Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

модулей) и на одну кассету канала реверберации. С по­ мощью сборной шины выход каждого индивидуального блока может быть подключен непосредственно к сумма­ тору и через него — к основным выходным (канальным) кассетам или через согласующие усилители с соответст­ вующими регуляторами уровня к кассетам вспомогатель­ ных каналов.

Блок-кассета индивидуального канала позволяет уси­ ливать и обрабатывать записываемую программу, подан­ ную на ее вход. Переключатель входных линий дает воз­ можность включить на любой индивидуальный канал пульта один из шести источников программы (магнито­ фон, микрофон, проигрыватель, адаптированный инстру­ мент, внешнюю линию или генератор).

На входе предварительного усилителя имеется устано­ вочный переключатель — делитель напряжения (атте­ нюатор) и согласующее устройство.

Чтобы подключить к каналу систему слухового конт­ роля, применяется согласующий усилитель и кнопочный переключатель 14, установленный на лицевой панели блока.

Для раздачи программы с блока индивидуальной кас­ сеты на сборные шины используют шестикнопочный ком­ мутатор II.

Блок-кассета сумматора имеет те же основные эле­ менты, что и индивидуальная кассета, за исключением переключателя входных линий, аттенюатора и согласую­ щего трансформатора. На вход усилителя-смесителя можно подключить одновременно до семи индивидуаль­ ных кассет без заметной потери уровня передачи.

Выходная блок-кассета основного канала имеет пред­ варительный усилитель, профильный регулятор, коррек­ тор, согласующий усилитель для системы слухового кон­ троля и линейный выходной усилитель. На лицевую панель блока выведен установочный регулятор чувстви­ тельности выходного усилителя (на схеме не показан).

Выходная блок-кассета вспомогательного канала име­ ет те же элементы, что и блок основного канала, за иск­ лючением корректора.

Восьмую кассету индивидуального канала подключа­ ют к ревербератору и используют для изменения уровня и тембра реверберируемого сигнала. С помощью пере­ ключателя выход этой кассеты подключают к сборной шине, сумматору или к выходным блокам.

Индикатор перегрузки, подключаемый к индивидуаль-

62

пым и выходным каналам, позволяет звукорежиссеру своевременно обнаружить участок перегрузки и ликвиди­ ровать опасность искажений сигнала. Эта особенность пульта системы ФИТ имеет большое значение при рабо­ те на записи или во время спектакля, когда внимание звукорежиссера, ведущего спектакль, поглощено наблю­ дением за действием, происходящим на сцене.

В пульте предусмотрены: система объективного конт­ роля уровня передачи —индикатор уровня с усилителемпреобразователем и система субъективного слухового контроля передачи — контрольный усилитель с использо­ ванием выносного высококачественного звукового агре­ гата. Подключение индикатора уровня и системы прослу­ шивания осуществляется с помощью отдельного много­ кнопочного переключателя.

Все электронные блоки пульта могут быть подключе­ ны к основному или резервному источнику питания.

Рассмотрим особенности решения и построения функ­ циональной схемы театрального пульта, применяемого для музыкально-шумового оформления спектаклей в Центральном театре кукол. Пульт РКР-01, созданный по технологическому заданию для драматических теат­ ров, имеет те же конструктивные решения и габариты, что и рассмотренный выше пульт для звукозаписи РКС-01.

Характерные схемные отличия легко обнаруживают­ ся при сравнении двух функциональных схем.

На рис. III. 9 показана функциональная схема пуль­ та театрального звукорежиссера типа РКР-01: I — один­ надцать индивидуальных входных кассет [KP—индиви­ дуальная входная кассета для ревербератора), II — про­ межуточный коммутатор, III — четыре основные и две вспомогательные выходные (канальные) кассеты, IV — контрольный блок, встроенный в пульт, V — панель ин­ дикаторов уровня передачи и внешнего слухового конт­ роля, VI — переговорное устройство.

Пульт РКР-01 имеет четыре основных и два вспомо­ гательных сквозных канала. Одиннадцать индивидуаль­ ных входных кассет не имеют блоков коррекции. Шести­ кнопочный переключатель позволяет подключить выход каждого индивидуального блока (кроме двенадцатого) через систему сборных шин к соответствующим основным и вспомогательным выходным блокам. Система кнопок заблокирована так, что можно подключить индивидуаль­ ный блок только к одному из шести выходных блоков.

