Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ная принципиальность, сознательная, полезная активность, са модисциплина, основанные на личных убеждениях. Эти качества воплощает коммунист Бронюс Баландпс — герой очерка жур налиста Э. Улдукиса. Без пышных фраз, не преувеличивая своих заслуг, идет коммунист на самые трудные участки будничной работы хлебороба и ведет за собой людей. Он погибает, спасая общественное добро. Но в совхозе не найдется человека, ко торый не сказал бы о нем доброе слово35. Чуткостью и требова тельностью отличается герой очерка В. Минётаеа «Звезды не поблекли»36 Герой Социалистического Труда председатель кол хоза Зигмас Вишинскпс. Богатую внутреннюю жизнь коммуни стки-подпольщицы Марии Кутрайте раскрывает в своем очерке журналистка Я. Шинкунайте37.
В публицистических произведениях раскрывается марксист ско-ленинская мысль о том, что смысл человеческой жизни не в уходе от действительности, а в деятельности, направленной на обеспечение полного благосостояния и свободного развития всех членов общества. Герои публицистики — это живые люди, созда ющие материальные и духовные блага, сознательно выбирающие такое главное направление в жизни, которое выражает единство личных и общественных интересов членов общества. Критерием заслуг людей, которые пресса выдвигает как образцы, явля ется их общественно полезная деятельность. «...По каким приз накам,— писал В. И. Ленин,— судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей»38.
Обратимся к некоторым примерам, на основе которых в прес се раскрываются реальные помыслы и чувства советских людей, окрыленных перспективами общественного коммунистического идеала.
Нельзя без волнения читать письмо известного в стране пред седателя белорусского колхоза «Рассвет» Кирилла Орловского председателю литовского колхоза «Смильгяй» Брошосу Шимонису. Молодой председатель Б. Шимонис, начав свою работу в отстающем колхозе, столкнулся с трудностями. Чтобы быстрее их преодолеть, он решил обратиться за советом к ветерану Ве ликой Октябрьской социалистической революции, участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза Кирнл-
35 |
Е. UIdukis, Komunisto sirdis, ,,Tiesa“, 1971.11.19. |
|||
36 |
V. Miniotas, Zvaigzdes neisbleso, ,,Tiesa“, 1963.1.25. |
|||
37 |
J. Sinkfinaite, |
Marijos |
Kutraites |
gyvenimo puslapis, ,,Tiesa“, 1971.1.1. |
38 |
В. И. Ленин, |
ПСС., |
т. 1, стр. |
423, 424. |
21-2588 |
321 |
лу Орловскому, который не раз бывал в Литве и своими советами помогал молодым колхозным кадрам республики. Письмо Б. Шпмоипса и ответ К- Орловского были опубликованы в газете «Тиеса». ...Перед концом Великой Отечественной войны, получпвтяжелое ранение, офицер Кирилл Орловский вышел из строя. Вернулся в Москву, где жила жена с дочерью. Государство обес печило его солидной пенсией. Человек мог спокойно и обеспе ченно жить. Кто посмел бы в чем-нибудь упрекнуть воина, поте рявшего на войне руки. Но коммунист К. Орловский не мог смириться с пассивной жизнью. Он решил поехать в свою родную деревню на Могплевщпне и возглавить колхоз. В родных Мышковычах он нашел выжженную войной пустошь. Женщины и ста рики с недоумением смотрели на нового председателя, который излагал свои планы восстановления хозяйства п воскрешения в-людях уверенности в своих силах. Смотрели, слушали и сомне вались. .. Считали его странным человеком, который, столкнув шись с трудностями, сбежит обратно в столицу. Чувствовал это Орловский. И однажды, когда в дружеской беседе старики обмол вились об этом, председатель, будто ненароком, пошел с ними на кладбище. Осматривали могилы отцов и дедов. Председатель выбрал место и сказал: «Свою жизнь, свою судьбу я связываю с жителями родной деревин на вечные времена, то есть до самой своей смерти. Худо будет или хорошо, отсюда не уйду. Меня похороните на кладбище в Мышковычах».
«Я, конечно, не думал о смерти,— пишет в письме К. Орлов ский,— но я хотел, чтобы они поняли, что укрепление этого кол хоза является целью моей жизни и что я, пока жив буду, не от ступлю от этой цели...».
