Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
исходить из интересов только накопления или только потребления. Надо устанавливатть оптимальные разме ры и того и другого фонда, то есть находить оптималь ное сочетание размеров накопления и потребления, имея в виду их перспективный гармоничный рост.
Как известно, основным источником роста производ ства является повышение производительности общест венного труда. Поэтому темпы хозяйственного разви тия в основном определяются уровнем и темпами роста производительности труда.
На темпы роста производства весьма существенное влияние оказывает экономическое и моральное стиму лирование производства. Повышающаяся при этом эф фективность труда приводит к экономии овеществленно го труда, что создает новые источники для увеличения объемов производства.
Втом же направлении действуют и факторы улуч шения использования производственных фондов.
Всовременных условиях неизмеримо возросла роль науки в повышении производительности труда. Наука становится решающим фактором развития производи
тельных сил общества. К примеру, выработка синтети ческого сырья (каучука, вискозы, пластмасс и других продуктов) путем химического синтеза увеличивает в несколько раз выход продукции на каждый затрачен ный человеко-час труда по сравнению с затратами тру да на производство единицы естественного сырья. Даль нейший рост эффективности труда все в большей мере решается в научно-исследовательских институтах, лабо раториях, конструкторских бюро и в процессе широкого внедрения достижений науки и техники в производство.
Наконец, на темпы хозяйственного развития страны оказывает влияние наличие и степень использования за пасов полезных ископаемых, источников водной энер гии, плодородных земель, лесов.
Кроме общих факторов, в каждой отрасли производ ства есть свои специфические факторы, обусловленные особенностями данной отрасли. Задача плановых орга нов, хозяйственников состоит в том, чтобы повседневно изучать, какое влияние оказывают эти факторы на рост производства и какие меры необходимо предпринять, чтобы наиболее полно их использовать при планирова нии темпов хозяйственного развития.
32
Обеспечение пропорциональности в народном хозяй стве. С появлением общественного разделения труда неизбежно появляется объективная необходимость соб людения пропорциональности, то есть определенных со отношений между отдельными стадиями воспроизводст ва, отраслями, экономическими районами. Обеспечение пропорциональности между отраслями, сферами народ ного хозяйства и экономическими районами, координа ция и комплексная увязка планов развития отдельных предприятий, отраслей, районов, областей, краев, рес публик в едином народнохозяйственном плане страны — важнейшие принципы планирования. Нельзя строить план как механическую сводку его отдельных частей. Он должен быть разработан как единый экономический организм, в котором все элементы взаимно увязаны, строго скоординированы, согласованы и подчинены еди ной цели.
Пропорциональность — это одно из требований эко номического закона планомерного, пропорционального развития. Пропорция — это конкретная, точно измеряе мая (количественно) объективная зависимость друг от друга производств, отраслей, элементов общественного процесса воспроизводства. Соответствие, пропорциональ ность устанавливаются только для определенного пе риода, этапа развития. В целом же пропорции изменя ются под воздействием экономических процессов раз вития общества.
Пропорциональность в развитии народного хозяйст ва достигается при наиболее эффективном размещении производительных сил. Например, в текущем пятилетии в нашей стране увеличивается промышленное и сельско хозяйственное производство в районах, находящихся восточнее Урала, где сосредоточены ресурсы промышлен ного сырья, топлива и электроэнергии; в районах Даль него Востока, обладающих рудами черных и цветных ме таллов, топливно-энергетическими источниками, лесом, рыбой и другими природными ресурсами. Естественно; что эти сдвиги в размещении производительных сил тре буют установления новых пропорций между отдельными отраслями производства, направлениями капитальных вложений, развитием различных видов транспорта, при чем не только в названных районах, но и в народном хо зяйстве в целом.
8 Зим* 4*4 |
33 |
Плановое хозяйство немыслимо без координации и увязки экономики в масштабе всей страны. Координа ция планов развития отраслей, республик и крупных экономических районов, их взаимная увязка в едином государственном народнохозяйственном плане являются основным условием недопущения диспропорций в народ
ном хозяйстве. |
\ |
увязки |
развития |
Сущность координации и взаимной |
|||
отраслей, республик и экономических |
районов состоит |
||
в том, чтобы обеспечить соответствие |
(пропорциональ |
||
ность) между конкретными |
потребностями |
отраслей, |
республик, страны в целом и ресурсами для удовлетво рения этих потребностей. В конечном счете определить правильные пропорции — это значит установить необхо димое соответствие между производством и потреблени ем, между потребностями и ресурсами.
В процессе планирования пропорциональность уста навливается как внутри каждой отрасли (внутриотрас левые пропорции), так и между смежными отраслями (межотраслевые пропорции), как в развитии отдельных республик и экономических районов, так и в развитии хозяйства внутри республик и экономических районов (межрайонные пропорции). Определение всех этих про порций подчиняется главным хозяйственно-политическим задачам плана и обеспечивает их неуклонное выполне ние.
