Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Норматив оборотных средств на расходы будущих |
периодов |
определяется по формуле |
(32) |
Т^буД = Обуд + PП + P∏.∏, |
гдеОбуд—остаток расходов будущих периодов на начало плани руемого года;
Pa — расходы в плановом году за счет будущих периодов; Pa.∏ — расходы предыдущих периодов, относимые на себестои
мость продукции в планируемом году.
Норматив оборотных средств на запасы по готовой продукции в промышленных предприятиях
|
|
|
Нг.п—сНз, |
|
|
(33) |
где с — средний |
размер |
однодневного |
выпуска, |
исчисленный по |
||
|
плановой общезаводской себестоимости, руб.; |
потребности |
||||
h3 — норма |
запаса, |
дни; исчисляется исходя |
из |
|||
|
времени на комплектацию, отгрузку, составление отгрузоч |
|||||
Для |
ных и платежных документов и представления их в банк. |
|||||
определения эффективности |
использования |
оборотных |
||||
средств |
необходимо |
установить оборачиваемость |
оборотных |
средств за данный период (год, квартал). Для этого рассчитыва ется коэффициент оборачиваемости по формуле
«об= -ɪ, |
(34) |
ɑep |
|
где Д — доходы за выполненные работы или выручка от реали зации продукции;
Ocp — средний остаток оборотных средств в данном периоде.
Средний остаток за месяц определяется делением суммы |
ос |
татков на начало и конец месяца на 2. |
|
Средняя продолжительность одного оборота (в днях) |
|
Го= -1≡, |
(35) |
Коб |
|
где Tn — общая продолжительность периода (год, квартал, месяц). После преобразования получим;
Γ0=i⅛L≡. |
(35а) |
Ускорение оборачиваемости оборотных средств приводит к вы свобождению некоторой их части. Среднегодовая сумма высво божденных оборотных средств определяется по формуле
o∙=⅛r<τ°-r->'
где І'о—средняя отчетная продолжительность одного оборота в
днях.
Повышение эффективности использования оборотных средств зависит от установления рациональных транспортных связей меж ду поставщиками и потребителями, от вида транспорта, техноло
171
гии погрузки, выгрузки и других операций по подготовке мате риалов к использованию. Ускорение оборачиваемости зависит так же от ритмичной поставки материалов. На размер производствен ных запасов оказывают воздействие такие факторы, как экономия материалов, снижение транспортно-заготовительных расходов, а также мероприятия, направленные на снижение себестоимости.
Оборотные средства предприятий образуются за счет трех ис точников: собственных и приравненных к ним средств, привлечен ных и заемных.
Собственные оборотные средства — это средства, выделяемые государством предприятиям в постоянное их пользование. Источ ником увеличения собственных оборотных средств являются сверх плановая прибыль, средства, выделенные вышестоящей организа цией в порядке перераспределения, в некоторых случаях — сред ства из государственного бюджета.
Приравненными к собственным оборотным средствам считают ся средства, которые не принадлежат предприятию, но по услови ям расчетов постоянно находятся в его обороте. К этим средствам относятся устойчивые пассивы — переходящая задолженность ра бочим и служащим по заработной плате, вызванная установлен ными сроками ее выплаты, отчисления на социальное страхова ние, резерв предстоящих платежей на оплату отпусков.
К привлеченным средствам относятся суммы, полученные от заказчиков за выполненную продукцию в порядке оплаты по ча стичной готовности.
Ссуды Государственного банка причисляются к заемным обо ротным средствам.
Постоянная потребность предприятий в оборотных средствах, ■определяемая совокупным нормативом, покрывается за счет соб ственных и приравненных к ним средств. Источником для созда ния сезонных сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей и ненормируемых оборотных средств являются заем ные средства.
Для эффективного использования оборотных средств необходи мо рационально управлять производственными запасами. Под управлением понимают правильное нормирование запасов и со ставление комплекса мероприятий, направленных на поддержание
оптимальных |
их размеров |
путем непрерывного учета, контроля, |
. оперативного |
планирования |
и регулирования. Необходимо разли |
чать максимальные, средние и минимальные нормы производст венных запасов.
