Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Журнал «Комунистас» опубликовал статью о пролетарском поэте Юл юсе Янонисе «Живой родник», в которой ярко раскры­ та черта характера молодого пролетарского поэта — стремление к поиску цели. «Бегу, спешу...— писал юноша,— только куда? Почему? Потому, что не могу стоять на месте, не могу пользо­ ваться жизнью, не ведая, к чему она, потому, что ищу цель...

Цель должна существовать. Я должен найти ее. Непременно найти. Я должен!»24. II поэт ее находит. Это — революционная

борьба.

Материалы о героической борьбе литовских коммунистов в тяжелые годы подполья, гитлеровской оккупации, в первые по­ слевоенные годы строительства основ социализма занимают одно из центральных мест на страницах прессы.

На примере таких мужественных людей, безгранично предан­ ных революционным идеям, воспитываются целые поколения.

Наряду с произведениями публицистики о героическом прош­ лом газеты «Тнеса», «Советская Литва», «Червоны штандар», «Вальстечю лайкраштис», «Комъяунимо тиеса», журналы «Ко­ мунистас», «Швитурис», «Яуиимо грятос», городские и районные газеты публикуют статьи, очерки, зарисовки, в которых расска­ зывается о новых нравственных чертах, возникающих у людей под влиянием советской действительности и воспитания. Такие проявления коллективизма, высокой сознательности, как помощь колхозников передовых артелей отстающим, переход коммуни­ стов и комсомольцев на отстающие участки производства, обра­ зование в колхозах и совхозах комсомольских бригад из выпуск­ ников средних школ и др., не остаются без внимания и поддержки печати. Например, в журнале «Комунистас» напечатана статья председателя колхоза им. Ленина Шакяйского района К. Гликаса25, в которой он рассказывает, как колхозники экономически крепкого колхоза решили помогать соседнему отстающему кол­ хозу «Катиляй», хотя эта помощь в какой-то мере затрагивала их личные интересы. В журнале «Швитурис» помещен очерк о колхозниках Игналпнского района, которые построили целую деревню членам сельхозартели «Науяс кяляс» («Новый путь»), пострадавшим от стихийного бедствия.

Советская публицистика, раскрывающая лучшие черты чело­ века развитого социалистического общества, подчеркивающая такие свойства характера людей, как коллективизм, чувство от­ ветственности за дела коллектива, общества, государства, раз-

24 «Коммунист», В., 1971, № 3.

25 «Коммунист», В., 1959, № 12.

317


вемчпвает попытки антикоммунистических зарубежных филосо­ фов и публицистов извратить сущность социалистического кол­ лективизма. Известно, что антпколлектнвпзм. как завуалирован­ ный синоним антикоммунизма, усердно пропагандируют в эми­ грантской прессе литовские католические теологи и публицисты. Например, католический публицист ксендз П. Гайдамавичюс, ссылаясь на мысли буржуазного философа X. Ортеги и Гассета, в эмигрантском журнале «Айдай» («Эхо», США! изображает коллективизм как подавление индивидуальных качеств личности. Человек-коллективист в интерпретации католического автора — это «существо без собственного лица, без имени, приблизивше­ еся к вещественной экзистенции. Он растворяется в массе, теряет свое индивидуальное пространство, становится номером»26. П. Гайдамавичюс, Ю. Гирнюс пропагандируют высказывания X. Ортеги и Гассета, который людей-коллективистов приравнивал к толпе обезьян в зоологическом саду. Они все видят, все слы­ шат, проявляют любопытство, но живут не собственной жизнью, т. е. не мыслят, не овладевают средой. Ими управляют другие27.

Подобные высказывания часто пропагандируют католические лекторы в литовских передачах ватиканской, римской и других зарубежных радиостанций. Католические публицисты и лекторы человеку-коллектнвпету противопоставляют христианское пони­ мание человека, сущность, смысл жизни которого «не от мира сего, а сверхчеловеческая». Только поднявшийся над собой, пи­ шет бельгийский теолог Э. Шнллебекс. «человек может обрести смысл личной жизни как милостыню из рук божьих. Это значит, что окончательная сущность человеческого диалога с миром рас­ крывается лишь в религиозной жизни»28 и имеет смысл лишь по­ стольку, поскольку способствует окончательному завершению его в боге.

Интеллектуальное и эмоциональное богатство людей, сфор­ мировавшихся в социалистическом обществе в духе коллективиз­ ма, гуманизма, убедительно опровергает потуги антикоммуни­ стов искаженно изображать коллективистскую сущность общест­ венных отношений при социализме. II чем ярче проявляется публицистическое мастерство в произведениях журналистики, посвященных осмыслению лучших нравственных качеств соцпа-

26 Р.

Gaida-Gaidarr.avicius, Krikscionis tarp kolektyvizmo ir individualiz-

mo, „Aidai". 1972, Nr. 4.

27 J. Ortega у Gasset, Selbslentfremdung und Seibstversenkung. Universi-

tas, 1954,

S. 467.

28 E. Schillebeeckx, God und man, New York, 1969, p. 227.

318


диетической личности, тем труднее лекторам антикоммунисти­ ческой пропаганды фальсифицировать советский образ жизни.

