Файл: Варжапетян, А. Г. Готовность судовых систем управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
АХ ВАРЖАПЕТЙН А.Н.СВИТЕЛЬСНИЯ В.И.ЯКУШЕВ
А. Г. ВАРЖАПЕТЯН
А.И. СВИТЕЛ ЬСНИЙ
В.И.ЯКУШ ЕВ
ГОТОВНОСТЬ
СУДОВЫХ
СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ
(■ ^ к о н т р о л ь н ы й |
|
I |
ЭКЗЕМПЛЯР |
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СУДОСТРОЕНИЕ» ЛЕНИНГРАД 1 9 7 3
В18
УДК 629.12.014.0026
£ 3
Книга посвящена исследованию вопросов готовности с учетом судовой специфики. В ней рассмотрен ряд новых направлений в ис следовании функции готовности, к числу которых можно отмести анализ «провала» функции готовности, использование электронных вычислительных машин для анализа функции готовности судовых систем управления при их эксплуатации, ремонте и хранении, а также применение для исследования функции готовности математических методов, ранее не использовавшихся для этой цели.
Книга в основном содержит оригинальный материал, полученный авторами в ходе их практической деятельности, а также обобщает данные, содержащиеся в статьях последних лет.
Материал иллюстрируется рядом примеров; в приложениях к книге приведено большое количество процедур и программ, запи санных на языке АЛГОЛ, которые позволяют решать чисто аналити ческие задачи и задачи моделирования процесса функционирования сложных судовых систем управления с учетом восстановления и огра ничений, обусловленных судовой спецификой.
Набор алгоритмов и программ позволит специалистам судострои тельных предприятий оценивать вопросы готовности систем еще на стадии проектирования, а также с помощью рассмотренных в книге методов решать оптимальные задачи, способствующие повышению готовности.
Табл. 46. Илл. 116. Литерат. 49 назв.
Рецензент
В. А. ШРАНТАСЬЕВ
Научный редактор д-р техн. наук
О. В. Щ ЕРБАКОВ
3185 — 076 |
У -1 |
» |
||
65— 73 |
||||
В |
73 |
|
||
048 (01) — |
|
|
© Издательство «Судостроение», 1973 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исторический XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза наметил грандиозную программу коммунистического строительства. Важную роль в реше нии поставленных задач играют морской и речной флоты страны, которые получат еще большее развитие за годы 9-й пятилетки.
Однако уже в настоящее время суда представляют собой сложные инженерные сооружения, оснащенные большим количеством автоматизированных систем и уст ройств. Высокая степень автоматизации судов, а также важность решаемых автома тизированными системами задач привели к необходимости решения проблемы надеж ности их работы. Этому важному вопросу посвящен ряд монографий, выпущенных издательством «Судостроение» [10, 29, 38 и др. ].
По определению ГОСТ 13377—66 и ОСТ 5.0016—70 надежность изделия обуслов ливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долго вечностью его частей. Если первая компонента достаточно хорошо изучена, то послед ние три, особенно применительно к судовым системам управления, рассмотрены недо статочно, хотя они играют большую роль в обеспечении высокой надежности и эф фективности флота СССР, так как влияют на снижение скорости судна, на время задержки его в портах, на стоимость ремонта и т. д.
Целью настоящей книги является изучение некоторых вопросов ремонтопригод ности и сохраняемости судовых систем управления и, в частности, подробное рассмо трение такой важной характеристики, как функция готовности, тем более что суще ствующая литература по вопросам надежности уделяет весьма малое внимание ее изучению. В теории восстановления, развитой рядом ученых [18, 24, 35], основное внимание уделяется мгновенному восстановлению. Однако в условиях реальной эксплуатации мгновенное восстановление практически отсутствует. Даже резерви рование замещением при наличии идеального переключателя — автомата надежности не обеспечивает в полной мере мгновенного восстановления. Кроме того, проведение плановых профилактических и аварийных контрольных проверок требует значи тельного времени и приводит к простоям системы.
В силу сказанного внимательное изучение особенностей поведения систем при конечном времени восстановления имеет большое практическое значение.
В предлагаемой монографии авторы большое внимание уделяют методам опреде ления функции готовности, изучению специфики ее поведения, исследованию особен ностей функционирования судовых систем управления и изысканию путей повыше ния готовности этих систем, что приводит в конечном счете к увеличению эффектив ности использования судов в целом.
В начале книги рассматриваются общие вопросы готовности. В частности, уста навливается связь характеристик безотказности и готовности и изучаются предель ные свойства функции готовности.
