Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).doc
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гипотеза: формирование профессионального самосознания происходит в течение всего срока обучения и усиливается от начального этапа к завершающему.
В исследовании приняло участие 85 ситуентов ИМТП г. Москвы, разных возрастов и с разных курсов. Возраст респондентов был от 17 до 21 года. Участие в исследовании было добровольным, поэтому можно говорить об достоверности полученных результатов.
Для решения поставленных задач использовались методики:
- Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» ( А. А. Реан, В. А. Якунин)
- Структурированная беседа-интервью
- Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения» [3].
- Диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская)
- Методика «Кто я?», М. Кун
- «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель.
Результаты полученные в процессе исследования были проанализированы и сделаны выводы представленые ниже.
Благодаря полученным результатам, отмечается существующая динамика мотивов учебной деятельности студентов в процессе обучения, которая тесно взаимосвязана с личностной мотивацией, повышающей самооценку и собственное отношение к образованию.
Данная формулировка нашла отражение в преобладающем количестве выявленных мотивов учебной деятельности, а также в структуре их ранжирования (таблица 1). Результаты методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» ( А. А. Реан, В. А. Якунин) представлены ниже.
Таблица 1
Выборка важных мотивов учебной деятельности студентами 1-х – 4-х курсов (в %) (согласно результатам методологии исследования мотивов учебной деятельности)
Курс | Номер мотива | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
1 | 79 | 75 | 32 | 49 | 27 | 79 | 7 | 11 | 22 | 43 | 18 | 25 | 11 | 23 | 11 | 18 |
2 | 74 | 42 | 35 | 28 | 9 | 65 | 5 | 12 | 5 | 40 | 5 | 17 | 15 | 15 | - | 36 |
3 | 85 | 45 | 29 | 25 | 4 | 84 | 5 | 25 | 9 | 84 | - | 6 | - | 10 | - | 66 |
4 | 72 | 38 | - | 41 | - | 56 | - | - | - | 68 | - | - | - | - | - | 66 |
В случае, если у учащихся начального курса в той либо другой степени востребованы все без исключения мотивы учебной деятельности, то на 2-ом курсе невостребованным выявился мотив «избегнуть неодобрения и наказания из-за нехорошей учебы» (мотивирование № 15). Для учащихся 3 курса к незначимым мотивам добавились аргументы «оставаться образцом для подражания» (мотивация № 13) и «осуществлять преподавательские требования» (причина № 11).
К 4-ому курсу в структуре учебных мотивов остаются 6 определенных мотивов, которые могут говорить о завершенности на этом периоде личностного формирования учащихся вузов.Учебная мотивация студентов завершающего года учебы отличается рангом превалирующего мотива.Таким образом, как например, в случае если для учащихся 3 курса особо важными считаются мотивы «быть высококвалифицированным профессионалом» (мотивация №1), «гарантировать благополучность предстоящей высококлассной работы» (мотив № 10) и «получить серьезные и крепкие навыки» (мотивация № 6), в таком случае к 4-ому курсу преобладающим считается мотив «быть высококвалифицированным экспертом» (мотивация №1), затем вытекает мотив «создать условия успешной предстоящей высококлассной работы» (мотивация № 10) и 3 важным мотивом считается причина «приобрести интеллектуальное удовольствие» (мотивация № 16).
Полученные результаты были систематизированы на внутренние (нацеленные на ход и итог работы) и наружные (нацеленные на приобретение вознаграждения, либо избежание наказания) (Приложение 2).
В состав внутренней мотивации к учебной деятельности относят такие мотивы, как познание, поиск смысла и конкретики, а также выделяют и второстепенные, не менее значимые мотивы – самооценку, отношение к самому себе, самовоспитание и различные способы самосовершенствования личности.
В отличие от внутренней, внешняя мотивация значительно отличается по широте и вместе с тем ограниченности в степени социального взаимодействия, а также негативных, позитивных, социальных мотивов и т.д.
Таблица 2
Выбор внешних и внутренних мотивов учебной деятельности студентами 1 и 4 курсов
Группа | Внешние мотивы | Внутренние мотивы |
1 курс | 70 | 43 |
4 курс | 32 | 85 |
1 курс 4 курс
Диаграмма 1.Соотношение внутренних и внешних учебных мотивов обучающихся
На втором этапе исследования была задействована методика "Незаконченные предложения" М. Сакса и беседа интервью. Они позволили тщательно рассмотреть особенности «Я-концепции» среди молодых людей. В первую очередь, рассматривались результаты по 1, 13, 14, 15 группам предложений, определяющих отношение к себе, к прошлому, к будущему и жизненные цели.
В беседе было предложено ответить на следующие вопросы:
- Как вы оцениваете свое настоящее, свое место в социуме?
- Есть ли у вас цели на будущее?
- От чего (кого) зависит достижение этих целей?
- Назовите мотивы вашей учебной деятельности в ВУЗе?
«Я-концепция» – это ядро самой личности, функциональность личности во всех ее особенностях. Российский профессор В.Я. Ядов отмечает, что «Я-концепция» имеет довольно стабильный характер и представляется в виде некоторых установок социального и личностного вида. Подобные установки формируются лишь после того, как между субъектом и средой возникает общая связь. Причем она не всегда может осознаваться в полной мере. «Я» – это динамичный центр всевозможных установок в сознании индивида. Следует отметить, что «Я-концепция» выражается в большинстве случаев в активности различных компонентов, которые запускают ее воспроизводство.
