Файл: Анвар Бакиров Разговорный гипноз практический курс Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4
Как играть словами?
Пришло время раскрыть главный секрет коммуникации! Вы уже в курсе, что люди живут не столько в реальном мире, сколько в его описаниях. Без слов, без историй, без описаний мы не смогли бы ориентироваться в бессвязных сенсорных впечатлениях и хоть как-то планировать свою деятельность. Я уж не говорю о координации деятельности многих людей: возможности договариваться и т. д.
А дальше забавно! Главный секрет коммуникации заключается в том, что люди не понимают, что вы им говорите! Неясно? Еще бы! Сейчас объясню. Точнее, верну утраченную иллюзию понимания. Как мы понимаем слова других? Мы обращаемся к своему опыту и находим в нем представления, соответствующие этим словам. Еще раз: свои представления, а не чужие!
Когда я произношу слова «начальник», «клиент», «теща», вы представляете людей, которых я никогда в жизни не видел, а потому не мог иметь их в виду! Но вам кажется, что вы меня поняли. Иллюзия! А еще я могу сказать «драка», «разговор», «победа», и, чтобы меня понять, вы реконструируете события, которые наблюдали или переживали вы, но опять же не я.
Понимаете? Если да, вам это только кажется! А ведь есть и абстрактные понятия, которыми люди обозначают то, о значении чего всю историю спорят философы. Любовь, смысл, развитие, воля, мышление… Я могу согласиться, что, когда два представителя точной науки знают строгое определение термина, они понимают друг друга. Но когда вы последний раз согласовывали определение чести?
Люди постоянно употребляют слоты, не удосуживаясь дать им определение. И при этом свято верят, что понимают друг друга! Точнее, им не приходит в голову усомниться, что другой может иначе трактовать взаимовыручку, дружбу, верность, отношения, близость, поддержку, доверие, личностный рост… Я не предлагаю вам броситься договариваться о терминах! Просто знайте: понимание – иллюзия.
Но разве здесь не кроется противоречие? Как-то ведь люди договариваются! И знание языка собеседника тут явно помогает! Все правильно: чтобы договориться, истинного понимания не требуется – вполне достаточно согласовать поведение. А уж на это-то понимания хватит:
«Приходи завтра к 12.00 к памятнику Чехову. И возьми с собой паспорт. Договорились?»
Поведение согласовано, все хорошо.
А вот для того чтобы другой сделал нужное нам с желанием и огоньком или хотя бы «из-под палки», но все же сделал, нужны слова, порождающие иллюзию. О фантастически прибыльном деле и великолепном шансе, который надо ловить, пока еще можно успеть. О жутком позоре, которым покроет себя всякий, кто нарушит законы мужской дружбы. О кармических последствиях дисбаланса энергии ци.

Мы предоставляем людям слова – пустые формы, – которые они заполняют по своему разумению. Единственный способ определить, правильные ли слова мы произнесли, – реакция собеседника. Если она совпадает с нужной нам – хорошо, продолжаем. Если она противоположна – срочно меняем текст! Иначе говоря, человек «понял нас правильно», если он сделал то, чего мы от него хотели.
Соображаете? Как я узнаю, правильные ли слова поместил в эту книгу? Очень просто: если тираж разлетится как горячие пирожки, если львиная доля читателей придет на мои тренинги, если в интернет-магазинах у книги будут высокие оценки и благожелательные

40 отзывы, вы поняли меня правильно. А если нет, мне нужно учиться пользоваться словами лучше. Вот так все прагматично.
Но есть, разумеется, приемы, которые уже хорошо себя зарекомендовали. Это означает, что пользоваться ими статистически выигрышно: у вас скорее получится, чем нет. Итак, встречайте – шаблоны неопределенности! Модель Джона Гриндера и Ричарда Бендлера, часть знаменитой милтон-модели, названной в честь Милтона Эриксона – мастера клинического и разговорного гипноза.
Выборочное информирование
Суть приема – внимательное отношение к тому, о чем говорить, а что оставить до поры до времени в тени. Как это работает? Во-первых, эффект обобщения. Люди достраивают картину по известным им фрагментам. Например, если ты знаешь про кафе только то, что там подают вкусный борщ, у тебя будет одно представление. А когда тебе рассказали только о таракане, внезапно обнаруженном в супе, – другое.
