Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. III. 2а. Внешний вид пульта звукорежиссера типа ФИТ. (Открыт доступ к монтажу)

Рис. III. 26. Фрагмент лицевой стороны пульта с частично вынутыми блоками

ЪА

Рис. III. 2в. Пульт типа ФИТ без функциональных блоков-модулей

Рис. Ш. 2г. Лицевая панель пульта типа ФИТ. Видны основные органы обработки звука и коммутации

55

корректоров определяются технологическими особенно­ стями и возможностью ручного управления. Можно лишь изменить общую ліассу и вертикальные размеры пуль­ тов за счет уменьшения блоков питания и габаритов гро­ моздких деталей усилительных схем.

6. Современные исследования технической психологии показывают, что восприятие цвета постоянно по своему эмоциональному воздействию, поэтому очень важно соз­ дать на рабочем месте звукорежиссера такой цветовой колорит, который уменьшал бы его утомление. Большое значение имеет также отсутствие бликующих поверхно­

стей на лицевой панели пульта.

Функциональные

схемы с о в р е м е н н о г о

м п и т е р с к о г о пульта.

Микшерский пульт должен

обеспечивать усиление, смешивание и обработку подавае­ мой на его вход программы. Количество входных и сквоз­ ных каналов пульта определяется спецификой работы предприятия (театр, радио, телевидение, киностудия и др.). В канале пульта, в зависимости от его назначения, для обработки звуковой информации могут применяться следующие основные элементы:

1)регулятор уровня (микшер) —устройство, позво­ ляющее плавно изменять уровень передачи программы;

2)входной аттенюатор—для изменения чувствитель­

ности блока и согласования его с источником программы; 3) фильтры нижних, средних и высоких частот, с по­ мощью которых можно срезать помехи и изменять темб­

ровую окраску звука (рис. III. 3 и III. 4);

4> коммутационные устройства входных, промежуточ­ ных и выходных линий;

5)стереобалансное устройство для двухканальной стереофонической системы;

6)панорамный микшер (потенциометрический) для плавного перехода звуковой программы с одного канала звукоусиления в другой при получении специальных эф­ фектов.

. Конкретная комплектовка и конструктивные решения

основных функциональных блоков-модулей зависят от технологического и технического решения звукорежиссер­ ского микшерского пульта.

Рассмотрим особенности построения функциональной схемы современных пультов с использованием унифици­ рованных блоков, раскрывая взаимосвязь и назначение основных функциональных узлов независимо от их схем­ ных и конструктивных решений.

56


В последние годы в практике звукозаписи и звукопе­ редачи в различных по назначению пультах сформирова­ лись в основном три основные группы построения функ­ циональных схем.

Рис. ill.

3. Частотные характеристики фильтров: / —характеристики

фильтров

коррекции с плавным изменением нижних и верхних частот.

2 —характеристика фильтра, срезающего шаговые помехи

Рис. III. 4. Характеристики фильтра средних частот (фильтра «при­

сутствия»). Он может последовательно настраиваться на частоты от 1,4 до 5,6 кгц

Наиболее простая представлена на рис. III. 5. В нее входят источники программ (микрофоны), входные (ин­ дивидуальные) блоки, сборные шины и выходные (сумматорные) блоки. Индивидуальные блоки должны иметь все основные элементы и органы управления для обра­ ботки и контроля звука. В процессе звукозаписи или зву­

57

копередачи может возникнуть необходимость соединения п индивидуальных программ в несколько групп. Для этой цели предусмотрены сборные шины. Коммутационное по­ ле, построенное по принципу функционального (швейцар­ ского) коммутатора, позволяет подключать индивидуаль­ ные блоки на любую сборную шину или к нескольким шинам одновременно (для раздачи одной программы по

 

 

 

 

 

сквозным каналам).

Систе­

 

 

 

 

 

ма согласования

позволяет

 

 

 

 

 

подключать

на вход смеси­

 

 

 

 

 

тельного

(сумматорного)

 

 

 

 

 

блока

одновременно

до

 

 

 

 

 

трех-пяти

индивидуальных

 

 

 

 

 

входных каналов.

 

пульт,

 

 

 

 

 

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

построенный

по рассматри­

 

 

 

 

 

ваемой схеме, дает возмож­

 

 

 

 

 

ность передавать программу

 

 

 

 

 

с п индивидуальных

блоков

 

 

 

 

 

через пять сумматорных

на

Рнс. III. 5.

Упрощенная

функ­

пять нерегулируемых

выхо­

циональная схема пульта звуко­

дов. Чтобы объединить все п

режиссера:

1 — входные блоки с

программ на одни

сквозной

элементами

регулировки и

уси­

ления звуковой

программы,

2

канал

(при монозаписи или

коммутационное

поле (сборные

шины). 3 —сумматорные

блоки

моноусилении),

может быть

без органов регулировки

 

про­

предусмотрена

возможность

граммы, 4 -- выходы каналов

подачи

смешанных

про­

 

 

 

 

 

грамм со второго,

третьего,

четвертого и пятого каналов на вход смесителя первого канала (пунктирная линия). В пульте, построенном по данной упрощенной схеме, обработка многоплановой про­ граммы затруднена, так как, работая одновременно мно­ гими индивидуальными микшерами, трудно добиться вы­ сокого качества обработки передач.

