Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
«омического стимулирования, поэтому пароходство заинтересова но осуществлять больший объем перевозок и погрузочно-разгру зочных работ с наименьшими издержками, а также с меньшим количеством флота и погрузочно-разгрузочной техники.
Различают общую и расчетную рентабельность. Общая рента бельность — это отношение плановой балансовой прибыли к сред негодовой стоимости планируемых основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение ба лансовой прибыли, за вычетом сумм платы за производственные фонды и платежей за банковский кредит, к планируемой средне годовой стоимости основных производственных фондов и нормиру емых оборотных средств (за вычетом освобожденных от платы фондов).
Среднегодовая стоимость планируемых основных производст венных фондов состоит из суммы их на начало года плюс средне годовая стоимость вновь вводимых и минус выбывающих из про изводства фондов. При этом сюда не включаются фонды, освобож денные от платы в бюджет.
Среднегодовая стоимость |
вновь вводимых основных |
фондов |
Ccp= |
(27) |
|
где C в.з — вновь вводимые |
основные производственные |
фонды, |
тыс. руб.; |
|
|
T3 — число полных месяцев их эксплуатации.
Среднегодовая стоимость выбывающих из процесса производ
ства основных производственных фондов |
|
|||
|
Г>> |
СвыбТц |
(28) |
|
|
Ccp- ——, |
|||
ГДеСвыб — выбывающие |
основные |
производственные |
фонды, |
|
тыс. руб.; |
месяцев, в |
течение которых |
основные |
|
Tu-— число полных |
||||
средства не будут |
использованы. |
|
Среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств на ходят делением на 12 сумм оборотных средств, запланированных на каждое первое число месяца. При этом размеры оборотных средств на каждое 1 января текущего и последующего годов бе рут в половинном размере.
Планирование оборотных средств. Важным этапом финансо вого планирования является правильное установление размера оборотных средств. Кроме основных фондов для нормального обеспечения транспортного процесса, предприятия должны иметь запасы топлива, материалов, запасных частей, малоценных и бы строизнашивающихся предметов и прочих товарно-материальных ценностей. Все эти запасы представляют собой оборотные фонды. Выраженные в денежном исчислении оборотные фонды называ ются оборотными средствами. Оборотными называются такие
167
средства, которые полностью потребляются в процессе производ ства и переносят свою стоимость на вновь изготовляемый про дукт за один технологический цикл. Оборотные фонды подразде ляются на производственные фонды и фонды обращения. К обо ротным фондам обращения относятся запасы готовой продукции до передачи ее потребителям (предприятия эксплуатационной деятельности таких запасов не имеют) и денежные средства в расчетах.
В процессе производства оборотные средства совершают кру гооборот. На первой стадии кругооборота они имеют денежную (стоимостную) форму, затем преобразуются в материальную в виде производственных запасов (материалы, топливо, запасные части, малоценный инвентарь). На второй стадии происходит про изводственное потребление, следовательно, они находятся в фор ме незавершенного производства. На третьей стадии оборотные средства выступают в форме готовой продукции, а на четвертой стадии вновь принимают форму денежных средств и средств в
расчетах.
Если оборотных средств имеется достаточно и их правильно используют, то предприятие не испытывает финансовых затрудне ний. Оно вовремя выплачивает заработную плату работникам, своевременно рассчитывается с поставщиками за поставку топли ва, материалов и других товарно-материальных ценностей, без просрочек вносит платежи в бюджет и гасит ссуды банка.
Для повышения эффективности производства важно увеличение удельного веса оборотных фондов в сфере производства за счет снижения доли фондов обращения.
Оборотные средства предприятий подразделяются на нормиру емые и ненормируемые.
Нормируемые оборотные средства определяются исходя из производственных показателей плана. Они включают производст венные фонды (производственные запасы, незавершенное произ водство, расходы будущих периодов) и остатки готовой продукции на складах предприятий.
Ненормируемые оборотные средства по плану не устанавлива ются. к ненормируемым оборотным средствам относятся денеж ные средства: на расчетном счете; вложенные в дебиторскую за-
. долженность; в отгруженную продукцию и выполненную работу, срок оплаты которой не наступил; отвлеченные в иммобилизацию на капитальный ремонт и на другие расходы.
Оборотные средства эксплуатационных предприятий по своей структуре отличаются от оборотных средств промышленных пред приятий. В производственных запасах на транспорте нет сырья, основных материалов, полуфабрикатов, необходимых для про мышленных предприятий. Поскольку продукция на транспорте не имеет вещественной формы, а измеряется в тонно-километрах, в составе оборотных средств отсутствует статья «Готовая продук
ция на складах».
168
Оборотные средства судостроительных и судоремонтных пред приятий речного транспорта отличаются большим удельным весом незавершенного производства, чем в других отраслях промыш ленности, что объясняется значительным производственным цик лом строительства и ремонта флота.