Необходимость установления соответствующих про порций диктуется объективными причинами. Так, меж отраслевые пропорции обусловлены прежде всего обще ственным разделением труда и характером производ ственных связей между отраслями. Например, плани руемый размер производства станков требует соответст вующего уровня производства металла определенного качества и сортимента, производства инструмента, элект роэнергии и т. п. Соответствие между смежными отрас лями по производству продукции требует пропорцио нального развития производственных мощностей, а так
же |
распределения рабочей |
силы |
между |
отраслями. |
||
Эта |
взаимная многосложная |
цепная связь |
отраслей |
|||
в процессе производства |
должна |
быть |
заранее и |
|||
точно предусмотрена в плане, с тем чтобы |
все |
пред |
||||
приятия работали согласованно, |
без задержек и |
пере |
||||
боев. |
|
|
|
|
|
34
Важна и другая сторона этой взаимозависимости от раслей: изменения в пропорциях материального произ водства оказывают влияние не только на те отрасли, в которых эти изменения произошли, но и на все народ ное хозяйство, на весь процесс воспроизводства.
Определение важнейших народнохозяйственных про порций, то есть пропорций, выходящих за пределы республик, экономических районов и затрагивающих об щественное производство страны в целом, может осу ществляться только центральными органами и в обще государственном масштабе. Госплан СССР координи рует в масштабе страны пропорции между накоплением и потреблением в национальном доходе, между промыш ленностью и сельским хозяйством, между производством средств производства и производством предметов по требления, между ресурсами, направляемыми на теку щие нужды, на капитальное строительство и в резерв, между производством и транспортом, между производ ством предметов потребления и услугами, товарооборо том и доходами населения и т. д.
Соблюдение стоимостных пропорций в народном хо зяйстве и их планирование в масштабе всей страны тре буют единой общегосударственной политики цен на ос новные изделия промышленности, на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции и продукции других отраслей.
Обеспечение правильных пропорций между отрасля ми народного хозяйства и внутри каждой отрасли, меж ду смежными производствами, между республиками и экономическими районами, а также правильных обще хозяйственных пропорций при составлении плана дости гается разработкой системы межотраслевых балансов.
Обеспечение наибольшей экономической эффектив ности развития производства. Социалистическая систе ма хозяйства обеспечивает преимущества в развитии производства, которые не может дат.ь частнокапитали стическое производство. Она позволяет развивать пла номерно все отрасли и сферы народного хозяйства и на этой основе обеспечивать неуклонный подъем матери ального и культурного уровня жизни народа. Достиже ние этой цели обеспечивается на основе высоких темпов развития промышленного производства,, внедрения в на родное хозяйство новейших достижений науки и техни
2* |
35 |
ки, научной организации труда, улучшения качества продукции и повышения эффективности общественного производства.
Повышение экономической эффективности общест венного производства — один из важнейших принципов планирования народного хозяйства. Основным содержа нием этого принципа является обеспечение максималь ного роста общественного производства при минимуме общественно необходимых затрат.
Принцип наибольшей экономической эффективности и экономии общественного труда предполагает создание таких народнохозяйственных планов, которые обеспечи вали бы неуклонное повышение производительности об щественного труда, снижение издержек производства и рост прибыли, высокое качество продукции и ее полную реализацию. Обеспечение этого принципа непосредствен но связано с планированием производства наиболее экономичных видов сырья, материалов и топлива, эф фективного использования капитальных вложений, ус корения научно-технического прогресса в отраслях на родного хозяйства, рационального размещения социали стического производства, его специализации и коопери рования.
Принцип наибольшей экономической эффективности развития производства требует постоянной экономии живого и овеществленного труда в народном хозяйстве.
«...Экономия времени, — подчеркивал К. Маркс, — равно как и планомерное распределение рабочего време ни по различным отраслям производства остается пер вым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится даже в гораздо более вы сокой степени законом» '.
Осуществление принципа максимальной экономии об щественного труда находит конкретное выражение в народнохозяйственных планах и требует всемерного развЛия прогрессивных форм организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства.
Приципиалыюе значение при этом отводится хозяй ственному расчету как социалистическому методу хо зяйствования. Многолетняя практика показывает, что1
1 Архив |
К. М а р к с а и Ф. Э н г е л ь с а , т. IV. М., ГТартиздат |
ЦК ВКП(б), |
1933, с. 119. |
функционирование таких экономических систем, как предприятие и главк (возглавляющий подотрасль), на различных принципах — хозрасчетом и бюджетом — сни жает эффективность их хозяйственной деятельности.
Создание хозрасчетных всесоюзных и республикан ских промышленных объединений в соответствии с по становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
«О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершен ствованию управления промышленностью» 1прежде всего направлено на повышению эффективности производства и ускорение темпов научно-технического прогресса.