Четыре основных и два вспомогательных выходных

63


Рнс. III. 9. Функциональная схема пульта театрального -звукорежиссера (РКР-01)

блока имеют одинаковый схемный вариант: предвари­ тельный усилитель-смеситель, профильный регулятор, корректор, согласующий усилитель с кнопкой для слухо­ вого контроля, ключ и гнездо для подключения ограничи­ теля или компрессора, выходной усилитель с регулятором чувствительности.

Для выбора сигнала с основных участков функцио­ нальной схемы на ревербератор и регулировки его уровня

64

в правой части пульта на лицевой панели имеется блок установочных регуляторов.

Однако пульт РКР-01 имеет и технологические недо­ статки. В нем отсутствуют корректирующие блоки в ин­ дивидуальных каналах и оперативная коммутация для включения выходных линий усилителей мощности на группы громкоговорителей. В пульте имеется кнопочная станция дистанционного управления только для одного магнитофона. Устройство движущегося шума вынесено в отдельный пульт, что неудобно для звукорежиссера, ведущего спектакль.

Микіиерскай пульт ЮОК-35 типа «Зал» рассчитан для систем звукофикации театров, больших концертных за­ лов, спортивных сооружений.

В 1970 г. первый экспериментальный образец пульта был установлен в звукоцехе Московского государственно­ го театра имени Моссовета (см. рис. III. 1). Конструктив­ но пульт выполнен в виде двухтумбового стола. Все ос­ новные элементы усиления, обработки звука и коммута­ ции расположены в объеме стола. Поворотное устройство позволяет изменять положение поверхности стола пульта относительно горизонтальной оси на удобный для звуко­ режиссера угол, а в случае необходимости его можно развернуть до 120° (при профилактическом осмотре мон­ тажных соединений и отдельных узлов). Для освещения поверхности пульта во время спектакля, когда свет в радиоложе притушен, применяются два светильника с узкопаправленным пучком света. Они укреплены на пово­ ротных штангах, что позволяет изменять степень осве­ щенности лицевой панели. Рабочая поверхность пульта имеет несколько четко разграниченных зон.

В центральной зоне на горизонтальной плоскости раз­ мещаются две сумматорные кассеты; слева и справа от них —по три выходных (канальных) кассеты; выше — коммутирующие элементы и регуляторы уровня выходно­ го сигнала, поступающего от ревербераторов; слева по центру — переговорный командный микрофон; на наклон­ ной плоскости—три индикатора уровня передачи с ин­ дивидуальными элементами калибровки.

В левой зоне на горизонтальной плоскости располо­ жены семь входных (индивидуальных) кассет; справа от них —две кассеты для обработки программы, поступаю­ щей на ревербераторы; слева —панорамный микшер с кнопочной станцией управления (переключатель системы перемещающегося в пространстве звука) и телефонный

3—187

65


аппарат для связи с тремя абонентами; сверху, напротив каждой кассеты, — регулятор уровня передачи для отбо­ ра программы на ревербератор. На наклонной плоскости находится кнопочная станция оперативной коммутации источников программ на входные линии пульта и плафон подсветки пульта.

В правой зоне на горизонтальной плоскости размеща­ ются семь входных (индивидуальных) кассет; правее — кнопочные станции дистанционного пуска и остановки шести магнитофонов, дистанционного подключения групп громкоговорителей к усилителям мощности (для зритель­ ного зала, сцены, фойе); системы световой сигнализации и служебной технологической связи; в верхнем правом углу — кнопки включения источников питания с сигнали­ зационной подсветкой; на наклонной плоскости располо­ жена кнопочная станция оперативной коммутации источ­ ников программ на входные линии пульта, плафон для подсветки пульта, переключатель командного микрофона и система контроля на головные телефоны.

Рассмотренная компоновка основных элементов уп­ равления, коммутации и контроля решена достаточно удачно с точки зрения удовлетворения театральных тех­ нологических требований. При соответствующем четком распределении основных и резервных каналов во время подготовки к спектаклям или репетициям звукорежиссер может без особого труда переключаться на работу левых или правых каналов звукоусиления и обработки звука.

Рассмотрим особенности технологического решения пульта 100К-35. С его помощью выполняются следующие операции:

1) смешивание сигналов программы с нескольких предварительных усилителей и подача их на любой вы­ ходной усилитель мощности;

2)передача сигнала программы с одного канала на несколько усилителей мощности (для увеличения выход­ ной мощности канала);

3)включение ревербератора на любой из шести сквозных каналов усиления;

4)измерение уровня сигнала на основных участках

звукового тракта с помощью трех индикаторов уровня;

5)подключение системы слухового контроля к основ­ ным участкам сквозного канала;

6)дистанционное управление включением и выключе­ нием магнитофонов;

7)дистанционное оперативное включение и выключе-

66


мне групп громкоговорителей или отдельных громкого­ ворителей на выход мощных усилителей;

8) передача программы с любого канала пульта на записывающие аппараты, на вход системы звукоусиления для переводчика и для зрителей с дефектом слуха.