Человеческий мозг не любит неизвестности. Он ассоциирует ее со смертельной опасностью.
Поэтому дыры в картине мира прикрываются иллюзиями, например, через дублирование уже известного. Так что заботиться о том, что узнают о тебе люди, жизненно необходимо. Иначе есть шанс, что твои потенциальные клиенты заметят и обобщат не то, что ты хотел бы.
Вторая причина – эффект порядка. Мы об этом говорили: «Первое слово дороже второго».
Соответственно, если новая подружка уже записала тебя в состоятельные мужчины на основании того, что ты ездишь на крутом внедорожнике, информация о том, что за него еще кредит отдавать, придет второй и не сыграет такой фатальной роли, какую могла бы.
Это достаточно честно. Мы же не можем сразу, одновременно и всем подряд рассказывать о себе все! Мы предъявляем витрину. Было бы глупо из соображений «честности» выставлять напоказ отборные гадости. «Встречают по одежке!» – помните? Если первое впечатление оказалось невыигрышным, тебе могут и не дать шанс произвести второе. Натирай витрину до блеска!
Третья причина – диалектика. Любое достоинство имеет неизбежное следствие в виде недостатка, как и любой недостаток продолжается в достоинстве. Если девушка – красотка, она тратит на поддержание красоты много времени и денег. Если ребенок крайне послушен, он удобен для родителей, но вряд ли добьется особых успехов. Если человек – зануда, в его делах будет идеальный порядок.
Соответственно, на витрину мы выставляем полезные и уважаемые аспекты своих личных качеств. До теневых сторон подавляющее большинство наших деловых контактов никогда не доберется: с ними столкнутся те, с кем вы общаетесь в режиме нон-стоп. Впрочем, даже хорошие качества нужны не все, а лишь те, что соответствуют образу, который вы собираетесь транслировать.
Итого. Есть информация, которая подталкивает человека сделать то, чего вы от него хотите.
Есть информация, которая оттолкнет его от этого. Есть информация нейтральная. Ваша задача – отсортировать факты заранее, чтобы в первую очередь сообщать выигрышную информацию. Другую тоже можно будет сообщить, но потом, чтобы правильные факты успели сформировать желательное отношение.
Этот же прием отлично работает, когда мы влияем на себя! Лучше выделять то, что у нас получается, чем ошибки и провалы. Обращать внимание на то, что от нас зависит, а не на то, что вне нашей власти. Подчеркивать то, что нас устраивает, а не раздражает. Чем это лучше?


41
Очень просто: на что обращаешь внимание, того в субъективной реальности – жизни! – становится больше.
Неопределенные существительные и местоимения
Второй шаблон неопределенности – возможность управлять степенью конкретности существительных, которыми ты пользуешься. Сравните: «человек», «мужчина», «старик»,
«Дональд Трамп». Определенность явно возрастает! В зависимости от наших целей мы будем ее варьировать. Ровно потому, что в голове у собеседника возникают разные образы.
Например, если я хочу пожаловаться Маше на Фросю, но знаю, что Маша относится к Фросе хорошо, моя жалоба уже опоздала: это второе мнение. Но я могу сказать Маше, что меня сильно подставил один человек. Сначала я вызываю сочувствие к себе и негодование к этому человеку. И только потом, когда Маша потребует назвать имя подлеца, я нехотя сообщу, что это Фрося.
Понимаете? Отношение к конкретным Васе, Пете и Сереже у собеседника может быть уже сформированным. Поэтому новое мнение будет с большой долей вероятности отброшено.
Вот и приходится говорить менее определенное «коллега», чтобы нас хотя бы выслушали. И уже потом, когда наша идея хоть немного укоренится в голове у человека, можно уточнить, кого вы имели в виду.
