Файл: Анвар Бакиров Разговорный гипноз практический курс Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

155
Даже если взять себя. Да, я бываю со сна вялым. Но останусь ли я таким же, если хорошенько потянусь? Или попрыгаю? А если умоюсь ледяной водой? А если обрушу на себя ее же из ведра, стоя в ванной? Или не столь радикально: если включу планшет и ознакомлюсь с оповещениями за ночь? Это известный прием: чтобы подчиненный куда-то сходил, для начала попросите его встать.
Незыблемость барьеров – мираж! Настроение шефа меняется. Настроение клиентов меняется. Ваше собственное настроение меняется. В мире постоянно что-то меняется! И эти перемены тянут за собой цепочку перемен во все, что с ними связано. Ты можешь представить солнышко в своей груди, освещающее и согревающее всех, кто рядом, и одно это способно развернуть ситуацию под другим углом.
Понятно, что принцип текучести хорошо сочетается с остальными принципами! Здесь и учет обратной связи с идеей бдительного наблюдения. Здесь и подкрепление желанных изменений, чтобы они возникали чаще. Здесь и создание условий, в которых нужные качества вообще способны проявиться. Наша цель – научиться видеть изменчивость во всем.
И тогда мы будем «проходить сквозь стены».
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Позитив и конструктив
Люди тянутся к приятному. А еще они склонны бороться с тем, что борется с ними. Жизнь обычного человека наполнена удовольствием и борьбой. Другое дело, что сама борьба часто чревата переживаниями далеко не приятными, да еще и вечно провоцирует все новые схватки, т. е. жутко прилипчива по своей природе. Именно поэтому гипнотизеры строят жизнь иначе. Как?
Для начала мы стараемся вызывать приятные ассоциации. Пусть рядом с нами людям будет хорошо. Пусть они чувствуют себя важными, нужными, уникальными. Пусть им будет хотя бы удобно. И понятно. И вкусно. В разговорном гипнозе много приемов для этого! Зачем?
Чтобы к нам тянулись. Чтобы проявляли свои лучшие качества. Чтобы выделяли время на общение с нами.
Позитив направляет. Этим он полезнее негатива. Ведь чем плоха боль? Она вызывает реакцию отталкивания. Хоть куда-то, лишь бы отсюда! Избегание всегда ненаправленно и тем непредсказуемо. Если учитель ругает ученика за ошибку, не факт, что тот будет избегать таких ошибок, но велик шанс, что он воспылает ненавистью к преподавателю, школьному предмету, классу или даже к образованию.
Если жена настойчиво просила мужа не задерживаться на работе, он может и уступить ее настояниям, вот только не факт, что ей это понравится. Например, он может начать задерживаться в баре или начать посещать продолжительные вечерние курсы. Даже регулярные визиты к любовнице подпадают под определение «не задерживаться на работе»!
Хочешь получать желаемое – проси конструктивно.
Обучение через наказание – худший способ обучения! Не только по моральным причинам, как вы уже поняли. И наоборот, позитив способен направлять точно! Если мы систематически подкрепляем какой-то элемент поведения, он будет проявляться регулярно.
Обобщение тоже происходит, но процесс получается более управляемым, а его результаты – предсказуемыми. Это важно.
Следующий аспект нам тоже знаком: собственные переживания. Если мы делаем хорошо всем, с кем общаемся, нам тоже хорошо. Это происходит и в силу эмпатии, и потому, что все наши действия сначала отражаются на нас самих. Таким образом улучшается не только наше ежедневное самочувствие, но и наше отношение к самому общению и людям вообще. Это полезно.

156
Снова напомню, что эти принципы касаются не только гипноза. Ваша жизнь наполнена – чем? Внимание сосредоточено – на чем? На хорошем и приятном, да? О чем вы предпочитаете узнавать? О том, что поднимет вам настроение? На что вы обращаете внимание: на то, что у вас получается и подвластно вам? Вы умеете любоваться?
Наслаждаться вкусом? Дарить радость? Окружать себя приятными вещами?
Другой аспект того же принципа – конструктив. Я уже написал, что борьба порождает борьбу. На удар хочется ответить ударом, а если не получается, то местью. Эта карусель превращается в дурную бесконечность, поскольку никто не хочет уступать и каждый стремится оставить за собой последнее слога). То, с чем мы боремся, наполняет все мысли и чувства, никуда не исчезая.
