Файл: 1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выносимые на рассмотрение и продолжительность заседаний определялись королем. Король
прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным
поводам.: борьба с орденом тамплиеров, религиозные войны и т.д. Король запрашивал мнение Ген.
штатов по ряду законопроектов. Ген.штаты обращались к корлю с просьбами, жалобами,
протестами, имели право вносить предложения и критиковать деятельность королевской
администрации. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не
собирали. В Ген.штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно.
1357г. – наиболее острый конфликт между Ген.штатами и королем. «Великий мартовский
ордонанс». В соответствии с этим документом созыв Ген.штатов должен был проводиться трижды в
год без согласия короля; заключение войны и мира с согласия Ген.штатов, исключительно право на
введение налогов. Назначение спец. советников для контроля за королевской администрацией.
Гос.органы:
1. Гос.совет. По указанию короля осуществлял контроль за управлением.
2. Счетная палата – финансововое управление страной.
3. Канцлер – текущее управление за должностными лицами.
Королевский домен был разделен почти равные территориальные единицы – бальяжи. Ими
управляли чиновники (бальи), назначаемые королем.
№43.Абсолютизм во Фпанции. Реформы Ришилье и Людовика XIV(Бурбона). XVI-XVIII.
В этот период времени четко оформляются след. сословия:1. Духовенство (1/5 всех земель страны).
2.Дворянство (3/5 земельного фонда).3. Третье сословие – буржуазия – появляется новый класс
собственников, ядро которого первоначально составлял городской патрициат (богатые купцы,
ростовщики, банкиры). Многие буржуа считали выгодным покупать для себя должности в суде,
парламенте и т.д. Правительство, постоянно нуждавшееся в средствах, начало продавать
должности. Причем купленная должность могла передаваться по наследству. Некоторые
должности давала право на дворянский титул. Носители этих титулов покупали землю и
становились дворянами (появилось новое дворянство – дворянство мантии). Формально они ничем
не отличались от потомственных дворян (дворянство шпаги). Несмотря на различие в родовитости и
должностях при дворе они имели ряд привилегий: право на титул, ношение оружия, освобождались
от уплаты налогов и личных повинностей. Имели преимущественно право назначения на гос. и
церковные должности. Подавляющую массу населения составляло третье сословие, в котором
усилилась социальная и имущественная дифференциация.
На самом низу находились крестьяне, ремесленники, безработные, чернорабочие. На верхней
ступени – финансисты, торговцы, адвокаты и нотариусы. Подавляющее большинство с/х земли
находилось в держании крестьян – цензитариев. Они были полностью освобождены от барщины, но
постоянно увеличивался ценз, выплачиваемый хозяину участка. Начало 16 в. - во Франции
оформилась абсолютная монархия. Она характеризовалась тем, что вся полнота власти
сосредотачивалась в пуках короля. Ему подчинялся весь централизованный гос. аппарат. Все
французы рассматривались как подданные короля. Абсолютизм 16-17 вв. носил прогрессивный
характер, потому что это способствовалообъединению страны и формированию единой нации, рост
промышленности и торговли. Важную роль в установлении во Франции абсолютизма сыграл
кардинал Ришелье. Его политика защищала интересы дворянства.
1626 – эдикт против дуэли.
В соответствии с этим эдиктом имущество дуэлянтов (1/3) подлежала конфискации, виновного
изгоняли на 3 года, а организаторов в случае повтора наказывали либо смертной казнью, либо
лишали дворянства.
1626 – королевская декларация о снесении замков и усмирении гугенотов.
1637 – эдикт, запрещавший Парламентам вмешиваться в гос.дела и администрацию. Ришелье и
Жан Батист Кольбер стояли у истоков политики меркантилизма. Меркантилизм – это система
доктрин, обосновывавших необходимость активного вмешательства гос-ва в хоз.деятельность
путем установления высоких импортных пошлин и субсидий нац.производителей.
