ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
модулей) и на одну кассету канала реверберации. С по мощью сборной шины выход каждого индивидуального блока может быть подключен непосредственно к сумма тору и через него — к основным выходным (канальным) кассетам или через согласующие усилители с соответст вующими регуляторами уровня к кассетам вспомогатель ных каналов.
Блок-кассета индивидуального канала позволяет уси ливать и обрабатывать записываемую программу, подан ную на ее вход. Переключатель входных линий дает воз можность включить на любой индивидуальный канал пульта один из шести источников программы (магнито фон, микрофон, проигрыватель, адаптированный инстру мент, внешнюю линию или генератор).
На входе предварительного усилителя имеется устано вочный переключатель — делитель напряжения (атте нюатор) и согласующее устройство.
Чтобы подключить к каналу систему слухового конт роля, применяется согласующий усилитель и кнопочный переключатель 14, установленный на лицевой панели блока.
Для раздачи программы с блока индивидуальной кас сеты на сборные шины используют шестикнопочный ком мутатор II.
Блок-кассета сумматора имеет те же основные эле менты, что и индивидуальная кассета, за исключением переключателя входных линий, аттенюатора и согласую щего трансформатора. На вход усилителя-смесителя можно подключить одновременно до семи индивидуаль ных кассет без заметной потери уровня передачи.
Выходная блок-кассета основного канала имеет пред варительный усилитель, профильный регулятор, коррек тор, согласующий усилитель для системы слухового кон троля и линейный выходной усилитель. На лицевую панель блока выведен установочный регулятор чувстви тельности выходного усилителя (на схеме не показан).
Выходная блок-кассета вспомогательного канала име ет те же элементы, что и блок основного канала, за иск лючением корректора.
Восьмую кассету индивидуального канала подключа ют к ревербератору и используют для изменения уровня и тембра реверберируемого сигнала. С помощью пере ключателя выход этой кассеты подключают к сборной шине, сумматору или к выходным блокам.
Индикатор перегрузки, подключаемый к индивидуаль-
62
пым и выходным каналам, позволяет звукорежиссеру своевременно обнаружить участок перегрузки и ликвиди ровать опасность искажений сигнала. Эта особенность пульта системы ФИТ имеет большое значение при рабо те на записи или во время спектакля, когда внимание звукорежиссера, ведущего спектакль, поглощено наблю дением за действием, происходящим на сцене.
В пульте предусмотрены: система объективного конт роля уровня передачи —индикатор уровня с усилителемпреобразователем и система субъективного слухового контроля передачи — контрольный усилитель с использо ванием выносного высококачественного звукового агре гата. Подключение индикатора уровня и системы прослу шивания осуществляется с помощью отдельного много кнопочного переключателя.
Все электронные блоки пульта могут быть подключе ны к основному или резервному источнику питания.
Рассмотрим особенности решения и построения функ циональной схемы театрального пульта, применяемого для музыкально-шумового оформления спектаклей в Центральном театре кукол. Пульт РКР-01, созданный по технологическому заданию для драматических теат ров, имеет те же конструктивные решения и габариты, что и рассмотренный выше пульт для звукозаписи РКС-01.
Характерные схемные отличия легко обнаруживают ся при сравнении двух функциональных схем.
На рис. III. 9 показана функциональная схема пуль та театрального звукорежиссера типа РКР-01: I — один надцать индивидуальных входных кассет [KP—индиви дуальная входная кассета для ревербератора), II — про межуточный коммутатор, III — четыре основные и две вспомогательные выходные (канальные) кассеты, IV — контрольный блок, встроенный в пульт, V — панель ин дикаторов уровня передачи и внешнего слухового конт роля, VI — переговорное устройство.
Пульт РКР-01 имеет четыре основных и два вспомо гательных сквозных канала. Одиннадцать индивидуаль ных входных кассет не имеют блоков коррекции. Шести кнопочный переключатель позволяет подключить выход каждого индивидуального блока (кроме двенадцатого) через систему сборных шин к соответствующим основным и вспомогательным выходным блокам. Система кнопок заблокирована так, что можно подключить индивидуаль ный блок только к одному из шести выходных блоков.
Четыре основных и два вспомогательных выходных
63
Рнс. III. 9. Функциональная схема пульта театрального -звукорежиссера (РКР-01)
блока имеют одинаковый схемный вариант: предвари тельный усилитель-смеситель, профильный регулятор, корректор, согласующий усилитель с кнопкой для слухо вого контроля, ключ и гнездо для подключения ограничи теля или компрессора, выходной усилитель с регулятором чувствительности.