Максимальной нормой называется сумма гарантийного, макси мального и текущего запасов (гарантийный запас плюс объем партии). Средняя норма запасов равна гарантийному плюс сред ний и текущий запас (гарантийный плюс половина объема пар-
-тии). Этот норматив считается нормальным размером запаса. Минимальная норма равна гарантийному запасу и называется «точкой заказа». Понижение запасов до «точки заказа» является сигналом для немедленного их пополнения.
172
Регулирование запасов заключается в установлении на каж дый случай оптимальных объема партии и интервала между по ставками. В зависимости от изменений объема партий и интерва ла между поставками применяют следующие методы управления запасами: периодический, изменение интервала между поставками и система двух складов.
Сущность периодического метода заключается в регулирова нии поступления материалов на склад через равные промежутки времени. В этом случае оптимального размера запасов добивают ся путем изменения объема партии.
и, |
N2 |
Hj |
Hj |
|
əɪ |
|
7. Г |
|
|
|
|
Г |
к |
|
|
__ |
„h |
|
l |
Рис. 11. График регулирования запасов.
При управлении запасами путем изменения интервала регули руется «точка заказа», поступление же материалов происходит равными оптимальными партиями. Для этого по графику регули
рования (рис. 11) определяют момент, когда |
запас достигает ми |
|||||||||
нимального |
уровня. Из |
графика |
видно, что |
∕ι≠⅛≠⅛≠^, а |
||||||
Nl=N2=Ns=Ni и Ti=τ2=τ3=τ4. |
Минимальный |
уровень |
запаса |
|||||||
(см. рис. 11) |
будет в момент поступления партии, и «точка |
зака |
||||||||
за» |
(ТЗ) определится как разница между моментом поступления |
|||||||||
t и |
интервалом отставания поставки т: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
T3 = ti-τj. |
|
|
|
|
|
|
|
При методе управления запасами по «точке |
заказа» или |
си |
||||||||
стеме двух складов запас условно подразделяется на две |
части. |
|||||||||
Заказ делают в тот момент, когда запас первой |
части |
исчерпан. |
||||||||
Это и является «точкой |
сигнала» |
(или «точкой |
заказа») |
очеред |
||||||
ной партии материалов. |
метода зависит |
от |
специфики |
работы |
||||||
Выбор того или иного |
||||||||||
предприятий. |
Правильно |
организованная |
работа |
по |
управлению |
запасами дает возможность резко сократить наличие товарно-ма териальных ценностей на складах и повысить эффективность ис пользования оборотных средств.
173
Планирование кредитов. Кредит представляет собой экономи ческие отношения между государством и предприятиями, при помощи которых государство временно мобилизует денежные сред ства предприятий, населения, государственного бюджета и исполь зует их для развития отраслей народного хозяйства путем предо ставления возвратных срочных ссуд предприятиям. Кредиты, предоставляемые Государственным банком, подразделяются на краткосрочные и долгосрочньіе.
Краткосрочные кредиты даются сроком до одного года для пополнения необходимых запасов оборотных средств. Они под разделяются на кредиты, занятые в сфере производства и кредиты,
обслуживающие сферу |
обращения. К первым относятся ссуды |
||
под накопление сверхплановых остатков |
материалов, |
топлива и |
|
ссуды, выдаваемые на |
покрытие сезонных |
затрат и |
недостаток |
амортизационных отчислений. Кредитами, обслуживающими сфе ру обращения, считаются так называемые расчетные кредиты и ссуды, выдаваемые под готовую продукцию. Краткосрочные кре диты составляют свыше 90% всех ссуд банка.
Кредитные отношения в народном хозяйстве строятся на опре деленных принципах: плановость, целевое назначение кредитов, срочность, возвратность и обеспеченность ссуд материальными ценностями.
Плановость выражается в том, что направление и размер ссу ды устанавливаются исходя из государственного плана предприя тия. При этом кредит выдается в соответствии с фактическим ходом выполнения плана и на определенные цели.