Молодежный журнал «Яунимо грятос» («Ряды молодежи», 1970 г.) поставил перед своими читателями вопрос, какие черты характера они хотят воспитывать в себе, с кого собираются брать пример. В письмах молодых читателей, опубликованных в жур­ нале, отмечаются такие качества советских людей, как коллек­ тивизм, чуткость, принципиальность, требовательность. «Хорошо быть членом коллектива, чувствовать его заботу о себе в беде, делиться с ним своими радостями, горестями»,— пишет молодой читатель. «Хочу брать пример со своего руководителя, который отличается чуткостью, любит правду». «Добрым человеком считаю такого, который и десяти своих жизней не пожалеет ради общего блага». «Без общения с людьми, вне коллектива, я не представляю нормальной жизни. Человек иногда ошибается, спотыкается в жизни. Его поддерживают, не дают упасть руки друзей. II ом становится опытнее, умнее». «Смысл жизни заклю­ чается в том, чтобы оставить по себе след, от которого жизнь будущих поколений станет светлее, краше...». Это всего лишь не­ сколько отрывков из писем молодежи. Они свидетельствуют об ее отношении к тем качествам советских людей, которые форми­ руются под влиянием объективной действительности и коммуни­ стического воспитания.

В газетах и журналах республики можно найти немало ярких публицистических произведений, показывающих созревание луч­ ших черт советского характера. Журналист Л. Белоусов в газе­ те «Советская Литва» приводит интересный эпизод. В Мордов­ ской АССР на Саранском домостроительном комбинате он уви­ дел призыв: «Быстрее освоим опыт вильнюсцев. Пусть будут все новостройки добротными и красивыми, как у наших литов­ ских друзей»29. Литовские и мордовские строители уже несколько лет сообща решают многие важные проблемы. Журналист, раз­ мышляя над подобными фактами действительности, правильно оценивает их как проявление социалистического коллективизма. Писатель Ю. Пожера в своих очерках «Повесть о брате»30 и «Позвольте обнять вас, братья»31 волнующе рассказывает о про­ явлениях чувств братской дружбы, коллективизма, чуткости во взаимоотношениях между литовскими и русскими в разных сложных жизненных ситуациях.

29

Л.

Белоусов.

Человек человеку,

«Советская Литва», 1 IV. 1972.

30 .1. Pozera, Sakmc apie brolj,

,,Tiesa“, 1964.X.6.

31

Ю.

Пожера,

Позвольте

обмять

вас, братья!, «Советская Литва».

9. IV. 1972.

319


В атмосфере коллективизма растут такие инициативные, са­ мостоятельные руководители рабочих коллективов, как секре­ тарь цеховой партийной организации формовщик-литейщик Ми­ колас Кяулязичгас, бригадир производственного объединения им. Вптаса Евгения Капочене, о которых на страницах «Совет­ ской Литвы» рассказывают журналисты А. Гельбак и А. Про­ копавичюс32.

Примером публицистического мастерства в изображении лю­ дей для литовских журналистов мог послужить полемический очерк К. Смирнова в газете «Комсомольская правда» о каунас­ ском комсомольце инженере Марюсе Свирбутавпчюсе. В очерке образно раскрыты духовные качества советского молодого чело­ века: социальный оптимизм, убежденность в том, что револю­ ционное преобразование действительности продолжается в буд­ ничной повседневной работе над чертежами новых конструкций станков, на заводах, в лабораториях, всюду, где трудится совет­ ский человек; стремление к постоянному обновлению жизни, к поискам; желание скромную, в труде зародившуюся идею свя­ зать с великой, с интересами общества, и в этом увидеть смысл своей жизни; коллективизм, скромность, нетерпимость к карье­ ризму; любовь к искусству, где воплощено единство анализа и синтеза, где мысли и чувства человека подчинены великой гума111гстической цели33.

Человек растет как личность, осуществляя общественно зна­ чимые цели, решая важные для коллектива, прогрессивного клас­ са, всего парода задачи. Путь такого роста простого человека из народа образно изображен в очерке Г. Знманаса «Сердце партизана», который напечатан в газете «Вальстечю лайкраштис»34. Герой очерка — партизан Великой Отечественной войны И. Чюлада идет на самые трудные участки борьбы за социализм. Он — парторг волости — борется с классовыми врагами, воспи­ тывает людей, укрепляет их веру в социализм, пошатнуть кото­ рую пытаются буржуазные националисты. Где бы ни работал И. Чюлада — председателем райисполкома, директором крупного совхоза,— он всегда верен своим нравственным убеждениям — благо народа ставить на первое место.

Пресса на положительных жизненных примерах воспитывает у всех советских людей такие нравственные качества, как идей-

32 А. Гельбак. Слагаемые счастья, «Советская Литва», 28.1Y. 1972; А. Прокопавичюс, Восемь часов из жизни Евгении Капочене, «Советская Литва», 15.VI. 1972.

33«Комсомольская правда», 5.III. 1969.

34G. Zimanas, Partizano sirdis, „Yalstieciu laikraslis", 1961.X.25.

320