Тут важно понимать, что мы почти всегда недооцениваем ущерб, причиненный другому, и переоцениваем боль, доставленную нам. Мы ударили – «А че такого?!», нам врезали – «За что?!». Поэтому ответ другого всегда неожиданно и неоправданно силен, и хочется дать сдачи – вернуть излишек. Каждому! Вплоть до того, что чужое ответное нападение кажется
(!) внезапным.
Что делать? Решение тут радикальное – жить конструктивно. Пропитать конструктивным подходом каждый поступок и каждое решение. Любая борьба, любой деструктив начинается с желания уменьшить количество плохого. Это могут быть ошибки, недостатки, все то, что мешает, раздражает, вредит, причиняет неудобства. Благородное дело, казалось бы! Жаль, что не работает.
Борьба с плохими людьми или с недостатками хороших людей вынуждает их бороться с нами (и считать плохими уже нас). Борьба с дурными аспектами жизни побуждает нас замечать их больше и чаще. Эмоции, как вы знаете, соответствуют: гнев, раздражение, презрение, страх, обида… И все это в режиме нон-стоп, т. е. ваша жизнь наполняется ровно тем, с чем вы неустанно воюете.
Каков конструктив? Увеличивать количество хорошего, «возделывать свой сад».
Конструктивный человек окружает себя тем, что ему нравится, и теми, кого любит. Он делает то, что ему нравится, и то, что любит делать. Он строит то, что достойно строительства. Он пользуется возможностями и рычагами, которые ему доступны. Это другой фильтр внимания и другой образ действий.
Мы говорили ранее, что в каждом человеке есть все. Ты можешь увидеть в другом плохое и начать искоренять его недостатки (деструктивный подход). Или увидеть в нем хорошее и обратиться к достоинствам, чтобы вместе построить то, что понравится вам обоим
(конструктив). Ты можешь спорить с тем, с чем не согласен, или опираться на то, в чем вы совпадаете.
В режиме конструктива мы движемся к своим целям. Препятствия есть, но мы их огибаем и оставляем позади. В режиме деструктива мы вступаем в бой с первой же преградой и рискуем застрять рядом с нею чуть ли не на всю оставшуюся жизнь. Конструктив изрядно экономит время и ресурсы! Для чего? Для того, что вы любите делать. Для тех, кто стоит вашей любви. Для своих результатов.
Здесь есть забавный момент, называемый контролируемой глупостью. Суть в том, что бывает проще и быстрее изобразить нормальность, чем бороться с желанием окружающих исправить тебя. Народ ведь любой раздражающий фактор пытается довести до нормы.
Поэтому можно героически отстаивать свою независимость – или быстренько подыграть, чтобы отвязались, и вернуться к делу.


157
Деструктив очень сложно ограничить. Вам может казаться, что вы лишь честно выразили свое отношение к чему-то действительно недостойному, но эта невинная прямота, способна привести к тому, что кто-то, задетый вами походя, захочет вернуть причиненную боль, и это растянется на десятилетия. Так бывает. Впрочем, чаще случаются мелкие, но противные бытовые или производственные стычки.
Поэтому мы тщательно ограничиваем деструктив жесткой необходимостью (мусор выбросить, грязь смыть…) и большую часть жизни занимаем конструктивом. При этом мы соглашаемся с тем, что недостатки существуют. Так, подчиненный может подворовывать, но если суммарный его вклад в работу оставляет работодателя в хорошем плюсе, можно делать вид, что тот спрятал концы удачно.
В разговорном гипнозе конструктивный подход реализуется очень четко. Мы показываем собственную полезность. Мы выстраиваем желаемые состояния. Мы стремимся к взаимопониманию и согласию. Мы внушаем действия, а не их отсутствие. И никакой борьбы! Внимательность, деликатность, уважение, готовность ждать, ненавязчивость. Все приемы построены вокруг этого!
Не превратит ли все это нас в мальчиков для битья? Вы удивитесь, но нет. Во-первых, конструктивный подход ведет к быстрому росту возможностей. Так что глупым вы оказываетесь не по зубам, а умные понимают, что дружить с вами выгоднее, чем угнетать вас. Во-вторых, происходит естественная фильтрация окружения – драчуны застревают в других стычках, а с вас соскальзывают.
