Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3

 

р —

 

/

 

р —

 

-

>

(о) +(о)-

 

г

 

( S ) l O - -

>

- g z £

Рис. II. 5. Упрощенная двухканальная функциональная схема звукофикацин конференц-зала: 1 —микрофоны, 2 — магнитофоны, 3 — пульт

входной коммутации, 4 —предварительные усилители, 5 —индивидуаль­ ные регуляторы уровня, 5 —пульт промежуточной коммутации, 7 —уси­ лители-смесители, 8 —общие канальные регуляторы уровня передачи, 9 — коммутатор визуального и слухового контроля передачи, 10 — гнездо для подключения широкополосных головных телефонов, И — индикатор уровня передачи, 12 — пульт промежуточной коммутации, 13 — усилители мощности, 14 — пульт выходной коммутации, 16 —громкоговорители за­

ла, сцены, фойе

В цирковых помещениях система звукоусиле­ ния предусматривает усиление речи актера, находящего­ ся в центре арены и у актерского выхода.

Чтобы достигнуть большой свободы перемещения ак­ тера, целесообразно применять радиомикрофон. Разме­ щение же громкоговорителей в зале цирка должно быть выполнено по рассредоточенной системе с использова­ нием громкоговорителей в спинках кресел или в полу (под сидениями).

При звукофикации цирка может быть смонтирована двухканальная система звукоусиления (см. рис. II. 5), которая позволяет проводить одновременно несколько пе­ редач с микрофонов (по двум каналам) или воспроизво­ дить несколько программ при создании различных поста­ новочных звуковых эффектов, например в новом поме­ щении Госцирка в Москве зрительный зал и периметр манежа оснащены распределенной системой громкогово­ рителей, которые по замыслу режиссера-постановщика могут подключаться к двухканальной системе воспроиз­ ведения и усиления звука в любых комбинациях. Звукоцех цирка оснащен современным оборудованием, позво­

47


ляющим получить высокое качество звучания речевых, музыкальных и шумовых программ.

В дворцах культ уры и клуба х система звукофикации зависит оттехнологических особенностей про­ водимой в них работы. Если Дворец культуры располо­ жен в микрорайоне большого города, вблизи промышлен­ ного предприятия, то в нем проходят спектакли и концерты как самодеятельных, так и профессиональных коллекти­ вов, показывают кинофильмы и организуют конференции. Эти помещения многоцелевые, универсальные. В подоб­ ных дворцах культуры применяют систему звукофикации драматического театра.

Для клубов местного или производственного значе­ ния на 200—400 мест система звукофикации значитель­ но проще, ее можно строить, ориентируясь на функцио­ нальную схему (см. рис. И. 5), выбирая типовое и нети­ повое оборудование.

Глава III

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ В СИСТЕМАХ ЗВУКОФИКАЦИИ ТЕАТРОВ

Современный этап развития радиоэлектроники харак­ теризуется активным внедрением полупроводниковых элементов в усилительную технику, применением в много­ звенных устройствах блочных, интегральных узлов и их унификацией. Полупроводники оказали значительное влияние на тепловой режим усилительных схем. Умень­ шение напряжения питания, исключение цепей накала позволило также значительно снизить помехи от перемен­ ных магнитных полей. Использование в современной ап­ паратуре малогабаритных деталей и особопрочных по­ крытий контактирующих поверхностей повысило надеж­ ность работы отдельных устройств и функциональных блоков, уменьшились их габариты и масса.

Применение блочных, интегральных узлов позволяет осуществлять свободную комплектацию функциональных схем в соответствии с конкретными технологическими требованиями театров на звукотехническую аппаратуру (пульты, магнитофоны, стойки усилителей мощности

и др.).

Конструктивное и цветовое решение новой звукотех­ нической аппаратуры осуществляется с учетом современ­ ных достижений науки по технической психологии и эр­ гономии •—науке об оптимизации трудового процесса, учитывающей физические и психические возможности человека. Цветовое решение способствует раскрытию ло­ гической последовательности операций, что значительно облегчает процесс обучения навыкам работы и уменьшает профессиональную утомляемость.

