ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Рис. III. 2а. Внешний вид пульта звукорежиссера типа ФИТ. (Открыт доступ к монтажу)
Рис. III. 26. Фрагмент лицевой стороны пульта с частично вынутыми блоками
ЪА
Рис. III. 2в. Пульт типа ФИТ без функциональных блоков-модулей
Рис. Ш. 2г. Лицевая панель пульта типа ФИТ. Видны основные органы обработки звука и коммутации
55
корректоров определяются технологическими особенно стями и возможностью ручного управления. Можно лишь изменить общую ліассу и вертикальные размеры пуль тов за счет уменьшения блоков питания и габаритов гро моздких деталей усилительных схем.
6. Современные исследования технической психологии показывают, что восприятие цвета постоянно по своему эмоциональному воздействию, поэтому очень важно соз дать на рабочем месте звукорежиссера такой цветовой колорит, который уменьшал бы его утомление. Большое значение имеет также отсутствие бликующих поверхно
стей на лицевой панели пульта. |
|
Функциональные |
схемы с о в р е м е н н о г о |
м п и т е р с к о г о пульта. |
Микшерский пульт должен |
обеспечивать усиление, смешивание и обработку подавае мой на его вход программы. Количество входных и сквоз ных каналов пульта определяется спецификой работы предприятия (театр, радио, телевидение, киностудия и др.). В канале пульта, в зависимости от его назначения, для обработки звуковой информации могут применяться следующие основные элементы:
1)регулятор уровня (микшер) —устройство, позво ляющее плавно изменять уровень передачи программы;
2)входной аттенюатор—для изменения чувствитель
ности блока и согласования его с источником программы; 3) фильтры нижних, средних и высоких частот, с по мощью которых можно срезать помехи и изменять темб
ровую окраску звука (рис. III. 3 и III. 4);
4> коммутационные устройства входных, промежуточ ных и выходных линий;
5)стереобалансное устройство для двухканальной стереофонической системы;
6)панорамный микшер (потенциометрический) для плавного перехода звуковой программы с одного канала звукоусиления в другой при получении специальных эф фектов.
. Конкретная комплектовка и конструктивные решения
основных функциональных блоков-модулей зависят от технологического и технического решения звукорежиссер ского микшерского пульта.
Рассмотрим особенности построения функциональной схемы современных пультов с использованием унифици рованных блоков, раскрывая взаимосвязь и назначение основных функциональных узлов независимо от их схем ных и конструктивных решений.
56
В последние годы в практике звукозаписи и звукопе редачи в различных по назначению пультах сформирова лись в основном три основные группы построения функ циональных схем.
Рис. ill. |
3. Частотные характеристики фильтров: / —характеристики |
фильтров |
коррекции с плавным изменением нижних и верхних частот. |
2 —характеристика фильтра, срезающего шаговые помехи
Рис. III. 4. Характеристики фильтра средних частот (фильтра «при
сутствия»). Он может последовательно настраиваться на частоты от 1,4 до 5,6 кгц
Наиболее простая представлена на рис. III. 5. В нее входят источники программ (микрофоны), входные (ин дивидуальные) блоки, сборные шины и выходные (сумматорные) блоки. Индивидуальные блоки должны иметь все основные элементы и органы управления для обра ботки и контроля звука. В процессе звукозаписи или зву
57
копередачи может возникнуть необходимость соединения п индивидуальных программ в несколько групп. Для этой цели предусмотрены сборные шины. Коммутационное по ле, построенное по принципу функционального (швейцар ского) коммутатора, позволяет подключать индивидуаль ные блоки на любую сборную шину или к нескольким шинам одновременно (для раздачи одной программы по
|
|
|
|
|
сквозным каналам). |
Систе |
|||||
|
|
|
|
|
ма согласования |
позволяет |
|||||
|
|
|
|
|
подключать |
на вход смеси |
|||||
|
|
|
|
|
тельного |
(сумматорного) |
|||||
|
|
|
|
|
блока |
одновременно |
до |
||||
|
|
|
|
|
трех-пяти |
индивидуальных |
|||||
|
|
|
|
|
входных каналов. |
|
пульт, |
||||
|
|
|
|
|
Следовательно, |
|
|||||
|
|
|
|
|
построенный |
по рассматри |
|||||
|
|
|
|
|
ваемой схеме, дает возмож |
||||||
|
|
|
|
|
ность передавать программу |
||||||
|
|
|
|
|
с п индивидуальных |
блоков |
|||||
|
|
|
|
|
через пять сумматорных |
на |
|||||
Рнс. III. 5. |
Упрощенная |
функ |
пять нерегулируемых |
выхо |
|||||||
циональная схема пульта звуко |
дов. Чтобы объединить все п |
||||||||||
режиссера: |
1 — входные блоки с |
программ на одни |
сквозной |
||||||||
элементами |
регулировки и |
уси |
|||||||||
ления звуковой |
программы, |
2 — |
канал |
(при монозаписи или |
|||||||
коммутационное |
поле (сборные |
||||||||||
шины). 3 —сумматорные |
блоки |
моноусилении), |
может быть |
||||||||
без органов регулировки |
|
про |
предусмотрена |
возможность |
|||||||
граммы, 4 -- выходы каналов |
подачи |
смешанных |
про |
||||||||
|
|
|
|
|
грамм со второго, |
третьего, |
четвертого и пятого каналов на вход смесителя первого канала (пунктирная линия). В пульте, построенном по данной упрощенной схеме, обработка многоплановой про граммы затруднена, так как, работая одновременно мно гими индивидуальными микшерами, трудно добиться вы сокого качества обработки передач.
