Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
сети. Контактор на тиристорах находится во включенном положении до тех пор, пока замкнут управляющий кон
такт УК- При его |
размыкании |
тиристоры закрываются |
и ток через нагрузку не протекает. |
||
Бесконтактный |
«контактор», |
или, как его называют, |
«бесконтактный пускатель», и «комплектное тиристорное устройство» для управления асинхронными двигателями показаны на рис. 146, б. Существует несколько серий: ПТ, ПТУ, ТСУ, КТУ. Устройства серии КТУ позволяют, кроме включения и отключения, осуществить также торможение, шаговый режим и получать скорость, соста вляющую 10—15% от номинальной для реализации крат ковременных вспомогательных движений (рис. 147).
Аналогичные принципы заложены в схему автомати ческого регулирования частоты вращения двигателя по стоянного тока небольшой мощности (0,5—2 кВт, рис. 148). Тиристор Т выполняет функцию однополуперйодного выпрямителя. Угол открытия тиристора изменяется спе циальным блоком управления, состоящим из формирова теля прямоугольных импульсов, рабочей обмотки магнит ного усилителя и выходного трансформатора. Формиро ватель импульсов состоит из трансформатора Тр1, ра ботающего в режиме насыщения, и конденсатора С1. Конденсатор преобразует синусоидальное напряжение сети в прямоугольные импульсы (положительные и отри цательные), которые снимаются со вторичной обмотки трансформатора. На рабочую обмотку магнитного усили-
6)
в)
Рис. 147. Комплектные тиристорные уст ройства серии КТУ:
|
а |
для включения, |
отключения, торможения |
|
и |
шагового режима; |
б — для торможения и |
|
шагового режима; о г—, для включения, отклю |
||
|
чения, торможения, шагового режима, допол |
||
|
нительного плавного |
пуска и регулирования |
|
- У |
напряжения; е«=для получения позиционного |
||
цикла |
|
218
Рис. 148. Схема автоматического регулирования частоты враще ния двигателя постоянного тока с помощью тиристора
теля и на первичную обмотку трансформатора Тр2 по ступают только положительные импульсы напряжения, так как диод Д1 не пропускает отрицательные импульсы.
Со вторичной обмотки трансформатора Тр2 импульсы поступают на управляющий электрод тиристора и, если на аноде тиристора в этот момент положительный потен циал, открывает его. Через обмотку двигателя начинает протекать ток, двигатель разгоняется до частоты, опреде ляемой величиной тока в обмотке управления магнитного усилителя. Направление вращения двигателя зависит от направления тока в обмотке управления магнитного усилителя. В отрицательный полупериод питающего на пряжения тиристор закрывается отрицательным потен циалом на аноде, но ток по обмотке двигателя продолжает протекать в том же направлении за счет э. д. с. самоин дукции обмотки якоря двигателя и дросселя Др.
В схеме использованы обратные связи по току и на пряжению, позволяющие получить более жесткие харак теристики двигателя постоянного тока. Рассмотрим дей ствие обратных связей при увеличении частоты вращения двигателя (это может быть, например, при сбросе на грузки). В этом случае магнитный поток в обмотке отри цательной обратной связи по напряжению увеличится, а в обмотке положительной обратной связи по току — уменьшится. В результате суммарного действия обмоток обратных связей изменится насыщение магнитного уси лителя таким образом, что сопротивление рабочей об мотки возрастет, угол открытия тиристора также возра стет, а следовательно, уменьшится среднее значение вы-
219
прямленного напряжения и скорость двигателя. Так будет продолжаться до тех пор, пока скорость двигателя не окажется равной заданной. Частота вращения двига теля регулируется резистором Rn. Диапазон регулиро вания (15—10) : 1.
Имеются и другие схемы, позволяющие получить еще больший диапазон регулирования частоты вращения дви гателей постоянного тока, но они намного сложнее, содержат несколько тиристоров и блоков управления ими.
Тиристорные преобразователи ТПЧ-15—ТПЧ-100 пре образуют трехфазное напряжение сети 380 В, 50 Гц в трех фазное напряжение регулируемой частоты и амплитуды. Они состоят из выпрямителя В1, инвертора В2, группы вентилей обратного тока ВЗ и системы управления
(рис. 149).
