ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
3) блок силового питания с системой автоматики и сигнализации;
4)аппаратура системы технологического телевидения;
5)вспомогательная аппаратура технологической связи, измерения и контроля.
Пример комплексного решения расстановки звукотех-
нпческого оборудования показан на рис. II. 2. На перед нем плане слева — пульт звукорежиссера, справа —ком мутационный шкаф, усилительные стойки и стойка блока питания.
Рнс. II. 2. Общий вид радноложи и аппаратной
Ра диоре монт и ая ма с т е рс к а я . В этом поме щении расположен комплект измерительной аппаратуры, высококачественный контрольный агрегат, шкаф с запас ными деталями и лампами, шкаф для хранения записей на магнитной ленте и грамзаписей. Вблизи окна находит ся лабораторный стол с измерительными приборами. При измерениях отдельных блоков и узлов комплекта радио звукотехнической аппаратуры используют соединитель ные шланги с разъемами. Питание аппаратуры осуществ ляется стабилизированными источниками с регулируе мым выходным напряжением.
Студия з в у к о з а п и с и . Здесь расположены: стол
40-
диктора с встроенными микрофонами, стойки микрофо нов, контрольный агрегат и переговорное устройство.
По ме ще н и е д л я т е х н о л о г и ч е с к о й связи. В этом помещении устанавливают стойки усилителей технологической связи, системы коммутации и сигнализа ции, системы автоматического включения и перехода на резерв, контрольные устройства.
Порядок размещения всего комплекта звукотехниче ской телевизионной и вспомогательной технологической аппаратуры в каждом конкретном случае зависит от спе цифики и технологических требований зрелищных поме щений.
Ми к р о ф о н ы в п о м е ще н и я х театр а. Во вре мя спектакля требуется подключать микрофоны в тех или иных точках зрительного зала, сцены и фойе. Количество микрофонных разъемов, а следовательно, и микрофонных линий достигает нескольких десятков. Число же одновре менно подключаемых микрофонов к пульту звукоре жиссера во время репетиций, спектаклей или записей ограничено количеством микрофонных входов пульта (микрофонными усилителями). Основные места для уста новки микрофонных лючков показаны на рис. II. 3.
Рампа. Здесь размещают левый, средний и правый на польные лючки. Эти места используют для подключения микрофонов в оркестровой яме или на авансцене.
Левый и правый порталы. К этим лючкам подсоеди няют микрофоны левой и правой стороны сцены для раз личных эффектов во время спектакля, а также микрофо ны, используемые при звукозаписи на сцене.
Планшет сцены и вращающийся круг сцены. Здесь к лючкам подключают выносные микрофоны; их можно монтировать в декорациях или в бутафорских изделиях.
Арьерсцена и шумовые площадки. Эти планы позво ляют подключать микрофоны для усиления оркестра или хора, расположенных на заднем плане сценической пло щадки, а также для усиления шумовых эффектов, полу чаемых с помощью механических агрегатов.
Колосники, первый и второй софиты. К распредели тельным коробкам' подсоединяют подвесные микрофоны, которые используют во время спектаклей или звуко записи.
Центр зрительного зала. Здесь подключают микрофо ны для создания трюковых эффектов во время спектакля, записи реакции зала, а также для записей оркестра или актеров в условиях пустого зрительного зала.
41
Фойе. Микрофоны в фойе устанавливают во время записи оркестра, хора, отдельных актеров. Через эти мик рофоны осуществляют контроль уровня передачи во вре мя музыкально-шумового оформления спектакля с выно сом действия в фойе. Их могут подключать и во время зрительских конференций или собраний сотрудников, про водимых в фойе.
5Т
I
Е
Рис. |
II. |
3. |
Условный план размещения микрофонных лючков: |
/ — рампа; |
2— |
|||
левый |
и |
правый порталы, 3 —планшет сцены. 4 —шумовые |
площадки, |
5 — |
||||
колосники, |
первый |
и второй |
софиты, 6 —арьерсцена. |
7 —центр зрительного |
||||
|
|
|
зала |
(партер), |
8 — микрофоны местной |
трансляции |
|
Улица. Микрофоны, установленные на улице, исполь зуют для проведения митингов или встреч со зрителями.