В пульте, построенном по схеме рис. III. 6, частично устранены недостатки предыдущей схемы (см. рис. III. 5). С помощью вторых сборных коммутационных шин пред варительно смешанные программы можно передавать на любой канальный усилитель, а также объединять их в каждом сквозном канале. Обработка отдельных про грамм значительно облегчается, так как сумматорный блок имеет дополнительные оперативные органы управле
ния и обработки звука.
Функциональная схема, представленная на рис. III. 7, лишена недостатков первой и второй схем. В ней на пути
58
прохождения звука от входа пульта до выхода имеется три основных блока усиления и обработки сигнала —ин дивидуальный, групповой (сумматорный) и выходной (канальный). Эта функциональная схема позволяет про изводить двухступенчатую группировку каналов звуко усиления и трехступенчатую обработку звуковой передачи.
Рис. |
III. G. Функциональная |
схема |
Рис. III. |
7. |
Функциональная |
схема |
||||
пульта звукорежиссера с двумя зона |
пульта звукорежиссера с тремя зонами |
|||||||||
ми обработки звуковой программы: 1 — |
обработки |
звуковой программы: |
/ — |
|||||||
входные блоки с элементами регулиров |
входные блоки с элементами регулиров |
|||||||||
ки |
программы, |
2 —промежуточная |
ки программы, 2 — промежуточная ком |
|||||||
коммутация |
(первые сборные |
шины), |
мутация, 3 —сумматорные блоки с эле |
|||||||
3 — сумматорные |
блоки |
с |
элементами |
ментами |
регулировки программы, 4 — |
|||||
регулировки |
и обработки |
программы, |
выходная |
|
коммутация, 5—выходные |
|||||
4 —выходная коммутация |
|
(вторые ком |
блоки с элемептами регулировки про |
|||||||
мутационные |
шины), |
5—выходные |
граммы, 6 —выходы каналов |
|||||||
сумматорные блоки усиления без орга |
|
|
|
|
||||||
нов |
регулировки |
программы, 6 — выхо |
|
|
|
|
||||
|
|
ды каналов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так, например, при звукозаписи |
(или звукоусилении) |
большого симфонического оркестра можно подобрать с помощью элементов управления индивидуальных блоков пульта оптимальную тембровую окраску, уровень переда чи и условия звукового баланса для каждого оркестрово го инструмента. Промежуточные (сумматорные) блоки служат для установки баланса между отдельными груп пами инструментов, а выходные (канальные) —позволя ют установить баланс стереоканалов между собой.
Микшерс кие |
пульты для т е а т р а л ь н о г о |
з вукорежис се ра . |
Практика работы в концертных |
залах, театрах, дворцах спорта и других зрелищных по-
59
60
Рж1>
Рис. III. 8. Функциональная схема пульта звукорежиссера типа РКС-01 (ФИТ)
мещениях показала, что для этих залов могут быть использованы студийные пульты с некоторой модерниза цией, а также специальные телевизионные звукорежиссер ские микшерские пульты с применением блочно-модуль ных схем.
Чтобы получить более конкретные представления по новым разработкам звукорежиссерских пультов, целесо образно рассмотреть их основные конструктивные и функ циональные особенности.
Венгерский микшерский пульт типа ФИТ. Венгерская фирма АЕГ разработала и наладила производство звуко режиссерских пультов для обработки звука при записи, воспроизведении и усилении различных по содержанию программ. Условное название ФИТ отражает существо современного развития подобных пультов. Флексибельная интегрирующая техника (ФИТ) —это разнообразная по применению звукотехническая аппаратура, состоящая из многих унифицированных блоков-модулей.
Упрощенная функциональная схема пульта звуко записи РКС-01 показана на рис. III. 8.
Рассмотрим назначение основных блоков усиления и обработки записываемых программ, а также их состав
ные элементы: |
/ — индивидуальные входные кассеты |
(блоки-модули): |
1 — коммутатор входных источников |
программы, 2 — аттенюатор для изменения чувствитель ности канала усиления, 3 — согласующий трансформатор,
4 — предварительный усилитель, |
5 — индивидуальный |
|
регулятор уровня, |
6 —промежуточный усилитель, 7— |
|
корректор, 8 — индикатор перегрузки, 9 —линейный уси |
||
литель для раздачи |
программы на |
контроль и вспомо |
гательный канал, 10 — выход индивидуального канала,
11 — линейные усилители |
для |
раздачи программы на |
вспомогательные каналы, |
12 — |
переключатель вспомога |
тельных каналов, 13 — установочные регуляторы уровня вспомогательных каналов, 14 — контакты кнопки раздачи программы на систему слухового контроля; II —промежу точный оперативный коммутатор; III —сумматорные кас сеты; IV —выходные (канальные) кассеты; V — вспомо гательные кассеты; VI — панель индикаторов уровня пе редачи и внешнего слухового контроля; VII—блок слухового контроля, встроенный в пульт; VIII — перего ворное громкоговорящее устройство.
Пульт имеет два основных и два вспомогательных ка нала. Любой из шести источников программ может быть скоммутирован на семь индивидуальных кассет (блоков-
61