Другой аспект – касается ли собеседника то, что вы говорите. Если кто-то сказал: «Мужчины такие-то», я автоматически примеряю это на себя, поскольку я мужчина. Так же меня коснутся обозначения «психологи», «женатые», «любители боевых искусств», но вряд ли я примерю на себя «сантехники», «управленцы», «рыбаки». Поэтому надо заранее понимать, на кого вы нацелены.
Например, если менеджер заявляет, что продавцам нельзя верить, он рискует обидеть продавцов, которым верить можно. Так часто бывает в публичных заявлениях. Кого-то взбесил пешеход, и он сгоряча пишет у себя на странице: «Пешеходы – тупые уроды!» А потом удивляется агрессивной реакции тех, кто его выплеск прочитал. Вся правильно: он задел слишком многих.
Так что простым руководящим принципом здесь будет: если ты говоришь о хорошем
(хвалишь, признаешься в симпатии, предсказываешь хорошие времена), твои слова должны быть достаточно неопределенными, чтобы включать максимум людей. «Каждый может добиться успеха!», «Мне нравятся люди, с которыми мы работаем!» А если бьешь словами, своди к минимуму «случайные жертвы».
Да, речь не только о людях. Слова «предмет» – и «стул», «инструмент» и «пассатижи»,
«растение» и «береза», «вознаграждение» и «тысяча рублей» тоже конкретны в разной степени. И здесь тоже есть ноле для игры. Например, подумайте о каком-нибудь предмете или детали обстановки, которая будет напоминать вам о необходимости практиковать разговорный гипноз.
Третий аспект – вложенные оценки. Можно сказать нейтральное «вещь», а можно – «мусор» или «драгоценность». Можно обозначить предмет мебели: «стул», а можно – «хлам» или
«антиквариат». Как это влияет на внушаемое поведение, объяснять разумным людям не нужно, верно? Только не переборщите с приправами: неоправданное эмоционирование может оттолкнуть.
Мне бы хотелось, чтобы вы начали осознавать, до какой степени люди не понимают друг друга! Представьте, насколько разные картинки могут вставать за таким описанием: «Вот типичный житель нашей страны. У него есть родственники, друзья, знакомые, враги. Он


42 регулярно что-то покупает, ведь ему нужны вещи. А для этого ему надо добывать средства для пропитания, удовольствия и просто для жизни».
Об этом важно помнить, ведь, если слово может быть понято очень по-разному, это все равно что человек вообще ничего не сказал! «Принесите то, что мне нужно. Нет, блин, не это!», «Некоторым из вас крупно повезет! Я не имел в виду конкретно вас». Если докладчик пользуется неопределенными словами, он хочет, чтобы вы привнесли в них смысл от себя.
Вы уверены, что это в ваших интересах?
Гораздо мудрее пропускать чужой шаблон неопределенности мимо ушей, дожидаясь конкретных предложений, чтобы взвесить их непредвзято. Пусть другой говорит о «мировом экономическом кризисе», «верных друзьях», «многочисленных благах» – мы не будем заполнять эти пустые словоформы. А когда он попросит сотню баксов до получки, мы как раз и решим: давать или не стоит.
Неопределенные глаголы
Логика здесь точно такая же, с поправкой на то, что говорим мы теперь о процессах. Мы предполагаем, какие фильмы могут крутиться в голове у слушателя в ответ на тот или иной глагол, и подбираем те, что повлияют желательным для нас образом. При этом ясно: если реакция собеседника отличается от целевой, мы срочно заменяем одни слова на другие – исправляемся.
Поиграйте с этим! Что стоит за словом «наказать»-? Ударить, лишить премии, объявить бойкот, отрезать ухо, наорать? Очень разные фильмы получаются, верно? А глагол
«работать»? Что стоит за ним? Таскать мешки, пломбировать зуб, ставить задачи и контролировать исполнение, мотивировать, выбивать долги, программировать? Снова разные фильмы!
Нам кажется, что мы понимаем, о чем идет речь, когда слышим глаголы «позаботиться»,
«расстроить», «помочь», «навредить», «договориться», но понимание – штука очень и очень размытая! Помочь можно советом, пинком или взяв на себя всю работу. «Хочешь помочь мастеру – отойди и не мешай!» На что конкретно мы соглашаемся, когда нас просят о помощи?
