Файл: Варжапетян, А. Г. Готовность судовых систем управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ
В зависимости от режима работы и условий эксплуатации системы, обусловливающих в конечном счете свойства потока ее отказов, а также в зависимости от особенностей выполняемых системой задач следует использовать различные критерии готовности. Основными критериями являются:
а) функция готовности Г (і) — вероятность того, что система будет работоспособна в любой случайно выбранный момент времени t, принадлежащий ограниченному промежутку [0, /*];
б) функция готовности на промежутке Г (i, s) — вероятность того, что система будет исправна в течение промежутка [/, t + s], t б [0, і*]\
в) коэффициент готовности kr — характеристика, показывающая долю времени, в течение которого система готова к работе, если интервал оценки достаточно велик.
Можно ввести ряд других показателей готовности, отражающих те или иные особенности использования системы. /Мы будем рассмат ривать лишь перечисленные выше показатели. При этом будем сле довать терминологии, принятой в [30].
Функция готовности. При определении понятия функции готов ности, а также некоторых других характеристик надежности будем использовать там, где это удобно, статистический подход, т. е. будем предполагать, что в первоначальный момент времени / = 0 на испы тание поставлено N однотипных систем и в дальнейшем испытание проводится по одному из известных планов.
В соответствии с принятым ранее определением функции готов ности статистическое ее значение Г* (/) равно отношению числа исправных систем в момент времени t к числу первоначально по ставленных на испытание при условии, что отказавшие системы после восстановления вновь вступают в строй. Таким образом,
Г*(0 = - п ^ , |
(1.1) |
где т (/) — число исправных систем в момент времени |
t. |
Согласно закону больших чисел |
|
lim Р\ |Г *(0 — Г (0| S& в} = 0 |
|
N->co |
|
для любого е > 0. Сходимость по вероятности будет предполагаться и при статистическом определении других критериев надежности.
Так как число исправных систем т (t) в случайный момент вре мени t зависит от безотказности системы и ее восстанавливаемости при данных условиях эксплуатации, то Г (I) является функцией этих двух показателей.
Для невосстанавливаемых систем функция готовности совпадает
свероятностью безотказной работы Р ( i f ) :
Г(/) = Р (і).
8
ГЛАВА' 1
Критерии для оценки надежности невосстанавливаемых систем приведены в табл. 1.2.
Из физических предпосылок следует (в дальнейшем это будет доказано строго), что в случае восстанавливаемых систем для момен тов времени, достаточно удаленных от начала испытания, функция готовности становится постоянной величиной, равной коэффициенту готовности.
Данный критерий является удобной характеристикой надеж ности системы, работающей в режиме дежурства и выполняющей свои функции в течение короткого отрезка времени. Специфика работы такой системы состоит в том, что момент поступления требо
вания |
является |
случайным, |
и |
|
|
|
|
|
|
||||
важно, чтобы к |
этому моменту |
1 |
|
|
|
|
|
||||||
система была исправна. Вероят |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ность выполнения задачи систе |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мой определяется вероятностью |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ее исправного состояния в мо |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мент |
поступления |
требования. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Как |
уже отмечалось |
выше, |
|
|
|
|
|
|
|||||
функция |
Г (t) |
является |
доста |
0 |
|
|
|
|
|
||||
точно полным критерием надеж |
|
|
|
|
|
||||||||
ности систем, режим работы ко |
Рис. |
1.1. Типичный вид функции готов |
|||||||||||
торых |
существенно отличается |
ности в случае |
простейшего (кривая |
1) и |
|||||||||
отличного от простейшего (кривая 2) |
|||||||||||||
от стационарного. Большинство |
|
потоков отказов. |
|
|
|
||||||||
рассматриваемых |
систем |
упра |
|
|
|
|
|
|
|||||
вления |
работает |
|
именно в |
нестационарном |
режиме. |
Нестацио |
|||||||
нарным |
является, |
например, |
режим работы системы в |
период |
|||||||||
ее приработки, сильно затягивающийся при хранении |
системы |
||||||||||||
(консервация |
на |
|
зимний |
период |
между |
путинами |
и |
т. |
д.) |
или в период интенсивного старения элементов системы; режим работы аппаратуры в сложных условиях эксплуатации, оказываю щих влияние на характер распределения времени ее безотказной работы; режим работы аппаратуры при ограниченных возможностях ремонта и ограниченности ЗИПа и т. д.
Вид и способ получения аналитического выражения для функции готовности зависят от характера потока отказов и восстановлений системы. Так, в случае простейших потоков отказов и восстановле ний выражение для Г (t) может быть получено путем описания про цесса возникновения отказов и их устранения системой дифферен циальных или разностных уравнений. Решение этих уравнений по зволяет определить вероятность того, что система будет готова к действию в любой момент времени. При этом анализ удобно про водить в терминах теории марковских процессов. Если поток отка зов существенно отличается от простейшего, то функция готовности представляется в интегральном виде [301.
