Файл: Инженеру об изобретении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

устанавливает, что если на основное изобретение выдано

авторское свидетельство, то на дополнительное изобре­ тение может быть получено лишь дополнительное автор­ ское свидетельство, но не патент; если же на основное изобретение выдан патент, то на дополнительное изобре­ тение может быть, по выбору заявителя, получено либо авторское свидетельство, либо патент.

Новое Положение в отличие от прежнего подробно ре-

глам'ентирует порядок подачи и рассмотрения заявок, в

частности сроки подачи заявок организациями, детально

определяет круг лиц, имеющих право на подачу заявки,

отношения в ходе рассмотрения заявки между автора­

ми, заявителем и органами, производящими экспертизу

и уполномоченными принять по заявке определенное ре­

шение.

§ 6.3. ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ .

Заявки на изобретения подаются авторами изобрете­ ний либо их правопреемниками, а также организациями

(предприятиями, научно-исследовательскими института­

ми, проектно-конструкторскими бюро и т. п.).

Граждане СССР, являющиеся авторами изобретений,

м.огут подавать заявки, различными способами.

Заявка на изобретение, созданное гражданином в свя­

зи с выполнением им служебного задания организации, оформляется C участием автора и подается организацией

(п. 40). Заявка должна быть подана организацией в ме­

сячный срок со дня выявления изобретения, а если пред­ ложение о ее подаче исходит от автора, — также в месяч­

ный срок‘ со дня внесения автором такого предложения

(п. 41). Положение ввело правило о том, что, если заявка не подана организацией в указанный месячный срок, ав­

тор вправе самостоятельно подать заявку в Госкомитет с указанием, что изобретение создано в связи с выполне­

нием служебного задания и что организация не оформила заявку в установленный срок. Прежнее Положение не устанавливало, когда возникает такое право автора изо­

бретения.

Автор вправе подать через организацию, где он рабо­

тает, заявку на изобретение, не связанное с выполнением служебного задания. Правило о предпочтительности по­

дачи заявок через организацию было установлено Поста-

205


новленпем Совета Министров СССР от 27 декабря 1962 г. № 1290 «Об изменении и признании утратившими силу

решении правительства СССР в связи с постановлением

Совета Министров СССР от 14 июня 1962 г. № 607 „Об

улучшении охраны государственных интересов в области

изобретений и о дальнейшем улучшении организации изо­

бретательства в СССР“»[7] и закрепилось новым Положе­

нием: организация обязана оказать автору помощь в оформлении заявки, проверить по имеющимся у нее дан­

ным новизну изобретения и в месячный срок со дня обра­

щения автора направить надлежаще оформленную заяв­

ку в Госкомитет (п. 42),

Неработающие авторы изобретений могут подать за­ явку через местные организации BOHP1 которые также обязаны оказать авторам помощь в оформлении заявки и в месячный срок со дня обращения автора направить за­

явку в Госкомитет (п. 42).

Можно заметить, что в обоих случаях организация

или орган BOHP выступает от имени автора как бы в ка­

честве его поверенного.

Как работающие, тад и неработающие авторы изобре­

тений могут подавать заявки непосредственно в Госкоми­ тет лично или через представителя, действующего на ос­ новании'надлежаще оформленной доверенности.

Возраст и дееспособность гражданина — автора изо­

бретения — имеет значение при осуществлении права на

подачу заявки (равно как при осуществлении всех других

изобретательских прав): самостоятельно подать заявку

могут

только лица,

достигшие 15-летнего возраста

(ст. 13

ГК РСФСР);

заявки иа изобретения, сделанные

авторами, не достигшими 15 лет или объявленными не­ дееспособными, подают их родители или опекуны.

Наследники, граждан, являющихся авторами изобре­

тений, при подаче заявок должны удостоверять свои на­

следственные права, приложив к заявке свидетельство о праве наследования (или его заверенную копию), кото­

рое выдается нотариальными конторами.

Это свидетельство выдается по истечении шести меся­

цев со дня открытия наследства, хотя может быть выдано

и ранее этого срока, если в нотариальном органе имеются

данные о том, что кроме лиц, заявивших о выдаче свиде­

тельства, других наследников нет (ст. 558 ГК РСФСР).

Длительность срока, необходимого для получения свиде­

тельства о праве’наследования, заставляет задуматься о

206


возможных неблагоприятных последствиях для изобрете­ ния: промедление в подаче заявки может привести к утра­

те приоритета или новизны предложения. В связи с этим

представляется целесообразным предоставить наследни­

кам право подачи заявки на изобретение, созданное на­ следодателем, до истечения упомянутого шестимесячно­ го срока.

Тексты п. 39—42 Положения дают право считать, что

наследники, подобно самому автору, могут подать заявку

через организацию. Однако вопрос о том, через какую именно организацию — где работают сами наследники

или где работал умерший автор — в законодательстве

оставлен открытым. По-видимому, заявка на изобретение, созданное умершим автором в связи с выполнением слу­

жебного задания, должна подаваться через организацию,

где автор работал в связи с созданием изобретения; в

остальных же случаях наследник может подать заявку че­

рез эту организацию или через ту, где работает он сам, а также через орган ВОИР.