Системы световой сигнализации, слухового и визу­ ального контроля, используемые в основных каналах уси­ ления и обработки звука, позволяют с малой затратой времени проверить работоспособность звукотехнического

49



тракта и в случае необходимости быстро обнаружить мес­ то повреждения.

Рассмотрим основные особенности технологического оборудования, которое может использоваться в системах звукофикации театров.

§ 9. МИКШЕРСКИЙ ПУЛЬТ ДЛЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

Общие положения. Пульты, выпускаемые оте­ чественной и зарубежной промышленностью, по специ­ фике работы подразделяются на пульты звуковоспроиз­ ведения, звукозаписи и звукоусиления. Они нашли при­ менение в киностудиях и на телевидении, в радиосту­ диях и театрах, в больших и малых зрелищных помеще­ ниях, а также в культурно-массовых учреждениях.

Микшерские пульты на радио-, кино- и телевизионных студиях, как правило, —одноцелевые и имеют свои инди­ видуальные технологические особенности.

Пульты же в театрах и других зрелищных помещениях почти всегда многоцелевые. В зависимости от проводи­ мых мероприятий звукорежиссер с помощью микшерского пульта осуществляет воспроизведение, усиление и запись звуковой программы.

Чтобы удовлетворить основным технологическим тре­ бованиям по подготовке и проведению музыкально-шумо­ вого оформления спектакля, звукорежиссер должен с по­ мощью пульта выполнять следующие операции:

1) коммутацию передаваемых программ по входу и выходу;

2)усиление слабых сигналов до номинального уровня;

3)обработку программы в одном или нескольких ка­ налах (корректирование по частоте и уровню, введение

реверберируемого сигнала, компрессирование и др.);

4)смешивание нескольких программ для передачи их по одному или нескольким сквозным каналам;

5)субъективный, слуховой контроль — проверку ка­

чества передачи одной или нескольких программ в основ­ ных контрольных точках функциональной схемы или на выходе каждого сквозного канала;

6) объективный, визуальный контроль уровня пере­ дачи на выходе каждого сквозного канала и на основных участках функциональной схемы с помощью измеритель­ ных приборов;

7) визуальный контроль превышения номинального уровня передачи на основных участках функциональной

50

схемы с помощью системы световой сигнализации пере­ грузки канала;

8)визуальный контроль основных коммутационных операций по световому табло;

9)дистанционное включение и выключение оператив­ ных функциональных узлов, расположенных в радиоложе, радиоаппаратной и в других помещениях;

10)обесшумливание в паузах с помощью специально­ го шумоподавляющего устройства;

11)автоматическое и ручное управление системой специальных эффектов, с помощью которой можно созда­ вать иллюзию перемещающегося в пространстве звука;

12)контроль исправности основных блоков функцио­ нальной схемы пульта с помощью сигнала, получаемого со встроенного звукового генератора фиксированных частот;

13)технологическую связь через громкоговорящее переговорное устройство и систему световой сигнализа­ ции с основными абонентами;

14) звуковую сигнализацию с помощью электронного гонга, извещающего о начале спектакля или конце ан­ тракта.

В пульте должно быть предусмотрено резервирование ' по источникам питания, надежное экранирование от

.внешних магнитных и электрических полей.

Конс т рукт ивное решение пульта, опреде­ ляемое техническими и эстетическими нормами на звуко­ технический комплект студийного оборудования, имеет некоторые специфические особенности.

1. Габариты пульта зависят от объема предъявляе­ мых к нему технологических требований. Для зрелищных предприятий, культурно-массовых и ведомственных уч­ реждений установлены три основных типо-размера пульта звукорежиссера.

Большой пульт (тип А) предназначен для крупных театров, концертных залов, домов культуры, цирков и других зрелищных помещений. Он должен удовлетворять всем требованиям для этой группы помещений и иметь пять-шесть сквозных каналов усиления и одновремен­ ной обработки различных по содержанию программ.

