Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Планирование издержек обращения осуществляется по заготовкам сельскохозяйственной продукции, оптовой
ирозничной торговле товарами народного потребления
ипродукции предприятий общественного питания. Уро вень издержек обращения определяется в копейках на рубль оборота, а по заготовительным и сбытовым орга
низациям— в расчете на единицу продукции (напри мер, на 1 тонну заготовленной или реализованной про дукции).
Расчет планового уровня издержек обращения осу ществляется на основе расчета по основным элементам затрат. При составлении смет за исходный момент при нимаются отчетные данные о достигнутом уровне затрат. Основные статьи расходов: транспортные расходы, зар плата, аренда помещений и складов, топливо, пар, элект роэнергия, хранение, подработка, подсортировка, упа ковка товаров, содержание холодильных установок, рек лама, проценты за кредит (потери, порчи и недостача), отчисление на подготовку кадров и другие.
Сравнение плана по издержкам обращения с факти ческими издержками производится в сопоставимых це нах.
При переходе предприятия на новую систему плани рования и экономического стимулирования показатели прибыли и рентабельности становятся главными показа телями его экономической деятельности.
Народнохозяйственный план устанавливает отрас лям и предприятиям задание по прибыли и уровню рен табельности. Прибыль в плане определяется как разница между реализацией продукции в действующих оптовых ценах предприятия по плану и себестоимостью реализуе мой продукции по плану. В расчетах предприятия с бюд жетом принимается не прибыль от реализации, а балан совая прибыль, которая учитывает и прочую прибыль, получаемую в результате хозяйственной деятельности. Уровень общей рентабельности У р определяется отноше нием балансовой прибыли Р к стоимости основных про изводственных фондов Ф ос и нормируемых оборотных средств Ф об:
У„ = — ------- 100.
рФ о с + Фоб
Прибыль в современных условиях работы предприя тий играет важнейшую роль в стимулировании производ
298
ства. Она главный источник накоплений, образования фондов развития, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и премирования. Фактически плата за основные производственные фонды и оборотные средства также осуществляется за счет прибыли.
В повышении эффективности общественного произ водства наряду с прибылью важную роль играют цены. Между планированием себестоимости, прибыли, цен и финансов существует неразрывная связь. Социалистиче ские общественные средства производства и закон пла номерного пропорционального развития обеспечивают государству возможность планировать цены на подав ляющую часть продукции общественного производства. Цены не только играют важную роль в обороте произ водимой продукции, но и обеспечивают распределение и перераспределение национального дохода в размерах и направлениях, предопределенных планом. Все расчеты себестоимости производимой продукции, издержек об ращения и финансовых показателей отраслей и пред приятий производятся исходя из действующих цен на отдельные виды продукции и работ.
Категория цены необходима и при разработке балан са народного хозяйства, и при определении националь ного дохода и бюджета, и при проведении кредитно-кас совой политики.
Цена представляет собой денежное выражение стои мости.
Она призвана правильно отражать общественно не обходимые затраты на создание и реализацию соответ ствующих товаров.
В СССР нашли широкое применение следующие виды цен:
—■в промышленности — оптовые цены предприятий, оптовые цены промышленности, розничные цены;
—в сельском хозяйстве — закупочные цены (на про дукцию колхозов) и сдаточные цены (на продукцию сов хозов) ;
—■на транспорте — тарифы на перевозки; —■в связи — тарифы на услуги;
—в строительстве — сметная стоимость (цена 1 квад ратного метр’а площади);
— в коммунальном хозяйстве — тарифы и цены на услуги.
299
Цены призваны возмещать издержки и обеспечивать известный уровень накоплений, обеспечивающий нор мальное развитие каждой отрасли хозяйства. Механизм цены, ее структуру и методику, построения можно пред ставить схемой:
С е б е с т о и м о с т ь П р и б ы л ь
О п то в ая ц ен а п р е д п р и я т и я
Оптовая цена промышленности
Н а л о г с о б о р о т а
|
Т а б л и ц а |
17 |
||
И зд е р |
П р и |
х |
ы х |
|
ж к и |
б ы л ь |
в ы |
|
|
сбы то |
сб ы то |
гор |
гов |
|
вых |
вы х |
т о ий |
то р ий |
|
о р г а н и о р г а н и |
||||
зац и й |
зац и й |
здИер ж к и органи зац |
риП б ы ль |
роган и зац |
в а я н ац ен к а |
||||
О п тов о -сб ы то |
|
|
|
Торговая
накидка (скидка)
Государственная розничная цена
Все вышеназванные виды цен строятся по принципу розничной цены, в основу которой положена оптовая цена предприятия (себестоимость, прибыль).
