ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
3 |
|
р — |
|
/ |
|
р — |
|
- |
> |
(о) +(о)- |
|
г |
|
( S ) l O - - |
> |
- g z £
Рис. II. 5. Упрощенная двухканальная функциональная схема звукофикацин конференц-зала: 1 —микрофоны, 2 — магнитофоны, 3 — пульт
входной коммутации, 4 —предварительные усилители, 5 —индивидуаль ные регуляторы уровня, 5 —пульт промежуточной коммутации, 7 —уси лители-смесители, 8 —общие канальные регуляторы уровня передачи, 9 — коммутатор визуального и слухового контроля передачи, 10 — гнездо для подключения широкополосных головных телефонов, И — индикатор уровня передачи, 12 — пульт промежуточной коммутации, 13 — усилители мощности, 14 — пульт выходной коммутации, 16 —громкоговорители за
ла, сцены, фойе
В цирковых помещениях система звукоусиле ния предусматривает усиление речи актера, находящего ся в центре арены и у актерского выхода.
Чтобы достигнуть большой свободы перемещения ак тера, целесообразно применять радиомикрофон. Разме щение же громкоговорителей в зале цирка должно быть выполнено по рассредоточенной системе с использова нием громкоговорителей в спинках кресел или в полу (под сидениями).
При звукофикации цирка может быть смонтирована двухканальная система звукоусиления (см. рис. II. 5), которая позволяет проводить одновременно несколько пе редач с микрофонов (по двум каналам) или воспроизво дить несколько программ при создании различных поста новочных звуковых эффектов, например в новом поме щении Госцирка в Москве зрительный зал и периметр манежа оснащены распределенной системой громкогово рителей, которые по замыслу режиссера-постановщика могут подключаться к двухканальной системе воспроиз ведения и усиления звука в любых комбинациях. Звукоцех цирка оснащен современным оборудованием, позво
47
ляющим получить высокое качество звучания речевых, музыкальных и шумовых программ.
В дворцах культ уры и клуба х система звукофикации зависит оттехнологических особенностей про водимой в них работы. Если Дворец культуры располо жен в микрорайоне большого города, вблизи промышлен ного предприятия, то в нем проходят спектакли и концерты как самодеятельных, так и профессиональных коллекти вов, показывают кинофильмы и организуют конференции. Эти помещения многоцелевые, универсальные. В подоб ных дворцах культуры применяют систему звукофикации драматического театра.
Для клубов местного или производственного значе ния на 200—400 мест система звукофикации значитель но проще, ее можно строить, ориентируясь на функцио нальную схему (см. рис. И. 5), выбирая типовое и нети повое оборудование.
Глава III
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ В СИСТЕМАХ ЗВУКОФИКАЦИИ ТЕАТРОВ
Современный этап развития радиоэлектроники харак теризуется активным внедрением полупроводниковых элементов в усилительную технику, применением в много звенных устройствах блочных, интегральных узлов и их унификацией. Полупроводники оказали значительное влияние на тепловой режим усилительных схем. Умень шение напряжения питания, исключение цепей накала позволило также значительно снизить помехи от перемен ных магнитных полей. Использование в современной ап паратуре малогабаритных деталей и особопрочных по крытий контактирующих поверхностей повысило надеж ность работы отдельных устройств и функциональных блоков, уменьшились их габариты и масса.
Применение блочных, интегральных узлов позволяет осуществлять свободную комплектацию функциональных схем в соответствии с конкретными технологическими требованиями театров на звукотехническую аппаратуру (пульты, магнитофоны, стойки усилителей мощности
и др.).
Конструктивное и цветовое решение новой звукотех нической аппаратуры осуществляется с учетом современ ных достижений науки по технической психологии и эр гономии •—науке об оптимизации трудового процесса, учитывающей физические и психические возможности человека. Цветовое решение способствует раскрытию ло гической последовательности операций, что значительно облегчает процесс обучения навыкам работы и уменьшает профессиональную утомляемость.
Системы световой сигнализации, слухового и визу ального контроля, используемые в основных каналах уси ления и обработки звука, позволяют с малой затратой времени проверить работоспособность звукотехнического
49
тракта и в случае необходимости быстро обнаружить мес то повреждения.
Рассмотрим основные особенности технологического оборудования, которое может использоваться в системах звукофикации театров.
§ 9. МИКШЕРСКИЙ ПУЛЬТ ДЛЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
Общие положения. Пульты, выпускаемые оте чественной и зарубежной промышленностью, по специ фике работы подразделяются на пульты звуковоспроиз ведения, звукозаписи и звукоусиления. Они нашли при менение в киностудиях и на телевидении, в радиосту диях и театрах, в больших и малых зрелищных помеще ниях, а также в культурно-массовых учреждениях.
Микшерские пульты на радио-, кино- и телевизионных студиях, как правило, —одноцелевые и имеют свои инди видуальные технологические особенности.
Пульты же в театрах и других зрелищных помещениях почти всегда многоцелевые. В зависимости от проводи мых мероприятий звукорежиссер с помощью микшерского пульта осуществляет воспроизведение, усиление и запись звуковой программы.