Для выбора сигнала с основных участков функцио нальной схемы на ревербератор и регулировки его уровня
64
в правой части пульта на лицевой панели имеется блок установочных регуляторов.
Однако пульт РКР-01 имеет и технологические недо статки. В нем отсутствуют корректирующие блоки в ин дивидуальных каналах и оперативная коммутация для включения выходных линий усилителей мощности на группы громкоговорителей. В пульте имеется кнопочная станция дистанционного управления только для одного магнитофона. Устройство движущегося шума вынесено в отдельный пульт, что неудобно для звукорежиссера, ведущего спектакль.
Микіиерскай пульт ЮОК-35 типа «Зал» рассчитан для систем звукофикации театров, больших концертных за лов, спортивных сооружений.
В 1970 г. первый экспериментальный образец пульта был установлен в звукоцехе Московского государственно го театра имени Моссовета (см. рис. III. 1). Конструктив но пульт выполнен в виде двухтумбового стола. Все ос новные элементы усиления, обработки звука и коммута ции расположены в объеме стола. Поворотное устройство позволяет изменять положение поверхности стола пульта относительно горизонтальной оси на удобный для звуко режиссера угол, а в случае необходимости его можно развернуть до 120° (при профилактическом осмотре мон тажных соединений и отдельных узлов). Для освещения поверхности пульта во время спектакля, когда свет в радиоложе притушен, применяются два светильника с узкопаправленным пучком света. Они укреплены на пово ротных штангах, что позволяет изменять степень осве щенности лицевой панели. Рабочая поверхность пульта имеет несколько четко разграниченных зон.
В центральной зоне на горизонтальной плоскости раз мещаются две сумматорные кассеты; слева и справа от них —по три выходных (канальных) кассеты; выше — коммутирующие элементы и регуляторы уровня выходно го сигнала, поступающего от ревербераторов; слева по центру — переговорный командный микрофон; на наклон ной плоскости—три индикатора уровня передачи с ин дивидуальными элементами калибровки.
В левой зоне на горизонтальной плоскости располо жены семь входных (индивидуальных) кассет; справа от них —две кассеты для обработки программы, поступаю щей на ревербераторы; слева —панорамный микшер с кнопочной станцией управления (переключатель системы перемещающегося в пространстве звука) и телефонный
3—187 |
65 |
аппарат для связи с тремя абонентами; сверху, напротив каждой кассеты, — регулятор уровня передачи для отбо ра программы на ревербератор. На наклонной плоскости находится кнопочная станция оперативной коммутации источников программ на входные линии пульта и плафон подсветки пульта.
В правой зоне на горизонтальной плоскости размеща ются семь входных (индивидуальных) кассет; правее — кнопочные станции дистанционного пуска и остановки шести магнитофонов, дистанционного подключения групп громкоговорителей к усилителям мощности (для зритель ного зала, сцены, фойе); системы световой сигнализации и служебной технологической связи; в верхнем правом углу — кнопки включения источников питания с сигнали зационной подсветкой; на наклонной плоскости располо жена кнопочная станция оперативной коммутации источ ников программ на входные линии пульта, плафон для подсветки пульта, переключатель командного микрофона и система контроля на головные телефоны.
Рассмотренная компоновка основных элементов уп равления, коммутации и контроля решена достаточно удачно с точки зрения удовлетворения театральных тех нологических требований. При соответствующем четком распределении основных и резервных каналов во время подготовки к спектаклям или репетициям звукорежиссер может без особого труда переключаться на работу левых или правых каналов звукоусиления и обработки звука.
Рассмотрим особенности технологического решения пульта 100К-35. С его помощью выполняются следующие операции:
1) смешивание сигналов программы с нескольких предварительных усилителей и подача их на любой вы ходной усилитель мощности;
2)передача сигнала программы с одного канала на несколько усилителей мощности (для увеличения выход ной мощности канала);
3)включение ревербератора на любой из шести сквозных каналов усиления;
4)измерение уровня сигнала на основных участках
звукового тракта с помощью трех индикаторов уровня;
5)подключение системы слухового контроля к основ ным участкам сквозного канала;
6)дистанционное управление включением и выключе нием магнитофонов;
7)дистанционное оперативное включение и выключе-
66
мне групп громкоговорителей или отдельных громкого ворителей на выход мощных усилителей;
8) передача программы с любого канала пульта на записывающие аппараты, на вход системы звукоусиления для переводчика и для зрителей с дефектом слуха.
