Файл: Отчет о прохождении учебной практики (тип практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующей методикой стала Диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская). Результаты данной методики говорят о том, что:

- у первокурсников больше проявляются тенденции планирования и эмоционального отношения к будущей профессиональной деятельности (68%).

- среди второкурсников больше проявляются планирование и информированность (59%).

- среди студентов 3-го курса в большей степпени проявляются информированность и принятие решений (по 71%).

- среди студентов 4-го курса в большей степени проявляется автономность и принятие решений (72%).

С целью исследования профессионального самосознания был использован тест 20 утверждений самоотношения М. Куна. При ответе на вопрос «Кто я такой», первокурсники в 80% ответов выбирали «сын или дочь», в 60% ответ был «человек» и в 40% ответов – «друг».

Второкурсники в 68% выбирали ответ «студент», в 40% - ответ был «друг» и в 35% - «человек».

Среди студентов третьего курса самым популярным был ответ «студент» - в 82% и «гражданин» - в 50%.

Четверокурсники самым популярным ответом выбирали «специалист» - 58%, студент – 44%, работник – 38% (Приложение 3).

Таким образом, анализируя результаты по методике Куна, можно отметить тот факт, что, чем старше курс, тем в большей степени у студентов проявляется профессиональное самоопределение - они чаще оценивают себя как работник или специалист. При этом, на первом и втором курсе студенты чаще себя определеяют как друзья, сыновья или дочери.

Используемые в тесте категории контент-анализа были выделены на основе ряда исследований. Таковыми являются социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции интересы и увлечения, стремление и цели, самооценка. Теоретической основой создания данной методики является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос: «Кто я такой?», обращенный к самому себе.

Следующая методика, используемая в исследовании, - «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель. Данная методика позволяет определить состояние профессиональной идентичности студентов разных вузов. Так, анализируя их по курсам обучения, можно отметить следующие результаты:

- на 1 курсе среди 22 студента выявлено у 8 человек (36,4%) «Неопределенное состояние профессиональной идентичности. Состояние характерно для исследуемых, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. 8 человек (36,4%) - «Навязанная профессиональная идентичность», то есть свой выбор они оценивают как навязанный извне авторитетами (родителями, друзьями, педагогами, обстоятельсствами). 6 человек (27,3%) оценивают как «Сформированная профессиональная идентичность», что свидетельствует о том, что это был осознанный выбор профессии.


- среди студентов 2 курса профессиональная идентичность оценивалась в 4 человек (19,0%) «Неопределенное состояние профессиональной идентичности. 6 человек «Навязанная профессиональная идентичность», то есть свой выбор они оценивают как навязанный извне авторитетами (родителями, друзьями, педагогами, обстоятельсствами). «Сформированная профессиональная идентичность» наблюдается у 8 человек (38,1%). «Мораторий» был выявлен у 3 человек (14,3%), то есть они исследуют возможность альтернативного способа получения образования.

- среди студентов 3 курса можно отметить что «неопределенное состояние профессиональной идентичности» наблюдается лишь у 2-х человек (9,5%), «навязанная профессиональная идентичность» – у 2-х студентов, «мараторий» - у 3-х студентов (14,3%) и «сформированная профессиональная идентичность – у остальных 14 студентов (66,7%).

- студентами 4-го курса было показано, что у большинства из них (у 17 человек, 80,9%) сфомирована профессиональная идентичность. У 2-х человек (9,5%) – не сформирована и 1 студент (4,8%) продемонстрировал «навязывание профессиональной идентичности»

Наглядно представлены результаты на диаграмме 5.



Диаграмма 5. Результаты диагностики по методике изучения статусов профессиональной идентичности

Таким образом можно говорить о том, что разница в профессиональной идентичности у студентов 1- 4-х курсов достаточно наглядная. Так, если на первом курсе только у 6 человек наблюдается сформированная профессиональная идентичность, то среди студентов 4-курсов таковых уже 18 человек. При этом, количество студентов, у которых не сформирована профессиональная идентичность или навязчивость профессиональной идентичности, уменьшается. Количество студентов, у которых проявляется «мораторий», увеличивается ко второму курсу, но после снижается. Это можно объяснить тем, что ко второму курсу у ряда студентов проявляется осознание непринятия будущей профессии или разочарование. В связи с чем некоторые из них задумываются о смене направления обучения. К третьему курсу это разочарование снижается, либо студенты предпринимают шаги для смены будущей профессиональной деятельности.



Цель исследования состояла в изучении профессионального самосознания и его динамики. Сравнительный анализ этого феномена у студентов разных курсов свидетельствует о том, что студенты, в зависимости от отношения к будущему и целей обучения, по-разному воспринимают себя как субъектов этого будущего. Связано рассматриваемое утверждение с осознанием собственных возможностей, субъективной оценкой способностей, а также повседневной действительности, в которой находится формирующаяся личность.

