Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планирование издержек обращения осуществляется по заготовкам сельскохозяйственной продукции, оптовой

ирозничной торговле товарами народного потребления

ипродукции предприятий общественного питания. Уро­ вень издержек обращения определяется в копейках на рубль оборота, а по заготовительным и сбытовым орга­

низациям— в расчете на единицу продукции (напри­ мер, на 1 тонну заготовленной или реализованной про­ дукции).

Расчет планового уровня издержек обращения осу­ ществляется на основе расчета по основным элементам затрат. При составлении смет за исходный момент при­ нимаются отчетные данные о достигнутом уровне затрат. Основные статьи расходов: транспортные расходы, зар­ плата, аренда помещений и складов, топливо, пар, элект­ роэнергия, хранение, подработка, подсортировка, упа­ ковка товаров, содержание холодильных установок, рек­ лама, проценты за кредит (потери, порчи и недостача), отчисление на подготовку кадров и другие.

Сравнение плана по издержкам обращения с факти­ ческими издержками производится в сопоставимых це­ нах.

При переходе предприятия на новую систему плани­ рования и экономического стимулирования показатели прибыли и рентабельности становятся главными показа­ телями его экономической деятельности.

Народнохозяйственный план устанавливает отрас­ лям и предприятиям задание по прибыли и уровню рен­ табельности. Прибыль в плане определяется как разница между реализацией продукции в действующих оптовых ценах предприятия по плану и себестоимостью реализуе­ мой продукции по плану. В расчетах предприятия с бюд­ жетом принимается не прибыль от реализации, а балан­ совая прибыль, которая учитывает и прочую прибыль, получаемую в результате хозяйственной деятельности. Уровень общей рентабельности У р определяется отноше­ нием балансовой прибыли Р к стоимости основных про­ изводственных фондов Ф ос и нормируемых оборотных средств Ф об:

У„ = — ------- 100.

рФ о с + Фоб

Прибыль в современных условиях работы предприя­ тий играет важнейшую роль в стимулировании производ­

298

ства. Она главный источник накоплений, образования фондов развития, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и премирования. Фактически плата за основные производственные фонды и оборотные средства также осуществляется за счет прибыли.

В повышении эффективности общественного произ­ водства наряду с прибылью важную роль играют цены. Между планированием себестоимости, прибыли, цен и финансов существует неразрывная связь. Социалистиче­ ские общественные средства производства и закон пла­ номерного пропорционального развития обеспечивают государству возможность планировать цены на подав­ ляющую часть продукции общественного производства. Цены не только играют важную роль в обороте произ­ водимой продукции, но и обеспечивают распределение и перераспределение национального дохода в размерах и направлениях, предопределенных планом. Все расчеты себестоимости производимой продукции, издержек об­ ращения и финансовых показателей отраслей и пред­ приятий производятся исходя из действующих цен на отдельные виды продукции и работ.

Категория цены необходима и при разработке балан­ са народного хозяйства, и при определении националь­ ного дохода и бюджета, и при проведении кредитно-кас­ совой политики.

Цена представляет собой денежное выражение стои­ мости.

Она призвана правильно отражать общественно не­ обходимые затраты на создание и реализацию соответ­ ствующих товаров.

В СССР нашли широкое применение следующие виды цен:

—■в промышленности — оптовые цены предприятий, оптовые цены промышленности, розничные цены;

в сельском хозяйстве — закупочные цены (на про­ дукцию колхозов) и сдаточные цены (на продукцию сов­ хозов) ;

—■на транспорте — тарифы на перевозки; —■в связи — тарифы на услуги;

в строительстве — сметная стоимость (цена 1 квад­ ратного метр’а площади);

— в коммунальном хозяйстве — тарифы и цены на услуги.

299



Цены призваны возмещать издержки и обеспечивать известный уровень накоплений, обеспечивающий нор­ мальное развитие каждой отрасли хозяйства. Механизм цены, ее структуру и методику, построения можно пред­ ставить схемой:

С е б е с т о и м о с т ь П р и б ы л ь

О п то в ая ц ен а п р е д п р и я т и я

Оптовая цена промышленности

Н а л о г с о б о р о т а

 

Т а б л и ц а

17

И зд е р ­

П р и ­

х

ы х

 

ж к и

б ы л ь

в ы

 

сбы то ­

сб ы то ­

гор

гов

 

вых

вы х

т о ий

то р ий

о р г а н и ­ о р г а н и ­

зац и й

зац и й

здИер ж к и органи зац

риП б ы ль

роган и зац

в а я н ац ен к а

О п тов о -сб ы то ­

 

 

 

Торговая

накидка (скидка)

Государственная розничная цена

Все вышеназванные виды цен строятся по принципу розничной цены, в основу которой положена оптовая цена предприятия (себестоимость, прибыль).

