Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
Журнал «Комунистас» опубликовал статью о пролетарском поэте Юл юсе Янонисе «Живой родник», в которой ярко раскры та черта характера молодого пролетарского поэта — стремление к поиску цели. «Бегу, спешу...— писал юноша,— только куда? Почему? Потому, что не могу стоять на месте, не могу пользо ваться жизнью, не ведая, к чему она, потому, что ищу цель...
Цель должна существовать. Я должен найти ее. Непременно найти. Я должен!»24. II поэт ее находит. Это — революционная
борьба.
Материалы о героической борьбе литовских коммунистов в тяжелые годы подполья, гитлеровской оккупации, в первые по слевоенные годы строительства основ социализма занимают одно из центральных мест на страницах прессы.
На примере таких мужественных людей, безгранично предан ных революционным идеям, воспитываются целые поколения.
Наряду с произведениями публицистики о героическом прош лом газеты «Тнеса», «Советская Литва», «Червоны штандар», «Вальстечю лайкраштис», «Комъяунимо тиеса», журналы «Ко мунистас», «Швитурис», «Яуиимо грятос», городские и районные газеты публикуют статьи, очерки, зарисовки, в которых расска зывается о новых нравственных чертах, возникающих у людей под влиянием советской действительности и воспитания. Такие проявления коллективизма, высокой сознательности, как помощь колхозников передовых артелей отстающим, переход коммуни стов и комсомольцев на отстающие участки производства, обра зование в колхозах и совхозах комсомольских бригад из выпуск ников средних школ и др., не остаются без внимания и поддержки печати. Например, в журнале «Комунистас» напечатана статья председателя колхоза им. Ленина Шакяйского района К. Гликаса25, в которой он рассказывает, как колхозники экономически крепкого колхоза решили помогать соседнему отстающему кол хозу «Катиляй», хотя эта помощь в какой-то мере затрагивала их личные интересы. В журнале «Швитурис» помещен очерк о колхозниках Игналпнского района, которые построили целую деревню членам сельхозартели «Науяс кяляс» («Новый путь»), пострадавшим от стихийного бедствия.
Советская публицистика, раскрывающая лучшие черты чело века развитого социалистического общества, подчеркивающая такие свойства характера людей, как коллективизм, чувство от ветственности за дела коллектива, общества, государства, раз-
24 «Коммунист», В., 1971, № 3.
25 «Коммунист», В., 1959, № 12.
317
вемчпвает попытки антикоммунистических зарубежных филосо фов и публицистов извратить сущность социалистического кол лективизма. Известно, что антпколлектнвпзм. как завуалирован ный синоним антикоммунизма, усердно пропагандируют в эми грантской прессе литовские католические теологи и публицисты. Например, католический публицист ксендз П. Гайдамавичюс, ссылаясь на мысли буржуазного философа X. Ортеги и Гассета, в эмигрантском журнале «Айдай» («Эхо», США! изображает коллективизм как подавление индивидуальных качеств личности. Человек-коллективист в интерпретации католического автора — это «существо без собственного лица, без имени, приблизивше еся к вещественной экзистенции. Он растворяется в массе, теряет свое индивидуальное пространство, становится номером»26. П. Гайдамавичюс, Ю. Гирнюс пропагандируют высказывания X. Ортеги и Гассета, который людей-коллективистов приравнивал к толпе обезьян в зоологическом саду. Они все видят, все слы шат, проявляют любопытство, но живут не собственной жизнью, т. е. не мыслят, не овладевают средой. Ими управляют другие27.
Подобные высказывания часто пропагандируют католические лекторы в литовских передачах ватиканской, римской и других зарубежных радиостанций. Католические публицисты и лекторы человеку-коллектнвпету противопоставляют христианское пони мание человека, сущность, смысл жизни которого «не от мира сего, а сверхчеловеческая». Только поднявшийся над собой, пи шет бельгийский теолог Э. Шнллебекс. «человек может обрести смысл личной жизни как милостыню из рук божьих. Это значит, что окончательная сущность человеческого диалога с миром рас крывается лишь в религиозной жизни»28 и имеет смысл лишь по стольку, поскольку способствует окончательному завершению его в боге.
Интеллектуальное и эмоциональное богатство людей, сфор мировавшихся в социалистическом обществе в духе коллективиз ма, гуманизма, убедительно опровергает потуги антикоммуни стов искаженно изображать коллективистскую сущность общест венных отношений при социализме. II чем ярче проявляется публицистическое мастерство в произведениях журналистики, посвященных осмыслению лучших нравственных качеств соцпа-
26 Р. |
Gaida-Gaidarr.avicius, Krikscionis tarp kolektyvizmo ir individualiz- |
mo, „Aidai". 1972, Nr. 4. |
|
27 J. Ortega у Gasset, Selbslentfremdung und Seibstversenkung. Universi- |
|
tas, 1954, |
S. 467. |
28 E. Schillebeeckx, God und man, New York, 1969, p. 227.
318
диетической личности, тем труднее лекторам антикоммунисти ческой пропаганды фальсифицировать советский образ жизни.
