Файл: 1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оставшееся вне римской общины пришлое население-плебс.В плебс входили также разорявшиеся члены
общины.
Плебеи являлись свободными,но были ограничены в имущественных и личных правах.
№23.Гос.строй Др.Рима периода республики.
Основным соц.делением – стало деление на свободных и и рабов. Правовое положение населения
характеризовалось 3мя статусами: свободы, гражданства, семьи. Только лицо, обладающее всеми 3мя этими
статусами имело все права. По статусу свободы население делится на свободных и зависимых. Рабы
превращаются в эксплуатируемый народ. Источники рабства: плен (после Карфагена-55тыс), работорговля,
покупка за границей, рождение рабов, самопродажа. Раб рассматривался как собственность хозяина. Власть
хозяина была почти не ограниченной. Все произведенное рабом, доствалось хозяину.
Пекулий – часть имущества хозяина, предоставлявшаяся рабу для самостоятельного ведения хоз-ва.
Предусматривалась возможность покрытия долгов хозяина за счет продажи пикулий раба.
Колонат – мелкие арендаторы земли, попавшие в эконо-ую зависимость от землевладельца. (свободные и
вольноотпущенные) Население делилось на римских граждан и иностранцев. Вольноотпущенники также становились гражданами,
но оставались клиентами своих бывшмих хозяев и были ограничены в правах.
Латины: 1)древние (имущественные права, право селится в Риме, вступать в брак с римлянами, но не могли
участвовать в нар.собраниях, право на наследство). 2)латины колоний (те же права, кроме права вступать в
брак с римлянами).
Органы власти:
1.нар.собрания – высший орган гос.власти : 1)куриатные комиции (утверждали акты: об усыновлении,
завещании, осуществлении в семье отцовских фу-ий).
2) центуриатные комиции (принятие законов; выбор высших магистратов; объявление войны и мира; высшая
судебная инстанция; рассмотрение жалоб на приговоры к сметрной казни).
3) трибутные комиции – делились на патрицианно-плебейские и плебейские. (суд.власть; выборы народных
трибунов и законно-ва)
Нар.собрания созывались по усмотрению высших должностных лиц. Они председательствовали и выносили
решения вопросов.
2.сенат – численность сената от 300 до 600 сенаторов, а затем 900. Назначались на срок цензорских
полномочий(5лет). Полномочия:
1. ведал попечением за культами.
2.финансовое управление( размер налогообложения, деньги на ведение войны).
3.дипломатически-международные отношения.
4.военно-организационное управление.
5.управление провинциями.
6.рассмотрение законопроектов.
3.магистратура: исполнительная власть находилась в руках магистраторов. Власть магистраторов делилась
на высшую(диктаторы, консулы, преторы: высшая военная власть, право перемирия, созывать нар.собрания) и
общую.
Высший империум – смертная казнь без права обжалования.
Все магистратуры были выборными, коллегиальными. Во главе всех республиканских магистратов стояли: а)
консулы – избирались на 1год. Фу-ии: внеш. и внут. безопасность города, созыв нар.собрания, набор армии,
назначение военноначальников. б) преторы – считался младшим коллегой консула. Фу-ии:уголовная и
гражданская юрисдикция => суд.власть, полицейские фу-ии.
в) цензоры: срок 5лет, составляли имущественные списки населения. Младшие цензоры – заведование
гос.казной, прием и выдача денег, хранение гос.доку-тов. г) народные трибуны – объявление протество на
решения сената, магистратуры, нар.собрания. д) эдилы – 4человека; осуществляли полицейские фу-ии в
городе. Организация празднеств, торжеств, снабжение города продовольствием. Все эти магистратуры –
ординарные. Экстраординарные: е)диктатор – избирался на 6 месяцев, наделялся искл.полномочиями:
уголовная юрисдикция ипрочие, наделялся всей властью в военное время.
№24.Ординарные и экстраординарные магистратуры Древнеримской республики.
Исполнительная власть находилась в руках магистраторов. Власть магистраторов делилась на
высшую(диктаторы, консулы, преторы: высшая военная власть, право перемирия, созывать нар.собрания) и
общую.
Высший империум – смертная казнь без права обжалования.
Все магистратуры были выборными, коллегиальными. Во главе всех республиканских магистратов стояли: а)
консулы – избирались на 1год. Фу-ии: внеш. и внут. безопасность города, созыв нар.собрания, набор армии,
назначение военноначальников. б) преторы – считался младшим коллегой консула. Фу-ии:уголовная и
гражданская юрисдикция => суд.власть, полицейские фу-ии.
в) цензоры: срок 5лет, составляли имущественные списки населения. Младшие цензоры – заведование
гос.казной, прием и выдача денег, хранение гос.доку-тов. г) народные трибуны – объявление протество на
решения сената, магистратуры, нар.собрания. д) эдилы – 4человека; осуществляли полицейские фу-ии в
городе. Организация празднеств, торжеств, снабжение города продовольствием. Все эти магистратуры –
ординарные. Экстраординарные: е)диктатор – избирался на 6 месяцев, наделялся искл.полномочиями:
уголовная юрисдикция ипрочие, наделялся всей властью в военное время.
№25.Кризис и крушение Древнеримской республики. Принципат Августа.
Вследствие диктатуры Суллы в I в.до н.э. наступает конец существования римской республики. Среди причин
можно выделить явное расслоение древнеримского общества, складывание римских республиканских
институтов как институтов управления городом, а не империей(отсюда и смена республиканской формы
правления на монархическую).