Своей дочери в Москву (жена отказалась ехать в деревню) К. Орловский послал такое письмо: «Дочь моя! Все, чем я жил до сих пор и чем живу сейчас, все, что в себе ношу,— это великая и горячая цель, которая прибавляет сил, когда они иссякают, поднимает меня и ведет дальше. Это коммунизм. Не легкую жизнь я желаю тебе. Нет! Легкие пути — для слабовольных. Лег кие пути в своем воображении создают люди, которые устали от первых шагов. А смелого человека, коммуниста трудности за каляют, порождают стремления, напрягают волю. Знаю, дочь, что там, где труднее, сильнее ощущается радость победы, зна чит, там и радости больше. А я хочу, чтобы в твоей жизни было как можно больше радости. Когда, роясь в своей памяти, вспо минал лучшие дни своей жизни, представь себе, они почти всегда совпадали с порою самых суровых испытаний»39.
39 ,,Tiesa“, 1963.Х.30.
322
Письмо К. Орловского образно показывает, какие благород ные черты воспитала Коммунистическая партия в советском че ловеке, в коммунисте. Цель его жизни — отдать все силы об ществу на том участке борьбы, который ему доверил коллектив.
Письмо нашло горячий отклик среди читателей, имело боль шое воспитательное значение. Его перепечатали из «Тиесы» все республиканские газеты Литвы, латвийские, эстонские респуб ликанские газеты, а также газета «Известия».
Рассказы о таких сильных личностях, воспитанных в духе коммунистических идеалов, имеют важное значение для воспита ния идейно стойкого, нравственно совершенного человека, гото вого к самопожертвованию ради людей, ради лучшей жизни всего общества. Эти примеры приобретают еще большее звуча ние, когда в печати им противопоставляется образец нравствен ного идеала, предлагаемого религией. Например, с помощью убедительных фактов философ А. Гайдне показывает на стра ницах журнала «Комунистас» духовную бедность того нравствен ного идеала, который превозносит религия. Автор приводит вы держки из проповеди ксендза о том, каким должен выглядеть человек, соблюдающий религиозные догмы: «Мой бог, я являюсь лишь слабым растением — ты бодрящее солнце! Я — нищий, ты — вечное богатство! Я грешник, ты — прощение! Я — ночь, ты — не скончаемый день!»40. Подчеркивая слабую, грешную природу человека, религиозное нравоучение на самом деле воспитывает эгоиста, озабоченного только своей будущей «загробной
жизнью».
Материалы, напечатанные в ряде других газет республики, убедительно показывают гуманизм коммунистической нравствен ности, что коммунисту не чужд «крик души человеческой», что он чутко отзывается на этот «крик», только без эгоистических расчетов на вознаграждение, что в служении людям, народу коммунист видит смысл своей жизли. Например, в опубликован ном газетой «Тиеса» очерке А. Жалтаускайте «Сердечные люди»41 рассказывается, как жители Ленинграда, отдыхая в Литве, узна ли о том, что дочь колхозника Усялиса Юлия тяжело больна, не может ходить. Они взяли девушку с собой в Ленинград, отпра вили к известным врачам, ухаживали за ней. А ведь люди, по заботившиеся о судьбе девушки, не были ни родственниками, ни близкими. Делая добро, они не надеялись ни на земное, ни на небесное вознаграждение.
40 А. Гайдне, Противоположность коммунистической и религиозной мора ли, «Коммунист», В., 1965, № 3, с. 54.
41 ,,Tiesa“, 1961.V1.17.
22-2588 |
323 |
Нравственная красота человека проявляется в труде, в мо тивах труда, основанных на глубокой осознанности великой цели творческого труда п полезности для общества выполненной ра боты. «Никакая вера, никакая религия, никакое иное увлечение и порыв не могут дать человеку столько энергии, сколько дает сознание того, что твоя работа полезна не только для тебя, а и для всего народа,— писал М. II. Калинин,— Это сознание заме няет тысячу богов... Оно невероятно увеличивает силы и дает возможность легче переносить невзгоды; оно увеличивает про изводительность п поднимает культуру»42. Во многих республи канских, городских п районных газетах, а также в журналах с помощью разнообразных публицистических жанров — статей, очерков, зарисовок, читательских писем показано, как в труде человек осознает свое достоинство, как меняются его представ ления о смысле жизни.
