Файл: Комаров, А. Ф. Наладка и эксплуатация электрооборудования металлорежущих станков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сети. Контактор на тиристорах находится во включенном положении до тех пор, пока замкнут управляющий кон­

такт УК- При его

размыкании

тиристоры закрываются

и ток через нагрузку не протекает.

Бесконтактный

«контактор»,

или, как его называют,

«бесконтактный пускатель», и «комплектное тиристорное устройство» для управления асинхронными двигателями показаны на рис. 146, б. Существует несколько серий: ПТ, ПТУ, ТСУ, КТУ. Устройства серии КТУ позволяют, кроме включения и отключения, осуществить также торможение, шаговый режим и получать скорость, соста­ вляющую 10—15% от номинальной для реализации крат­ ковременных вспомогательных движений (рис. 147).

Аналогичные принципы заложены в схему автомати­ ческого регулирования частоты вращения двигателя по­ стоянного тока небольшой мощности (0,5—2 кВт, рис. 148). Тиристор Т выполняет функцию однополуперйодного выпрямителя. Угол открытия тиристора изменяется спе­ циальным блоком управления, состоящим из формирова­ теля прямоугольных импульсов, рабочей обмотки магнит­ ного усилителя и выходного трансформатора. Формиро­ ватель импульсов состоит из трансформатора Тр1, ра­ ботающего в режиме насыщения, и конденсатора С1. Конденсатор преобразует синусоидальное напряжение сети в прямоугольные импульсы (положительные и отри­ цательные), которые снимаются со вторичной обмотки трансформатора. На рабочую обмотку магнитного усили-

6)

в)

Рис. 147. Комплектные тиристорные уст­ ройства серии КТУ:

 

а

для включения,

отключения, торможения

 

и

шагового режима;

б — для торможения и

 

шагового режима; о г—, для включения, отклю­

 

чения, торможения, шагового режима, допол­

 

нительного плавного

пуска и регулирования

- У

напряжения; е«=для получения позиционного

цикла

 

218


Рис. 148. Схема автоматического регулирования частоты враще­ ния двигателя постоянного тока с помощью тиристора

теля и на первичную обмотку трансформатора Тр2 по­ ступают только положительные импульсы напряжения, так как диод Д1 не пропускает отрицательные импульсы.

Со вторичной обмотки трансформатора Тр2 импульсы поступают на управляющий электрод тиристора и, если на аноде тиристора в этот момент положительный потен­ циал, открывает его. Через обмотку двигателя начинает протекать ток, двигатель разгоняется до частоты, опреде­ ляемой величиной тока в обмотке управления магнитного усилителя. Направление вращения двигателя зависит от направления тока в обмотке управления магнитного усилителя. В отрицательный полупериод питающего на­ пряжения тиристор закрывается отрицательным потен­ циалом на аноде, но ток по обмотке двигателя продолжает протекать в том же направлении за счет э. д. с. самоин­ дукции обмотки якоря двигателя и дросселя Др.

В схеме использованы обратные связи по току и на­ пряжению, позволяющие получить более жесткие харак­ теристики двигателя постоянного тока. Рассмотрим дей­ ствие обратных связей при увеличении частоты вращения двигателя (это может быть, например, при сбросе на­ грузки). В этом случае магнитный поток в обмотке отри­ цательной обратной связи по напряжению увеличится, а в обмотке положительной обратной связи по току — уменьшится. В результате суммарного действия обмоток обратных связей изменится насыщение магнитного уси­ лителя таким образом, что сопротивление рабочей об­ мотки возрастет, угол открытия тиристора также возра­ стет, а следовательно, уменьшится среднее значение вы-

219


прямленного напряжения и скорость двигателя. Так будет продолжаться до тех пор, пока скорость двигателя не окажется равной заданной. Частота вращения двига­ теля регулируется резистором Rn. Диапазон регулиро­ вания (15—10) : 1.

Имеются и другие схемы, позволяющие получить еще больший диапазон регулирования частоты вращения дви­ гателей постоянного тока, но они намного сложнее, содержат несколько тиристоров и блоков управления ими.

Тиристорные преобразователи ТПЧ-15—ТПЧ-100 пре­ образуют трехфазное напряжение сети 380 В, 50 Гц в трех­ фазное напряжение регулируемой частоты и амплитуды. Они состоят из выпрямителя В1, инвертора В2, группы вентилей обратного тока ВЗ и системы управления

(рис. 149).

