Файл: Легостаев, В. А. Экономика речного транспорта учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

затраты на материалы, топливо, выплачивается заработная плата, перечисляются средства на образование фонда амортизационных отчислений и осуществляются остальные расходы, предусмотрен­ ные планом. План доходов от эксплуатационной деятельности за­ висит от показателей плана перевозок грузов, пассажиров и по­ грузочно-разгрузочных работ.

При планировании доходов от перевозок важное значение име­ ет правильное определение доходных ставок. Различают тариф­ ную и доходную ставки. Тарифная ставка представляет собой честь провозной платы, приходящуюся на 1 или 100 ткм (пасс-км) и рассчитанную, исходя из действующих тарифов за пе­ ревозку конкретного рода груза (пассажира) на определенное расстояние. Доходная ставка, приходящаяся на 1 или 1000 ткм (пасс-км), определяется делением валовых доходов от перевозок на грузооборот. В валовые доходы, кроме тарифной платы, вклю­

чаются

все надбавки (осеннее повышение тарифов, за недогруз

и т. п.).

При расчете плана доходов от погрузочно-разгрузочных

работ также следует различать тарифную и доходную ставки.

Средняя доходная ставка по каждому виду перевозок обус­

ловливается рядом факторов, которые необходимо учитывать для правильного определения плановой суммы доходов. Так, уровень доходной ставки от перевозок сухогрузов зависит прежде всего от рода перевозимого груза и дальности перевозки. C увеличением расстояния ставка за 1 ткм снижается. Размер доходной ставки определяется-такими факторами, как перевозка грузов между пунктами, не связанными железными дорогами, или перевозка в смешанном железнодорожно-водном сообщении. На уровень доход­ ной ставки оказывает влияние размер предъявляемых к перевозке партий грузов, так как установлены различные тарифы для круп­ ных (судовых) партий, сборных партий грузов назначением в не­ сколько портов и мелких партий (весом до 20 т). Доходная став­ ка зависит, кроме того, от величины надбавок за недогруз судов до установленной тарифной нормы загрузки и от периода перево­ зок (осеннее повышение тарифов).

При буксировке плотов на величину доходной ставки влияет тарифная норма плота, устанавливаемая для отдельных участков рек в зависимости от габаритов судового хода и коэффициента полнодревесности (объема древесины в буксируемом плоту). На уровень доходной ставки оказывают также влияние дальность и период буксировки. Тарифы за буксировку плотов в большинстве пароходств повышаются на 50% с 1 сентября, а в некоторых — с 1 октября. Если плот предъявляется после наступления сроков обязательного приема, тариф повышается на 100%. Размер доход­ ной ставки изменяется в зависимости от направления буксировки (вниз или вверх против течения); на взводную буксировку утверж­ дены более высокие тарифы.

При перевозке нефтегрузов доходная ставка определяется ро­ дом груза, дальностью перевозок, партионностью (тарифы на транспортировку нефтегрузов установлены на различном уровне

162


для судовых и сборных партий). Кроме того, тарифы различны при перевозках по магистральным и малым рекам.

На доходные ставки за перевозки пассажиров влияют вид со­ общения (местное, пригородное и внутригородское), категория мест, скорость движения и дальность проезда. Наиболее высок уровень доходной ставки (на 1 или 1000 пасс-км) за перевозки пассажиров во внутригородском сообщении.

Тарифы (в коп. за 1 т груза) на погрузочно-разгрузочные ра­ боты дифференцированы по родам грузов и портам отдельно для судовых работ (погрузка груза в суда или выгрузка из судов) и для вагонных (погрузка в вагон или выгрузка из вагона). Таким образом, уровень доходной ставки по погрузочно-разгрузочным работам определяется их структурой (по родам грузов) и харак­ тером выполняемых перегрузочных операций (судовые, вагонные,

перевалочные). Наиболее низкая величина

доходной

ставки —

при перегрузке песка, угля, руды и

других

навалочных

грузов,

наиболее высокая — при перегрузке

тарно-штучных

грузов.

Плановый размер доходов определяется

методом

прямого рас­

чета и по укрупненным показателям.

Сумму доходов методом прямого расчета определяют исходя из плановых объемов перевозок грузов по данным межпристанской корреспонденции и установленных тарифов. Исчисление плановых размеров доходов и проверка правильности расчетов представляют собой весьма трудоемкую работу.