Упрощенная функциональная схема пульта 100К-35 с изображением основных элементов звукоусиления пред ставлена на рис. III. 10, где / —индивидуальные входные
кассеты, |
1—входной оперативный коммутатор, 2 — кас |
||
сеты для |
ревербераторов, 3 — генератор |
фиксированных |
|
частот, встроенный в пульт, 4 и 5 —ревербераторы, II — |
|||
контактные группы промежуточных коммутаторов, III — |
|||
сумматорные |
(промежуточные) кассеты, IV — выходные |
||
(канальные) |
кассеты, V — канальные |
выходы пульта, |
|
VI — линейные усилители для передачи |
программы на |
запись, М —микрофонные выходы, L — линейные выхо ды. Эта схема имеет характерные особенности.
1. В пульте применяются два типа блоков-кассет с использованием полупроводниковых элементов: 1) инди видуальные (входные), 2) сумматорные (выходные).
Входная кассета состоит из установочного переключа теля на два положения, регулятора входной чувствитель ности, изменяющего уровень сигнала от 0 до 20,5 дб, предварительного усилителя, в цепь которого включен индивидуальный микшер (профильный регулятор уровня передачи), активного корректора для плавного изменения частотной характеристики в области низких и высоких частот, с фильтром «присутствия» и «обрезающим» филь тром на НЧ и ВЧ.
На вход индивидуальной кассеты с помощью кнопоч ной станции оперативного коммутатора входных линий мо жет подаваться сигнал от микрофонов с номинальным уровнем —68 дб или от одного из трех линейных входов с номинальным уровнем — 48 дб (понижение уровня от + 6 до — 48 дб происходит за счет делителя напряжений, вмонтированного в кнопочную станцию).
Для проверки работоспособности тракта звукоусиле ния на вход индивидуальной кассеты можно подать сиг нал с встроенного в пульт генератора фиксированных частот.
Блок-кассета (сумматорная или канальная) состоит из согласующего элемента, усилителя-смесителя с общим микшером (профильным регулятором уровня передачи) и выходного усилителя.
3* |
67 |
Рис. III. 10. Упрощенная функциональная схема пульта 100К-35
Каждая индивидуальная кассета имеет выход на сис тему слухового контроля, на вход ревербераторов и на па норамный регулятор эффектов. К выходной и сумматор
08
ной кассете через соответствующий регулятор уровня может быть подмешен реверберируемый звук.
2. В пульте шесть сквозных каналов звукоусиления и обработки передаваемой программы. На каждый канал с помощью кнопочной станции можно подключить только определенные индивидуальные кассеты. Если же исполь зовать кассеты-сумматоры, то через них к каждому кана лу можно подключить любую индивидуальную кассету, сочетание ііз них или все вместе.
3. Перед каждой группой индивидуальных кассет на ходятся кнопочные станции оперативной входной комму тации, которые подключают на вход кассеты любой за ранее заготовленный источник сигнала (микрофон, маг нитофон, адаптированный инструмент, линию и др.).
4.Группировка индивидуальных кассет по две и три штуки обеспечивает систему резервирования по системе питания (см. рис. III. 10).
5.Система отбора сигнала на ревербераторы, его об работка и обратная подача в каналы звукоусиления дают
возможность применять реверберируемые программы для музыкально-шумового оформления спектаклей.
6.В схеме пульта предусмотрена возможность пере давать любую программу с двух сумматоров на аппара туру звукозаписи через согласующие усилители.
7.Система визуального и слухового контроля дает возможность проверить уровень передачи и оценить ее
качество на основных участках функциональной схемы пульта с помощью головных телефонов.
8. Дистанционное управление включением и отключе нием магнитофонов (с использованием системы автосто па), групп или отдельных громкоговорителей зала, сцены,
фойе позволяет увеличить оперативность в работе теат рального звукорежиссера.
9. Устройство панорамирования звука обеспечивает достаточно четкий эффект перемещения звука в прост ранстве, что особенно важно при музыкально-шумовом решении спектаклей.
10. Пульт имеет микротелефонную связь на три на правления с посылкой светового и фонического сигнала абонентам и от абонентов.
В итоге знакомства с пультами новых систем следует отметить их достоинства: удобство транспортировки и монтажа, высокие качественные показатели и большие технологические возможности.
69