Замкнутая система автоматического регулирования по­ строена на принципе сравнения задающего сигнала, пропорционального частоте, с сигналом обратной связи по напряжению, пропорциональным противо- э. д. с. дви­ гателя.

Разность сигналов через полупроводниковый усили­ тель в блоке управления поступает в систему управления выпрямителем, которая обеспечивает необходимое изме­ нение напряжения преобразователя. Точность стабилиза­ ции напряжения 2%.

Рабочая частота на выходе преобразователя поддер­ живается очень стабильно, механическая характеристика асинхронного двигателя на рабочем участке является жесткой. Поэтому для поддержания установленного зна­ чения частоты вращения не надо вводить обратную связь по частоте.

В электроприводе системы ТПЧ можно осуществить плавный разгон двигателя привода. Для этого частоту преобразователя увеличивают постепенно с требуемым темпом нарастания. Рабочий диапазон изменения частоты

вращения

двигателя составляет 1 : 12 (т. е., например,

от 1500 до

125 об/мин). Можно получить и меньшие зна­

чения частоты вращения, но, во-первых, вращение дви­ гателя становится несколько неравномерным (из-за несинусоидальности напряжения при более глубоком регу­ лировании частоты вращения неравномерное вращение вообще переходит в шаговый режим), а, во-вторых, мо­ мент на валу двигателя необходимо уменьшать, так как при очень низких частотах уменьшается перегрузочная

220


Др1

Др 2

способность двигателя. Перед остановкой двигатель можно эффективно затормозить, уменьшив частоту напряжения на его зажимах. Такое торможение называется «частот­ ным». Чтобы в области низких частот преобразователь работал устойчиво и надежно, используется блок подза­ ряда коммутирующих конденсаторов (БПК).

Рис. 150. Механические характеристики асинхронного короткозамк­ нутого двигателя, питаемого от преобразователя частоты

222

аблица 25

Неисправность Причина Способ устранения

Нет

напряжения

на

Вышел из строя один

Отыскать

неисправ­

выходе

преобразова­

из

вентилей

 

инвер­

ный вентиль и заме­

теля («срыв» инверти­

тора

или

обратного

нить его

 

 

 

рования)

 

 

 

моста

 

 

 

 

ти­

Проверить

монтаж

 

 

 

 

 

 

Самовключились

 

 

 

 

 

 

ристоры

 

инвертора

R —С-цепочки

и

ис­

 

 

 

 

 

 

вследствие выхода из

правность

элементов;

 

 

 

 

 

 

строя R —С-цепочки

заменить вышедшие из

 

 

 

 

 

 

Неправильно

работа­

строя

блоки

ре­

 

 

 

 

 

 

Заменить

 

 

 

 

 

 

ет схема

управления

зервными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(пересчетная

часто)

 

 

 

 

При включении пере­

Не работает узел то-

Устранить

неисправ­

горают

предохрани­

коограничения

 

 

ность

 

 

 

тели

 

 

 

 

 

Вышел из строя один

Произвести замену

 

 

 

 

 

 

из тиристоров выпря­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мителя

 

 

 

чере­

Проверить

чередова­

 

 

 

 

 

 

Неправильное

 

 

 

 

 

 

дование фаз в си­

ние фаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стеме управления вы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прямителем

 

смеще­

Проверить

цепь

сме­

 

 

 

 

 

 

Обрыв

цепи

 

 

 

 

 

 

 

ния

управления

вы­

щения, найти

обрыв

 

 

 

 

 

 

прямителем

 

 

 

и устранить

 

 

Двигатель

не

разго­

Неисправность

в

за­

Проверить

задающее

няется

 

 

 

 

дающем

устройстве

устройство

по

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трольным точкам

 

После

включения

Неисправен полупро­

Проверить

по

кон­

тумблера

на

перед­

водниковый

 

усили­

трольным точкам

 

ней двери при вклю­

тель

блока

управле­

 

 

 

 

ченной силовой схеме

ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

напряжение

на

вы­

Не

работает

ОС

по

То же

 

 

 

ходе преобразователя

напряжению

 

 

 

 

 

 

 

достигает

максималь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного

независимо

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

положения

движка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

потенциометра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

223


Силовая часть преобразователя выполнена на тири­ сторах ВКДУ-150 (Т-150) и диодах ВКД-200. На входе преобразователя установлен понижающий трансформатор для согласования напряжений. Преобразователь подклю­ чается к сети с помощью пускателя ПМ, а для включения цепей управления и двигателя вентилятора служат авто­ маты.

