Файл: Предмет безопасности жизнедеятельности, его цель и задачи. Цель изучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации1.
Структура национальной безопасности Российской Федерации условно состоит из государственной и общественной безопасности.
Государственная безопасность:
внутриполитическая безопасность;
экономическая безопасность;
военная безопасность;
пограничная безопасность;
международная безопасность и др.
Общественная безопасность:
безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь);
природная безопасность;
техногенная безопасность;
экологическая безопасность и др.
Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.
Под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера.
Основу национальной безопасности составляет единая государственная политика, являющаяся частью общегосударственной политики РФ и подчиненная главным стратегическим целям России, обусловленным российскими национальными интересами
В целях разрешения вышеуказанных проблем в сфере государственного управления системой обеспечения национальной безопасности РФ считаем необходимым:
Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.
Под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера.
1. Законодательно закрепить центральное звено системы обеспечения национальной безопасности - Совет национальной безопасности России 2. Уточнить в Концепции национальной безопасности РФ круг основных сфер национальной безопасности, классифицировав их на два вида: государственная безопасность и общественная безопасность.
3. Придать Концепции национальной безопасности РФ высшую юридическую силу
4. Разработать и принять по каждому составному элементу национальной безопасности соответствующие доктрины и основные направления развития (стратегию) их составляющих (например, составляющими военной доктрины должны стать стратегия обороны, стратегия военно-технического сотрудничества и др.), а также федеральные программы с соответствующим финансовым обеспечением.
5. разработать и принять федеральный конституционный закон "О национальной безопасности", в котором закрепить законодательную основу ее обеспечения, систему и функции, силы и средства обеспечения национальной безопасности, определить полномочия и порядок взаимодействия органов государственной власти, установить порядок организации и финансирования сил обеспечения безопасности, контроля и надзора за их деятельностью.
6. Разработать теоретико-методологические основы формирования права национальной безопасности как комплексной отрасли российского законодательства, имеющего свой объект, предмет и метод правового регулирования.
7. образовать Министерство государственной безопасности РФ с находящимися в его ведении следующими федеральными службами и федеральными агентствами: Служба внешней разведки РФ (федеральная служба), Федеральная пограничная служба РФ (федеральная служба), Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба), Федеральное агентство охраны РФ (федеральное агентство).
8. Четко разграничить полномочия субъектов
9. Создать межведомственный механизм сотрудничества в решении проблем обеспечения национальной безопасности по конкретным направлениям.
10. Совершенствовать механизм взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами в сфере борьбы с международным терроризмом и организованной преступность.
46.Источники внутренних угроз экстремистского характера в политической и социально-экономической сферах.
Внутренние угрозы безопасности исходят в первую очередь не от факторов, связанных с государственным устройством страны (политической борьбы партий, ветвей власти, смены правительств и т.п.), а от параметров, определяющих жизнь гражданского общества (низкого качества и уровня жизни большей части населения, экономических и финансовых кризисов, высокого уровня преступности и терроризма, растущих межнациональных конфликтов).
47.Обеспечение политической безопасности России.
Политическая безопасность – составная часть, главное звено, стержень и основа национальной безопасности. Нынешние и перспективные интересы России требуют серьезного внимания к этой области государственного и общественного развития. Политическая борьба, имеющая тенденцию к обострению, таит в себе большую опасность для общества. Она, являясь важным механизмом отбора лучших политиков, партий, идей, программ решения назревших проблем, при отсутс.
Первоосновой, обусловливающей политическую безопасность как систему определенных мер, органов, функций государства и общества, является растущая потребность защищать политические интересы страны, народа, общества, граждан. Ныне эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, способов деятельности, в выдвижении во власть таких политических лидеров и сил, которые обеспечили бы наиболее эффективное решение проблем преодоления кризиса, последующего устойчивого развития страны, повышение материального и духовного уровня жизни народа, консолидировали и активизировали бы его в созидательных делах, служили расширению свободы и подъему творческой инициативы граждан, возвышали международный авторитет державы, предохраняли ее от тяжких невзгод.
48.Факторы влияющие на особенности криминогенной обстановки в регионе.