Органы гос.власти
В период абсолютной монархии прекращается деяельность Генеральных штатов . Были резко
сокращены права Парламента. Людовик XIV упразднил институты ремонстрации. (Парламент
обязан был регистрировать все ордонансы и другие нормативыне акты, исходившие от короля.)
Документ 1516г. Предоставил королю право назначать высших иерархов католич. церкви.
Формирование гос. Аппарата имело ряд особенностей:
1. Должности продавались, что приносило немалый доход монархии, но вызывало проблему в
гос.управлении. Возникновение двух типов органов: учреждения, где продавались должности и
контролировались дворянством, и второй вид – чиновники, назначаемые правительством,
должности не продавались. Отсюда огромный бюрократический аппарат.
2.Отсутствие местного самоуправления. С 1535г. Для укрепления своих позиций в провинции кроль
посылает туда интендантов – администраторов, которые осуществляли надзор за деятельностью
судей, финансовых и полицейских органов, им принадлежала вся полнота власти от имени короля.
В городах муниципальные советники перестали избираться и назначались королевской
администрацией.
3. Большая численность сухопутной армии. При Людовике XIV произошел отказ от найма
иностранцев и стал проводиться набор из населения. Высшие командные посты занимали дворяне.
Гос. Органы
Гос.совет – высшие должностные лица, приближенные короля.
Канцлер и гос.секретари – 4 человека – военных дел, иностранных дел, секретарь Двора, морских
дел.
В 18в. создается должность заместителей гос.секретарей и при них различные бюро, секции,
департаменты. Отсюда увеличение бюрократического аппарата. Огромное значение приобретает
контролер финансов (при Кольбере).
Большой совет – герцоги, пэры, министры, гос.секретари, канцлер. Рассматривались гос.вопросы,
обсуждались законопроекты и судебные дела. При возрастании роли королевских судов
сохранились сеньориальные и церковные и военные суды. Королевская юстиция имела право
принять к своему рассмотрению любое дело.
№44.Нормандское завоевание Англии 1066г и особенности сеньориальной монархии в Англии.
Реформы Генриха II(Плантагенета).
Новый этап в развитии феод. Англии связан с завоеванием герцогом Вильгельмом завоевателем.
Все земли англичан по мере захвата территории и конфискации англо-саксонской знати были
поделены между завоевателями. Особенности Англии стало установление прямой вассальной
зависимости от короля. В Англии действует принцип: «Вассал моего вассала, мой вассал».В руках
монарха была сосредоточена законодательная, судебная и военная власть. Король был верховным
собственником на землю. В 1087г с целью налогооблажения и выявлении размеров владения была
проведена общая перепись населения- книга страшного суда. Таким образом была закреплена за
каждым феодалом земельная собственность и место феодальной иерархии.
Крестьянин проживавший на землях феодалов, были записаны как крепостные(вилланы), свободное
же крестьянство (фригольдеры) значительно сокращалось. При короле действовал совещ. Орган-
кури я знати приближенных к королю.
Росту королевской власти и ее централизации способствовали реформы Генриха 2
1)судебная реформа
Королем в разное время были созданы ассизы (иск о расследовании), они меняли суд.систему. в
1164г аридонская ассиза создает институт разъезных судей, в обяз. Которых входила
административная и суд деятельность.
Суд королевской скамьи.со временем из него выделился суд казначества(дела о налогах,
наследстве); чуд по гражд. Юрисдикции.
Королевская курия, стала постоянно действующим суд. Органом, в составе 5 юристов.
2 часть судебной реформы: институт присяжных обвинитель согласно ассизам каждой сотне назнач.
12 полноправных людей, которые должны были указать лиц, совершивших преступление.,
постепенно присяжные становились судьями, а их функции переходили к другим формам.
1181г военная реформа: заставил всех вооружиться. обязанность служить или воевать могла
заменяться уплатой- щитовые деньги.