Катушка индуктивности, (дроссель) Др1 и конденса­ тор С1 являются фильтром на выходе выпрямителя. Дроссели, включенные последовательно с тиристорами инвертора ДрЗ, являются ограничителями скорости на­ растания анодного тока при включении. Дроссель Др2 применен в качестве входной индуктивности инвертора. Вентили защищены от перенапряжений резисторно-кон­ денсаторными цепочками. Выходное напряжение пре­ образователя 230 В (линейное), поэтому серийные элек­ тродвигатели могут быть использованы только при вклю­ чении обмоток в треугольник.

При необходимости выполнения проверки схемы или ее ремонта следует закоротить батареи конденсаторов, на которых мог сохраниться «остаточный» заряд.

Возможные неисправности, а также причины и способы устранения приведены в табл. 25. Габаритные размеры преобразователей серии ТПУ не превышают 90Х700Х X 1800 мм.

Механические характеристики, получаемые при регу­ лировании частоты, показаны на рис. 150.

Что читать по этому разделу.

Андреев Г. И., Найдис В. А. Системы постоянного тока с кремниевым выпрямителем.— В серии «Библиотека по автоматике. Электроприводы с полупроводниковым управлением». М., «Энергия», 1967, 86 с. Кардашева И. Б., Розман Я- Б. Автоматизированные приводы с магнит­ ными усилителями в металлорежущих станках.— В кн.: «Библиотека электромонтера». М. «Энергия», 1969, 73 с. Мейстель А. М., Найдис В. А., Херсонский Ю. И. Комплектные тиристорные устройства для управления асинхронными электроприводами. — В кн.: «Библиотека по автоматике», М., «Энергия», 1971, 120 с. Найдис В. А. и др. Системы постоянного тока на тиристорах. — В серии «Библиотека по автоматике. Электропривод с полупроводниковым управлением». М., «Энергия», 1964, 104 с. Потапов А. М., Настройка и испытание следящих приводов. М., «Энергия», 1970, 187 с. Тун А. Я. Наладка бесконтактной аппаратуры электропри­ водов. М., «Энергия», 1964, 85 с. Щукин А. И. Автоматическое управле­ ние электроприводами, М., «Энергия», 1964, 488 с. Чиликин М. Г. Об­ щий курс электропривода. М., «Энергия», 1971, 432 с.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ

1. Токарные станки

Металлорежущие станки токарной группы наиболее рас­ пространены в народном хозяйстве. В эту группу станков входят: универсальные токарные и токарно-винторезные, револьверные, лобовые, карусельные, токарно-копиро­ вальные станки, токарные автоматы и полуавтоматы и токарные станки специального назначения. Общим для всех этих станков является то, что деталь приводится во вращение —это движение называется главным, а инстру­ мент (резец) перемещают вдоль заданного контура обра­ ботки — это движение называется подачей. Естественно, что в результате обработки получаются тела вращения.

В главных приводах токарных станков широкого на­ значения малой и средней мощности основным типом при­ вода является привод с асинхронным короткозамкнутым двигателем. Частота вращения шпинделя токарных стан­ ков регулируется путем переключения зубчатых передач коробки скоростей. В большинстве случаев их переклю­ чают вручную. В последнее время появляется все больше станков, в которых переключения производится дистан­ ционно с помощью электромагнитных фрикционных муфт. Для пуска, останова и изменения направления вращения (реверсирования) в токарных станках малой и средней мощности часто применяют фрикционные муфты. Двига­ тель при этом все время включен и вращается в одном направлении. Движение подачи малых и средних токар­ ных станков чаще всего осуществляется от главного при­ вода. Регулирование подачи осуществляется аналогично с помощью коробки зубчатых передач, которая переклю­ чается вручную или дистанционно.

Вспомогательные приводы токарных станков (уско­ ренного перемещения каретки суппорта, зажима изделия, насоса охлаждения и т. п.) оснащены асинхронными дви­ гателями с короткозамкнутым ротором.

8' А. Ф. Комаров

225