Файл: Булычев, Н. С. Расчет крепи капитальных горных выработок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
Минимальное значение критической нагрузки будет при к = 2:
„(0 ) _ |
2m3GK ( I I ,5m) |
Ркр — |
(12,18) |
или
Ркр |
М КІК (I — 1,5m) |
(12.19) |
|
|
Äs (l-Mä) |
Выражение для критического давления на свободное кольцо отличается от классического (17.2) множителем (1—1,5т), где т есть относительная толщина кольца. Выражения (12.17) — (12.19) полу чены из решения теории упругости с учетом толщины кольца, в то время как выражение (17.2) получено методами строительной меха ники или исходя из теории тонких оболочек. Множитель (1—1,5т) имеет ясный физический смысл, он учитывает неравномерность распределения напряжений по сечению, и поэтому при определении величины критического давления на кольцо непрямоугольного меридионального сечения вместо т следует подставлять относитель ную толщину оболочки по ребру (табл. 21).
|
|
|
Т а б л и ц а 21 |
|
|
■?'кр |
^ • 10е по формулам |
7П |
- ^ - •1 0 ° , м |
ЕК |
|
|
|
(17.2) |
(12-19) |
0,001 |
8,33 -10 -5 |
2 ,5 0 - І О '4 |
2,50 -10 -* |
0,005 |
1,04 -10 -2 |
3,1 2 -1 0 -2 |
3,1 0 -1 0 -2 |
0,01 |
8,3 3 -1 0 -2 |
2,50 1 0 "1 |
2 ,4 6 - Ю - 1 |
0,05 |
10,4 |
31,2 |
28,9 |
0,1 |
83,3 |
250 |
212 |
0,15 |
281 |
843 |
654 |
0,2 |
667 |
2000 |
1400 |
2. Упругая плоскость
|
|
|
(Q — P) кР |
_____ Е______ |
(12.20) |
||
|
|
|
2 (t + p) (1 — 2р) |
||||
|
|
|
|
||||
Из выражения |
(12.20) |
следует, |
что величина |
(() — р)кр -*■о<=> при |
|||
р -* 0,5 и равна Е/2 при р — 0. |
|
|
|
||||
3. |
Кольцо в упругом массиве. |
|
|
||||
Приравнивая правые части равенств (12.15) и (12.16), получаем |
|||||||
выражение для критического давления на кольцо |
|
||||||
|
|
|
|
Г 2G |
|
X — 1 |
|
Р |
|
( 0 ) |
к 2 — 1 |
Lх+1 |
Рв)ч + т \ |
/г-; х + 1 |
(12.21) |
к р |
Ркр |
3 |
|
X — 1 |
X — 1 |
|
|
|
|
|
|
|
х + 1 |
х-М |
|
6* |
83 |
Исследуем это выражение на экстремум и найдем значение к, при котором рКр минимально:
|
к ~ ) |
|
Г |
Г Г2 |
!УЛ 4- У |
- - С— У С ^ ІУ * . |
(12.22) |
|||||
Здесь |
|
|
|
|
|
х—1 Л3. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
х 4 |
I |
) ’ |
|
|
|
|
С |
5 / х - I |
\ з |
X — 1 |
3 |
Г 2G |
|
{Q : |
Рв) |
X — 1 |
|||
27 \ х + 1 |
) |
2 х4-1 |
2Ркр |
L х + 1 |
X -г 1 |
|||||||
Ркр — критическое давление для |
свободного |
кольца, |
определяется |
|||||||||
выражениями (12.18) или (12.19). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Учитывая, что /с .> 2 и 0 <4 х |
) |
< 0 ,5 , формулу (12.22) можно |
||||||||||
представить в виде: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
к |
і / |
ЗЛ |
’ |
|
|
|
|
(12.23) |
где |
|
|
|
|
У |
р® |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2G |
|
|
|
|
|
|
|
(12.24) |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
: + 1 |
< e - LA> |
х + 1 |
• |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Тогда выражение для критического давления будет |
|
|
||||||||||
|
|
- П(0> Â-2-l |
|
27-3 |
|
А 4 |
к—1 |
|
|
|||
|
Ркр |
|
|
Х-г I |
|
(12.25) |
||||||
|
Ркр |
3 |
|
|
|
|
к — |
X — 1 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х + 1 |
|
|
Расчетные значения критической нагрузки приведены в табл. 22. Минимальное значение критической нагрузки при постоянном отно шении А/р(К“p’ наблюдается при р, = 0,5, поэтому формулу (12.25)
можно упростить еще более, |
полагая |
| = |
0: |
|
|
|
ЗА'2 —1 |
(12.26) |
|
|
Ркр |
Ркр |
3 |
|
|
|
|||
где к определяется по формуле (12.23). |
Т а б л и ц а 22 |
|||
|
|
|
|
|
А / рк°р |
k |
|
я |
г+р/р ЭД |
3 |
2 |
|
0 |
5,67 |