Иностранные граждане в соответствии с общим прин­ ципом, выраженным в ст. 122 Основ гражданского зако­ нодательства Союза CCP и союзных республик, пользу­

ются гражданской правоспособностью наравне с гражда­

нами СССР. Лица, постоянно проживающие за границей,

подают заявки и совершают действия, связанные с рас­ смотрением заявок и выдачей охранных документов, че­

рез Торгово-промышленную палату СССР, которая вы­

ступает в данном случае в качестве патентного поверен­

ного.

Государственные, кооперативные и общественные организации, как это видно из вышеизложенного, высту­

пают в качестве заявителей на выдачу авторских свиде­ тельств на изобретения, созданные работниками органи­

зации в связи с выполнением ими служебного задания, а

также по заявкам, оформляемым в связи с предложения­ ми авторов на изобретения, не связанные со служебной

деятельностью.

Новое Положение не воспроизвело нормы (подвергав­

шейся убедительной и обоснованной критике) о так назы­

ваемых заводских изобретениях (п. 10 Положения

1959 г.): не случайно в нем подчеркивается, что авторские

свидетельства выдаются только на имя авторов (п. 26), а предприятию, организации или учреждению на изобрете­

ние, созданное в связи с выполнением служебного зада­

207


ния, выдается свидетельство, удостоверяющее факт созда­

ния изобретения на данном предприятии, в организации

или учреждении (п. 62),

§ 6.4. ПОДАЧА ЗАЯВОК НА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Заявки на выдачу авторского свидетельства пли па­

тента на изобретение подаются в Государственный Коми­

тет Совета Министров СССР по делам изобретений и от­

крытий (п. 39). Собственно рассмотрение заявок, т. е. государственную научно-техническую экспертизу изобре­

тений, производит Всесоюзный научно-исследователь­

ский институт государственной патентной экспертизы

(ВНИИГПЭ), в связи с чем допустима подача заявок не­

посредственно во ВНИИГПЭ.

Заявки на новые сорта и гибриды сельскохозяйствен­

ных культур, породы сельскохозяйственных животных и

птиц, новые типы пушных зверей и новые породы .тутово­

го шелкопряда подаются в Министерство сельского хо­ зяйства СССР (п. 22). Заявки на совершенно секретные

изобретения, относящиеся к новым средствам вооруже­

ния, боевой техники и их тактическому применению, пода­

ются в министерства и ведомства, определяемые Советом Министров СССР (п. 79). Одним из таких министерств

является Министерство Обороны СССР.

Правильное оформленье заявок на изобретения — необходимое условие эффективной защиты государствен­

ного приоритета на изобретения. Требование надлежа­ щего оформления заявок направлено прежде всего на

закрепление приоритета, и, кроме того, соблюдение этого

требования избавляет от излишней переписки и необос­ нованных отказов в выдаче охранных документов.

Порядок оформления прав на патент в целом совпа­

дает с порядком рассмотрения заявок на авторское сви­

детельство, хотя и имеет некоторые особенности, которые будут отмечены ниже. Здесь же необходимо остановиться

на одной из существенных особенностей — на взимании'

пошлин за совершаемые в процессе оформления прав действия. Порядок взимания и размеры пошлин установлены

Постановлением'Совета Министров СССР от 27 октября

1967 г. № 983 «О пошлинах за патентование изобретений

и промышленных образцов и регистрацию .товарных зна­

ков» [9].

Постановлением

предусмотрены следующие

пошлины:

'

/

208


единовременная заявочная пошлина в сумме 58 руб.

за каждую заявку; в случае .разделения первоначальной

заявки на несколько самостоятельных заявок, а также в

случае представления дополнительных материалов, изме­

нивших существо первоначальной заявки и оформленных как самостоятельные заявки, каждая из них оплачивается

единовременной пошлиной;

пошлина в сумме 40 руб., оплачиваемая .при подаче

возражения на решение об отказе в выдаче патента или

возражения по формуле изобретения;

пошлина, в сумме 45 руб. за выдачу патента.

К заявке на выдачу патента должны быть, помимо вышеназванных документов, приложены документы об

уплате пошлин.

Заявка должна относиться к одному изобретению

(соответствовать требованию единства изобретения). В отличие от прежнего законодательства, устанавливав­

шего жесткое содержание требования единства изобрете­

ния (одна заявка — одно техническое решение), новое Положение допускает объединение в одной заявке двух

иболее решений, относящихся к разным объектам (уст­ ройство, способ, вещество), если они служат единой цели

имогут быть применены лишь совместно (п. 45).

Правовое значение подачи заявки на изобретение. По­

дача заявки влечет определенные правовые последствия,

возбуждает производство по ее рассмотрению; любая по­ данная заявка должна быть рассмотрена. ^

Из законодательства вытекает (хотя ни в одном нор­

мативном акте об этом прямо не сказано), что поданная заявка на авторское свидетельство не может быть в одно­

стороннем порядке отозвана автором или заявителем: по­

дача такой заявки приводит к возникновению определен­ ных интересов (и даже прав) у Советского государства (здесь, как говорят в гражданском праве, делается опре­

деленное предоставление в пользу государства). Односто­

роннее же истребование у государства того, что ранее бы­ ло ему предоставлено, .недопустимо.

Существует мнение, что недопустимость отзывазаяв­

ки на выдачу авторского свидетельства вытекает из

исключительного характера права государства на изо­

бретение [62].

Представляется, что это обоснование верно лишь-для

случаев отказа от авторского свидетельства, поскольку

на стадии подачи и рассмотрения заявки еще нельзя го­

-209