В школе я думал, что для победы над хулиганами надо заниматься карате. Я так и делал. Но уже к девятому классу выяснилось, что успехи в математике и физике позволяют встречать
«злодеев» реже, к десятому их повыгоняли с минимальными аттестатами, а в университете меня окружали сплошь интеллигентные и умные сокурсники. И вот уже третий десяток лет как моя реальность добра.
И снова мы выходим за рамки общения. Допустим, мешает посторонний шум. Можно потратить все силы на борьбу с ним и внезапно обнаружить множество больших и малых шумов вокруг (не считая войны с соседями), а можно попробовать работать, игнорируя его
(часто получается), или переместиться туда, где тише, не вступая в бой за тишину именно здесь. Понимаете?
Вам нужно, чтобы ребенок заснул, или время для себя? Второе проще. Вы хотите, чтобы выборы были честными, или зарабатывать достаточно? Второе проще. Вы хотите, чтобы безвкусицу запретили, или внимать прекрасному? Второе проще. Быстрее, легче, доступнее и сопровождается значительно более приятными эмоциями! Конструктивный подход элементарно выгоднее деструктива!
Здесь же есть и такой аспект. Есть то, что от нас зависит, и все остальное. Мы обращаем внимание на первое. Есть то, что у нас получается, и что-то другое. Мы выбираем замечать первое. Есть черты полезные и приятные, а есть разные (у других и у нас). Мы акцентируем внимание на первых. То, что нам помогает, усиливает, радует, греет… Мы не все можем, но внимание дарим именно тому, что можем.
И последнее. Конструктивный человек настолько далек от борьбы, что не борется даже с деструктивом! Во-первых, ему тоже иногда приходится наводить порядок. Деструктивный этап случается во многих проектах. Во-вторых, мы уважаем людей благородных профессий, чья жизнь – борьба. Они приносят себя в жертву – мы благодарны им за это. Сами мы так жить не хотим, но ценим их вклад.


158
Минимально необходимое воздействие
Мы хотим, чтобы на нас реагировали. Чтобы наши слова были услышаны. Чтобы наши жесты влияли как надо. Чтобы другие отзывались на перемены в нашем лице или в голосе.
Когда другие реагируют, мы есть. Это объективное подтверждение нашего бытия. А дальше еще интереснее. Некоторые так боятся, что их сигналы не заметят или – о, ужас! – проигнорируют, что сразу врубают максимальную громкость.
Это такой признак слабости – применение всей возможной силы. Неуверенный в себе начальник изо всех сил доказывает себе и сотрудникам, что он тут главный. В ход идут категоричные до визгливости требования, мелочные придирки, крики, оскорбления, угрозы, наказания… Или даже просто демонстративные признаки статуса и явная асимметрия в отношениях. Потому что он боится.
Или вот девушка. Все при ней, и даже красавица. Но… «Разрез на платье выдает отчаяние».
Фотографии на персональной страничке, не оставляющие ни малейшей щелочки для воображения. Одежда с такими вырезами, что полный гардероб умещается в косметичке.
Позы, изгибающие тело под йоговскими углами. Флирт, который уже и не флирт, мягко скажем. Эта девушка на самом деле в панике.
Инфобизнесмены тоже бывают очаровательными. Продающие странички вызываю всю гамму чувств, от недоумения до сарказма: так много там собрано максимально наглых и прямолинейных манипуляций, вранья и неуемного хвастовства. Бесконечные символы успеха, эксплуатация всех мифов сразу и призывы, призывы, призывы! Не зря появилось слово «инфоцыгане». А в основе всего этого – страх, как обычно.
Всем этим громким манипуляторам не хватает понимания, что их яркость ослепляет, крики оглушают, а пробивные эмоции очерствляют. Человеческий приемник сигналов меняет чувствительность! Если ты кладешь в чашку по восемь ложек сахара, очень скоро чай с шестью ложками покажется несладким. Если ты пьешь кофе ударными дозами, то научишься клевать носом после литра бодрящего.
У меня, кстати, был такой опыт: я на две или три недели отказался от любых источников кофеина. А потом в гостях у друга выпил обычную чашечку кофе. Знаете, что получилось?
Меня буквально трясло от прилива энергии! Раньше моя чувствительность была подавлена ежедневными чаепитиями, а за время «диеты» рецепторы вернулись в норму, и результат чашечки кофе стал очевиден.
То же самое бывает со многими другими удовольствиями. «Голод – лучшая приправа!»