Для оптимальной организации транспортного процесса важ ную роль играет правильное планирование оборотных средств, ко торые позволяют создавать рациональные запасы товарно-мате риальных ценностей. C ростом масштабов расширенного социали стического воспроизводства все большее значение приобретает правильное нормирование производственных запасов и их регули рование. Примерно 25% всей годовой продукции промышленности
СССР находится в запасах, из которых около 75% составляют производственные запасы. Большие запасы приводят к «замора живанию» части материальных ресурсов, создают искусственный недостаток в предметах труда, увеличивают издержки обращения, связанные с хранением запасов материалов, топлива, сырья, а также снижают эффективность производства. Заниженные запа
сы могут оказаться недостаточными для обеспечения |
ритмичности |
||
и непрерывности производственного процесса, |
что |
повлечет |
за |
собой непроизводительные простои и убытки. |
производства, |
по |
|
Производственные запасы — это средства |
|||
ступившие на склад предприятия-потребителя, |
но еще не вовле |
ченные в производственный процесс. Все производственные запа сы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), транспортные и сезонные.
Текущий запас необходим предприятию для обеспечения бес перебойной работы в интервалах между очередными поставками.
Подготовительный запас создается для нормальной работы предприятия в период подготовки материалов к использованию (например, разделка и сушка пиломатериалов), а также приемки и доставки их к рабочим местам.
Гарантийный (страховой) запас необходим для обеспечения бесперебойной работы предприятия на случай возможных переры вов в снабжении, работе транспорта, колебаний в объемах произ водства, нарушений сроков поставки.
Транспортный запас представляет собой средства, вложенные предприятием в закупленные товарно-материальные ценности, на ходящиеся в пути.
Сезонный запас зависит от сезонных поставок средств произ водства или от их сезонного потребления.
Для каждой части указанных запасов устанавливается норма запаса в днях. Норматив оборотных средств в денежном выра жении, необходимый для образования производственного запаса по каждой номенклатуре, в общем виде определяется по формуле
H0=⅜Ti3i, |
(29) |
l≈i |
|
1*9
где Ti — число дней, на которые должен быть создан запас мате
риала, или норма запаса |
в днях, называемая |
нормой |
оборотных средств в днях; |
расход і-го материала |
в де |
Зі — плановый среднесуточный |
||
нежном выражении. |
|
|
Для определения общей нормы запаса в днях Ti суммируются нормы запаса в днях по всем видам производственных запасов: текущий запас /Тек, транспортный /Тр, гарантийный ∕r, подготови тельный ∕∏, сезонный Не
плановый среднесуточный расход материалов устанавливает ся из сметы затрат на производство и прогрессивных норм расхо да материалов и рассчитывается по плановым данным того квар тала, в котором объем производства наименьший, так как тогда обеспечивается минимальный размер оборотных средств. В тех кварталах, где объем производства окажется намного выше, уста новленный норматив будет недостаточным; в этом случае пред приятия пользуются краткосрочным кредитом банка.
Расчет норматива оборотных средств для создания запасов топлива на складах, судах и на плавсредствах имеет свою спе цифику. Размер оборотных средств для образования запасов на складах определяется аналогично установлению запасов мате риалов, а на судах рассчитывается только текущий запас в раз мере 20—50% емкости топливных бункеров судов. Норматив по запасным частям исчисляется исходя из норм снабжения, стоимо сти и потребной номенклатуры. На практике этот норматив опре деляют исходя из удельной стоимости запасных частей, приходя щихся на 1000 руб. основных средств производства.
Величину норматива оборотных средств для приобретения ма лоценных и быстроизнашивающихся предметов принимают в раз мере 50% их первоначальной стоимости. На судоремонтных заво
дах, в |
РЭБах и подсобных мастерских, где |
создаются |
большие |
||
запасы незавершенного производства, норматив находят по |
фор |
||||
муле |
/Лі.п =Зср7"cp^H> |
|
|
(30) |
|
|
|
|
|||
где Зср — плановые среднесуточные затраты |
на производство, оп |
||||
|
ределяемые по смете затрат на изготовление |
валовой |
|||
|
продукции, руб./сут; |
|
|
|
|
Гер —средняя продолжительность производственного |
цикла, |
||||
|
сут; |
|
показывающий долю |
||
ka—коэффициент нарастания затрат, |
|||||
|
оборотных средств, вложенных в незавершенное произ |
||||
|
водство, от полной себестоимости продукции; |
|
|
||
|
⅛H — |
3eπ+0,53∏ |
|
|
(31) |
|
|
Зед4“Зп |
|
|
|
Здесь |
Зед — единовременные затраты в начале производственного |
||||
|
цикла; |
|
|
|
|
|
3∏ — все последующие затраты до окончания выпуска про |
||||
|
дукции (цеховые, |
общезаводские и другие |
расходы). |
170