Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свобождает франчайзера от необходимости найма и руководства персоналом, поскольку именно франчайзи берет на себя полную ответственность в вопросах наемного труда и руководства командой.

Отрицательные последствия франчайзинговых отношений для франчайзера можно свести к следующим:

  • недополучение прибыли;

  • вероятность выхода франчайзи из договора после «раскрутки бизнеса»;

  • субсидиарная ответственность за франчайзи в соответствии с ГК РФ (ст.1034).

Первое, что недополучает франчайзер при таких отношениях – это прибыль. Если бы он открывал собственный бизнес в регионе, где работает франчайзи, он бы по
лучал всю прибыль от бизнеса. А так ему приходится довольствоваться процентами отчислений. К тому же, чем дальше территориально находится франчайзи, тем сложнее контролировать качество выпускаемой им продукции или оказания услуг, что может негативно сказаться на имидже всей сети в целом. При этом прервать досрочно отношения крайне сложно, а сам франчайзи имеет достаточно высокую независимость в действиях. Аналогично возникают проблемы с контролем ведения документации. Этим часто пользуются франчайзи, занижая реальные прибыли, а потому у них появляется возможность платить меньшие отчисления в головную компанию.15

Еще одна проблема – сохранность коммерческой тайны. Так или иначе, франчайзи получает конфиденциальную информацию касательно технологии, рецептуры и особенностей продукта. И, несмотря на то, что договором прямо прописывается запрет на разглашение подобной инфо

рмации, часто случается, что она попадает в руки конкурентов. Или же со временем франчайзи сворачивает партнерские отношения и сам становится конкурентом. (Рис. 4)


Рис. 4. Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзера
Среди основных направлений развития франчайзинга можно выделить:

  • изменение методологии расчета розничного товарооборота розничных сетей, включая пересмотр границ административно-территориальных образований, в которых считают доли;

  • введение законодательных инициатив, которые будут более подробно контролировать отношения франчайзи и франчайзера, страхуя от возможности недобросовестной работы одной из сторон;

  • франшизы различных агрегаторов услуг по привлечению персонала – нянь и сиделок, «мужей на час», такси и др.;

  • несмотря на падение уровня доходов, в крупных российских городах останется мода на здоровое питание и здоровый образ жизни – а значит, есть перспективы появления новых франшиз в этом сегменте;

  • франчайзинговые услуги по ремонту, так как потребитель часто больше заинтересован в том, чтобы продлить срок жизни вещи или устройства, чем в приобретении новинки.16


Совершенствование экономической системы в современных рыночных условиях предполагает не только развитие крупных предприятий, но и формирование мощного сегмента малого бизнеса, являющегося залогом стабильности и благополучия регионов и всего государства. Одним из наиболее успешных способов развития субъектов крупного и малого бизнеса, а также их эффективного сотрудничества является франчайзинг. Процесс реализации франшиз существенно набирает обороты, что способствует развитию экономики страны.
1.2. Мировой опыт развития франчайзинга
Для определения наиболее перспективных направлений и форм развития франчайзинга следует оценить опыт этих отношений, накопленный как в российской, так и в зарубежной практике. (Таблица 1)

США – страна, в которой зародилась концепция франчайзинга, (порядка 80% мировых брендов, 2,9 тыс. франчайзинговых систем). Наиболее широкое ра
спространение франчайзинг получил в бензозаправочном бизнесе (32%), продаже легковых и грузовых автомобилей (6%), общественном питании (7%).17 Развитие франчайзинговой деятельности регулирует специальный закон.