Из анализа приведенной структуры цены нетрудно сделать вывод, что снижение цен связано прежде всего с понижением издержек производства и обращения, а также с правильным определением налога с оборота (экономически призванного компенсировать в этой став­ ке часть чистого дохода государства, изымаемого через данный вид продукции).

На впервые осваиваемую продукцию устанавливают­ ся временные цены (действующие до 1 года), на продук­ цию разового характера — договорные цены. Цены стро­ ятся на основе калькуляций себестоимости (издержек) на соответствующие виды продукции (услуг) с прибав­ лением накопления.

При определении цен учитывают изменения уровня общественно необходимых затрат под влиянием техни­ ческого прогресса.

В сельском хозяйстве при определении закупочных цен учитывают не только уровень урожайности, продук­ тивности животноводства, дифференцированные по зонам

зоо


{с целью изъятия дифференциальной ренты), но и то обстоятельство, что государство посредством цен на сельскохозяйственную продукцию привлекает колхозы к участию в'общегосударственных расходах. В сдаточ­ ных ценах совхозов, определяемых на тех же принци­ пах, что и оптовые цены в промышленности, преследу­ ется еще цель ускоренного развития отдельных отрас­ лей сельского хозяйства (учитываются сельскохозяй­ ственные стимулы).

Единая транспортная система, повышение ее эффек­ тивности требуют единой тарифной политики. Правиль­ ное и полное использование всех видов транспорта до­ стигается установлением дифференцированных тарифов. Существуют общие тарифы, устанавливаемые, например, в пределах всей сети железных дорог. Для отдельных видов грузов устанавливаются также исключительные тарифы (пониженные и повышенные).

Тарифы, как и цены, утверждаются Правитель­ ством СССР.

Совершенствование ценообразования — одна из важ­ нейших экономических проблем социалистического обще­ ства. В СССР осуществлена реформа оптовых цен в промышленности. Цель ее — приблизить цены к уровню общественно необходимых затрат труда, установить та­ кие цены, которые бы позволяли всем нормально рабо­ тающим предприятиям покрывать издержки производ­ ства и обеспечивать получение прибыли. В результате реформы оптовых цен повышена стимулирующая роль цены в ускорении темпов научно-технического прогресса и в обеспечении оптимальных пропорций в развитии от­ дельных отраслей производства.

Регулирование оптовых цен имеет своей целью уси­ ление роли экономических стимулов в производстве про­ дукции высокого качества и повышении эффективности производства.

Государственному комитету цен Совета Министров

СССР предоставлено право иметь специальный фонд текущего регулирования оптовых цен. Предприятиям разрешено реализовать по пониженным ценам произве­ денную ими продукцию, не пользующуюся спросом, с отнесением потерь на деятельность предприятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, предусмот­ ренных планом.

Ограничивается применение временных цен на вновь осваиваемую продукцию и расширяется практика при­ менения лимитных, групповых цен, а также нормативов; калькулирования по продукции, цены на которую уста­ навливаются по соглашению сторон.

Все это, вместе взятое, позволяет сознательно ис­ пользовать закон стоимости в интересах планомерной организации производства и распределения обществен­ ного продукта.

Г л а в а XV. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Планомерное распределение совокупного обществен­ ного продукта по стоимости осуществляется в социали­ стическом обществе посредством денег. Для осуществле­ ния воспроизводства общественного продукта государ­ ство должно располагать нужными фондами денежных чрредетв.

Образование и распределение этих фондов связано с системой хозяйственных взаимоотношений между госу­ дарством и отдельными государственными и кооператив­ ными предприятиями и организациями, между государ­ ством и населением. Совокупность всех этих взаимоот­ ношений характеризует сферу финансовых отношений или финансов социалйстического общества.