Реформы его способствовали централизации гос.суда и управления.
№45.ВХВ 1215г.(история составления, структура, осн.черты, историческое значение).
Это грамота подписанная англ.королем Иоанном Безземельным 15.06.1215г. Написана на латинском языке,
содержит 63 статьи. Подписанию в.х.в. предшествовало восстание баронов, которые были недовольны
усилением королевской власти. В восстании участвовали так же рыцари и горожане, выступавшие против
налогового гнёта, притеснений со сторон королевских чиновников и неудачной внешней политики короля.
Большинство статей в.х.в., закрепившей временную победу баронов над королем отражало интересы
фоед.аристократии. ВХВ гарантировала соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его
вассалам – баронам, запрещала взимать субсидии с феодалов без их согласия, судить баронов иначе как судом
равных им по званию пэров; они ликвидировала право короля вмешиваться в юрисдикцию феод.курий и создавала комитет из 25 баронов, который в случае нарушения хартией королём мог начать против него
войну.
Значительно меньше прав в.х.в. дала рыцарству и верхушке свободного крестьянства: баронам и королю
запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем следовало по бычаю, всем свободным людям
гарантировалась защита от произвола чиновников. Основной массе английского народа – крепостному
крестьянству(вилланству) в.х.в. не дала ни каких прав.
В.Х.В. сыграла известную роль в полит.борьбе 13-14вв, приведшей к складыванию английской сословной
монархии. Аннулированная Иоанном в конце 1215г, в.х.в. затем подтверждалась Генрихом3, Эдуардом1 и 2,
за исключением так называемых конституционных статей, умалявших престиж короны. Забытая в конце в 15
и 16вв, она была использована лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале Английской
буржуазной революции для обоснования права парламента контролировавать действия королевской власти.
№46.Образование Парламента. Сословно-представительная монархия в Англии.
Фригольдеры – свободное крестьянство. Их кол-во постепенно растет и сближается с низшими слоями
феодалов. Города Англии были не велики. Особенностью сословно-представительной монархии в Англии
была полит.победа сословий над королем.
Сословия:
1.духовенство - налоговый и судебный и иммунитет + собственные финансовые источники.
2.дворянство – обладало монополией на право земельной собственности, судебными привилегиями, военная
служба.
3.горожане и свободное крестьянство –податное население.
В 1265г созывается 1ый в мире парламент. В нем заседали 2рыцаря от каждого графстваи 2 представителя от
каждого города. В 1295г Эдуард1 созывает парламент «образцовый». Сословия заседали раздельно=>деление
на верхнюю палату (лордов) нижнюю(общин).
Постепенно парламент приобретает 3 важных полномочия:
1.право на участие в принятии законов.
2.право на решения вопросов о поборах в пользу королевской казны.
3.право осуществлять контроль над высшими должностными лицами.
Численность нижней палаты всегда колебалась.
Великие бароны(14-100) заседали регулярно, а духовенство…, 1-2 раза в год.
Право законодательной инициативы возникло из подачи петиции королю. В течении 12 в было установлено,
что не 1 закон не может быть принят без согласия короля и парламента. Законопроект носил название «биля».
Он мог быть подписан или опровергнут королем. Законопроект принятый и подписанный королем и
парламентом назывался «статут».
По королевскому приказу парламент созывается 1-2раза в год. В целях усиления на королевскую
администрацию парламент вводит новую процедуру – импичмент – к14в – палата общин возбуждает против
палаты лордов (как перед высшей). В этот период парламент начинается вмешиваться в вопросы войны и
мира. Королевский совет становится узкой, ближайшей группой короля. С 13в главой королевской
администрации в графствах и сотнях были шерифы и бейлифы. Коронеры и констебли выполняли
полицейские и судебные фу-ии.
№47.Особенности абсолютизма в Анлии. Церковная реформа Генриха VIII(Тюдора).