Чтобы удовлетворить основным технологическим тре бованиям по подготовке и проведению музыкально-шумо вого оформления спектакля, звукорежиссер должен с по мощью пульта выполнять следующие операции:
1) коммутацию передаваемых программ по входу и выходу;
2)усиление слабых сигналов до номинального уровня;
3)обработку программы в одном или нескольких ка налах (корректирование по частоте и уровню, введение
реверберируемого сигнала, компрессирование и др.);
4)смешивание нескольких программ для передачи их по одному или нескольким сквозным каналам;
5)субъективный, слуховой контроль — проверку ка
чества передачи одной или нескольких программ в основ ных контрольных точках функциональной схемы или на выходе каждого сквозного канала;
6) объективный, визуальный контроль уровня пере дачи на выходе каждого сквозного канала и на основных участках функциональной схемы с помощью измеритель ных приборов;
7) визуальный контроль превышения номинального уровня передачи на основных участках функциональной
50
схемы с помощью системы световой сигнализации пере грузки канала;
8)визуальный контроль основных коммутационных операций по световому табло;
9)дистанционное включение и выключение оператив ных функциональных узлов, расположенных в радиоложе, радиоаппаратной и в других помещениях;
10)обесшумливание в паузах с помощью специально го шумоподавляющего устройства;
11)автоматическое и ручное управление системой специальных эффектов, с помощью которой можно созда вать иллюзию перемещающегося в пространстве звука;
12)контроль исправности основных блоков функцио нальной схемы пульта с помощью сигнала, получаемого со встроенного звукового генератора фиксированных частот;
13)технологическую связь через громкоговорящее переговорное устройство и систему световой сигнализа ции с основными абонентами;
14) звуковую сигнализацию с помощью электронного гонга, извещающего о начале спектакля или конце ан тракта.
В пульте должно быть предусмотрено резервирование ' по источникам питания, надежное экранирование от
.внешних магнитных и электрических полей.
Конс т рукт ивное решение пульта, опреде ляемое техническими и эстетическими нормами на звуко технический комплект студийного оборудования, имеет некоторые специфические особенности.
1. Габариты пульта зависят от объема предъявляе мых к нему технологических требований. Для зрелищных предприятий, культурно-массовых и ведомственных уч реждений установлены три основных типо-размера пульта звукорежиссера.
Большой пульт (тип А) предназначен для крупных театров, концертных залов, домов культуры, цирков и других зрелищных помещений. Он должен удовлетворять всем требованиям для этой группы помещений и иметь пять-шесть сквозных каналов усиления и одновремен ной обработки различных по содержанию программ.
Средний пульт (тип Б) предназначен для театров, концертных залов, домов культуры, цирков, в которых зрительный зал рассчитан на 600—800 мест. Технологи ческие требования для подобной группы помещений не сколько упрощаются, что позволяет сократить число
51
сквозных каналов до четырех, упростить функциональную схему и уменьшить габариты пульта.
Малый пульт (тип В) предназначен для театров, до мов культуры, клубов, цирков, актовых залов с числом мест меньше 600 и для выездных, гастрольных поездок. Технологические требования для них еще более сокраще ны, что позволяет применить в них от двух до четырех сквозных каналов, значительно упростить функциональ ную схему и сделать установку мобильной и транспор табельной.
Рис. I I I . I. Внешний екн пульта звукорежиссера типа А от комплекта «Зал»
2. При компоновке передней панели пульта звукоре жиссера выделяют по фронту левую, среднюю и правую рабочие зоны (рис. III.1). Средняя (центральная) зона имеет основные элементы обработки звука, контрольные, коммутационные и главные сигнализационные устройст ва. К ним относятся микшеры групповых каналов, инди
каторы уровня, коммутационная панель промежуточных включений, система сквозной сигнализации.
Левая и правая зоны имеют индивидуальные каналы (кассеты) со всеми соответствующими органами управ ления, раздачи или объединения программ, коммутацион ные панели входных и выходных линий, а также элемен
ты дистанционного включения магнитофонов, громкого ворителей и других устройств.
52
Зрительная организация элементов управления, про водимая по принципу максимального отражения схемных связей, дает не только внешнюю выразительность, но и обеспечивает оперативность в работе. При размещении органов управления учитывают возможность разделения их на оперативные и информационно-заготовительные. Необходимо также более четко разделять каналы по их функциональным особенностям для разряжения весьма стесненной рабочей зоны многоканальных пультов.
3. Чтобы повысить оперативность при монтаже, на ладке и ремонте пульта, предусматривается поворотное устройство (рис. III. 2а), которое осуществляет разворот стола пульта относительно горизонтальной оси на доста точно большой угол (до 120°).
4. Характерная конструктивная особенность совре менных пультов состоит также и в том, что плита пульта
(столешница) |
содержит |
почти всю электронику |
(рис. III. 26). Она состоит из легко заменяемых блоков- |
||
модулей, верхние крышки |
которых образуют плоскую, |
равномерную поверхность пульта. Закрепление вставляе мых модулей производится защелкиванием специальных ручек. Неиспользуемая кассета вынимается и на ее место вставляется другая (холостая), восстанавливающая схе му. В каркасе пульта проходят кабели, имеются разъемы и распаечные гребенки для подключения внешних соеди нительных линий (рис. III. 2в).
Особое внимание при конструировании пульта уделя ется художественно-конструктивной проработке деталей, четкой стыковке отдельных панелей, выразительной и яс ной компоновке элементов управления, индикации и ком мутации на лицевых панелях (кнопки индикатора, лам почки, надписи и др.) (рис. III. 2г).
Подсоединение внешних кабелей к пульту производит ся в двух боковых панелях-стойках: левая — служит для входных линий, правая — для выходных (рис. III. 2в).
5. Определились оптимальные габариты функциональ ных линеек — кассет и отдельных блоков. Дальнейшее их развитие, по всей вероятности, будет идти по пути отра ботки этих узлов и блоков, для того чтобы добиться боль шей надежности коммутационных и регулирующих эле ментов, улучшения качественных параметров блоков и их удешевления.
Микромодульная техника, по-видимому, не сможет значительно уменьшить габариты кассет, так как ли нейные размеры регуляторов уровня, коммутаторов,
53