Математические методы, применяемые в гл. 2 для анализа функции готовности, хорошо известны, поэтому исследование функции готовности с помощью пред лагаемых методов не вызовет затруднений у читателя, желающего применить их на практике. В более сложных случаях в работе приводятся методы, реализуемые с помощью АВМ.
Большое внимание в настоящее время уделяется стоимостным критериям. Поэтому алгоритмы оптимизации по критерию стоимости, рассмотренные в гл. 4, должны привлечь внимание специалистов, занимающихся решением оптимальных задач в области судостроения.
1* |
3 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
При исследовании процесса функционирования комплекса систем управления, работающих на судне, с помощью аналитических методов, рассматриваемых в книге, могут возникнуть большие трудности. Поэтому значительное место в книге занимает рассмотрение методов статистического моделирования. Ввиду того что в случае много значных систем описание их структуры затруднено, предлагаются варианты пред ставления структур, пригодные для исследования на ЭВМ. Аналитические и вычисли тельные алгоритмы предназначаются для исследования трех характерных режимов работы судовых систем управления, а именно плавания, ремонта в порту и хранения (консервации).
В многочисленных приложениях к книге содержатся процедуры и программы, записанные на языке АЛГОЛ. Программы отработаны и проверены в ходе практиче ской деятельности авторов.
Большая часть материала книги имеет оригинальный характер, остальная часть обобщает материал, полученный советскими и зарубежными авторами в течение последних лет.
Авторы выражают свою признательность научному редактору д-ру техн. наук О. В. Щербакову и рецензенту инж. В. А. Франтасьеву за ценные советы и замеча ния, сделанные ими при работе над рукописью-
Авторы искренне благодарят кандидатов технических наук И. И. Безуглого и И. М. Смагаринского, внесших свой вклад в настоящую книгу. Так, И. И. Безуг
лым |
написан § 2.8, |
а И. М. Смагаринским— § 5.7. |
Все замечания и пожелания авторы просят направлять по адресу: 191065, Ленин |
||
град, |
ул. Гоголя, 8, |
издательство «Судостроение». |
Глава 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ СУДОВЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ |
§ 1.1 |
Способность восстанавливаемой системы максимальное время нахо диться в состоянии работоспособности носит название готовности. На наш взгляд, это свойство систем имеет такое большое значение, что требует углубленного и самостоятельного исследования. В самом деле, многие судовые автоматизированные системы должны работать в течение всего времени плавания и могут характеризоваться показа телями готовности. Системы, работающие в режиме дежурства, харак теризуются произведением коэффициента готовности и показателя безотказности, если последний обладает свойством стационарности.
Значительная часть судовых систем и устройств восстанавли вается в процессе работы, поэтому готовность является одной из их основных технических характеристик. Зачастую разработчики и проектировщики, задавая требования в технических заданиях на разработку, не осознают, что они задают именно характеристики готовности. Например, такие формулировки, как «система не должна находиться в нерабочем состоянии более 100 ч за автономное плава ние длительностью полгода» либо «вероятность нахождения в нера бочем состоянии за время рабочего цикла (8 ч) должна быть 2%», прямо или косвенно формулируют требования к готовности или вре мени использования системы.
Высокая готовность систем зависит от большого числа факторов, среди которых можно назвать длительность циклов работы систем, степень избыточности, параметры потоков отказов и восстановлений, режим и характер профилактики и т. д. Большинство из этих фак торов будет рассмотрено в дальнейшем.
Если полагать (как это сделано в большинстве работ по теории восстановления), что восстановление системы происходит мгновенно, то коэффициент готовности будет равен единице. Однако, как пра вило, реальные системы обладают конечным (зачастую достаточно большим) временем восстановления. Сокращение времени восста новления является одной из важных задач проектирования новых судовых систем автоматического управления.
Ремонтопригодность систем должна обеспечиваться на первых этапах проектирования совместно с обеспечением требований к тех ническим характеристикам системы и к ее безотказности.
К числу факторов, влияющих на ремонтопригодность, относятся: сложность агрегатов и узлов системы, компоновка элементов и
5
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ
устройств, вес минимального сменного узла, свобода доступа к узлу, степень стандартизации и унификации, невозможность быстрой ло кализации отказавшего узла, наличие узла в ЗИПе, возможность ремонта узла и т. д.
При эксплуатации на ремонтопригодность могут также оказы вать влияние окружающие условия, документация на систему, квалификация обслуживающего персонала, характер обслуживания и т. д.