На рис. 1.1 показан характер поведения функции Г (t) в слу чае простейшего потока отказов и экспоненциального закона рас-
9
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ
Характеристики надежности невосстанавливаемых систем
Продолжение табл. 1.2
а о
Ч s
•а со
~ ш
л н =5Ü св
еС О
о а
о. о
а
^ о о я
о ~
«3 О.
|
СУ |
8 . |
8 |
+ |
‘ 1 |
^WJl - l^
к л
§ о
О.'О
гДЯ S & a >s
i S
ГЛАВА 1
5- ff
с2
о2
CJ СО
S c
*
я CO
а. в _ о
E rf
CO
11
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОТОВНОСТИ
пределения времени восстановления (кривая /), а также в случае некоторого потока отказов, отличного от простейшего (кривая 2).
Функция готовности на промежутке. По определению статисти ческое выражение функции готовности на промежутке Г* (t, s) имеет вид
|
|
|
|
Г*(*. з ) = Щ А , |
|
|
|
(1.2) |
|||
где |
т (/, s) — число |
систем, |
не |
имеющих |
отказов |
на |
промежутке |
||||
[t, |
t + |
s], при условии, что они испытываются в |
течение времени |
||||||||
г а д |
|
|
|
|
[О, |
( + s] и в случае |
отказа вос |
||||
|
|
|
|
станавливаются |
и возвращаются |
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
на |
испытание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение функции |
готовности |
|||
|
|
|
|
|
|
на промежутке зависит как от по |
|||||
|
|
|
|
|
|
казателей безотказности и восста |
|||||
|
|
|
|
|
|
навливаемости системы, так и от |
|||||
|
|
|
|
|
|
величины S. Очевидно, что функ |
|||||
|
|
|
|
|
|
ция готовности Г (/) является част |
|||||
|
|
|
|
|
|
ным случаем функции готовности |
|||||
|
|
|
|
|
|
на промежутке, когда |
s = 0. |
При |
|||
|
|
|
|
|
|
s |
>оо функция Г (t, |
s) вырожда |
|||
Рис. 1.2. |
Типичный вид функции |
го |
ется в условную |
вероятность |
без |
||||||
товности на промежутке в случае про |
отказной работы системы, причем |
||||||||||
стейшего |
(кривая 1) |
и |
отличного |
от |
предполагается, |
что |
в момент t |
||||
простейшего (кривая |
2) |
потоков |
от |
система |
исправна, но в течение |
||||||
|
|
казов. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
времени, |
предшествующего t, |
ре |
||||
|
|
|
|
|
|
||||||
сурс надежности ее расходовался. В пределе при |
t ■—>с о функция |
||||||||||
Г(^, s) равна постоянной величине, которую будем |
обозначать T(s). |
||||||||||
|
Функция готовности на |
промежутке является |
удобной харак |
теристикой надежности систем, постоянно находящихся в рабочем состоянии, но выполняющих свои функции в течение отдельных промежутков времени.
Математическое выражение функции готовности на промежутке,
как и функции готовности, |
зависит от |
характера потоков |
отказов |
и восстановлений. На рис. |
1.2 показан |
вид функции Г (I, |
s) для |
простейшего потока отказов и экспоненциального закона времени восстановления (кривая 1), а также для некоторого потока отказов, отличного от простейшего (кривая 2).
Коэффициент готовности. Коэффициент готовности Ärпредставляет собой отношение суммарного времени исправного состояния системы
к общему времени |
исправного |
состояния и времени, потраченного |
на восстановление, |
взятых за |
один и тот же период эксплуатации |
|
|
П |
|
|
У /, |
+ s %i t= l 1=1
12
ГЛАВА 1
где а — число отказов за рассматриваемый период; tt ■— длитель ность t-го промежутка исправной работы; т(- — время восстановле ния после t-го отказа.
Этот критерий по существу равен вероятности исправного состоя ния системы в произвольный момент времени при установившемся режиме работы.
Если наблюдение ведется за N однотипными системами, то зна чение /гг показывает средний процент систем, находящихся в исправ ном состоянии в любой момент времени, т. е.
где Nn — среднее число исправных систем.
Коэффициент готовности, как уже отмечалось, достаточно глу боко характеризует надежность и эксплуатационные качества си стемы. Однако зависимость его величины от времени восстановле ния затрудняет оценку времени непрерывной безотказной работы системы, а также оценку возможности выполнения системой задач, требующих продолжительного времени.
Средняя частота отказов. В терминах статистических оценок средняя частота отказов ш (t) определяется как отношение числа отказавших систем в единицу времени к общему числу систем, пер воначально поставленных на испытание, при условии, что отказав
шие в процессе испытания системы заменяются новыми: |
|
|
(1.3) |
Здесь п (t) — число отказавших образцов в интервале |
-----, |
Средняя частота отказов связана с плотностью вероятности от казов а (і) посредством интегрального уравнения [34]
о
Предельным свойством функции со (t) при t —>оо является ра венство ее некоторой постоянной величине, что соответствует уста новившемуся режиму работы системы.
На рис. 1.3 показан характер изменения функции со (t) для экс поненциального закона распределения времени безотказной работы системы (кривая 1) и для законов, аппроксимирующих процессы ее приработки (кривая 2) и старения (кривая 3).
По существу средняя частота отказов характеризует надежность систем, в которых отказавший элемент сразу же заменяется новым, и несет в себе информацию о необходимых периодичности и объеме
13