Микрофонные лючки должны быть герметизированы, чтобы на контактные гнезда разъемов не попадала влага и пыль; их размещают в доступных для обслуживания местах и тщательно заземляют корпус коробки, подсоеди няя ее к общему контуру, идущему в радиоаппаратную; микрофонные линии следует вести специальным экрани рованным кабелем.
Громк ог оворит е л и в з р и т е л ь н о м зале, на сцене, в фойе. При размещении громкоговорите лей необходимо учитывать габариты сцены и зрительного
42
зала, распределение поглощающих и маскирующих по верхностей, акустические особенности помещения, кото рые изменяются при подвешивании одежды сцены и по строении декораций. Количество звуковых планов зави сит от технологических особенностей звукового решения спектакля и специфики работы конкретного театра.
Рис. И. 4. Условный план размещения громкоговорителей: / —левый, верх
ний |
и |
правый портал, 2 —люстра, 3 — бельэтаж, 4 —балкон, 5 —фальшбал- |
||||||
кон, |
6 |
—выносной осветительный мостик |
или |
козырек, |
7 —оркестровая |
яма, |
||
^ —первый сценический план. 9 —второй |
сценический |
план, |
10 —третий |
сце |
||||
нический |
план, // —арьерсцена, 12 —боковые |
сценические |
декорационные |
|||||
карманы, |
13 — буфет для зрителей, 14 — репетиционный зал, |
15 — фойе, |
16 — |
улица
Чтобы удовлетворить замыслы режиссера-постанов- щика, необходимо получить звук в любых участках сцены, зрительного зала и даже в фойе. Рассмотрим возможные варианты размещения звуковых планов (рис. II. 4).
Звучащий портал —основной звуковой план, который дает возможность создать:
1) нелокализованный звук при музыкальнотиумовом оформлении спектакля. Уровень звука может меняться от «форте» до «пиано» при сохранении достаточно высо кого качества звучания;
2) стереофоническое звучание в системе звукоусиле
43
ния оркестра, расположенного за кулисами, или при вос произведении стереозаписей;
3) систему подзвучивания в зале, которая создает до статочно высокое качество звучания при сохранении ло кализации звука, идущего с определенной точки сцены.
Люстра — звуковой план, обеспечивающий плавный переход звука от звучащего портала в зрительный зал и из зала через портал на сцену. Люстра вместе со звуча щим порталом помогает осуществить подзвучивание и шумовые эффекты с высокой правдоподобностью звуча ния (например, капли дождя по крыше, дождь на ули це и т. д.)\
Балкон, бельэтаж — звуковые планы, которые могут использоваться в системах подзвучивания- и амбиофонии или в системах движущегося в пространстве звука.
Выносной осветительный мостик или козырек — эти планы обеспечивают верхнее звучание и являются свя зующими между люстрой и звучащим порталом.
Оркестровая яма — звуковой план, который позволяет имитировать звучание оркестра или хора (как будто они расположены в оркестровой яме). В сочетании со звуча щим порталом получается лучшее качество воспроизве дения передачи. Кроме того, оркестровая яма в системе подзвучивания способствует улучшению «звучания трю ма» при демонстрировании специальных эффектов.
Первый сценический план создается выносными гром коговорителями, которые устанавливают в декорациях, а также громкоговорителями на первом и втором софитах, оси излучения которых направлены на планшет сцены. Прямая волна, идущая от софитных громкоговорителей, отражаясь от сценического помоста, попадает в зритель ный зал.
Второй сценический план расположен на левой и пра вой стороне сценической коробки. Громкоговорители это го плана почти всегда закрыты одеждой сцены, и прямой звук от них не попадает в зрительный зал.
Третий сценический план создается громкоговорите лями, расположенными на арьерсцене, на уровне первой и второй рабочей галереи, на колосниках, в трюме, в де корационном сарае или в кармане.
Фойе —звуковой план, используемый для: музыкально-шумовых эффектов, с помощью которых
создают атмосферу действия вокруг зрителей, находя щихся в зале. При этом двери в фойе открываются и звук через них попадает в зрительный зал;
44
встречи гостей во время торжественных вечеров, про водимых в театре (в фойе звучит музыка);
трансляции спектакля из зала опоздавшим зрителям через высококачественную систему усиления.