Детальный анализ данных свидетельствует о том, что молодые люди, положительно относящиеся к себе, имеют представление о своих целях, планах, что демонстрирует их высокий показатель оптимистичности по отношению к своему будущему. Результаты также выявили, что опрошенные ориентированы на жизненный успех, однако с той оговоркой, что его достижение напрямую будет зависеть от их собственной активности в направлении поставленных целей.
Молодые люди с выявленным отрицательным отношением к себе, отличаются, напротив, пессимистическим восприятием будущего, а их цели определяются без конкретизации (иметь много хорошего; быть на высоте; было бы поменьше плохого; быть; попробовать все и т.д.). На основе этого можно сделать вывод, что в данной группе внешние условия несут преимущественную роль (надо, чтобы все изменилось; были бы хорошие условия и т.д.). Рассматриваемые испытуемые ориентированы не на достижение успеха собственными силами, а в первую очередь на длительное ожидание благоприятных условий для начала деятельности.
При анализе данных ответов испытуемых, полученных в ходе беседы интервью, были предложены следующие классификации жизненных целей всех испытуемых.
Таблица 3
Представленность различных категорий цели (в % от общего числа высказываний по соответствующей группе испытуемых)
Категория | 17 лет | 18-19 лет | 20-21 года |
1.Семья | 3,7 | 7,4 | 8,3 |
2.Профессия | 13,8 | 15,5 | 24,6 |
3.Общение | 8,3 | 15,7 | 13,8 |
4.Независимость | 2,7 | — | 7,4 |
5.Отдых | 4,6 | 4,6 | — |
6.Познание мира | 3,7 | — | — |
7.Учеба | 9,2 | 11,1 | 15,7 |
8.Самоценность | 7,4 | 9,2 | 3,7 |
9.Обладание | 8,3 | 13,8 | 11,1 |
10.Тест | 1,8 | 3,7 | 2,7 |
11.Неклассифицируемые ответы | 2,7 | 3,7 | 1,8 |
12.Аспекты личности | 9,2 | 8,3 | 7,4 |
13.Реализация себя | 19,3 | 13,8 | 20,3 |
14.Жить | 4,6 | 2,7 | 1,8 |
Так, опираясь на результаты в таблице №3, можно сделать вывод, что у опрошенных молодых людей часто встречаются такие цели на ближайшее будущее, как выбор профессии, учебы, общения, самореализации собственной личности и ее полноценного становления. По итоговым оценкам, самореализация (19,3%) имеет наивысший показатель среди остальных, что говорит о стремлении студентов к совершенствованию. Следующими показателями являются выбор профессии (13,8%), учеба (9,2%), и лишь после одинаковый показатель разделяют общение (8,3%) и обладание (8,3%). Подробная визуализация результатов приведена на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Результаты преимущественных целей на будущее среди опрошенных в возрасте 17 лет (в %)
Предоставленные данные подчеркивают, что на рубеже перехода ранней юности в позднюю юность фиксируется появление нового узлового рубежа социального движения — «Я и общество» (Д.Л.Фельдштейн, 1997). Молодые люди в этом возрасте стремятся спланировать и организовать собственную жизнь. Следует отметить, что в процессе самопонимания юноши и девушки ориентируются на социальные нормы, которые способствуют их полноценной социализации личности.
В 18-19 лет у юных людей (второкурсники и третьекурсники) на первостепенную позицию уходят цели, сопряженные с общением (15,7%), учебой (11,1%) и поиском самоценности (9,2%). Однако, необходимо выделить то, что удерживают значимость цели, сопряженные с самореализацией (13,8%).
Диаграмма 3. Результаты преимущественных целей на будущее среди опрошенных в возрасте 18-19 лет (в %)
В 20-21 год (4-ый и 5-ый курсы) зачастую попадаются цели, характеризующие категории профессии (24,6%), самореализации (20,3%) и учебы (15,7%). В преддверии окончания студенческого образования молодое поколение задумывается о последующей жизни, опираясь на осознание собственных способностей, они стараются «нагнать» упущенное, спланировать в будущем собственный жизненный путь («завести семью», «отыскать привлекательную работу», «выбрать приличное занятие» и т.п.), что отражается на показателях общения (13,8%), обладания (11,1%) и семьи (8,3%).
Диаграмма 4. Результаты преимущественных целей на будущее среди опрошенных в возрасте 20-21 лет (в %)
Можно выделить, то что у второкурсников и третьекурсников прослеживается модуль взаимосвязи действий индивидуализации и социализации, который и задает еще один виток социальному формированию молодого человека. В данной «точке» обозначается синхронность и инвариантность течений социализации и индивидуализации.
Осознание собственных возможностей дает возможность с одной стороны - найти решение проблемы целеполагания, а с другой — отметить у себя те возможности, которые необходимы для достижения жизненных целей. Жизненная цель дает возможность актуализировать представление себя, постигнуть цель собственного бытия в контексте определенной цели. На 1-ое место у данных подопытных выходит «Я», т.е. актуализируется процедура индивидуализации. Настоящее свойственно для учащихся вторых и третьих курсов. Молодые люди стараются объявить о себе, выразить себя, включиться в новые для них взаимоотношения. Данное прослеживается у тех учащихся, которые позитивно относятся к себе. На четрвертом курсе на первое место выходит «профессия», отражая стремление к самореализации и самоутверждению в социуме.