Большинство пароходств при планировании доходов пользуется методом расчета по укрупненным показателям. Сумма доходов рассчитывается исходя из планового грузооборота и средних от­ четных доходных ставок по видам перевозок, откорректированных с учетом влияния факторов, от которых зависит уровень доходных ставок и сумма доходов в планируемом году. Так, плановые до­ ходные ставки по каждой группе сухогрузов плановой номенкла­ туры рассчитываются по формуле

d" = d'k руб./ІООО ткм,

(25)

где d0 — плановая

доходная

ставка за

1000 ткм;

d' — отчетная

(базисная)

доходная

ставка за 1000 ткм;

— коэффициент, учитывающий влияние изменения средней дальности перевозок в планируемом году по сравнению с базисным;

⅛= -⅞-.

(26)

Здесь d0τ—тарифная ставка, коп./ткм, установленная

исходя из

плановой дальности перевозки груза;

 

dτ—то же, исходя из отчетной дальности перевозки груза. Средняя доходная ставка по всем перевозкам сухогрузов рас­ считывается как средневзвешенная величина делением всех дохо­

дов на грузооборот и умножением-на 1000.

∏∙

163


Плановые доходные ставки за перевозки нефтегрузов и букси­ ровку плотов определяются по таким же формулам, как и по су­ хогрузам, с учетом влияния основных факторов.

Для упрощения планирования доходы от прочих работ флота и услуг подразделяются на три группы:

доходы от сдачи флота в аренду смежным пароходствам; доходы от сдачи флота в аренду сторонним организациям; доходы от прочих работ флота и различного рода услуг.

Сумма доходов от сдачи флота в аренду устанавливается ис­ ходя из расчетных доходных ставок за валовые силаили тонна- же-сутки и планового количества сила-или тоннаже-суток в аренде.

Расчетные доходные ставки при сдаче флота в аренду смеж­ ным пароходствам зависят от плановой себестоимости 10 силаили тоннаже-суток (учитываются прямые расходы по содержанию судов), а при сдаче флота в аренду сторонним организациям— от полной плановой себестоимости 10 сила-тоннаже-суток (вклю­ чаются и все распределяемые расходы) и плановых накоплений в размере 20% полной себестоимости содержания. Расчетные ставки определяются по каждому виду флота в отдельности. Количество сила-тоннаже-суток нахождения в аренде устанавливается из пла­ на работы использования флота и на основе заключенных догово­ ров со сторонними организациями. Если в момент составления проекта плана доходов договоры на сдачу в аренду флота сторон­ ним организациям заключены не полностью, то часть прочих дохо­ дов исчисляется по данным анализа фактически полученных сумм за предыдущие годы. Прочие доходы третьей группы устанавлива­

ются исходя из плана прочих работ флота и

платных

услуг, а

также на основе данных анализа за предыдущие годы.

 

Доходы от погрузочно-разгрузочных работ

в целом по паро­

ходству и по отдельным портам (пристаням) включают

доходы

за погрузку, выгрузку, перевалку грузов и выполнение

платных

работ.

 

 

Исходными данными для планирования доходов служит план погрузочно-разгрузочных работ (в физических тоннах), детализи­ рованный по группам грузов тарифной номенклатуры (хлебные грузы россыпью, металлы не в деле и металлолом, лесные грузы в судах, лесные грузы в пакетах, каменный уголь, песок и песча­ но-гравийная смесь, гравий и щебень, прочие минеральные строи­ тельные материалы, руда и колчедан, соль, прочие навалочные грузы, тарно-штучные грузы — отдельные места, контейнеры, па­ кеты на поддонах).

Плановые доходы определяются по отдельным родам грузов тарифной номенклатуры методом прямого расчета исходя из пла­ новых объемов погрузочно-разгрузочных работ по каждому порту - (пристани) и действующих тарифов. Кроме того, порты рассчиты­ вают доходы от перевалки грузов, перевозимых в прямом смешан­ ном железнодорожно-водном сообщении между пунктами, связан-

164


ними железными дорогами. На перевалочные операции имеются специальные тарифы, и соответствующие суммы доходов перечис­ ляются портам пароходствами из провозной платы.

Прочие доходы порта (пристани), зависящие от объема погру­ зочно-разгрузочных работ, определяются при помощи соответству­ ющих коэффициентов (если условия работы на планируемый пе­ риод не изменяются). Коэффициенты устанавливаются на основе анализа отчетных данных путем деления прочих доходов на об­ щую сумму доходов от погрузочно-разгрузочных работ.

Доходы от предоставления различных услуг пассажирам пла­ нируются исходя из объема перевозок пассажиров и доходных ставок, которые определяются в соответствии с действующими та­ рифами или по данным анализа отчетов за ряд лет; при этом учитываются условия работы в планируемом году.