В ходе исследования было установлено, что формирование профессионального самосознания происходит в течение всего срока обучения и усиливается от начального этапа к завершающему. Это подтверждается следующими результатами:

- Согласно методике исследования мотивов учебной деятельности (в модификации А.Реана, В.Якунина), отмечается существующая динамика мотивов учебной деятельности студентов в процессе обучения (преобладание на 1 курсе всех без исключения мотивов учебной деятельности; на 2 курсе - всех, кроме «избегнуть неодобрения и наказания из-за нехорошей учебы»; для учащихся 3 курса к незначимым мотивам добавились «оставаться образцом для подражания» и «осуществлять преподавательские требования»; К 4-ому курсу остаются 6 определенных мотивов, которые могут говорить о завершенности на этом периоде личностного формирования учащихся вузов).

- Результаты диагностической методики «Профессиональная готовность» (А.П.Чернявская) говорят о том, что у студентов разных курсов есть различия в уровне готовности к совершению правильного выбора профессии (1 курс - тенденции планирования и эмоционального отношения к будущей профессиональной деятельности; 2 курс - планирование и информированность; 3 курс - информированность и принятие решений; 4 курс - автономность и принятие решений).

- Исследование с помощью контент-анализа позволило говорить о том , что определение себя студентами зависит от курса обучения, то есть чем старше курс, тем больше выражено осознание себя с точки зрения профессионального самоопределения.

- В методике самоотношения М. Кун при исследовании профессионального самосознания также прослеживается разница в ответах студентов разных курсов (1 курс - 80% ответов выбрали «сын или дочь»; 2 и 3 курс - выбрали ответ «студент»; 4 курс: «специалист» - 58%, студент – 44%, работник – 38%), т.е. чем старше курс, тем в большей степени у студентов проявляется профессиональное самоопределение.

- При оценке состояния профессиональной идентичности с помощью методики изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель) было установлено, что: а) неопределенное состояние профессиональной идентичности уменьшается от курса к курсу (1 курс – 36,4%, 2 курс – 19,0%, 3 курс – 9,5%, 4 курс – 9,5%); б) возрастает уровень сформированности профессиональной идентичности (1 курс – 27,3%, 2 курс – 38,1%, 3 курс – 66,7%, 4 курс – 80,9%).


Полученные в ходе исследования данные подтверждают гипотезу настоящего исследования.

Таким образом, можно сделать вывод, что самосознание студентов, их профессиональное самоопределение зависит от уровня обучения, знакомства с профессиональной деятельностью и осознания различных сторон профессиональной деятельности, а формирование профессионального самосознания происходит в течение всего срока обучения и усиливается от начального этапа к завершающему.

Анализ практических ситуаций

Ситуация 6. Мама запрещает дочери общаться с отцом. Но и подросток, и отец хотят общаться друг с другом. Как только она узнает о том, что они виделись, она устраивает истерику и выгоняет дочь из дома.- Почему у мамы такая реакция? Как можно помочь этой девочке в решении ее проблемы?

Анализ ситуации:

Рабочая гипотеза: мать мстит бывшему мужу за развод

Альтернативная гипотеза: скандалы возникают из-за незавершенных отношений между бывшими супругами

- Каким образом Вы будете проверять рабочую гипотезу?

- анализ развития семьи, взаимоотношения в семье, анализ причин развода, особенности общения родителей после развода, выстраивание отношений, сценарий развития семейных отношений в родительской семье.

- Батарея тестовых средств для проверки рабочей гипотезы.

Методика «мир мамы, мир папы»

Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман)

Методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

- Техники и упражнения для психокоррекции.

1. Выберите место, в котором вам будет удобно себя чувствовать. Место, где вы хотите сказать что-то человеку, которого сейчас с вами нет, но которому вы не договорили чего-то важного. (ведь поэтому вы не отпускаете его из своих мыслей и переживаний).

2. Вызовите в своей памяти образ этого человека, представьте его таким, каким хотели бы видеть в момент общения с ним, если бы он находился с вами рядом. 

3. Скажите образу человека, с которым вы прощаетесь, всё, что осталось у вас недосказанным по отношению к нему, всё, что вы считали нужным ему сказать. Можете делать это вслух, можете мысленно, поскольку это не имеет большого значения. Наши слова и мысли всегда сопровождаются эмоциями и чувствами. А во вселенной передаются именно наши эмоции в виде некой энергии. И эта энергия обязательно поступит по месту своего назначения. Когда будете говорить, обязательно поблагодарите человека за то время, в которое вам вместе было хорошо, скажите о своих чувствах к нему и о том, что вы сделали бы, если бы была возможность что-то исправить в настоящем времени.