Наряду с этим в некоторых произведениях публицистики п беллетристики проявилась тенденция примирения с нигили стическими, негативными по отношению к советской действи тельности взглядами и настроениями. В газете «Правда» были раскритикованы некоторые литературные произведения за то, что в них взамен настоящего советского человека на первый план выдвигаются персонажи, обиженные судьбой, люди с ущербной психологией и моралью, общественно пассивные, этакие откро венные «антигерои»434. В опубликованном в «Правде» обозрении журнала «Простор» сказано: «Усиленное внимание к моральноэтическим вопросам, трактуемым с позиций абстрактной внесоциальной «доброты»,— человек в быту, человек наедине с со бой,— во многих случаях как бы уводит из поля зрения писателей характер человека, естественно и полнокровно живущего инте ресами общества»41.
Критические замечания «Правды» были поучительны и для литовской прессы, способствовали освобождению страниц газет и журналов от рассказов, новелл, очерков, статей, в которых пре обладают мелкие конфликты и обиды, неспособные побуждать людей на серьезные размышления, а вызывающие лишь раздра женность.
Против публицистики «малой правды», проповедуемой воин ствующими нигилистами, страстно выступил журнал «Журна лист». В статье «Закат бездуховного слова»45 остро критикуются
42 М. И. Калинин, О вопросах социалистической культуры, М., 1938, с. 13. 43 Когда отстают от времени, «Правда», 27.1.1967.
44«Правда», 23.V.1969.
45«Журналист», 1969, № 3, с. 63.
324
литераторы и публицисты, оправдывающие и выставляющие на первый план жалостливую фигуру «маленького человека», вопло тителя «малой правды», так называемого, «гуманного, честного реализма»; человека, которому чужды высокие помыслы и стрем ления, который непременно плп неудачник, пли немного простак, немного чудак, мечется в поисках «маленького счастья». Пра вильно отмечает журнал, что для таких «героев» климат нашей действительности не подходит.
С этим неподходящим климатом столкнулись и некоторые ли товские авторы, попытавшиеся вывести на страницах газет н журналов персонажей без положительных идеалов, позитивной жизненной программы, изолированных от общества, ниспровер гателей и мещан. Например, критике в партийной прессе46 под вергались повести И. Микелинскаса «Три дня и три ночи», «Ди кая яблоня» и др., опубликованные в журнале «Пяргале» («По беда»), Автор абсолютизирует отчуждение советских людей, они изображены в виде «каменных статуй», в самоизоляции от обще ства, от его идеалов, враждебными и недоверчивыми друг к дру гу. Вот как сформулирована концепция человека нашего общест ва устами одного персонажа повести «Три дня и три ночи»: «Ведь все они без исключения прячут за семью замками, за семью две рями свое духовное богатство и нищету. Почему? Да потому, что боятся друг друга. Каждый индивид — это государство с различ ным социальным строем, с различными морально-этическими и юридическими институтами пли принципами, с иной психиче ской архитектоникой. И это государство ревниво оберегает, чтобы глаз представителя другого государства не проник в его нутро, не выведал секретов, слабых и сильных сторон его экономики, военной подготовки, морального состояния. Вот почему каждый индивид, согласно своим способностям, маскируется, прячет свое истинное лицо, играет чужую роль, прикрывается демагогиче скими взглядами и лжет, лжет...»47. Никаких других сил, про тивостоящих этому царству эгоистов и лицемеров, в повести нет. Единственный персонаж, на котором сосредоточены все симпатии автора,— это ксендз сельского прихода. В свое время он был осужден за антисоветскую деятельность. 14 после отбытия нака зания проповедует взгляды, будто бы церковь является немой мученицей, у которой замкнуты уста, но которая стремится вос питать аристократов духа, не поддающихся социальному влия нию.
4G |
,,Tiesa“, 1969.1.26, 111.13; „Tiesa", 1972.VI 1.6. |
47 |
„Pergale", 1968, Nr. 12. |
325