Упрощенная функциональная схема пульта 100К-35 с изображением основных элементов звукоусиления пред­ ставлена на рис. III. 10, где / —индивидуальные входные

кассеты,

1—входной оперативный коммутатор, 2 — кас­

сеты для

ревербераторов, 3 — генератор

фиксированных

частот, встроенный в пульт, 4 и 5 —ревербераторы, II

контактные группы промежуточных коммутаторов, III

сумматорные

(промежуточные) кассеты, IV — выходные

(канальные)

кассеты, V — канальные

выходы пульта,

VI — линейные усилители для передачи

программы на

запись, М —микрофонные выходы, L — линейные выхо­ ды. Эта схема имеет характерные особенности.

1. В пульте применяются два типа блоков-кассет с использованием полупроводниковых элементов: 1) инди­ видуальные (входные), 2) сумматорные (выходные).

Входная кассета состоит из установочного переключа­ теля на два положения, регулятора входной чувствитель­ ности, изменяющего уровень сигнала от 0 до 20,5 дб, предварительного усилителя, в цепь которого включен индивидуальный микшер (профильный регулятор уровня передачи), активного корректора для плавного изменения частотной характеристики в области низких и высоких частот, с фильтром «присутствия» и «обрезающим» филь­ тром на НЧ и ВЧ.

На вход индивидуальной кассеты с помощью кнопоч­ ной станции оперативного коммутатора входных линий мо­ жет подаваться сигнал от микрофонов с номинальным уровнем —68 дб или от одного из трех линейных входов с номинальным уровнем — 48 дб (понижение уровня от + 6 до — 48 дб происходит за счет делителя напряжений, вмонтированного в кнопочную станцию).

Для проверки работоспособности тракта звукоусиле­ ния на вход индивидуальной кассеты можно подать сиг­ нал с встроенного в пульт генератора фиксированных частот.

Блок-кассета (сумматорная или канальная) состоит из согласующего элемента, усилителя-смесителя с общим микшером (профильным регулятором уровня передачи) и выходного усилителя.

3*

67


Рис. III. 10. Упрощенная функциональная схема пульта 100К-35

Каждая индивидуальная кассета имеет выход на сис­ тему слухового контроля, на вход ревербераторов и на па­ норамный регулятор эффектов. К выходной и сумматор­

08

ной кассете через соответствующий регулятор уровня может быть подмешен реверберируемый звук.

2. В пульте шесть сквозных каналов звукоусиления и обработки передаваемой программы. На каждый канал с помощью кнопочной станции можно подключить только определенные индивидуальные кассеты. Если же исполь­ зовать кассеты-сумматоры, то через них к каждому кана­ лу можно подключить любую индивидуальную кассету, сочетание ііз них или все вместе.

3. Перед каждой группой индивидуальных кассет на­ ходятся кнопочные станции оперативной входной комму­ тации, которые подключают на вход кассеты любой за­ ранее заготовленный источник сигнала (микрофон, маг­ нитофон, адаптированный инструмент, линию и др.).

4.Группировка индивидуальных кассет по две и три штуки обеспечивает систему резервирования по системе питания (см. рис. III. 10).

5.Система отбора сигнала на ревербераторы, его об­ работка и обратная подача в каналы звукоусиления дают

возможность применять реверберируемые программы для музыкально-шумового оформления спектаклей.

6.В схеме пульта предусмотрена возможность пере­ давать любую программу с двух сумматоров на аппара­ туру звукозаписи через согласующие усилители.

7.Система визуального и слухового контроля дает возможность проверить уровень передачи и оценить ее

качество на основных участках функциональной схемы пульта с помощью головных телефонов.

8. Дистанционное управление включением и отключе­ нием магнитофонов (с использованием системы автосто­ па), групп или отдельных громкоговорителей зала, сцены,

фойе позволяет увеличить оперативность в работе теат­ рального звукорежиссера.

9. Устройство панорамирования звука обеспечивает достаточно четкий эффект перемещения звука в прост­ ранстве, что особенно важно при музыкально-шумовом решении спектаклей.

10. Пульт имеет микротелефонную связь на три на­ правления с посылкой светового и фонического сигнала абонентам и от абонентов.

В итоге знакомства с пультами новых систем следует отметить их достоинства: удобство транспортировки и монтажа, высокие качественные показатели и большие технологические возможности.

69