Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).doc
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) выбор наиболее эффективного диагностического инструментария;
3) проведение исследования;
4) анализ полученных данных;
5) интерпретация данных;
6) формулирование психологического заключения;
7) прогноз развития ситуации;
8) определение содержания психокоррекционных и развивающих мероприятий со студентами.
Проведение психодиагностической работы осуществляется на основе соблюдения следующих этических норм:
• защита интересов студента – соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей диагностики; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными;
• ознакомление обследуемых с результатами исследования и предоставление им возможности некоторой корректировки этих результатов;
• профессиональная компетентность педагога-психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик (методики не должны попадать в руки непрофессионалов); сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.
Осуществляя психодиагностическую работу, педагог-психолог должен обеспечить:
• психологическую ориентацию студентов на собственные цели, индивидуальные возможности и особенности, а также возможность получить максимальное число моделей поведения и действий на основе полученных знаний о себе;
• полиреактивность на широкий спектр воспринимаемых ситуаций и проблем, избегание оценочных суждений по поводу различных действий;
• конфиденциальность в работе, четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, обследуемому, пользователю;
• реалистичность оценки возможностей и уровня собственной квалификации, а также ограничений в своей деятельности;
• осознание и учет факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей и коррекционной работы;
• самоценность обратившегося за помощью человека и адекватный для него словарь психологической информации;
• постоянную верификацию (проверку на истинность) положений психологической теории, технологий и использование как своего опыта, так и опыта коллег.
Существующий в психологической практике диагностический инструментарий позволяет изучить различные проявления психической активности студента. Задачей психологов может стать диагностика направленности личности, структуры самосознания, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой, познавательной и интеллектуальной активности, темперамента, характера, способностей, диагностика групп и коллективов.
Психологическая коррекция
Психокоррекция направлена на «исправление» особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятым нормам. Вопрос об адекватной форме психологической коррекции тесно связан с понятием «психическая норма». Это понятие является достаточно условным, так как не существует общепринятого понятия о психически нормальном человеке. Норма – это средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; это социальное, общепризнанное правило, образец поведение или действие. Представления о «психической норме» различны для представителей разных эпох, культур и субкультур, а также для разных направлений психотерапии. Для проведения психологической коррекции психолог должен обладать рядом знаний, умений и навыков:
• владеть техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, создания психокоррекционных программ;
• осторожно и осмотрительно выбирать психокоррекционные методы;
• давать конкретные и ясные рекомендации;
• поддерживать постоянный контакт с кураторами, педагогами и другими педагогическими работниками в процессе разработки психокоррекционных программ.
Психокоррекция проводится тогда, когда в ходе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении и деятельности студента. Здесь особенно надо подчеркнуть значимость для психологов теоретических знаний по основам общей, возрастной и педагогической психологии.
Программы психокоррекции и развития должны включать психологическую и педагогическуючасти. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая составляется на основе психологических рекомендаций педагогом-психологом совместно с куратором, другими педагогическими работниками в зависимости от того, кто будет работать со студентами. Выполняются программы под постоянным наблюдением/супервизией педагога-психолога.
В психокоррекционной работе педагога-психолога можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, эмоциональной устойчивости в условиях обучения и профессиональной деятельности. Второе – нормативно-ценностная коррекция – заключается во внесении определенных коррективов в индивидуально-личностную систему норм и эталонов, в соответствии с которыми студент вносит изменения в исполнение своих жизненных и деятельностных (профессиональных) планов.
В работе психологической службы могут быть использованы методы групповой психокоррекции, направленные на развитие коммуникативных способностей студентов, их рефлексивных навыков, умений адекватно воспринимать себя и окружающих, взаимодействия в учебной группе, трудовом коллективе, на производстве. В качестве основных методов групповой психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. Планы и программы психокоррекционной деятельности носят строго индивидуальный, конкретный характер, ориентированный на специфику развития будущей профессиональной деятельности. Таким образом, деятельность психолога в вузе в рамках каждого из направлений его работы заключается в создании необходимых условий для социально-психологического развития личности студента в тесной взаимосвязи с его профессиональным становлением.
Рабочая документация психолога
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
-
Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. -
Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. -
Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка. -
Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы. -
Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. -
Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят:
-
Хронометраж рабочего времени практического психолога. -
График работы. -
Годовой план работы -
Журналы учета видов работы:
- диагностика;
- консультирование;
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- развивающая и коррекционная работа (групповая);
- просветительская работа;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
-
Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов. -
Альбом диагностических методик. -
Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал. -
Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ. -
Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
в) выполнить следующие виды работ:
- провести диагностику личности или малой группы (возможно, дистанционно), используя 1-2 из предложенных методик (Приложение 1-20) или на свой выбор;
- проанализировать результаты диагностики и представить их (количественный и качественный анализ). Анализ полученных результатов, представленный в виде таблиц, графиков, диаграмм, можно вынести в Приложение отчета.
- анализ практических ситуаций с использованием теоретических знаний (предложенных в методических рекомендациях или из собственного опыта) (Приложение 21);
- самостоятельное составление плана работы психолога на неделю.
Эмпирическое изучение особенностей развития профессионального самосознания у студентов
Для организации исследования развития самосознания обучающихся и изучения динамики формирования самосознания в процессе обучения был выбран такой критерий, как самопонимание молодых людей на юношеском этапе онтогенеза.
Развитие личности среди опрошенных молодых людей рассматривается с теоретической точки зрения, разработанной на основе концепции социального развития личности ребенка (Д.И. Фельдштейн). Согласно данной концепции советского психолога, в предоставленном возрастном отрезке отмечается новый виток проявления и развития процессов социализации и индивидуализации, их актуализация и интеграция [1].
Проведенное исследование акцентирует внимание, в первую очередь, на изучении самосознания мотивационной сферы студентов с 1 по 4 курсы.
В данном исследовании приняло участие 85 учащихся в возрастном диапазоне от 17 до 21 года. Главной методикой исследования послужило диагностическое тестирование в изучении мотивов учебной деятельности (в модификации А.Реана, В.Якунина). (Приложение 1)