Молодежный журнал «Яунимо грятос» («Ряды молодежи», 1970 г.) поставил перед своими читателями вопрос, какие черты характера они хотят воспитывать в себе, с кого собираются брать пример. В письмах молодых читателей, опубликованных в жур нале, отмечаются такие качества советских людей, как коллек тивизм, чуткость, принципиальность, требовательность. «Хорошо быть членом коллектива, чувствовать его заботу о себе в беде, делиться с ним своими радостями, горестями»,— пишет молодой читатель. «Хочу брать пример со своего руководителя, который отличается чуткостью, любит правду». «Добрым человеком считаю такого, который и десяти своих жизней не пожалеет ради общего блага». «Без общения с людьми, вне коллектива, я не представляю нормальной жизни. Человек иногда ошибается, спотыкается в жизни. Его поддерживают, не дают упасть руки друзей. II ом становится опытнее, умнее». «Смысл жизни заклю чается в том, чтобы оставить по себе след, от которого жизнь будущих поколений станет светлее, краше...». Это всего лишь не сколько отрывков из писем молодежи. Они свидетельствуют об ее отношении к тем качествам советских людей, которые форми руются под влиянием объективной действительности и коммуни стического воспитания.
В газетах и журналах республики можно найти немало ярких публицистических произведений, показывающих созревание луч ших черт советского характера. Журналист Л. Белоусов в газе те «Советская Литва» приводит интересный эпизод. В Мордов ской АССР на Саранском домостроительном комбинате он уви дел призыв: «Быстрее освоим опыт вильнюсцев. Пусть будут все новостройки добротными и красивыми, как у наших литов ских друзей»29. Литовские и мордовские строители уже несколько лет сообща решают многие важные проблемы. Журналист, раз мышляя над подобными фактами действительности, правильно оценивает их как проявление социалистического коллективизма. Писатель Ю. Пожера в своих очерках «Повесть о брате»30 и «Позвольте обнять вас, братья»31 волнующе рассказывает о про явлениях чувств братской дружбы, коллективизма, чуткости во взаимоотношениях между литовскими и русскими в разных сложных жизненных ситуациях.
29 |
Л. |
Белоусов. |
Человек человеку, |
«Советская Литва», 1 IV. 1972. |
|
30 .1. Pozera, Sakmc apie brolj, |
,,Tiesa“, 1964.X.6. |
||||
31 |
Ю. |
Пожера, |
Позвольте |
обмять |
вас, братья!, «Советская Литва». |
9. IV. 1972.
319
В атмосфере коллективизма растут такие инициативные, са мостоятельные руководители рабочих коллективов, как секре тарь цеховой партийной организации формовщик-литейщик Ми колас Кяулязичгас, бригадир производственного объединения им. Вптаса Евгения Капочене, о которых на страницах «Совет ской Литвы» рассказывают журналисты А. Гельбак и А. Про копавичюс32.
Примером публицистического мастерства в изображении лю дей для литовских журналистов мог послужить полемический очерк К. Смирнова в газете «Комсомольская правда» о каунас ском комсомольце инженере Марюсе Свирбутавпчюсе. В очерке образно раскрыты духовные качества советского молодого чело века: социальный оптимизм, убежденность в том, что револю ционное преобразование действительности продолжается в буд ничной повседневной работе над чертежами новых конструкций станков, на заводах, в лабораториях, всюду, где трудится совет ский человек; стремление к постоянному обновлению жизни, к поискам; желание скромную, в труде зародившуюся идею свя зать с великой, с интересами общества, и в этом увидеть смысл своей жизни; коллективизм, скромность, нетерпимость к карье ризму; любовь к искусству, где воплощено единство анализа и синтеза, где мысли и чувства человека подчинены великой гума111гстической цели33.
Человек растет как личность, осуществляя общественно зна чимые цели, решая важные для коллектива, прогрессивного клас са, всего парода задачи. Путь такого роста простого человека из народа образно изображен в очерке Г. Знманаса «Сердце партизана», который напечатан в газете «Вальстечю лайкраштис»34. Герой очерка — партизан Великой Отечественной войны И. Чюлада идет на самые трудные участки борьбы за социализм. Он — парторг волости — борется с классовыми врагами, воспи тывает людей, укрепляет их веру в социализм, пошатнуть кото рую пытаются буржуазные националисты. Где бы ни работал И. Чюлада — председателем райисполкома, директором крупного совхоза,— он всегда верен своим нравственным убеждениям — благо народа ставить на первое место.
Пресса на положительных жизненных примерах воспитывает у всех советских людей такие нравственные качества, как идей-
32 А. Гельбак. Слагаемые счастья, «Советская Литва», 28.1Y. 1972; А. Прокопавичюс, Восемь часов из жизни Евгении Капочене, «Советская Литва», 15.VI. 1972.
33«Комсомольская правда», 5.III. 1969.
34G. Zimanas, Partizano sirdis, „Yalstieciu laikraslis", 1961.X.25.
320