Замкнутая система автоматического регулирования по строена на принципе сравнения задающего сигнала, пропорционального частоте, с сигналом обратной связи по напряжению, пропорциональным противо- э. д. с. дви гателя.
Разность сигналов через полупроводниковый усили тель в блоке управления поступает в систему управления выпрямителем, которая обеспечивает необходимое изме нение напряжения преобразователя. Точность стабилиза ции напряжения 2%.
Рабочая частота на выходе преобразователя поддер живается очень стабильно, механическая характеристика асинхронного двигателя на рабочем участке является жесткой. Поэтому для поддержания установленного зна чения частоты вращения не надо вводить обратную связь по частоте.
В электроприводе системы ТПЧ можно осуществить плавный разгон двигателя привода. Для этого частоту преобразователя увеличивают постепенно с требуемым темпом нарастания. Рабочий диапазон изменения частоты
вращения |
двигателя составляет 1 : 12 (т. е., например, |
от 1500 до |
125 об/мин). Можно получить и меньшие зна |
чения частоты вращения, но, во-первых, вращение дви гателя становится несколько неравномерным (из-за несинусоидальности напряжения при более глубоком регу лировании частоты вращения неравномерное вращение вообще переходит в шаговый режим), а, во-вторых, мо мент на валу двигателя необходимо уменьшать, так как при очень низких частотах уменьшается перегрузочная
220
Др1 |
Др 2 |
способность двигателя. Перед остановкой двигатель можно эффективно затормозить, уменьшив частоту напряжения на его зажимах. Такое торможение называется «частот ным». Чтобы в области низких частот преобразователь работал устойчиво и надежно, используется блок подза ряда коммутирующих конденсаторов (БПК).
Рис. 150. Механические характеристики асинхронного короткозамк нутого двигателя, питаемого от преобразователя частоты
222
аблица 25
Неисправность Причина Способ устранения
Нет |
напряжения |
на |
Вышел из строя один |
Отыскать |
неисправ |
|||||||||||
выходе |
преобразова |
из |
вентилей |
|
инвер |
ный вентиль и заме |
||||||||||
теля («срыв» инверти |
тора |
или |
обратного |
нить его |
|
|
|
|||||||||
рования) |
|
|
|
моста |
|
|
|
|
ти |
Проверить |
монтаж |
|||||
|
|
|
|
|
|
Самовключились |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ристоры |
|
инвертора |
R —С-цепочки |
и |
ис |
|||||
|
|
|
|
|
|
вследствие выхода из |
правность |
элементов; |
||||||||
|
|
|
|
|
|
строя R —С-цепочки |
заменить вышедшие из |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Неправильно |
работа |
строя |
блоки |
ре |
||||||
|
|
|
|
|
|
Заменить |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ет схема |
управления |
зервными |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
(пересчетная |
часто) |
|
|
|
|
|||||
При включении пере |
Не работает узел то- |
Устранить |
неисправ |
|||||||||||||
горают |
предохрани |
коограничения |
|
|
ность |
|
|
|
||||||||
тели |
|
|
|
|
|
Вышел из строя один |
Произвести замену |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
из тиристоров выпря |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
мителя |
|
|
|
чере |
Проверить |
чередова |
||||
|
|
|
|
|
|
Неправильное |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
дование фаз в си |
ние фаз |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
стеме управления вы |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
прямителем |
|
смеще |
Проверить |
цепь |
сме |
|||||
|
|
|
|
|
|
Обрыв |
цепи |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
ния |
управления |
вы |
щения, найти |
обрыв |
||||||
|
|
|
|
|
|
прямителем |
|
|
|
и устранить |
|
|
||||
Двигатель |
не |
разго |
Неисправность |
в |
за |
Проверить |
задающее |
|||||||||
няется |
|
|
|
|
дающем |
устройстве |
устройство |
по |
кон |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
трольным точкам |
|
||
После |
включения |
Неисправен полупро |
Проверить |
по |
кон |
|||||||||||
тумблера |
на |
перед |
водниковый |
|
усили |
трольным точкам |
|
|||||||||
ней двери при вклю |
тель |
блока |
управле |
|
|
|
|
|||||||||
ченной силовой схеме |
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
напряжение |
на |
вы |
Не |
работает |
ОС |
по |
То же |
|
|
|
||||||
ходе преобразователя |
напряжению |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
достигает |
максималь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ного |
независимо |
от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
положения |
движка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
потенциометра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
223
Силовая часть преобразователя выполнена на тири сторах ВКДУ-150 (Т-150) и диодах ВКД-200. На входе преобразователя установлен понижающий трансформатор для согласования напряжений. Преобразователь подклю чается к сети с помощью пускателя ПМ, а для включения цепей управления и двигателя вентилятора служат авто маты.