В пульте, построенном по схеме рис. III. 6, частично устранены недостатки предыдущей схемы (см. рис. III. 5). С помощью вторых сборных коммутационных шин пред­ варительно смешанные программы можно передавать на любой канальный усилитель, а также объединять их в каждом сквозном канале. Обработка отдельных про­ грамм значительно облегчается, так как сумматорный блок имеет дополнительные оперативные органы управле­

ния и обработки звука.

Функциональная схема, представленная на рис. III. 7, лишена недостатков первой и второй схем. В ней на пути

58


прохождения звука от входа пульта до выхода имеется три основных блока усиления и обработки сигнала —ин­ дивидуальный, групповой (сумматорный) и выходной (канальный). Эта функциональная схема позволяет про­ изводить двухступенчатую группировку каналов звуко­ усиления и трехступенчатую обработку звуковой передачи.

Рис.

III. G. Функциональная

схема

Рис. III.

7.

Функциональная

схема

пульта звукорежиссера с двумя зона­

пульта звукорежиссера с тремя зонами

ми обработки звуковой программы: 1

обработки

звуковой программы:

/ —

входные блоки с элементами регулиров­

входные блоки с элементами регулиров­

ки

программы,

2 —промежуточная

ки программы, 2 — промежуточная ком­

коммутация

(первые сборные

шины),

мутация, 3 —сумматорные блоки с эле­

3 — сумматорные

блоки

с

элементами

ментами

регулировки программы, 4

регулировки

и обработки

программы,

выходная

 

коммутация, 5—выходные

4 —выходная коммутация

 

(вторые ком­

блоки с элемептами регулировки про­

мутационные

шины),

5—выходные

граммы, 6 —выходы каналов

сумматорные блоки усиления без орга­

 

 

 

 

нов

регулировки

программы, 6 — выхо­

 

 

 

 

 

 

ды каналов

 

 

 

 

 

 

 

 

Так, например, при звукозаписи

(или звукоусилении)

большого симфонического оркестра можно подобрать с помощью элементов управления индивидуальных блоков пульта оптимальную тембровую окраску, уровень переда­ чи и условия звукового баланса для каждого оркестрово­ го инструмента. Промежуточные (сумматорные) блоки служат для установки баланса между отдельными груп­ пами инструментов, а выходные (канальные) —позволя­ ют установить баланс стереоканалов между собой.

Микшерс кие

пульты для т е а т р а л ь н о г о

з вукорежис се ра .

Практика работы в концертных

залах, театрах, дворцах спорта и других зрелищных по-

59



60

Рж1>

Рис. III. 8. Функциональная схема пульта звукорежиссера типа РКС-01 (ФИТ)

мещениях показала, что для этих залов могут быть использованы студийные пульты с некоторой модерниза­ цией, а также специальные телевизионные звукорежиссер­ ские микшерские пульты с применением блочно-модуль­ ных схем.

Чтобы получить более конкретные представления по новым разработкам звукорежиссерских пультов, целесо­ образно рассмотреть их основные конструктивные и функ­ циональные особенности.

Венгерский микшерский пульт типа ФИТ. Венгерская фирма АЕГ разработала и наладила производство звуко­ режиссерских пультов для обработки звука при записи, воспроизведении и усилении различных по содержанию программ. Условное название ФИТ отражает существо современного развития подобных пультов. Флексибельная интегрирующая техника (ФИТ) —это разнообразная по применению звукотехническая аппаратура, состоящая из многих унифицированных блоков-модулей.

Упрощенная функциональная схема пульта звуко­ записи РКС-01 показана на рис. III. 8.

Рассмотрим назначение основных блоков усиления и обработки записываемых программ, а также их состав­

ные элементы:

/ — индивидуальные входные кассеты

(блоки-модули):

1 — коммутатор входных источников

программы, 2 — аттенюатор для изменения чувствитель­ ности канала усиления, 3 — согласующий трансформатор,

4 — предварительный усилитель,

5 — индивидуальный

регулятор уровня,

6 —промежуточный усилитель, 7—

корректор, 8 — индикатор перегрузки, 9 —линейный уси­

литель для раздачи

программы на

контроль и вспомо­

гательный канал, 10 — выход индивидуального канала,

11 — линейные усилители

для

раздачи программы на

вспомогательные каналы,

12

переключатель вспомога­

тельных каналов, 13 — установочные регуляторы уровня вспомогательных каналов, 14 — контакты кнопки раздачи программы на систему слухового контроля; II —промежу­ точный оперативный коммутатор; III —сумматорные кас­ сеты; IV —выходные (канальные) кассеты; V — вспомо­ гательные кассеты; VI — панель индикаторов уровня пе­ редачи и внешнего слухового контроля; VII—блок слухового контроля, встроенный в пульт; VIII — перего­ ворное громкоговорящее устройство.

Пульт имеет два основных и два вспомогательных ка­ нала. Любой из шести источников программ может быть скоммутирован на семь индивидуальных кассет (блоков-

61