Срочность кредита заключается в том, что он предоставляется па определенный срок, устанавливаемый в соответствии с планом
производства и реализации продукции. |
условие его |
нормального |
|
Возвратность ссуды — обязательное |
|||
функционирования. Предоставляемая предприятию |
любая |
ссуда |
|
должна быть обеспечена товарно-материальными |
ценностями и |
||
вложениями. |
|
|
право |
Предприятия внутреннего водного |
транспорта |
имеют |
пользоваться всеми видами кредита. Краткосрочный кредит выда ется на образование сверхнормативных запасов товарно-матери альных ценностей, на сезонные эксплуатационные затраты и не достаток амортизационных отчислений, на пополнение оборотных средств, на платежные нужды для своевременной организации расчетов с поставщиками.
Распределение временно свободных денежных средств пред приятий осуществляется на основе кредитного планирования. В кредитном плане Государственного банка устанавливаются ис точники и суммы временно свободных денежных средств, а также
направление этих средств в различные отрасли народного хозяй ства.
Пароходствами составляется кредитный план, в котором по казываются объекты кредитования, ожидаемые остатки товарно материальных ценностей по объектам кредитования, норматив
ш
собственных оборотных средств и ожидаемая задолженность по ссуде банку на начало планируемого квартала. В плане отмечает ся движение товарно-материальных ценностей за квартал, ожи даемые остатки на конец квартала и потребный кредит. Для при мера ниже дан кредитный план пароходства на I квартал.
Объекты
кредитования
Ліатериалы Топливо . . Запасные
части . . Эксплуата
ционный разрыв .
Капиталь ный ре монт . .
|
Кредитный план |
пароходства |
на I |
квартал |
(в тыс. |
руб.) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
На начало планируемого |
Движение |
На конец планируемого |
|
|||||||
товарно-мате |
|
|||||||||
Ожидаемые |
остатки |
собстНорматив оборотныхвенных средств |
Ожидаемая. задолженность Госбанку |
C |
«в |
Ожидаемый остаток |
собстНорматив оборотвенных средствных |
Сверхнорматив- і остаткиные | I1 |
КредитГосбанк«! |
Фактическаязадолжен ностьпрошлогогода |
|
|
квартала |
|
риальных цен |
|
квартала |
|
|
||
|
|
|
|
ностей за |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
квартал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к! |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
« |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CU |
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
і |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3910,0 |
1610,0 |
2300,0 |
3200,0 |
3200,0 |
3910,0 |
1610,0 |
2300,0 |
2300 |
2003,0 |
|
1052,0 |
422,0 |
630,0 |
670,0 |
600,0 |
1122,0 |
422,0 |
700,0 |
700 |
453,0 |
|
1565,0 |
925,0 |
640,0 |
560,0 |
700,0 |
1425,0 |
925,0 |
500,0 |
500 |
382,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2166 |
2499,0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1810 |
2176,0 |
Итого |
6527,0 |
2957,0 |
3570,0 |
4430,0 |
4500,0 |
6457,0 |
2957,0 |
3500,0 |
7476 |
7513,0 |
Размер кредита устанавливается банком в сумме, не превыша ющей расчетных сверхплановых остатков. В межнавигационный период предприятия речного транспорта не получают доходов от основной эксплуатационной деятельности. Поэтому на покрытие затрат по текущему ремонту флота, портово-пристанского хозяйст ва, механизмов, по заработной плате и прочим расходам пред приятия пользуются кредитом на сезонные затраты и кредитом на так называемый эксплуатационный разрыв. Ниже приведен рас
чет размера кредитования |
пароходства |
на |
сезонные |
затраты в |
|||
I квартале: |
|
|
|
|
|
|
|
1. Доходы от эксплуатационной деятельности |
2834 |
тыс. |
руб. |
||||
и прибыль подсобных предприятий................... |
деятель- |
||||||
2. Расходы по |
эксплуатационной |
|
|
|
|||
НОСТИ — всего....................................... |
|
. « |
♦ |
∙ I |
5000 |
» |
» |
В том числе: |
|
флота , . . |
|
|
1000 |
|
|
на текущий ремонт |
|
|
» |
а |
|||
на ремонт портово-пристанского хозяйства |
100 |
» |
» |
||||
на ремонт механизмов . . . . .... |
210 |
» |
» |
||||
прочие расходы .............................. |
|
|
|
3690 |
» |
|
|
3. Превышение |
расходов над доходами . . |
2166 |
з> |
> |
17S