоянным током сердечник усилителя насы щается и индуктивность рабочих обмоток переменного тока усилителя уменьшается. Рабочие обмотки обычно включаются последовательно с нагрузкой. Поэтому на пряжение, которое до насыщения сердечника было при ложено к рабочим обмоткам усилителя в момент насы щения, прикладывается к нагрузке. Ток нагрузки регу лируют изменением тока в обмотке подмагнмчивания ма гнитного усилителя.
Обмотка смещения служит для создания начального подмагничивания, необходимого для того чтобы ток в на грузке изменялся различным образом в зависимости от знака полярности сигнала управления, а также для вы бора точки на прямолинейном участке характеристики. Обмотка обратной связи предназначена для получения требуемой формы выходных характеристик. Характери стики магнитного усилителя при отсутствии и наличии смещения и обратных связей приведены на рис. 122.
Конструктивно магнитный усилитель представляет со бой сердечник из листового ферромагнитного материала,
190
иа который намотаны обмотки переменного и постоянного тока. Для устранения наводок э. д. с. переменного тока в цепи обмоток постоянного тока обмотки переменного тока намотаны отдельно на сердечниках, а обмотки по стоянного тока охватывают оба сердечника (рис. 123). Сердечники магнитных усилителей изготовляют как из трансформаторной стали, так и из пермаллоя, причем трансформаторную сталь применяют при мощности ма гнитного усилителя, большей 1 Вт. Величина магнитной индукции в сердечнике из трансформаторной стали дости гает 8000—10 000 Гс (0,8—1,0 Т). Коэффициент усиле ния таких магнитных усилителей составляет от 10 до 1000. Пермаллой применяют в магнитных усилителях, мощность которых меньше 1 В. Прямоугольный характер петли гистерезиса для пермаллоя позволяет получить коэффициент усиления от 1000 до 10 000 и выше.
Сердечник магнитного усилителя шихтуют из отдель ных пластин, как сердечники дросселей или трансформа торов. За последнее время широкое распространение полу чили магнитные усилители иа торроидальных сердечни ках, которые, несмотря на технологические трудности их изготовления, обладают целым рядом преимуществ и первое из них — отсутствие воздушных зазоров, что улучшает характеристики магнитного усилителя.
Широко распространены следующие схемы магнитных усилителей: однотактные и двухтактные, реверсивные и нереверсивные, однофазные и многофазные. Промышлен ность нашей страны выпускает большое разнообразие конструкций магнитных усилителей: однофазные серии
Рис. 122. Характеристики магнитного усилителя:
1 — при отсутствии смещения; 2— при токе смещения; 3 — при отсутствии обратной связи; 4 — с обратной связью
Рис. 123. Конструкция простейшего М У
191
Рис. 124. Обмоточные схемы усилителен УМ-1П
УМ-1П, трехфазные серии УМ-ЗП, собранные на шести П-образных сердечниках из стали марки Э310, однофаз ные серин ТУМ на тороидальном сердечнике, блоки ма гнитных усилителен серии БД, содержащие, кроме ма гнитных усилителей, понижающие трансформаторы, диоды и резисторы, собранные на одной панели. В качестве при мера на рис. 124 показаны схемы магнитных усилителей УМ-1П.
Системы электропривода могут быть построены на лю бых усилителях из этих серий; блок-схема привода с ма гнитными усилителями показана на рпс. 125. Промыш ленность выпускает комплектные приводы с магнитными усилителями и двигателями постоянного тока для метал лорежущих станков следующих серий:
а) ПМУ — привод с магнитными усилителями и селе новыми выпрямителями. Диапазон регулирования ско рости двигателя 10:1. Регулирование производится из менением напряжения на якоре вниз от номинальной частоты вращения двигателя. Система регулирования автоматическая с обратной связью по э. д. с. двигателя, без тахогенератора и промежуточного усилителя. Мощ ность привода от 0,1 до 2 кВт. Привод предназначен для
Рис. 125. Блок-схема привода постоянного тока
192
работы в сетях переменного тока напряжением 220 или 380 В и частотой 50 Гц. В серию ПМУ входят приводы с номинальной мощностью 0,1 ; 0, 2;0,5; 1; 2 кВт. Каждый привод серии ПМУ представляет собой комплект, со стоящий из блока питания, выпрямителей, магнитных усилителей, двигателя постоянного тока и задатчика скорости;
б) ПМУ-М аналогична серии ПМУ, но магнитные уси лители собраны на П-образных сердечниках. Мощность привода ПМУ-М от 0,1 до 7 кВт;
в) ПМУ-П — приводы повышенной точности и расши ренного диапазона регулирования 100 : 1. Система ре гулирования автоматическая с обратной связью по ча стоте вращения, которая осуществляется с помощью тахогенератора и промежуточного полупроводникового уси лителя. Частота вращения двигателя регулируется изме нением напряжения на якоре.
Блок питания привода серии ПМУ (рис. 126) предста вляет собой трехфазный выпрямитель (мост Ларионова) с включенными в плечи моста шестью рабочими обмот ками магнитного усилителя wi, с помощью которых обе спечивается управление магнитного усилителя. Магнит ное состояние усилителя зависит от величины управляю щих токов в обмотках управления шу, а также от тока в цепи якоря. При напряжении сети 380 В наибольшее
7" 1 А. Ф. Комаров |
193 |
выпрямленное напряжение на выходе моста составляет от 340 до 380 В. Для получения достаточно жестких ха рактеристик привода в схему введены отрицательные обратные связи по току и напряжению.
