Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«омического стимулирования, поэтому пароходство заинтересова­ но осуществлять больший объем перевозок и погрузочно-разгру­ зочных работ с наименьшими издержками, а также с меньшим количеством флота и погрузочно-разгрузочной техники.

Различают общую и расчетную рентабельность. Общая рента­ бельность — это отношение плановой балансовой прибыли к сред­ негодовой стоимости планируемых основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Расчетная рентабельность представляет собой отношение ба­ лансовой прибыли, за вычетом сумм платы за производственные фонды и платежей за банковский кредит, к планируемой средне­ годовой стоимости основных производственных фондов и нормиру­ емых оборотных средств (за вычетом освобожденных от платы фондов).

Среднегодовая стоимость планируемых основных производст­ венных фондов состоит из суммы их на начало года плюс средне­ годовая стоимость вновь вводимых и минус выбывающих из про­ изводства фондов. При этом сюда не включаются фонды, освобож­ денные от платы в бюджет.

Среднегодовая стоимость

вновь вводимых основных

фондов

Ccp=

(27)

где C в.з — вновь вводимые

основные производственные

фонды,

тыс. руб.;

 

 

T3 — число полных месяцев их эксплуатации.

Среднегодовая стоимость выбывающих из процесса производ­

ства основных производственных фондов

 

 

Г>>

СвыбТц

(28)

 

Ccp- ——,

ГДеСвыб — выбывающие

основные

производственные

фонды,

тыс. руб.;

месяцев, в

течение которых

основные

Tu-— число полных

средства не будут

использованы.

 

Среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств на­ ходят делением на 12 сумм оборотных средств, запланированных на каждое первое число месяца. При этом размеры оборотных средств на каждое 1 января текущего и последующего годов бе­ рут в половинном размере.

Планирование оборотных средств. Важным этапом финансо­ вого планирования является правильное установление размера оборотных средств. Кроме основных фондов для нормального обеспечения транспортного процесса, предприятия должны иметь запасы топлива, материалов, запасных частей, малоценных и бы­ строизнашивающихся предметов и прочих товарно-материальных ценностей. Все эти запасы представляют собой оборотные фонды. Выраженные в денежном исчислении оборотные фонды называ­ ются оборотными средствами. Оборотными называются такие

167


средства, которые полностью потребляются в процессе производ­ ства и переносят свою стоимость на вновь изготовляемый про­ дукт за один технологический цикл. Оборотные фонды подразде­ ляются на производственные фонды и фонды обращения. К обо­ ротным фондам обращения относятся запасы готовой продукции до передачи ее потребителям (предприятия эксплуатационной деятельности таких запасов не имеют) и денежные средства в расчетах.

В процессе производства оборотные средства совершают кру­ гооборот. На первой стадии кругооборота они имеют денежную (стоимостную) форму, затем преобразуются в материальную в виде производственных запасов (материалы, топливо, запасные части, малоценный инвентарь). На второй стадии происходит про­ изводственное потребление, следовательно, они находятся в фор­ ме незавершенного производства. На третьей стадии оборотные средства выступают в форме готовой продукции, а на четвертой стадии вновь принимают форму денежных средств и средств в

расчетах.

Если оборотных средств имеется достаточно и их правильно используют, то предприятие не испытывает финансовых затрудне­ ний. Оно вовремя выплачивает заработную плату работникам, своевременно рассчитывается с поставщиками за поставку топли­ ва, материалов и других товарно-материальных ценностей, без просрочек вносит платежи в бюджет и гасит ссуды банка.

Для повышения эффективности производства важно увеличение удельного веса оборотных фондов в сфере производства за счет снижения доли фондов обращения.

Оборотные средства предприятий подразделяются на нормиру­ емые и ненормируемые.

Нормируемые оборотные средства определяются исходя из производственных показателей плана. Они включают производст­ венные фонды (производственные запасы, незавершенное произ­ водство, расходы будущих периодов) и остатки готовой продукции на складах предприятий.

Ненормируемые оборотные средства по плану не устанавлива­ ются. к ненормируемым оборотным средствам относятся денеж­ ные средства: на расчетном счете; вложенные в дебиторскую за-

. долженность; в отгруженную продукцию и выполненную работу, срок оплаты которой не наступил; отвлеченные в иммобилизацию на капитальный ремонт и на другие расходы.

Оборотные средства эксплуатационных предприятий по своей структуре отличаются от оборотных средств промышленных пред­ приятий. В производственных запасах на транспорте нет сырья, основных материалов, полуфабрикатов, необходимых для про­ мышленных предприятий. Поскольку продукция на транспорте не имеет вещественной формы, а измеряется в тонно-километрах, в составе оборотных средств отсутствует статья «Готовая продук­

ция на складах».