Важную роль в повышении эффективности общест венного производства играет социально-политический аспект развития общества. Прогрессивные изменения в экономике и в духовной жизни народа, развитие твор ческой активности масс, ориентация производства на достижение социально-политических целей общества — все это способствует ускорению социального прогресса в целом.
Как широкие масштабы проявления, так и разнооб разие форм инициативы масс представляют собой со циальную закономерность, свойственную социалисти ческому обществу. Важное значение имеет дальнейшее расширение -участия трудящихся в управлении произ водством. Общенародная заинтересованность в повыше нии его эффективности с наибольшей яркостью прояв ляется в социалистическом соревновании. Поэтому сре ди общественных факторов, обеспечивающих рост эф фективности производства, в первую очередь следует назвать социалистическое соревнование.
Тесно связаны с развитием инициативы трудящихся вопросы морального и материального стимулирования их производственной и творческой деятельности.
Опыт показывает, что только комплексный подход к использованию материального и морального стимулиро вания положительно сказывается на развитии производ ства, эффективности социалистического соревнования. Для профсоюзных работников, для профактива, зани мающегося организацией социалистического соревнова ния, правильное оперирование всеми средствами стиму-1
1 См. Справочник партийного работника. Вып. 13. М., Полит издат, 1973, с. 157—169,
37
лирования производства особенно важно. Не только под держка и поощрение передовиков, но и выявление тех, кто отстал или работает недобросовестно, публичное подведение итогов соревнования, гласность результатов его позволяют выработать определенные критерии об щественного признания и порицания. А все это, вместе взятое, поддерживает хозяйское отношение к обществен ному богатству, добросовестное отношение к труду, обес печивает стремление и поиск резервов повышения эф фективности производства.
В процессе развития форм и методов социалистиче ского соревнования — дела, которым непосредственно занимаются профсоюзы СССР, — родилась идея выдви жения соревнующимися встречных планов. По сути де ла это новая форма планирования, направленная па повышение экономической эффективности производства. Корректировка плановых заданий в сторону их увели чения при этом идет не сверху, а снизу — от самих тру дящихся, от передовиков производства. Основой для выдвижения встречного плана всегда служит тщатель ный анализ возможностей конкретного предприятия, учет всех имеющихся резервов. Поскольку инициатива исходит от самих исполнителей, можно сказать, что планирование в данном случае начинается непосредст венно на каждом рабочем месте. Резервы, выявленные на этом уровне, позволяют формировать встречные пла ны на участках производства, в цехах и на предприя тиях в целом.
Встречное планирование в условиях социалистиче ской экономики — это форма непосредственного участия трудящихся и их профессиональных союзов в управле нии производством.
Порядок разработки и учета выполнения встречных планов позволяет планирующим органам полнее исполь зовать вскрытые резервы производства, скоординировать более высокие показатели, предложенные коллективами предприятий, в масштабе данной отрасли, согласовать намечаемый рост выпуска продукции с возможностями и потребностями смежных отраслей и тем самым все сторонне обеспечить условия для выполнения встреч ного плана.
В текущей пятилетке проводится ряд крупных об щегосударственных мероприятий по повышению эффек
38
тивности производства. Совершенствуется отраслевая структура промышленности и улучшаются внутриотрас левые пропорции. Предусмотрено опережающее разви тие более прогрессивных и экономичных отраслей и про изводств. Повышается удельный вес и роль отраслей, обеспечивающих техническое перевооружение всего на родного хозяйства и производство новой, более совер-. шенной продукции. Значительно расширяются новейшие отрасли промышленности.
Принцип достижения наибольшей эффективности про изводства отражается в требовании повышения всех качественных показателей работы отраслей народного хозяйства, улучшения использования средств производ ства, снижения удельных затрат сырья, материалов, топ лива, электроэнергии на единицу продукции. Этот же принцип лежит в основе планов специализации и коопе рирования производств, развития топливно-энергетиче ской базы, производства новых машин и внедрения про грессивных технологических процессов.
В деятельности профсоюзов, как известно, значитель ное место занимает общественный контроль за произ водством, борьба за строгое соблюдение производствен ной и трудовой дисциплины. По своему содержанию это не что иное, как один из важнейших факторов снижения всевозможных потерь в производстве и обращении. Как общественные, так и административные меры, исполь зуемые для этого, практически реализуют принцип мак симальной экономии общественного труда. А это, как мы уже говорили, и обеспечивает максимальную эффек тивность производства.
Прямое отношение к сказанному имеет и борьба за устранение излишеств в различных сферах производст ва. Так, скажем, в организационной сфере это проявля ется в сокращении административно-управленческих расходов.
Нужно подчеркнуть, что средства повышения эффек тивности производства с наибольшей полнотой прояв ляют свою результативность не порознь, а в комплексе, чему ярким свидетельством стал щекинский экспери мент.
Характерно, что при этом изменения в организации
производства потребовали соответствующих |
изменений |
и в планировании. И это еще раз доказывает, |
что обес |
39