Время восстановления прямо зависит от указанных факторов и в общем случае включает в себя ряд составляющих:
а) время обнаружения отказа, особенно в случае резервирован ных систем, когда нет индикации первого происшедшего от каза;
б) время отыскания отказа, включающее в себя время подго товки контрольных приборов и стендов, логических операций по локализации и т. д.;
в) время на подготовку и доставку отказавших узлов из ЗИПа, склада или базы;
г) время на восстановление отказавшего узла (при отсутствии ЗИПа) и его замену;
д) время на проверку системы после ремонта; е) время на незапланированные потери.
Общий учет разнообразных составляющих времени восстановле ния в ряде случаев приводит к необходимости рассматривать раз личные законы распределения времени восстановления.
Прежде чем переходить к конкретному изложению вопросов, свя занных с исследованием функции готовности, рассмотрим, какие виды автоматизированных устройств встречаются на судах и какие функции они выполняют.
Все автоматизированные судовые системы и устройства могут выполнять следующие основные функции:
а) функции автоматизированного управления судами и отдель ными системами и устройствами (радиолокационные станции, дви жители, энергетические установки, системы управления метеороло гическими ракетами и т. д.);
б) функции автоматического управления и регулирования пара метров агрегатов или установок (поддержание заданного давления пара, температуры охлаждающей воды, частоты вращения турбины и т. д.);
в) функции автоматической блокировки, защиты и сигнализации для остановки механизмов, дублирования действий оператора, сигна лизации и т. п.
Естественно, что наибольший интерес представляет исследова ние процессов функционирования систем управления в целом.
При рассмотрении возможных режимов работы судовых систем управления можно выделить три основные фазы использования си стем; хранение, эксплуатацию, ремонт,
6
ГЛАВА 1
При хранении в порту все системы как разового, так и много кратного действия представляют собой обслуживаемые системы (при наличии профилактики) и характеризуются коэффициентом готов ности при хранении. При хранении на судне системы разового дей ствия не восстанавливаются и, следовательно, характеризуются уже вероятностью безотказного хранения.
Эксплуатация является основной фазой использования судовых систем управления, которые могут находиться в различных рабо чих режимах.
Виды судовых систем управления и режимы их использования при эксплуатации приведены в табл. 1.1. Показатели, характери зующие систему в том или ином режиме, выбираются в соответствии с «Методическими указаниями по выбору номенклатуры нормируе
мых показателей надежности |
технических |
устройств» (МУ 3— 69). |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1.1 |
||
Режимы использования и виды судовых систем управления |
|
|
|
|
|
|
||||||
Конструк |
Временной |
Продолж нтельность |
Виды судовых устройств |
|||||||||
тивное |
||||||||||||
решение |
режим |
эксплуатации |
|
н систем управления |
|
|||||||
системы |
использования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Невосста- |
Разовый |
До |
первого |
от- |
Системы управления |
ме- |
||||||
навливае- |
|
каза |
|
|
|
теорологических |
ракет |
|
||||
мая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непрерывный |
До |
достижения |
Системы |
управления |
и |
||||||
|
|
предельного состоя- |
защиты атомного реактора, |
|||||||||
|
|
ния или до |
окон |
системы |
главного энерго |
|||||||
|
|
чания |
выполнения |
снабжения, |
вычислитель |
|||||||
|
|
требуемых функций |
ные |
навигационные |
ком |
|||||||
|
Циклически |
До |
отказа |
или |
до |
плексы |
|
|
|
|
|
|
Восстаиав- |
Аппаратура |
контроля, |
||||||||||
ливаемая |
регулярный |
достижения предель |
системы |
энергоснабжения |
||||||||
|
|
ного состояния |
|
вторичных |
потребителей, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
радиолокационные и радио |
||||||
|
|
|
|
|
|
технические системы |
|
|
||||
|
Циклически |
То же |
|
|
Вспомогательные |
меха |
||||||
|
нерегулярный |
|
|
|
|
низмы, |
системы |
обеспече |
||||
|
|
|
|
|
|
ния |
живучести, |
системы |
||||
|
|
|
|
|
|
аварийного оповещения |
|
|||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ |
|
|
|
|
|
|
|
§ 1.2 |
Понятие готовности как свойства, определяющего надежность, при менимо для восстанавливаемых систем с конечным временем восста новления и наиболее полно характеризует с вероятностной точки зрения возможность выполнения системой в нужный момент вре мени задач, определяемых ее целевым назначением.
7