Улица. Перед главным входом устанавливают громко говорители для трансляции реклам и объявлений. Этот звуковой план может обеспечить ретрансляцию передач городской радиовещательной сети на улицу в празднич ные дни или во время чрезвычайных событий.
При монтаже громкоговорителей в зрительном зале и фойе необходимо соблюдать требования скрытого их раз мещения. Они не должны обнаруживаться зрителями. Драпировка скрытых в нишах громкоговорителей долж на быть выполнена акустически прозрачной тканью, ко торая не искажает звуковую передачу.
§ 8. ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОФИКАЦИИ В УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ЗАЛАХ
Как было отмечено в главе I, в универсальных поме щениях на 1200—2000 мест речевые передачи могут про ходить только при звукоусилении в зрительном зале. На эстраде устанавливают микрофоны, в зале — громко говорители. Для того чтобы система работала устойчиво, необходимо обеспечить равномерное звуковое поле с пре обладанием прямого звука, идущего с эстрады, и добить ся уменьшения акустической положительной обратной связи между громкоговорителями и микрофонами, распо ложенными в одном помещении.
Чтобы выполнить эти требования, подбирают соответ ствующие типы громкоговорителей и микрофонов и рас станавливают их с учетом акустических особенностей зрительного зала; следят за тем, чтобы звук, идущий от громкоговорителей, не попадал на фокусирующие поверх ности зала.
В с овре ме нных концертных п о ме ще ни я х длина зала достигает 40—60 м. Для зрителей, располо женных на задних рядах, могут возникнуть условия не соответствия зрительного и слухового образа. В данном случае в системе звукоусиления предусматриваются ли ний задержки звука по соответствующим зонам (напри мер, в Кремлевском Дворце съездов и в Центральном концертном зале «Россия»). В качестве основной аппара туры для задержки звука по зонам используется амбнофон.
45
Характерные особенности построения системы звукофпкации большого современного концертного зала за ключаются в следующем.
Пульт звукорежиссера имеет два сквозных канала и один резервный. Входное устройство пульта рассчитано на одновременное подключение от 10 до 20 микрофонов (на вход любого сквозного канала усиления). Пульт раз мещают в зале по осевой линии, с тем чтобы звукоре жиссер мог прослушивать реальную (естественную) зву ковую передачу, приходящую к зрителям.
Места установки громкоговорителей и микрофонов определяют после настройки всей системы звукоусиления.
Каждый канал пульта подключают к определенным группам усилителей мощности (вместе с резервом), кото рые соединяются с соответствующими согласованными группами громкоговорителей. Громкоговорители разме
щают по зрительному залу |
с учетом особенностей рас |
пределенной и сосредоточенной систем звукоусиления. |
|
Ко нфе р е н ц - з а л ы и |
актовые з а л ы имеют не |
большое число мест. В таких зрительных залах применя ется двухканальная система звукоусиления (рис. II. 5). Каждый канал может работать самостоятельно или быть 100%-ным резервом для другого. Входное устройство поз воляет работать с трех микрофонов или с двух магнито фонов. Входной щиток установочной коммутации дает возможность подключать любой источник программы к одному или нескольким заранее выбранным предвари тельным усилительным устройствам. Индивидуальные регуляторы изменяют уровни индивидуальных программ, передаваемых с микрофонов и магнитофонов. Щиток про межуточной коммутации позволяет подключать любую программу или их сумму на любой канал через проме жуточный усилитель. Уровень усиления канала устанав ливается с помощью общих регуляторов и контролирует ся индикатором уровня и головными телефонами. Второй щиток промежуточной коммутации дает возможность подключать к каждому каналу усиления любой из четы рех усилителей мощности, а выходной щиток —каждый громкоговоритель к любому усилителю мощности.
Функциональная схема звукофикации имеет все ос новные элементы, обеспечивающие работу системы в за данном режиме. Количество микрофонов, магнитофонов, усилителей мощности и громкоговорителей определяют в зависимости от эксплуатационных особенностей конкрет ного помещения и технологических требований.
46