168


Оборотные средства судостроительных и судоремонтных пред­ приятий речного транспорта отличаются большим удельным весом незавершенного производства, чем в других отраслях промыш­ ленности, что объясняется значительным производственным цик­ лом строительства и ремонта флота.

Для оптимальной организации транспортного процесса важ­ ную роль играет правильное планирование оборотных средств, ко­ торые позволяют создавать рациональные запасы товарно-мате­ риальных ценностей. C ростом масштабов расширенного социали­ стического воспроизводства все большее значение приобретает правильное нормирование производственных запасов и их регули­ рование. Примерно 25% всей годовой продукции промышленности

СССР находится в запасах, из которых около 75% составляют производственные запасы. Большие запасы приводят к «замора­ живанию» части материальных ресурсов, создают искусственный недостаток в предметах труда, увеличивают издержки обращения, связанные с хранением запасов материалов, топлива, сырья, а также снижают эффективность производства. Заниженные запа­

сы могут оказаться недостаточными для обеспечения

ритмичности

и непрерывности производственного процесса,

что

повлечет

за

собой непроизводительные простои и убытки.

производства,

по­

Производственные запасы — это средства

ступившие на склад предприятия-потребителя,

но еще не вовле­

ченные в производственный процесс. Все производственные запа­ сы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), транспортные и сезонные.

Текущий запас необходим предприятию для обеспечения бес­ перебойной работы в интервалах между очередными поставками.

Подготовительный запас создается для нормальной работы предприятия в период подготовки материалов к использованию (например, разделка и сушка пиломатериалов), а также приемки и доставки их к рабочим местам.

Гарантийный (страховой) запас необходим для обеспечения бесперебойной работы предприятия на случай возможных переры­ вов в снабжении, работе транспорта, колебаний в объемах произ­ водства, нарушений сроков поставки.

Транспортный запас представляет собой средства, вложенные предприятием в закупленные товарно-материальные ценности, на­ ходящиеся в пути.

Сезонный запас зависит от сезонных поставок средств произ­ водства или от их сезонного потребления.

Для каждой части указанных запасов устанавливается норма запаса в днях. Норматив оборотных средств в денежном выра­ жении, необходимый для образования производственного запаса по каждой номенклатуре, в общем виде определяется по формуле

H0=⅜Ti3i,

(29)

l≈i

 

1*9



где Ti — число дней, на которые должен быть создан запас мате­

риала, или норма запаса

в днях, называемая

нормой

оборотных средств в днях;

расход і-го материала

в де­

Зі плановый среднесуточный

нежном выражении.

 

 

Для определения общей нормы запаса в днях Ti суммируются нормы запаса в днях по всем видам производственных запасов: текущий запас /Тек, транспортный /Тр, гарантийный ∕r, подготови­ тельный ∕∏, сезонный Не­

плановый среднесуточный расход материалов устанавливает­ ся из сметы затрат на производство и прогрессивных норм расхо­ да материалов и рассчитывается по плановым данным того квар­ тала, в котором объем производства наименьший, так как тогда обеспечивается минимальный размер оборотных средств. В тех кварталах, где объем производства окажется намного выше, уста­ новленный норматив будет недостаточным; в этом случае пред­ приятия пользуются краткосрочным кредитом банка.

Расчет норматива оборотных средств для создания запасов топлива на складах, судах и на плавсредствах имеет свою спе­ цифику. Размер оборотных средств для образования запасов на складах определяется аналогично установлению запасов мате­ риалов, а на судах рассчитывается только текущий запас в раз­ мере 20—50% емкости топливных бункеров судов. Норматив по запасным частям исчисляется исходя из норм снабжения, стоимо­ сти и потребной номенклатуры. На практике этот норматив опре­ деляют исходя из удельной стоимости запасных частей, приходя­ щихся на 1000 руб. основных средств производства.

Величину норматива оборотных средств для приобретения ма­ лоценных и быстроизнашивающихся предметов принимают в раз­ мере 50% их первоначальной стоимости. На судоремонтных заво­

дах, в

РЭБах и подсобных мастерских, где

создаются

большие

запасы незавершенного производства, норматив находят по

фор­

муле

/Лі.п =Зср7"cp^H>

 

 

(30)

 

 

 

где Зср — плановые среднесуточные затраты

на производство, оп­

 

ределяемые по смете затрат на изготовление

валовой

 

продукции, руб./сут;

 

 

 

 

Гер —средняя продолжительность производственного

цикла,

 

сут;

 

показывающий долю

ka—коэффициент нарастания затрат,

 

оборотных средств, вложенных в незавершенное произ­

 

водство, от полной себестоимости продукции;

 

 

 

⅛H —

3eπ+0,53∏

 

 

(31)

 

 

Зед4“Зп

 

 

 

Здесь

Зед — единовременные затраты в начале производственного

 

цикла;

 

 

 

 

 

3∏ — все последующие затраты до окончания выпуска про­

 

дукции (цеховые,

общезаводские и другие

расходы).

170