|
|
|
0,25 |
5,00 |
10 |
3 |
|
0,5 |
4,00 |
|
0,5 |
9,33 |
||
102 |
7 |
|
0,5 |
44,57 |
ІО3 |
14 |
|
0,5 |
208,5 |
ІО4 |
31 |
|
0 |
986,2 |
|
|
|
0,25 |
979,1 |
|
|
|
0,5 |
965,2 |
84
Из выражений (12.24) и (12.26) следует, что величина критического давления зависит не только от упругих констант материала кольца и упругой плоскости, но и от напряженного состояния плоскости и гидростатического давления. С другой стороны, анализ выраже ния (12.24) показывает, что влияние гидростатического давления и напряженного состояния среды существенно, если нагрузки сопо ставимы с модулем упругости. В большинстве случаев можно счи тать
|
|
|
А |
2G |
|
(12.27) |
|
|
|
|
х+1 ’ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
тогда критическое давление определится из выражения |
|||||||
|
|
Р - р - Р З і - ^ + |
а д і + і у } . |
|
(12.28) |
||
Примеры. 1. Определим критическую |
нагрузку на бетонную крепь: т — |
||||||
= 0,1; |
Ек = |
2 • 10е тс/м2; |
в массиве Е = 2 • 104 тс/м2; у = |
2,5 т/мэ на глубине |
|||
1000 ы; |
рв = |
1000 тс/м2. |
По табл. 21 найдем |
|
|
||
|
|
р Э Д - 2 1 2 - 10- е — |
(тс/м*). |
|
|
||
|
|
|
|
1 |
Нк |
|
|
По формулам (12.27) и (12.23) определим А = 8,8р{$, к = |
3. |
Подставляя эти |
|||||
значения в выражение (12.26), получим |
|
«=* 3600 тс/м2, пли сгкр |
3600 кгс/см2, |
что значительно превышает предел прочности бетона.
2. Исследуем устойчивость тонкой стальной оболочки, являющейся внут ренним слоем трехслойной (сталебетонной) крепи. Пусть массив и бетон, к кото рому прилегает оболочка, имеют общий модуль Е — 2 -ІО6тс/м2. Толщина обо
лочки т = 0,001. |
|
|
|
|
Из табл. |
21 находим |
= 2,5 • 10 |
10 |
Остальные условия примем из |
предыдущего |
примера. Тогда |
1—рГ |
|
|
|
|
|||
|
А --•=4,4-10-7р$>, к = |
510, рКр |
1300 тс/м2. |
Из этих примеров следует, что опасность потерн устойчивости крепи при непрерывном ее контакте с породами при рассматриваемой постановке задачи практически отсутствует (другие расчетные схемы крепи рассмотрены в § 17).
Рассмотренная задача может быть использована при оценке устойчивости условно выделенного элемента массива вокруг выра ботки. В этом случае, как и в рассмотренных примерах, устойчивость
выработки определяется |
не устойчивостью выделенного элемента, |
а его прочностью. |
взаимодействия массивов горных пород |
Механические модели |
с крепью подземных сооружений отражают многообразие реальных проявлений этого взаимодействия и вскрывают его механизм, свя зывая характер взаимодействия с процессами деформирования и разрушения пород.
Механическая модель взаимодействия пород и крепи не тожде ственна модели массива. Взаимодействие одного и того же реального массива с различными видами крепи или при различных условиях (глубина, технологическая схема возведения крепи и т. и.) может
85
характеризоваться различными моделями взаимодействия, дающими
существенно |
различные зависимости параметров взаимодействия |
от основных влияющих факторов. |
|
Проблема |
выбора механической модели взаимодействия пород |
и крепи имеет два аспекта: собственно выбор модели, соответству ющей данному конкретному объекту, и обеспечение наиболее рацио нальной модели из ряда возможных в данных условиях путем при нятия соответствующей механической характеристики и техноло гической схемы сооружения выработки и возведения крепи. Второй из названных аспектов сливается с проблемой управления взаимо действием крепи и пород (управления горным давлением). Проблема выбора расчетной механической модели намечена лишь в основных чертах и требует дальнейшей разработки.