Катушка индуктивности, (дроссель) Др1 и конденса тор С1 являются фильтром на выходе выпрямителя. Дроссели, включенные последовательно с тиристорами инвертора ДрЗ, являются ограничителями скорости на растания анодного тока при включении. Дроссель Др2 применен в качестве входной индуктивности инвертора. Вентили защищены от перенапряжений резисторно-кон денсаторными цепочками. Выходное напряжение пре образователя 230 В (линейное), поэтому серийные элек тродвигатели могут быть использованы только при вклю чении обмоток в треугольник.
При необходимости выполнения проверки схемы или ее ремонта следует закоротить батареи конденсаторов, на которых мог сохраниться «остаточный» заряд.
Возможные неисправности, а также причины и способы устранения приведены в табл. 25. Габаритные размеры преобразователей серии ТПУ не превышают 90Х700Х X 1800 мм.
Механические характеристики, получаемые при регу лировании частоты, показаны на рис. 150.
Что читать по этому разделу.
Андреев Г. И., Найдис В. А. Системы постоянного тока с кремниевым выпрямителем.— В серии «Библиотека по автоматике. Электроприводы с полупроводниковым управлением». М., «Энергия», 1967, 86 с. Кардашева И. Б., Розман Я- Б. Автоматизированные приводы с магнит ными усилителями в металлорежущих станках.— В кн.: «Библиотека электромонтера». М. «Энергия», 1969, 73 с. Мейстель А. М., Найдис В. А., Херсонский Ю. И. Комплектные тиристорные устройства для управления асинхронными электроприводами. — В кн.: «Библиотека по автоматике», М., «Энергия», 1971, 120 с. Найдис В. А. и др. Системы постоянного тока на тиристорах. — В серии «Библиотека по автоматике. Электропривод с полупроводниковым управлением». М., «Энергия», 1964, 104 с. Потапов А. М., Настройка и испытание следящих приводов. М., «Энергия», 1970, 187 с. Тун А. Я. Наладка бесконтактной аппаратуры электропри водов. М., «Энергия», 1964, 85 с. Щукин А. И. Автоматическое управле ние электроприводами, М., «Энергия», 1964, 488 с. Чиликин М. Г. Об щий курс электропривода. М., «Энергия», 1971, 432 с.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
1. Токарные станки
Металлорежущие станки токарной группы наиболее рас пространены в народном хозяйстве. В эту группу станков входят: универсальные токарные и токарно-винторезные, револьверные, лобовые, карусельные, токарно-копиро вальные станки, токарные автоматы и полуавтоматы и токарные станки специального назначения. Общим для всех этих станков является то, что деталь приводится во вращение —это движение называется главным, а инстру мент (резец) перемещают вдоль заданного контура обра ботки — это движение называется подачей. Естественно, что в результате обработки получаются тела вращения.
В главных приводах токарных станков широкого на значения малой и средней мощности основным типом при вода является привод с асинхронным короткозамкнутым двигателем. Частота вращения шпинделя токарных стан ков регулируется путем переключения зубчатых передач коробки скоростей. В большинстве случаев их переклю чают вручную. В последнее время появляется все больше станков, в которых переключения производится дистан ционно с помощью электромагнитных фрикционных муфт. Для пуска, останова и изменения направления вращения (реверсирования) в токарных станках малой и средней мощности часто применяют фрикционные муфты. Двига тель при этом все время включен и вращается в одном направлении. Движение подачи малых и средних токар ных станков чаще всего осуществляется от главного при вода. Регулирование подачи осуществляется аналогично с помощью коробки зубчатых передач, которая переклю чается вручную или дистанционно.
Вспомогательные приводы токарных станков (уско ренного перемещения каретки суппорта, зажима изделия, насоса охлаждения и т. п.) оснащены асинхронными дви гателями с короткозамкнутым ротором.
8' А. Ф. Комаров |
225 |