После прихода к власти племянника Юлия Цезаря – Октавиана сенат вручил ему верховную власть над Римом
и провинциями, преподнеся титул Августа. Вместе с тем в Риме и провинциях установился гос.строй-
принципат. Для Августа «принцепс» означал «первого гражданина Римского государства», а в соответствии с
неписаной римской Конституцией – пост императора.
Общественный строй принципата:
1. Гражданство получили жители не только Рима, но и провинций
2. Общественный строй:
а) нобилитет(сенаторское сословие) состояло преимущественно из высокопоставленных жрецов, высших
магистратов, проконсулов, пропреторов и тд(элита)
б) всадники, декурионы
в)низший уровень- рабы(при Августе ужесточаются меры по отношению к рабам)
Появление понятия пекулия(земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенной заранее
долей продукта, все остальное – работнику.
Превращение свободного крестьянина в арендатора – издольщика, именуемого колоном
Гос строй принципата: еще сохраняется видимость республиканской формы правления и почти все
учреждения республики(Народные собрания, Сенат, избираются консулы, преторы и народные
трибуны).Армия стала постоянной и наемной.
№26.Гос.строй Рима в период домината. Утверждение христианства как гос.религии Рима.
В 3 веке н.э. – установление домината. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей
сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в
подчинении императора с неограниченной властью.2 главных ведомства –гос.совет и финансовое ведомство.
При Диоклетиане вводится тетрархия(верховная власть разделена между 4 соправителями – 2 августа и 2
цезаря); армия увеличена на 1/3;административная реформа привела к разукрупнению провинций, введение
единого поземельно-подушного налога, введение полноценной золотой монеты наряду с серебряной и
медной.
Константин провел церковную реформу – миланским эдиктом 313г. Константин разрешил христианам
свободное исповедание своей религии. Завершился процесс закрепощений крестьян-колонов. При
Константине столица перенесена в старый Византий.
№27.Источники римского права. Периодизация истории римского права.
Периодизация:
1. древнейший - начальный период формирования Римского права(VIII-IIIвв.до н.э.): полисная
замкнутость, архаичность, неразвитость, связано с юр.практикой понтификов, пронизано сакральным
формально-консерват.началом – именовалось цивильным/квиритским, т.к.применялось только к
рим.гражданам.
2. классический период( IIIв до н.э. – III в н.э.) – достигает высшего расцвета, разв-е юриспруденции,
формирование универсал.норм, разработка юр.понятий
3. постклассический период(IV – VIв н.э.) – прекрат.развитие, печать обществ.и полит.кризиса,
кодификация и систематизация
Источники:
1) жрецы, религиозные нормы,
2) правовые обычаи
3) законодат-во рим.царей (регулир.семейные и родовые отн-я)
4) законы – письменно зафиксированные общеобязат.нормы, поддерживаемы гос.принуждением. (законы
12таблиц)
5) постановления народ.собраний (требов.согласие магистрата, НС и Сената), после 111г – решения
плебесцита.
6) Постановления сената – senatus consult
7) Постановления императора – конституции (эдикты, декреты, рескрипты, мандаты)
8) Эдикты магистратов – устное заявление магистрата по вопросу, со временем – письменно. Усложнение
обществ.отн-й => появление новых цивильных норм => преторское право
институции Гая, Дигесты Юстиниана, деят-ть юристов Помпиниан, Павел, Ульпиан, Модестин и Гай.
№28.Законы XII таблиц – важнейший памятник римского цивильного права(история составления,
структура, осн.черты, историческое значение).
Законы были выработаны комиссией 12 децемвиров в середине 5 века до н.э. Законы были начертаны на 12
деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима.
Законы были в своей основе записью обычного права. Отличительная черта – строгий формализм; отсутствует
понятие преступления против гос-ва. Вещи делятся на манципированные и неманципированные.
В договорах займа возможен нексум – самозаклад должника,долговое обязательство под гарантию свободы.
Римская семья строго патриархальна. Наследование по завещанию и по закону. Уголовно-правовые
постановления законов 12 таблиц отличаются крайней суровостью.
№29.Институции Гая – учебник по римскому праву.
ИГ созданы примерно в 143 г н.э. – сжатое логически построенное изложение обширного правового
материала,посвящены разбору гражданского права, но включает ряд добавлений преторского эдикта. В
классический период произошло деление права на частное и публичное.
Договоры делятся на 4 вида: вербальный, литеральный, реальный, консенсуальный.
Господствующая форма брака – сине манну т.е. без власти мужа.
Активное распространение получает сервитут.
В наследственном праве признано право на наследство когнатов.
№30.Вещное право Др.Рима. Право собственности, владение и держание. Понятие и виды сервитутов в
римском праве.
В период ранней республики в соответствии с законами 12 таблиц все вещи делились на 2 типа-
манципированные и неманципированные. Для отчуждения первой категории вещей требовалось соблюдение
формальностей, носивших название манципации. Все другие вещи переходили посредством простой
традиции.
В римском праве владение определяется как фактическое господство лица над вещью, соединенное,
естественно, с желанием осуществлять эту власть на себя. Оккупация(захват вещи) не должен быть ни
тайным, ни насильственным. Таким образом владение возникает из добросовестного пользования вещью,
собственник которой либо неизвестен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. На
помощь владельцу, если он владелец добросовестный, приходит приобретательная давность. Сроки
приобретательной давности время от времени менялись – от2-летнего владения по законам 12 таблиц до 30-
летнего по законам поздней империи.
Держание. чаще всего возникало на основе договора с собственником вещи (договор аренды, хранения и т.д.).
Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли
самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как
держатель вещи (например, арендатор) вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику и
сам подавать иск не мог.
Право собственности. Под собственностью понимается наиболее полное, наиболее абсолютное право
пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или