Привод работает следующим образом. Напряжение, |
|
подводимое к двигателю, автоматически следует за си |
|
гналом, зависящим от изменения его частоты вращения. |
|
При снижении частоты вращения двигателя напряжение |
|
возрастает и наоборот: напряжение поддерживает с за |
|
данной точностью величину частоты вращения независимо |
|
от изменения нагрузки и других возмущающих факторов. |
|
Влияние различных возмущающих факторов на ча |
|
стоту вращения компенсирует реактивное сопротивление |
|
рабочей обмотки магнитного усилителя: при возрастании |
|
нагрузки ток в цепи якоря увеличивается, что вызывает |
|
уменьшение сопротивления рабочей обмотки магнитного |
|
усилителя. Вследствие снижения сопротивления рабочей |
|
обмотки напряжение на |
якоре двигателя возрастает, ток |
в обмотках w2 увеличивается, что еще больше уменьшает |
|
полное сопротивление рабочих обмоток усилителя. В ре |
|
зультате суммарного снижения сопротивления рабочей |
|
обмотки напряжение на якоре двигателя возрастает, что |
|
компенсирует снижение частоты вращения двигателя. |
|
Необходимая частота |
вращения двигателя устанавли |
вается |
с помощью задатчика Р |
и резисторов R1—R4. |
В |
приводах серии ПМУ-М |
(рис. 127, а) применена |
система автоматического регулирования частоты враще ния с обратными связями по напряжению и току якоря
О 0
Т!
О! |
а —. принципиальная схема; б —* |
узел ограничения тока привода |
194
)Тп
двигателя. Магнитный усилитель имеет две группы обмо ток управления. По одной из них протекает ток управле ния, являющийся алгебраической суммой тока задатчика и токов обратных связей, другая (обмотка смещения) — служит для выбора рабочей точки на прямолинейном участке характеристики магнитного усилителя.
Для защиты от недопустимо больших значений тока якоря приводы ПМУ-М габаритов с 8 по 11 снабжены узлом ограничения тока, действие которого заключается в следующем (рис. 127, б). При превышении током якоря допустимых значений срабатывает реле максимального тока РМ, его размыкающий контакт размыкается и обры вает цепь питания обмотки управления. Так как обмотка смещения шсм остается замкнутой, то магнитный усили тель запирается и ток якоря снижается. Действие схемы привода ПМУ-М аналогично действию схемы привода ПМУ.
В приводах серии ПМУ-П (рис. 128) частота враще ния двигателя постоянного тока регулируется измене нием напряжения, подводимого к якорю двигателя. Пи тание двигателя осуществляется через рабочую обмотку магнитного усилителя и выпрямителя В1 и ВЗ. В приводе используется обратная связь по скорости с помощью тахогенератора ТГ. Задатчиком являются резисторы R1 и R2, первый из которых служит для грубой настройки по всему диапазону регулирования скоростей, а второй — для точной настройки скорости привода в области малых
'■ * |
195 |
скоростей. Резисторы получают питание от трансформа тора 1Тр через феррорезонансный стабилизатор (Д р , С1, С2), выпрямитель В4 с фильтром С4. G задатчиков напря жение задающего сигнала подается на вход полупровод никового усилителя, где сравнивается с напряжением тахогенератора, пропорциональным частоте вращения двигателя. Разность напряжений задающего сигнала и тахогенератора усиливается полупроводниковым усили телем и поступает на обмотку управления магнитного усилителя wy.
Полупроводниковый усилитель представляет собой трехкаскадный усилитель (транзистор ПТ1, ПТ2 и ПТЗ), собранный по схеме с общим эмиттером. Диоды Д1 и Д2 предназначены для защиты входа усилителя от больших по величине сигналов, которые смогли бы вывести усили тель из строя. Характеристики диодов Д1 и Д2 — таковы, что они отпираются только при значительных по вели чине сигналах, возникающих при пуске и останове дви гателя или резких изменениях задающего напряжения, а при нормальных режимах работы привода они заперты и не влияют на работу усилителя.
Обмотка смещения шсМ предназначена для смещения характеристики таким образом, чтобы при отсутствии сигнала на обмотке управления магнитный усилитель был заперт. Питание обмотки смещения и полупроводни кового усилителя осуществляется от отдельного транс форматора и выпрямителя.
Ограничение тока якоря двигателя осуществляется триодом ПТЗ и опорными диодами ДЗ, Д4, выключенными во вторичную цепь трансформатора тока ТТ. При пре вышении током нагрузки определенного значения, зави сящего от положения движка реостата R16, напряжение на выходе выпрямителя В7 достигает значения, при ко тором происходит поочередное отпирание опорных дио дов ДЗ и Д4. Возникшее на базе транзистора ПТЗ напря жение открывает его, потенциал на базе транзистора ПТ4 увеличивается, и последний запирается. Ток в обмотке управления уменьшается, сопротивление рабочей обмотки возрастает, ток двигателя уменьшается, а его скорость растет или падает медленнее, поэтому пуск двигателя про исходит при токе якоря, меньшем номинального. Рези стор R9 и конденсатор СЗ, включенные на выходе магнит ного усилителя, представляют собой узел стабилизации напряжения на якоре двигателя. Обмотка возбуждения
196