Файл: Предмет безопасности жизнедеятельности, его цель и задачи. Цель изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из данного положения вытекают два практических последствия.

Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.

Во-вторых, приоритет федерального закона относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов - Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.

2. Равноправие субъектов федерации

Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений Конституционное право России. В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности:

За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство»Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган - Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

3. Государственная целостность

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.


Безопасность Российской Федерации достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

4. Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Следует также сказать, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Местные органы государственной власти несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

Совершенно очевидно, что конституционное разграничение предметов ведения не имеет под собой серьезной научной проработки». Наиболее важные направления общественной деятельности, бесспорно, отнесены к ведению Федерации. Статьей 72 Конституции РФ также определены и предметы совместного ведения. Предметы же ведения субъектов Федерации оказались неопределенными: трудно назвать какие-нибудь более или менее значимые предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации, поскольку им практически ничего не осталось. В этом видится одна из причин несоответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.



6. Равноправие и самоопределение народов

Равноправие означает, что Федерация учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как национальными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях. Все народы живут на равном положении в Российской Федерации.
40.Глобальные проблемы современности и безопасность.



41.Международная безопасность и Россия.


Одним из важнейших условия выживания человечества в современных условиях является обеспечение международной безопасности как общечеловеческой ценности , с одной стороны, и внешней безопасности каждого отдельного государства, с другой.

Международная (глобальная) безопасность — это такая ситуация в мире, при которой нет угрозы всеобщему миру, и миру в отдельных регионах планеты, гарантировано стабильное развитие мирового сообщества во всех сфера жизни, созданы все условия для предотвращения конфликтов и конфронтации в любых проявлениях.

Под внешней безопасностью понимается обеспечение защищенности национальных интересов конкретного государства от угроз, исходящих из-за ее пределов.

Нарушение внешней безопасности страны до недавнего времени связывалось с военной угрозой, однако в современных условиях они трансформируются из военной угрозы в экологические, экономические, информационные, социальные, культурные, духовные и другие экспансии и агрессии. Сохраняя свою сущность как угрозы, они проявляются в других формах, например в виде экспансии.

В «концепции национальной безопасность РФ» отмечается: «положение в мире характеризуется динамичной трансформации системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции»

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управлдения междунарожными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формирования идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые. Решения ключевых проблем мировой политики, ход основополагающих норм международного права. В последнее время при оценке международной обстановки все больше используется геополитический подход к проблеме национальной безопасности.

42.Основные факторы, характеризующие современную ситуацию в мире.


- возрастание угрозы зависимости экономической усиление роли международных системы и информационного пространства любого государства от воздействия извне

- усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике (ВТО, «большая девятка», МВФ, МБРР, крупные ТНК и др.), связанное с необходимостью повышения управляемости международной системы.

- возрастание военно-политического соперничества между государствами в рамках регионов, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.
43.Основные угрозы России в международной сфере.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
• стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
• опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
• укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
• возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
• распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
• ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
• возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
• притязания на территорию Российской Федерации.
44.Цели и задачи внешнеполитического курса России в современных условиях.

Приоритетными внешнеполитическими интересами любой страны являются:

- на глобальном уровне — активное и полноправное участие страны в построение такой системы международных отношений, в которой она занимала бы место, соответствующее ее исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям.

- не региональном уровне — обеспечение стабильного и безопасного международного окружения

- на субрегиональном уровне — развитие всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами, и участие в интеграционных процессов на взаимовыгодной основе.


Своеобразие обеспечения международной безопасности, виды, формы и способы осуществления , международно- правовые и другие механизмы реализации безопасности определяются особенностями текущего конктрено-исторического периода.

Они не являются неуправляемыми. Большую роль играет сложившаяся в мире расстановка международных политических экономических и военных сил, определяющая необходимость и реальную возможно обеспечения международной безопасности в интересах всего человечества.
45.Внутренняя безопасность России, сущность, структура, состояние и перспективы развития.