Из анализа приведенной структуры цены нетрудно сделать вывод, что снижение цен связано прежде всего с понижением издержек производства и обращения, а также с правильным определением налога с оборота (экономически призванного компенсировать в этой став ке часть чистого дохода государства, изымаемого через данный вид продукции).
На впервые осваиваемую продукцию устанавливают ся временные цены (действующие до 1 года), на продук цию разового характера — договорные цены. Цены стро ятся на основе калькуляций себестоимости (издержек) на соответствующие виды продукции (услуг) с прибав лением накопления.
При определении цен учитывают изменения уровня общественно необходимых затрат под влиянием техни ческого прогресса.
В сельском хозяйстве при определении закупочных цен учитывают не только уровень урожайности, продук тивности животноводства, дифференцированные по зонам
зоо
{с целью изъятия дифференциальной ренты), но и то обстоятельство, что государство посредством цен на сельскохозяйственную продукцию привлекает колхозы к участию в'общегосударственных расходах. В сдаточ ных ценах совхозов, определяемых на тех же принци пах, что и оптовые цены в промышленности, преследу ется еще цель ускоренного развития отдельных отрас лей сельского хозяйства (учитываются сельскохозяй ственные стимулы).
Единая транспортная система, повышение ее эффек тивности требуют единой тарифной политики. Правиль ное и полное использование всех видов транспорта до стигается установлением дифференцированных тарифов. Существуют общие тарифы, устанавливаемые, например, в пределах всей сети железных дорог. Для отдельных видов грузов устанавливаются также исключительные тарифы (пониженные и повышенные).
Тарифы, как и цены, утверждаются Правитель ством СССР.
Совершенствование ценообразования — одна из важ нейших экономических проблем социалистического обще ства. В СССР осуществлена реформа оптовых цен в промышленности. Цель ее — приблизить цены к уровню общественно необходимых затрат труда, установить та кие цены, которые бы позволяли всем нормально рабо тающим предприятиям покрывать издержки производ ства и обеспечивать получение прибыли. В результате реформы оптовых цен повышена стимулирующая роль цены в ускорении темпов научно-технического прогресса и в обеспечении оптимальных пропорций в развитии от дельных отраслей производства.
Регулирование оптовых цен имеет своей целью уси ление роли экономических стимулов в производстве про дукции высокого качества и повышении эффективности производства.
Государственному комитету цен Совета Министров
СССР предоставлено право иметь специальный фонд текущего регулирования оптовых цен. Предприятиям разрешено реализовать по пониженным ценам произве денную ими продукцию, не пользующуюся спросом, с отнесением потерь на деятельность предприятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, предусмот ренных планом.
Ограничивается применение временных цен на вновь осваиваемую продукцию и расширяется практика при менения лимитных, групповых цен, а также нормативов; калькулирования по продукции, цены на которую уста навливаются по соглашению сторон.
Все это, вместе взятое, позволяет сознательно ис пользовать закон стоимости в интересах планомерной организации производства и распределения обществен ного продукта.
Г л а в а XV. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Планомерное распределение совокупного обществен ного продукта по стоимости осуществляется в социали стическом обществе посредством денег. Для осуществле ния воспроизводства общественного продукта государ ство должно располагать нужными фондами денежных чрредетв.
Образование и распределение этих фондов связано с системой хозяйственных взаимоотношений между госу дарством и отдельными государственными и кооператив ными предприятиями и организациями, между государ ством и населением. Совокупность всех этих взаимоот ношений характеризует сферу финансовых отношений или финансов социалйстического общества.