Средний пульт (тип Б) предназначен для театров, концертных залов, домов культуры, цирков, в которых зрительный зал рассчитан на 600—800 мест. Технологи­ ческие требования для подобной группы помещений не­ сколько упрощаются, что позволяет сократить число

51


сквозных каналов до четырех, упростить функциональную схему и уменьшить габариты пульта.

Малый пульт (тип В) предназначен для театров, до­ мов культуры, клубов, цирков, актовых залов с числом мест меньше 600 и для выездных, гастрольных поездок. Технологические требования для них еще более сокраще­ ны, что позволяет применить в них от двух до четырех сквозных каналов, значительно упростить функциональ­ ную схему и сделать установку мобильной и транспор­ табельной.

Рис. I I I . I. Внешний екн пульта звукорежиссера типа А от комплекта «Зал»

2. При компоновке передней панели пульта звукоре­ жиссера выделяют по фронту левую, среднюю и правую рабочие зоны (рис. III.1). Средняя (центральная) зона имеет основные элементы обработки звука, контрольные, коммутационные и главные сигнализационные устройст­ ва. К ним относятся микшеры групповых каналов, инди­

каторы уровня, коммутационная панель промежуточных включений, система сквозной сигнализации.

Левая и правая зоны имеют индивидуальные каналы (кассеты) со всеми соответствующими органами управ­ ления, раздачи или объединения программ, коммутацион­ ные панели входных и выходных линий, а также элемен­

ты дистанционного включения магнитофонов, громкого­ ворителей и других устройств.

52

Зрительная организация элементов управления, про­ водимая по принципу максимального отражения схемных связей, дает не только внешнюю выразительность, но и обеспечивает оперативность в работе. При размещении органов управления учитывают возможность разделения их на оперативные и информационно-заготовительные. Необходимо также более четко разделять каналы по их функциональным особенностям для разряжения весьма стесненной рабочей зоны многоканальных пультов.

3. Чтобы повысить оперативность при монтаже, на­ ладке и ремонте пульта, предусматривается поворотное устройство (рис. III. 2а), которое осуществляет разворот стола пульта относительно горизонтальной оси на доста­ точно большой угол (до 120°).

4. Характерная конструктивная особенность совре­ менных пультов состоит также и в том, что плита пульта

(столешница)

содержит

почти всю электронику

(рис. III. 26). Она состоит из легко заменяемых блоков-

модулей, верхние крышки

которых образуют плоскую,

равномерную поверхность пульта. Закрепление вставляе­ мых модулей производится защелкиванием специальных ручек. Неиспользуемая кассета вынимается и на ее место вставляется другая (холостая), восстанавливающая схе­ му. В каркасе пульта проходят кабели, имеются разъемы и распаечные гребенки для подключения внешних соеди­ нительных линий (рис. III. 2в).

Особое внимание при конструировании пульта уделя­ ется художественно-конструктивной проработке деталей, четкой стыковке отдельных панелей, выразительной и яс­ ной компоновке элементов управления, индикации и ком­ мутации на лицевых панелях (кнопки индикатора, лам­ почки, надписи и др.) (рис. III. 2г).

Подсоединение внешних кабелей к пульту производит­ ся в двух боковых панелях-стойках: левая — служит для входных линий, правая — для выходных (рис. III. 2в).

5. Определились оптимальные габариты функциональ­ ных линеек — кассет и отдельных блоков. Дальнейшее их развитие, по всей вероятности, будет идти по пути отра­ ботки этих узлов и блоков, для того чтобы добиться боль­ шей надежности коммутационных и регулирующих эле­ ментов, улучшения качественных параметров блоков и их удешевления.

Микромодульная техника, по-видимому, не сможет значительно уменьшить габариты кассет, так как ли­ нейные размеры регуляторов уровня, коммутаторов,

53