К доходам от платных работ порта относятся денежные поступ­ ления за работы, выполняемые на складах клиентуры или по осо­ бым поручениям клиентуры на территории портов (пристаней), за сдачу перегрузочных машин в аренду сторонним организациям, за работу нефтеперекачечных станций, за использование грузчи­

ков

на хозяйственных работах на территории порта

(пристани),

за

использование

сторонними организациями рабочей

силы пор­

тов

(пристаней)

в межнавигационный период.

 

Первые три вида плановых доходов рассчитываются исходя из плановых расходов и установленной доли прибыли. Последние два вида плановых доходов планируются в сумме плановых расходов.

Кроме указанных доходов, порты (пристани) рассчитывают до­ ходы, получаемые по внутреннему хозяйственному расчету.

Доходы за обслуживание транзитного пассажиро (грузо)-обо­ рота предусматриваются проектом плана на уровне установлен­ ных планом расходов и процента прибыли для создания фондов экономического стимулирования предприятия.

В пассажиро (грузо)-оборот порта — транзитный и местный — включаются все грузовые объемы перевозок в физических тоннах по отправлению и прибытию, а также все количество пассажиров по отправлению. К местным относятся грузы, перевозимые в гра­ ницах деятельности порта флотом, находящимся у него на балан­ се, а также пассажиры — по отправлению в местном, пригород­ ном и внутригородском сообщении.

Для расчетов с управлением пароходства физический пасса­ жиро (грузо)-оборот портов приводится к условных тоннам при помощи коэффициентов приведения. При определении величины коэффициентов учитывается трудоемкость обслуживания отдельных видов перевозок. Наибольший коэффициент приведения использу­ ется для определения доходов от перевозок сухогрузов в грузо­ пассажирских судах, наименьший — для лесных грузов в плотах, буксируемых за тягой.

Планирование прибыли. После определения плановых сумм доходов приступают к планированию прибыли. По своему эконо­ мическому содержанию прибыль представляет собой чистый до­

165


ход, созданный в отраслях производства. Доходы от эксплуатаци­ онной деятельности составляют валовую выручку. Часть ее идет на возмещение затраченных средств производства, а остальная часть является валовым доходом пароходства, порта или какоголибо другого предприятия. Если из валового дохода вычесть за­ траты на оплату труда, получим чистый доход, созданный трудом работников пароходства, порта, предприятия. Из чистого дохода вносится процент платы за производственные фонды в бюджет, процент за пользование банковским кредитом, создаются фонды экономического стимулирования. Прибыль (чистый доход) направ­ ляется как в государственный бюджет, так и на нужды пароходств или портов.

В новых условиях планирования и экономического стимулиро­ вания прибыль стала одним из основных показателей оценки дея­ тельности предприятия, источником материального поощрения ра­ ботников производства. Повышается роль прибыли и как источни­ ка расширенного воспроизводства основных фондов и оборотных средств предприятий.

Размер прибыли зависит от суммы валовых доходов от пере­ возок, погрузочно-разгрузочных работ и от прочих работ флота, а также от суммы расходов, направленных на выполнение этих ра­ бот. В практической работе прибыль определяют как разность между всеми валовыми доходами и расходами. Сумма прибыли-, следовательно, зависит не только от объема, структуры производ­ ства и уровня тарифов, но и от умения экономно расходовать тру­ довые и материальные ресурсы.

Следует различать балансовую прибыль и прибыль от основ­ ной эксплуатационной деятельности (от реализации продукции и предоставления услуг).

Балансовая прибыль отражает конечный финансовый резуль­

тат деятельности пароходства. Кроме прибыли

от перевозок,

по­

грузочно-разгрузочных работ, вспомогательной

деятельности

в

балансовую прибыль входит так называемая

внереализационная

прибыль. Внереализационная прибыль состоит из штрафов, пени, полученных от других предприятий за несвоевременную оплату счетов, невыполнение в срок договорных обязательств и других поступлений. В балансовую прибыль не включаются убытки самих предприятий, связанные с уплатой штрафа за неправильный отказ от оплаты счетов поставщикам, задержку оплаты счетов, за невы­ полнение договорных обязательств, списание безнадежной деби­ торской задолженности, убытки от ликвидации неполностью амор­ тизированных основных средств и другие убытки.

Для установления экономической эффективности хозяйствен­ ной деятельности пароходства и выяснения вопроса о качестве его работы недостаточно знать общую сумму прибыли или темпы ее прироста. Необходимо еще определить уровень рентабельности производственных фондов, т. е. размер прибыли в расчете на 1 руб. основных производственных и оборотных фондов. Уровень рентабельности служит одним из условий образования фондов эко-

1««