Слышали такое? Самый вкусный кусочек еды – первый. Самый вкусный глоточек воды – первый. Никакие ухищрения или извращения лучших поваров не превзойдут начала утоления реальной потребности! Попытка догнать наслаждение, пихая в пресыщенный организм новые радости, обречена.
Так и в общении. Если на ребенка постоянно орут, крик не будет для него сигналом изменить свое поведение. Поэтому учителя беспомощны перед детьми из неблагополучных семей, которым дома, на порядок хуже. (Это, кстати, аргумент за конструктивный подход в обучении.) Люди привыкают: это страшно, а это сотрясение воздуха. Мощные сигналы отучают реагировать.
Важен и социальный аспект – свидетели. Если все замечают, что в ответ на мощное воздействие некто регулярно получает игнор, все понимают, что вес этой особи в стае минимален. Если все замечают, что вызвать реакцию у него получается исключительно через крик, угрозы или даже насилие, его положение в иерархии уже выше дна, но до реального статуса ему далеко.


159
Так что умный человек старается оставлять запас – подавать настолько легкий сигнал, насколько это возможно. Чуть бровь приподнять… Темп речи замедлить… Взгляд задержать… На грани восприятия. И дать время на срабатывание. Если сигнал не воспринят, его можно немножко усилить, сделать более явным. И снова подождать. И так вплоть до результата или решения не общаться с «глухим».
Например, алгоритм конфронтации Егидеса включает такие этапы: просьба, ее повторение, описание своего положения, выражение понимания чужой ситуации, конструктивные предложения, выражение нежелания ссориться, требование, предъявление формальных оснований, угроза, частичное исполнение угрозы, возврат к переговорам. Заметили, насколько все плавно и постепенно?
Впрочем, гипнотический подход работает еще нежнее: мы даже не просим – мы намекаем, подбрасываем идею. Да еще и заметаем порой следы, что идея была нашей! Это работает не так быстро, зато добровольно. И никто не признается даже себе, что мы пытались влиять, но нас проигнорировали. Это не запрет на прямое влияние, но возможность делать то же самое еще тоньше и аккуратнее.
Здесь есть, разумеется, и аспект обхода сопротивления. Так мы получаем шанс «пройти ниже радаров», повлиять, не потревожив «службу безопасности» собеседника. Как учит Тимур
Гагин, человек не может сознательно сопротивляться происходящему, если он об этом не знает. Когда мы влияем так, что бессознательно человек сигнал принял, а сознательно не заметил, это то, что надо.
Итак, мы стараемся, чтобы наше влияние оказалось максимально мягким. Мы внушили – другой учел. А дальше – в дальнейшем общении – мы подаем еще более тонкие сигналы.
Люди на самом деле очень хорошо обучаются! Все знают: сначала надо показывать целый рекламный ролик, а потом хватает напомнить о нем буквально парой ключевых сцен.
Утончение!
Снова напоминаю, что мы учимся не только гипнозу. Вы можете, например, искать границу минимально достаточного отдыха. Или минимальной смены позы, чтобы вернуть телу ощущение комфорта. Или минимального количества еды, чтобы голод ушел, а тяжесть не пришла. Или минимального количества слов для выражения смысла, который вы хотите передать или зафиксировать.
Вы не обязаны смотреть десять серий, чтобы отдохнуть после работы. Вы не обязаны напиваться до поросячьего визга, чтобы отпраздновать успех. Вам не обязательно покупать в кредит самую новую модель телефона, чтобы не опозориться перед коллегами. Реальный признак силы – мягкость, аккуратность, точность. Кто силен, тот ведет себя бережно, чтобы ненароком не повредить реальность.
Доступные цели и средства
Так уж получилось, что мы не всемогущи. Нет, в двадцать или даже тридцать лет еще кажется, что мир у твоих ног, возможности безграничны, а ресурсы никогда не кончатся.
Но… проходит время, и ты замечаешь, что многие планы так и остались планами, мечты все еще несбыточны, а силы ограничены. И если вам повезло это понять, в жизнь начинают приходить результаты!
Парадокс? Кажущийся. Тот, кто верит в безграничность возможностей, не склонен продумывать бюджет. Он легко запускает десяток одновременных проектов и не сразу замечает, что их эффективность нулевая, ведь попутно он взялся еще за сотню дел, и на