Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гипотеза: формирование профессионального самосознания происходит в течение всего срока обучения и усиливается от начального этапа к завершающему.

В исследовании приняло участие 85 ситуентов ИМТП г. Москвы, разных возрастов и с разных курсов. Возраст респондентов был от 17 до 21 года. Участие в исследовании было добровольным, поэтому можно говорить об достоверности полученных результатов.

Для решения поставленных задач использовались методики:

- Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» ( А. А. Реан, В. А. Якунин)

- Структурированная беседа-интервью

- Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения» [3].

- Диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская)

- Методика «Кто я?», М. Кун

- «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель.

Результаты полученные в процессе исследования были проанализированы и сделаны выводы представленые ниже.

Благодаря полученным результатам, отмечается существующая динамика мотивов учебной деятельности студентов в процессе обучения, которая тесно взаимосвязана с личностной мотивацией, повышающей самооценку и собственное отношение к образованию.

Данная формулировка нашла отражение в преобладающем количестве выявленных мотивов учебной деятельности, а также в структуре их ранжирования (таблица 1). Результаты методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» ( А. А. Реан, В. А. Якунин) представлены ниже.

Таблица 1

Выборка важных мотивов учебной деятельности студентами 1-х – 4-х курсов (в %) (согласно результатам методологии исследования мотивов учебной деятельности)

Курс


Номер мотива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

79

75

32

49

27

79

7

11

22

43

18

25

11

23

11

18

2

74

42

35

28

9

65

5

12

5

40

5

17

15

15

-

36

3

85

45

29

25

4

84

5

25

9

84

-

6

-

10

-

66

4

72

38

-

41

-

56

-

-

-

68

-

-

-

-

-

66



В случае, если у учащихся начального курса в той либо другой степени востребованы все без исключения мотивы учебной деятельности, то на 2-ом курсе невостребованным выявился мотив «избегнуть неодобрения и наказания из-за нехорошей учебы» (мотивирование № 15). Для учащихся 3 курса к незначимым мотивам добавились аргументы «оставаться образцом для подражания» (мотивация № 13) и «осуществлять преподавательские требования» (причина № 11).

К 4-ому курсу в структуре учебных мотивов остаются 6 определенных мотивов, которые могут говорить о завершенности на этом периоде личностного формирования учащихся вузов.Учебная мотивация студентов завершающего года учебы отличается рангом превалирующего мотива.Таким образом, как например, в случае если для учащихся 3 курса особо важными считаются мотивы «быть высококвалифицированным профессионалом» (мотивация №1), «гарантировать благополучность предстоящей высококлассной работы» (мотив № 10) и «получить серьезные и крепкие навыки» (мотивация № 6), в таком случае к 4-ому курсу преобладающим считается мотив «быть высококвалифицированным экспертом» (мотивация №1), затем вытекает мотив «создать условия успешной предстоящей высококлассной работы» (мотивация № 10) и 3 важным мотивом считается причина «приобрести интеллектуальное удовольствие» (мотивация № 16).

Полученные результаты были систематизированы на внутренние (нацеленные на ход и итог работы) и наружные (нацеленные на приобретение вознаграждения, либо избежание наказания) (Приложение 2).

В состав внутренней мотивации к учебной деятельности относят такие мотивы, как познание, поиск смысла и конкретики, а также выделяют и второстепенные, не менее значимые мотивы – самооценку, отношение к самому себе, самовоспитание и различные способы самосовершенствования личности.

В отличие от внутренней, внешняя мотивация значительно отличается по широте и вместе с тем ограниченности в степени социального взаимодействия, а также негативных, позитивных, социальных мотивов и т.д.

Таблица 2

Выбор внешних и внутренних мотивов учебной деятельности студентами 1 и 4 курсов

Группа

Внешние мотивы

Внутренние мотивы

1 курс

70

43

4 курс

32

85



1 курс 4 курс


Диаграмма 1.Соотношение внутренних и внешних учебных мотивов обучающихся
На втором этапе исследования была задействована методика "Незаконченные предложения" М. Сакса и беседа интервью. Они позволили тщательно рассмотреть особенности «Я-концепции» среди молодых людей. В первую очередь, рассматривались результаты по 1, 13, 14, 15 группам предложений, определяющих отношение к себе, к прошлому, к будущему и жизненные цели.

В беседе было предложено ответить на следующие вопросы:

- Как вы оцениваете свое настоящее, свое место в социуме?

- Есть ли у вас цели на будущее?

- От чего (кого) зависит достижение этих целей?

- Назовите мотивы вашей учебной деятельности в ВУЗе?

«Я-концепция» – это ядро самой личности, функциональность личности во всех ее особенностях. Российский профессор В.Я. Ядов отмечает, что «Я-концепция» имеет довольно стабильный характер и представляется в виде некоторых установок социального и личностного вида. Подобные установки формируются лишь после того, как между субъектом и средой возникает общая связь. Причем она не всегда может осознаваться в полной мере. «Я» – это динамичный центр всевозможных установок в сознании индивида. Следует отметить, что «Я-концепция» выражается в большинстве случаев в активности различных компонентов, которые запускают ее воспроизводство.