В СССР основная роль принадлежит государствен­ ным финансам, обслуживающим процесс расширенного* воспроизводства в государственном секторе, создающем преобладающую часть совокупного общественного про­ дукта. Финансовые ресурсы государства образуются за счет денежных поступлений от реализации продукции государственных предприятий. Часть этих денежных по­ ступлений покрывает израсходованные средства произ­ водства, непрерывно возобновляя производство в преж­ них размерах. Другая часть выручки от реализации продукции составляет валовой доход предприятий и яв­ ляется источником их доходов. Доход государства пред­ ставляет собой разницу между валовым доходом пред­ приятия и зарплатой совокупно с другими выплатами ра­ ботникам сферы материального производства.

302


Чистый доход государства и кооперации — это часть вновь созданной в обществе за определенный период стоимости, то есть национального дохода. Объем нацио­ нального дохода, его распределение и использование оп­ ределяются темпами и пропорциями развития социали­ стического производства и роста материального благо­ состояния населения. Финансы служат одним из основ­ ных инструментов распределения национального дохода социалистического общества.

Выполнение народнохозяйственного плана должно быть обеспечено финансовыми ресурсами. Источники образования этих ресурсов и их направление опреде­ ляются сводным финансовым планом. В его основе ле­ жит балансовый расчет, в котором сопоставлены финан­ совые ресурсы и потребности в затратах, обеспечиваю­ щих выполнение задач народнохозяйственного плана. Финансовые ресурсы должны обеспечивать также осу­ ществление мер по дальнейшему повышению матери­ альных и культурных условий жизни трудящихся.

Основным финансовым планом государства, по кото­ рому осуществляется централизация подавляющей части финансовых ресурсов страны, служит государственный бюджет СССР. С его помощью происходит распределе­ ние и перераспределение значительной части националь­ ного дохода для решения важнейших народнохозяйст­ венных задач. Правительство утверждает также кредит­ ные планы банков. Все финансовые планй (предприя­ тий, хозяйственных организаций, учреждений и т. д. вплоть до государственного бюджета СССР) органиче­ ски между собой увязаны, что обеспечивается единст­ вом народнохозяйственного плана СССР.

Сводный финансовый план социалистического хозяй­ ства составляется по следующей сокращенной схеме:

I. Ф и н а н с о в ы е р е с у р с ы

1.Денежные накопления социалистических предприя­ тий, из них:

прибыль, налог с оборота,

плата за фонды.

2.Поступления от предприятий и учреждений в фонд социального страхования.

3.Амортизационные отчисления.

4.Доходы от внешней торговли.

303

5.Другие поступления от социалистического хозяй­

ства.

6.Поступления денежных средств от населения.

II. И с п о л ь з о в а н и е ф и н а н с о в ы х р е с у р с о в

1.Капитальные вложения в народное хозяйство.

2.Капитальный ремонт основных фондов.

3.Прирост оборотных средств социалистических пред­ приятий.

4.Прирост государственных материальных резервов.

5.Другие расходы социалистического хозяйства.

6.Расходы на социально-культурные мероприятия.

7.Расходы на оборону.

8.Расходы на содержание органов государственного управления.

9.Резервный фонд Совета Министров СССР и Сове­ та Министров союзных республик.

Снижение розничных

цен — важный фактор

роста

реальных доходов всего

населения. Вместе с

тем это

означает уменьшение финансовых ресурсов государства. Однако эти потери частично возмещаются благодаря росту производства, пойышению производительности труда и снижению на этой основе себестоимости продук­ ции, что находит отражение в увеличении суммы при­ были.

Повышение доли прибыли в денежных накоплениях предприятий за счет снижения себестоимости продукции имеет большое значение для укрепления хозяйственного расчета. Это улучшает финансовое положение предприя­ тий и повышает их материадьную заинтересованность в результатах производства. Прибыль в промышленности определяется как разница между стоимостью реализуе­ мой товарной продукции по оптовым ценам предприя­ тий без налога с оборота и затратами на ее производ­ ство.

Кроме вышеприведенного метода расчета прибыли, ее определяют еще так называемым контрольным, или ана­ литическим, методом. Сначала исчисляют сумму прибы­ ли, которая сложилась бы при сохранении в планируе­

мом

периоде

процента рентабельности предыдущего

года

(или, что

то же самое, сумму прибыли, получен­

ной в предыдущем году, увеличивают соответственно на­ мечаемому планом росту реализуемой продукции). За­ тем к полученной сумме добавляют намечаемую по пла­

304