Можно выделить два главных способа управления взаимодей ствием пород и крепи. Первый способ — «упрочнение пород», переход от упругопластической неоднородной модели к однородной или упру гой: применение физического или химического упрочнения пород, технологической схемы возведения крепи с частичной разгрузкой {схемы А или Б, см. табл. 15), жесткой подпорной или упрочняющей крепи и др. Второй способ — «ослабление пород», переход от упругой к упругопластической (в том числе неоднородной) или к жестко пластической модели: применение технологической схемы возведения крепи с полной разгрузкой пород (схема В , см. табл. 15), искусствен ное разрушение пород (сотрясательное взрывание, щелевая раз грузка), применение податливой крепи, оставление зазоров между крепью и породой и др.
Способ управления взаимодействием пород и крепи должен вы бираться в каждом конкретном случае путем анализа возможных моделей взаимодействия, расчета вариантов и т. и.
Выбор расчетной механической модели взаимодействия пород и крепи имеет еще две стороны. Во-первых, модель должна соответ ствовать объекту, а во-вторых математический аппарат модели (степень строгости выводов) должен соответствовать степени идеали зации модели и точности исходных данных.
Г л а в а III
РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ИПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ РАСЧЕТА КРЕПИ
§13. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАСЧЕТА КРЕПИ.
Расчет крепи без учета ее деформации. По вопросам расчета крепи горных выработок и тоннелей существует обширная лите ратура. Имеется ряд обобщающих и обзорных работ [36, 46, 54, 150]. Учитывая это обстоятельство, мы рассмотрим основные направления и этапы развития теории расчета крепи и остановимся лишь на наи более важных методиках расчета, оказавших влияние на развитие науки.
Подземные сооружения, в том числе с возведением крепи, изве стны с древнейших времен, однако зарождение научных методов расчета крепи можно отнести с уверенностью лишь ко второй поло вине прошлого века. Одна из первых теоретических работ, положен ных в основу расчета крепи, принадлежит X. С. Головину, который рассмотрел работу кривого бруса под действием внешних сил. Метод X. С. Головина был использован, в частности, Л. Ф. Николаи при проектировании обделки Сурамского железнодорожного тоннеля, который был сдан в эксплуатацию в 1890 г.
В развитии теории расчета крепи можно выделить три основных этапа.
На первом, наиболее раннем этапе (конец прошлого и первая половина нынешнего века) крепь рассматривалась как конструкция, загруженная з а д а н н о й (активной) нагрузкой, принимаемой на основании существовавших тогда гипотез. Предполагалось, что
сама крепъ не оказывает влияния на величину и распределение дей ствующих на нее нагрузок. Деформации крепи не анализировались.
Второй этап (с 30-х годов нынешнего века) характеризуется
разделением действующих на крепь нагрузок на |
а к т и в н ы е , |
определяемые гипотезами горного давления, и |
п а с с и в н ы е , |
вызываемые отпором пород в результате упругих деформаций крепи под действием активных нагрузок.
Третий, современный этап развития теории расчета крепи, ста новление которого происходит в настоящее время, отличается сле дующими особенностями:
в качестве расчетных принимаются суммарные неравномерные нагрузки, образующиеся в результате взаимодействия крепи и пород (без разделения их на активные и пассивные);
87
при расчете крепи учитываются не только нормальные, но и каса тельные к внешней поверхности крепи нагрузки;
расчетные эпюры нормальных и касательных нагрузок прини маются на основании анализа фактических эпюр, полученных в ре зультате натурных экспериментальных исследований и опытов на моделях, и на основании аналитических исследований взаимодей ствия крепи с массовом пород.
Первый этап развития теории расчета крепи
Характерные для первого этапа расчетные схемы показаны на рис. 30. С применением подобных схем проектировалась крепь Сурамского и других железнодорожных тоннелей. К первому этапу относятся расчеты крепи (обделок) горизонтальных тоннелей Штей нера (1922 г.), Кайлиха (1927 г.), Штольценбурга (1932 г.) и др.
Рис. 30. Схемы расчета подземных конструкций на активное давление пород без учета влияния деформаций крепи:
а — монолитной; б — сборной; |
1 — вертикальное |
давление пород; |
|
2 — боковое активное давление |
пород; |
3 — сила, |
уравновешива |
ющая вертикальное |
давление |
|
Интересное предложение по расчету крепи вертикальных шахт ных стволов высказал в 1909 г. Фэрбер [212]. Он впервые предложил принимать нагрузку на крепь ствола неравномерной (рис. 31), изменяющейся по закону *
Р(Щ = Р(ч-і sinO), |
(13.1) |
где р, г — константы. |
|
Фэрбер ввел понятие коэффициента неравномерности нагрузок
на крепь |
|
|
c o - l h - f . |
. |
(13.2) |
Он показал, что с увеличением коэффициента неравномерности несу щая способность крепи уменьшается.
* Здесь и далее ооозначения авторов. Сжимающие напряжения считаются положительными.