Детальный анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди, положительно относящиеся к себе, имеют представление о своих целях, планах, что демонстрирует их высокий показатель оптимистичности по отношению к своему будущему. Результаты также выявили, что опрошенные ориентированы на жизненный успех, однако с той оговоркой, что его достижение напрямую будет зависеть от их собственной активности в направлении поставленных целей.

Молодые люди с выявленным отрицательным отношением к себе, отличаются, напротив, пессимистическим восприятием будущего, а их цели определяются без конкретизации (иметь много хорошего; быть на высоте; было бы поменьше плохого; быть; по­пробовать все и т.д.). На основе этого можно сделать вывод, что в данной группе внешние условия несут преимущественную роль (на­до, чтобы все изменилось; были бы хорошие условия и т.д.). Рассматриваемые испытуемые ориентированы не на достижение успеха собственными силами, а в первую очередь на длительное ожидание благоприятных условий для начала деятельности.


При анализе данных ответов испытуемых, полученных в ходе беседы интервью, были предложены следующие классификации жизненных целей всех испытуемых.

Таблица 3

Представленность различных категорий цели (в % от общего числа высказываний по соответствующей группе испытуемых)

Категория

17 лет

18-19 лет

20-21 года

1.Семья

3,7

7,4

8,3

2.Профессия

13,8

15,5

24,6

3.Общение

8,3

15,7

13,8

4.Независимость

2,7



7,4

5.Отдых

4,6

4,6



6.Познание мира

3,7





7.Учеба

9,2

11,1

15,7

8.Самоценность

7,4

9,2

3,7

9.Обладание

8,3

13,8

11,1

10.Тест

1,8

3,7

2,7

11.Неклассифицируемые ответы

2,7

3,7

1,8

12.Аспекты личности

9,2

8,3

7,4

13.Реализация себя

19,3

13,8

20,3

14.Жить

4,6

2,7

1,8


Так, опираясь на результаты в таблице №3, можно сделать вывод, что у опрошенных молодых людей часто встречаются такие цели на ближайшее будущее, как выбор профессии, учебы, общения, самореализации собственной личности и ее полноценного становления. По итоговым оценкам, самореализация (19,3%) имеет наивысший показатель среди остальных, что говорит о стремлении студентов к совершенствованию. Следующими показателями являются выбор профессии (13,8%), учеба (9,2%), и лишь после одинаковый показатель разделяют общение (8,3%) и обладание (8,3%). Подробная визуализация результатов приведена на диаграмме 2.




Диаграмма 2. Результаты преимущественных целей на будущее среди опрошенных в возрасте 17 лет (в %)

Предоставленные данные подчеркивают, что на рубеже перехода ранней юности в позднюю юность фиксируется появление нового узлового рубежа социального движения — «Я и общество» (Д.Л.Фельдштейн, 1997). Молодые люди в этом возрасте стремятся спланировать и организовать собственную жизнь. Следует отметить, что в процессе самопонимания юноши и девушки ориентируются на социальные нормы, которые способствуют их полноценной социализации личности.

В 18-19 лет у юных людей (второкурсники и третьекурсники) на первостепенную позицию уходят цели, сопряженные с общением (15,7%), учебой (11,1%) и поиском самоценности (9,2%). Однако, необходимо выделить то, что удерживают значимость цели, сопряженные с самореализацией (13,8%).


Диаграмма 3. Результаты преимущественных целей на будущее среди опрошенных в возрасте 18-19 лет (в %)

В 20-21 год (4-ый и 5-ый курсы) зачастую попадаются цели, характеризующие категории профессии (24,6%), самореализации (20,3%) и учебы (15,7%). В преддверии окончания студенческого образования молодое поколение задумывается о последующей жизни, опираясь на осознание собственных способностей, они стараются «нагнать» упущенное, спланировать в будущем собственный жизненный путь («завести семью», «отыскать привлекательную работу», «выбрать приличное занятие» и т.п.), что отражается на показателях общения (13,8%), обладания (11,1%) и семьи (8,3%).



Диаграмма 4. Результаты преимущественных целей на будущее среди опрошенных в возрасте 20-21 лет (в %)
Можно выделить, то что у второкурсников и третьекурсников прослеживается модуль взаимосвязи действий индивидуализации и социализации, который и задает еще один виток социальному формированию молодого человека. В данной «точке» обозначается синхронность и инвариантность течений социализации и индивидуализации.

Осознание собственных возможностей дает возможность с одной стороны - найти решение проблемы целеполагания, а с другой — отметить у себя те возможности, которые необходимы для достижения жизненных целей. Жизненная цель дает возможность актуализировать представление себя, постигнуть цель собственного бытия в контексте определенной цели. На 1-ое место у данных подопытных выходит «Я», т.е. актуализируется процедура индивидуализации. Настоящее свойственно для учащихся вторых и третьих курсов. Молодые люди стараются объявить о себе, выразить себя, включиться в новые для них взаимоотношения. Данное прослеживается у тех учащихся, которые позитивно относятся к себе. На четрвертом курсе на первое место выходит «профессия», отражая стремление к самореализации и самоутверждению в социуме.