Здесь важно отчетливо понимать: реакция зависит от интерпретации! Событие может быть одно, но разные описания приводят к диаметрально противоположным последствиям!
Сотрудник пришел на 5 минут позже. Что он сделал? Бросил вызов руководителю?
Саботировал начало работы? Подвел компанию? Или просто задержался? А то и оптимизировал рабочий процесс? Дал время коллегам?
Мне бы хотелось, чтобы вы разглядели огромный потенциал, который здесь содержится, и нашли способ извлечь из него пользу для своей жизни. В том числе применяли его в работе.
Поэтому я так старательно разжевывают для вас, казалось бы, очевидные вещи. Мы ведь забываем об этом! Нам и вправду кажется, что мы понимаем и нас понимают. Но за глаголами стоят разные фильмы!
Тренер может предложить вам поиграть или поработать, сделать или попытаться, открыть возможности или подавить слабости, разрешить себе или подчинить себя. Действие при этом может быть одно и то же, но вот отношение, сопутствующие эмоции, значение будут значительно отличаться, как и результаты. Хотя сами упражнения, повторюсь, могут быть точно такими же.
Помните знаменитую притчу о рабочих на стройке? Каждого из них спросили, что он делает.
Первый сказал, что он тут горбатится. Второй указал, что он раствор замешивает. Третий


43 семью кормил. Четвертый на обучение зарабатывал. Пятый храм строил. Кто из них прав?
Каждый. Просто результаты разные, хотя делали они внешне одно и то же. Такова сила глаголов.
И снова напомню принципы влияния, чтобы принести вам больше пользы: обобщение известного, доминирование первого мнения, широта охвата, привнесенная оценка. Все они работают для неопределенных существительных и местоимений и также могут быть использованы, когда вы имеете дело с неопределенными глаголами. И помните: вас поняли правильно, если сделали то, что вы хотите.
Оценочные прилагательные и наречия
Крайне интересный, эффективный и наглый прием воздействия! Если до этого мы просто не говорили лишнего или пользовались той или иной степенью неопределенности, то здесь мы задаем отношение на пустом месте! Голые эмоции – это восхитительно! Ведь выбор определяется именно эмоциональной сферой – древним мозгом, которому плевать на логику и рациональные основания.
Понятно, что в какой-то степени отношение задается подбором глагола или существительного, и это мы уже проходили. Но мы можем взять нейтральный глагол или существительное и раскрасить его с помощью прилагательных и наречий. Подлый ход, мудро поступил, харизматичный оратор, глупый проступок, душевно поговорили, скользкая личность, бесполезная штуковина…
Если помните, оценочные слова хороши, когда ты хочешь предложить готовое мнение раньше, чем слушатель поймет, о чем идет речь. «Я хочу поделиться шикарной фишкой!»,
«Маша придумала изумительный ход», «У нашего пылесоса есть ряд значительных преимуществ». Кто боится показаться слишком наглым, может смягчать: «мне кажется»,
«по-моему», «я считаю» и т. п.
Работает это в том числе и потому, что любое событие – вы уже к этому привыкаете – может быть описано разными словами. «Толстый» или «большой», «глупый» или «решительный»,
«упрямый» или «настойчивый», «трусливый» или «благоразумный», «лицемерный» или
«вежливый», «тормознутый» или «основательный». Образы, повторюсь, разные. Притом что суть одна.
Поэтому мудрый человек будет внимательно подбирать слова, которыми пользуется сам, и с иронией относиться к выбору слов другими, поскольку он помнит, что оценочные слова изначально – по своей природе – бессодержательны и говорят лишь о том, какое отношение вам пытаются нагло навязать. Слова вызывают реакции, это их работа. Так что выбирайте их осознанно.
Упражнение
«Переопределение»
Выполняется в парах. Один пишет список отрицательных черт характера, исходя из своего личного мнения. Около десятка. Второй находит и записывает позитивные названия тех же качеств. После этого каждый список зачитывается подряд, словно речь идет об одном человеке. Задача – осознать, насколько разные образы личностей при этом возникают.
Например. Первый список: тупой; хвастливый; агрессивный; недовольный;