В СССР основная роль принадлежит государствен ным финансам, обслуживающим процесс расширенного* воспроизводства в государственном секторе, создающем преобладающую часть совокупного общественного про дукта. Финансовые ресурсы государства образуются за счет денежных поступлений от реализации продукции государственных предприятий. Часть этих денежных по ступлений покрывает израсходованные средства произ водства, непрерывно возобновляя производство в преж них размерах. Другая часть выручки от реализации продукции составляет валовой доход предприятий и яв ляется источником их доходов. Доход государства пред ставляет собой разницу между валовым доходом пред приятия и зарплатой совокупно с другими выплатами ра ботникам сферы материального производства.
302
Чистый доход государства и кооперации — это часть вновь созданной в обществе за определенный период стоимости, то есть национального дохода. Объем нацио нального дохода, его распределение и использование оп ределяются темпами и пропорциями развития социали стического производства и роста материального благо состояния населения. Финансы служат одним из основ ных инструментов распределения национального дохода социалистического общества.
Выполнение народнохозяйственного плана должно быть обеспечено финансовыми ресурсами. Источники образования этих ресурсов и их направление опреде ляются сводным финансовым планом. В его основе ле жит балансовый расчет, в котором сопоставлены финан совые ресурсы и потребности в затратах, обеспечиваю щих выполнение задач народнохозяйственного плана. Финансовые ресурсы должны обеспечивать также осу ществление мер по дальнейшему повышению матери альных и культурных условий жизни трудящихся.
Основным финансовым планом государства, по кото рому осуществляется централизация подавляющей части финансовых ресурсов страны, служит государственный бюджет СССР. С его помощью происходит распределе ние и перераспределение значительной части националь ного дохода для решения важнейших народнохозяйст венных задач. Правительство утверждает также кредит ные планы банков. Все финансовые планй (предприя тий, хозяйственных организаций, учреждений и т. д. вплоть до государственного бюджета СССР) органиче ски между собой увязаны, что обеспечивается единст вом народнохозяйственного плана СССР.
Сводный финансовый план социалистического хозяй ства составляется по следующей сокращенной схеме:
I. Ф и н а н с о в ы е р е с у р с ы
1.Денежные накопления социалистических предприя тий, из них:
прибыль, налог с оборота,
плата за фонды.
2.Поступления от предприятий и учреждений в фонд социального страхования.
3.Амортизационные отчисления.
4.Доходы от внешней торговли.
303
5.Другие поступления от социалистического хозяй
ства.
6.Поступления денежных средств от населения.
II. И с п о л ь з о в а н и е ф и н а н с о в ы х р е с у р с о в
1.Капитальные вложения в народное хозяйство.
2.Капитальный ремонт основных фондов.
3.Прирост оборотных средств социалистических пред приятий.
4.Прирост государственных материальных резервов.
5.Другие расходы социалистического хозяйства.
6.Расходы на социально-культурные мероприятия.
7.Расходы на оборону.
8.Расходы на содержание органов государственного управления.
9.Резервный фонд Совета Министров СССР и Сове та Министров союзных республик.
Снижение розничных |
цен — важный фактор |
роста |
реальных доходов всего |
населения. Вместе с |
тем это |
означает уменьшение финансовых ресурсов государства. Однако эти потери частично возмещаются благодаря росту производства, пойышению производительности труда и снижению на этой основе себестоимости продук ции, что находит отражение в увеличении суммы при были.
Повышение доли прибыли в денежных накоплениях предприятий за счет снижения себестоимости продукции имеет большое значение для укрепления хозяйственного расчета. Это улучшает финансовое положение предприя тий и повышает их материадьную заинтересованность в результатах производства. Прибыль в промышленности определяется как разница между стоимостью реализуе мой товарной продукции по оптовым ценам предприя тий без налога с оборота и затратами на ее производ ство.
Кроме вышеприведенного метода расчета прибыли, ее определяют еще так называемым контрольным, или ана литическим, методом. Сначала исчисляют сумму прибы ли, которая сложилась бы при сохранении в планируе
мом |
периоде |
процента рентабельности предыдущего |
года |
(или, что |
то же самое, сумму прибыли, получен |
ной в предыдущем году, увеличивают соответственно на мечаемому планом росту реализуемой продукции). За тем к полученной сумме добавляют намечаемую по пла
304