Условно показатели факторов делятся на две группы:
Первая — экономическая среда, ее показателями являются: валовой внутренний продукт (ВВП), средняя оплата труда, доля оплаты труда в ВВП, прожиточный минимум, уровень бедности населения, уровень инфляции, уровень безработицы, темпы роста ВВП (в год), индекс промышленного производства, индекс потребительских Цен, дефицит бюджета, структура собственности, уровень монополизации, размеры прямых и косвенных налогов, сальдо платежного баланса, степень криминализации экономики.
Вторая — социополитическая среда, основными показателями которой выступают: соотношение роста доходов и расходов населения, средний уровень потребления важнейших продуктов питания, степень обеспеченности жильем и другими необходимыми условиями жизнедеятельности (учреждения здравоохранения, объекты социально-культурной сферы), уровни образования, продолжительность жизни, уровни рождаемости, смертности, заболеваемости, размер миграции населения и др.
Помимо экономических, финансовых, социальных нужно учесть и другие факторы, оказывающие воздействие на уровень, структуру, динамику преступности в регионе. Среди них наиболее значимы для современной России природоресурсовые, экологические, этнические, демографические и политические.
49.Демографические и национальные особенности населения, влияющие на безопасность в регионе.
Демографическая безопасность - важная и специфическая составляющая системы безопасности, которая взаимосвязана с другими сферами безопасности и поэтому определяется их процессами. Поэтому ее обеспечение возможно при условии наличия безопасности в других сфер жизнедеятельности человека, общества, государства (экономической, социальной, экологической, информационной, правовой).
1. Экономические факторы.
2. Уровень смертности.
Низкий уровень демографической безопасности обусловлен социально-экономическим положением, снижением уровня и качества жизни большинства семей, ростом преступности, насилия, асоциального поведения.
3. Экологические факторы.
50.Терроризм – сущность, структура и содержание.
Понятие терроризма с позиций сегодняшней мировой обстановки представляется достаточно сложным ввиду разноплановости этого явления. Современный терроризм, не будучи новым явлением, тем не менее лишь сравнительно недавно приобрел черты глобальной проблемы, требующей серьезнейшего внимания всего международного сообщества. Это определяется целым спектром факторов, среди которых:
· политические устремления некоторых экстремистских кругов;
· распространение среди широких слоев населения ряда стран всевозможных ультрарадикальных, экстремистских и террористических идей, замешанных на национализме и религии;
· углубление социально-экономической дифференциации в мире, выталкивающей ряд стран и регионов на обочину исторического процесса;
· активизация организованной преступности.
Все это усугубляется охватившим планету процессом глобализации, который, имея многочисленные плюсы, в то же время, способствуя транспарентности границ, усилению миграционных потоков и развитию информационных связей, создает дополнительные возможности для осуществления террористических актов, возрастанию угрозы терроризма.
51.Закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом.
Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовойрегламентации борьбы с терроризмом:во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;в-третьих, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества
тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;в-четвертых, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в стране или регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности.Из вышесказанного очевидно, что для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.
52.Определение экономической безопасности. Экономическая безопасность или финансовая безопасность — это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя:
сохранение платежеспособности;
планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;
безопасность занятости.
В макроэкономике экономическая безопасность — такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.
53.Объекты и субъекты экономической безопасности.
Объектами экономической безопасности являются:человек и гражданин – благосостояние, удовлетворение потребностей и уровень жизни;общество – поступательное развитие, сохранение и приумножение духовных, морально-этических, культурных, исторических, интеллектуальных и материальных ценностей, информационного пространства, сохранение окружающей среды;государство – суверенитет, независимость, эффективность и рост национальной экономики, решение социальных задач, конкурентоспособность.Субъектами обеспечения экономической безопасности являются:
-
Президент Украины; -
Верховная Рада; -
Кабинет Министров; -
Рада Национальной безопасности и обороны; -
Национальный банк; -
министерства и центральные органы власти; -
суды общей юрисдикции; -
прокуратура; -
местные органы государственной власти и органы местного самоуправления; -
СБУ, СВР, ГПС ГТС; -
граждане и общественные организации.