Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) выбор наиболее эффективного диагностического инструментария;

3) проведение исследования;

4) анализ полученных данных;

5) интерпретация данных;

6) формулирование психологического заключения;

7) прогноз развития ситуации;

8) определение содержания психокоррекционных и развивающих мероприятий со студентами.

Проведение психодиагностической работы осуществляется на основе соблюдения следующих этических норм:

• защита интересов студента – соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей диагностики; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными;

• ознакомление обследуемых с результатами исследования и предоставление им возможности некоторой корректировки этих результатов;

• профессиональная компетентность педагога-психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик (методики не должны попадать в руки непрофессионалов); сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.

Осуществляя психодиагностическую работу, педагог-психолог должен обеспечить:

• психологическую ориентацию студентов на собственные цели, индивидуальные возможности и особенности, а также возможность получить максимальное число моделей поведения и действий на основе полученных знаний о себе;

• полиреактивность на широкий спектр воспринимаемых ситуаций и проблем, избегание оценочных суждений по поводу различных действий;

• конфиденциальность в работе, четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, обследуемому, пользователю;

• реалистичность оценки возможностей и уровня собственной квалификации, а также ограничений в своей деятельности;

• осознание и учет факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей и коррекционной работы;

• самоценность обратившегося за помощью человека и адекватный для него словарь психологической информации;

• постоянную верификацию (проверку на истинность) положений психологической теории, технологий и использование как своего опыта, так и опыта коллег.

Существующий в психологической практике диагностический инструментарий позволяет изучить различные проявления психической активности студента. Задачей психологов может стать диагностика направленности личности, структуры самосознания, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, познавательной и интеллектуальной активности, темперамента, характера, способностей, диагностика групп и коллективов.


Психологическая коррекция

Психокоррекция направлена на «исправление» особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятым нормам. Вопрос об адекватной форме психологической коррекции тесно связан с понятием «психическая норма». Это понятие является достаточно условным, так как не существует общепринятого понятия о психически нормальном человеке. Норма – это средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; это социальное, общепризнанное правило, образец поведение или действие. Представления о «психической норме» различны для представителей разных эпох, культур и субкультур, а также для разных направлений психотерапии. Для проведения психологической коррекции психолог должен обладать рядом знаний, умений и навыков:

• владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, создания психокоррекционных программ;

• осторожно и осмотрительно выбирать психокоррекционные методы;

• давать конкретные и ясные рекомендации;

• поддерживать постоянный контакт с кураторами, педагогами и другими педагогическими работниками в процессе разработки психокоррекционных программ.

Психокоррекция проводится тогда, когда в ходе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении и деятельности студента. Здесь особенно надо подчеркнуть значимость для психологов теоретических знаний по основам общей, возрастной и педагогической психологии.

Программы психокоррекции и развития должны включать психологическую и педагогическуючасти. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая составляется на основе психологических рекомендаций педагогом-психологом совместно с куратором, другими педагогическими работниками в зависимости от того, кто будет работать со студентами. Выполняются программы под постоянным наблюдением/супервизией педагога-психолога.

В психокоррекционной работе педагога-психолога можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, эмоциональной устойчивости в условиях обучения и профессиональной деятельности. Второе – нормативно-ценностная коррекция – заключается во внесении определенных коррективов в индивидуально-личностную систему норм и эталонов, в соответствии с которыми студент вносит изменения в исполнение своих жизненных и деятельностных (профессиональных) планов.



В работе психологической службы могут быть использованы методы групповой психокоррекции, направленные на развитие коммуникативных способностей студентов, их рефлексивных навыков, умений адекватно воспринимать себя и окружающих, взаимодействия в учебной группе, трудовом коллективе, на производстве. В качестве основных методов групповой психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. Планы и программы психокоррекционной деятельности носят строго индивидуальный, конкретный характер, ориентированный на специфику развития будущей профессиональной деятельности. Таким образом, деятельность психолога в вузе в рамках каждого из направлений его работы заключается в создании необходимых условий для социально-психологического развития личности студента в тесной взаимосвязи с его профессиональным становлением.

Рабочая документация психолога
Специальная документация

        Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога  относятся:

  1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

  2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

  3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

  4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

  5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей  процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

  6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация

 В организационно-методическую документацию входят:

  1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.

  2. График работы.

  3. Годовой план работы

  4. Журналы учета видов работы:


- диагностика;

- консультирование;  

- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

- развивающая и коррекционная работа (групповая);

 - просветительская работа;

 - организационно-методическая работа;

- экспертная работа.

  1. Программы коррекционно-развивающих  занятий и учебных курсов.

  2. Альбом диагностических методик.

  3. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

  4. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

  5. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.



в) выполнить следующие виды работ:

- провести диагностику личности или малой группы (возможно, дистанционно), используя 1-2 из предложенных методик (Приложение 1-20) или на свой выбор;

- проанализировать результаты диагностики и представить их (количественный и качественный анализ). Анализ полученных результатов, представленный в виде таблиц, графиков, диаграмм, можно вынести в Приложение отчета.

- анализ практических ситуаций с использованием теоретических знаний (предложенных в методических рекомендациях или из собственного опыта) (Приложение 21);

- самостоятельное составление плана работы психолога на неделю.
Эмпирическое изучение особенностей развития профессионального самосознания у студентов

Для организации исследования развития самосознания обучающихся и изучения динамики формирования самосознания в процессе обучения был выбран такой критерий, как самопонимание молодых людей на юношеском этапе онтогенеза.

Развитие личности среди опрошенных молодых людей рассматривается с теоретической точки зрения, разработанной на основе концепции социального развития личности ре­бенка (Д.И. Фельдштейн). Согласно данной концепции советского психолога, в предоставленном возрастном отрезке отмечается новый виток проявления и развития процессов социализации и индивидуализации, их актуализация и интеграция [1].

Проведенное исследование акцентирует внимание, в первую очередь, на изучении самосознания мотивационной сферы студентов с 1 по 4 курсы.

В данном исследовании приняло участие 85 учащихся в возрастном диапазоне от 17 до 21 года. Главной методикой исследования послужило диагностическое тестирование в изучении мотивов учебной деятельности (в модификации А.Реана, В.Якунина). (Приложение 1)