Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
м «серого» сегмента) - сумма колоссальная, но до США, родины франчайзинга, пока далеко.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, несмотря на бурное развитие франчайзинга в России, данное направление не урегулировано законодательно, отсутствует специальный закон о франчайзинге. Как и в большинстве стран, в которых представлен франчайзинг, основными сферами его распространения в России являются общественное питание, торговля, набирают популярность медицинские, спортивные услуги.
2.2. Проблемы развития рынка франчайзинга в РФ
Современной России требуются новые инструменты для решения экономических проблем. Одним из таких инструментов является франчайзинг.

Франчайзинг в России пока еще остается недооцененной бизнес-моделью как с точки зрения запуска бизнеса, так и инструмента масштабирования действующего предприятия. Однако пандемия и вызванные ей кризисные явления дали возможность по-новому оценить потенциал фр
анчайзинга в нашей стране.

На фоне сокращения субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 9 месяцев 2020 года, наблюдается тенденция увеличения общего количества франшиз на 16%, сопровождаемая ростом спроса со стороны потенциальных франчайзи.

Потенциал франчайзинга обеспечен его эффективностью как инструмента развития малого и среднего бизнеса. Открытые по франшизе бизнесы зачастую быстрее окупаются, работают эффективнее и живут дольше предприятий, запущенных с нуля.

Для управляющих компаний, франшиза - способ масштабирования и дистрибуции в неохваченных регионах и на международных рынках, который позволяет развивать сеть быстрее и решать проблему администрирования экономически эффективнее, нежели за счет собственных ресурсов. Есть все основания ожидать дальнейшего развития рынка, которому будут способствовать как франчайзи, так и франчайзеры.

Вместе с тем, на рынке франча

йзинга существует ряд нерешенных проблем. Это и отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации основных положений, регулирующих использование франшиз в России, отсутствие Федерального закона «О франчайзинге в Российской Федерации», отсутствие банковских продуктов на приобретение бизнеса по-франшизе, и ряд других проблем. Также из-за отсутствия регулирующего органа в сфере франчайзинга часто можно столкнуться с мошенническими схемами.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, рост франчайзинга приходится на кризисные годы. Предприниматели «сворачивают» собственный и переходят на партнерский бизнес, под известным брендом и по отлаженной модели. Общественное питание традиционно считается одним из крупнейших сегментов, представленных во франчайзинге. По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, на него приходится более 30% франшиз.

Порядка 75% франчайзеров на время карантина отменили / существенно
снизили роялти для своих франчайзи даже в тех сферах бизнеса, которые продолжали работать в карантин. Большинство франчайзеров переводили бизнес-процессы и клиентские сервисы в онлайн, давая возможность франчайзи не останавливать свою деятельность. Широко использовался инструмент расширения товаров и услуг в сети для возможности дополнительного дохода для франчайзи. Например, в ремонтных сервисах вводились службы выездных мастеров, в службах клининга – антибактериальная уборка, в магазинах одежды – продажа фешн-масок и др. Таким образом, поддержка со стороны франчайзеров была многообразна: перевод процессов онлайн (22,5%); расширение спектра товаров/услуг (20,0%); проведение переговоров с арендодателями (17,5%); предоставление отсрочек и внутренних кредитов (15,0%); проведение деловых переговоров с поставщиками (7%).

В целом ра
звитие пандемии COVID-19 и введение ограничительных мер, коронакризис привели к изменению:

  • направлений франчайзинга (увеличился спрос на франшизы небольших форматов супермаркетов, франшизы сервисов доставки товаров и пункты выдачи, спрос в общественном питании сместился в сторону проектов, позиционирующих себя как сети с сильной составляющей доставки);

  • формата деятельности (максимальный переход бизнеса в онлайн-среду, услуги заказа через интернет), работы с франчайзи и либерализации условий для новых франчайзи. Пандемия привнесла на рынок обновленные форматы франшиз и более выгодные предложения, чем были до нее (снижение ставок паушальных взносов, каникулы по роялти);

  • стандарта покупки франшизы (новый партнер сначала тестирует на своей точке ИТ-решение и лишь затем получает право стать франчайзи).

Наиболее востребованы сегодня «антикризисные» франшизы: бизнесы, ориентированные на удаленную работу с по