Файл: Булычев, Н. С. Расчет крепи капитальных горных выработок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минимальное значение критической нагрузки будет при к = 2:

„(0 ) _

2m3GK ( I I ,5m)

Ркр —

(12,18)

или

Ркр

М КІК (I — 1,5m)

(12.19)

 

Äs (l-Mä)

Выражение для критического давления на свободное кольцо отличается от классического (17.2) множителем (1—1,5т), где т есть относительная толщина кольца. Выражения (12.17) — (12.19) полу­ чены из решения теории упругости с учетом толщины кольца, в то время как выражение (17.2) получено методами строительной меха­ ники или исходя из теории тонких оболочек. Множитель (1—1,5т) имеет ясный физический смысл, он учитывает неравномерность распределения напряжений по сечению, и поэтому при определении величины критического давления на кольцо непрямоугольного меридионального сечения вместо т следует подставлять относитель­ ную толщину оболочки по ребру (табл. 21).

 

 

 

Т а б л и ц а 21

 

 

■?'кр

^ 10е по формулам

- ^ - •1 0 ° , м

ЕК

 

 

 

(17.2)

(12-19)

0,001

8,33 -10 -5

2 ,5 0 - І О '4

2,50 -10 -*

0,005

1,04 -10 -2

3,1 2 -1 0 -2

3,1 0 -1 0 -2

0,01

8,3 3 -1 0 -2

2,50 1 0 "1

2 ,4 6 - Ю - 1

0,05

10,4

31,2

28,9

0,1

83,3

250

212

0,15

281

843

654

0,2

667

2000

1400

2. Упругая плоскость

 

 

 

(Q — P) кР

_____ Е______

(12.20)

 

 

 

2 (t + p) (1 — 2р)

 

 

 

 

Из выражения

(12.20)

следует,

что величина

(() — р)кр -*■о<=> при

р -* 0,5 и равна Е/2 при р — 0.

 

 

 

3.

Кольцо в упругом массиве.

 

 

Приравнивая правые части равенств (12.15) и (12.16), получаем

выражение для критического давления на кольцо

 

 

 

 

 

Г 2G

 

X — 1

 

Р

 

( 0 )

к 2 1

Lх+1

Рв)ч + т \

/г-; х + 1

(12.21)

к р

Ркр

3

 

X — 1

X — 1

 

 

 

 

 

 

х + 1

х-М

 

6*

83


Исследуем это выражение на экстремум и найдем значение к, при котором рКр минимально:

 

к ~ )

 

Г

Г Г2

!УЛ 4- У

- - СУ С ^ ІУ * .

(12.22)

Здесь

 

 

 

 

 

х—1 Л3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 4

I

)

 

 

 

 

С

5 / х - I

\ з

X — 1

3

Г 2G

 

{Q :

Рв)

X — 1

27 \ х + 1

)

2 х4-1

2Ркр

L х + 1

X 1

Ркр — критическое давление для

свободного

кольца,

определяется

выражениями (12.18) или (12.19).

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что /с .> 2 и 0 <4 х

)

< 0 ,5 , формулу (12.22) можно

представить в виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

і /

ЗЛ

 

 

 

 

(12.23)

где

 

 

 

 

У

р®

 

 

 

 

 

 

 

 

2G

 

 

 

 

 

 

 

(12.24)

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

: + 1

< e - LA>

х + 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда выражение для критического давления будет

 

 

 

 

- П(0> Â-2-l

 

27-3

 

А 4

к—1

 

 

 

Ркр

 

 

Х-г I

 

(12.25)

 

Ркр

3

 

 

 

 

к

X — 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х + 1

 

 

Расчетные значения критической нагрузки приведены в табл. 22. Минимальное значение критической нагрузки при постоянном отно­ шении А/р(К“p’ наблюдается при р, = 0,5, поэтому формулу (12.25)

можно упростить еще более,

полагая

| =

0:

 

 

ЗА'2 —1

(12.26)

 

Ркр

Ркр

3

 

 

где к определяется по формуле (12.23).

Т а б л и ц а 22

 

 

 

 

А / рк°р

k

 

я

г+р/р ЭД

3

2

 

0

5,67

 

 

 

0,25

5,00

10

3

 

0,5

4,00

 

0,5

9,33

102

7

 

0,5

44,57

ІО3

14

 

0,5

208,5

ІО4

31

 

0

986,2

 

 

 

0,25

979,1

 

 

 

0,5

965,2

84


Из выражений (12.24) и (12.26) следует, что величина критического давления зависит не только от упругих констант материала кольца и упругой плоскости, но и от напряженного состояния плоскости и гидростатического давления. С другой стороны, анализ выраже­ ния (12.24) показывает, что влияние гидростатического давления и напряженного состояния среды существенно, если нагрузки сопо­ ставимы с модулем упругости. В большинстве случаев можно счи­ тать

 

 

 

А

2G

 

(12.27)

 

 

 

х+1 ’

 

 

 

 

 

 

 

тогда критическое давление определится из выражения

 

 

Р - р - Р З і - ^ +

а д і + і у } .

 

(12.28)

Примеры. 1. Определим критическую

нагрузку на бетонную крепь: т —

= 0,1;

Ек =

2 • 10е тс/м2;

в массиве Е = 2 • 104 тс/м2; у =

2,5 т/мэ на глубине

1000 ы;

рв =

1000 тс/м2.

По табл. 21 найдем

 

 

 

 

р Э Д - 2 1 2 - 10- е —

(тс/м*).

 

 

 

 

 

 

1

Нк

 

 

По формулам (12.27) и (12.23) определим А = 8,8р{$, к =

3.

Подставляя эти

значения в выражение (12.26), получим

 

«=* 3600 тс/м2, пли сгкр

3600 кгс/см2,

что значительно превышает предел прочности бетона.

2. Исследуем устойчивость тонкой стальной оболочки, являющейся внут­ ренним слоем трехслойной (сталебетонной) крепи. Пусть массив и бетон, к кото­ рому прилегает оболочка, имеют общий модуль Е — 2 -ІО6тс/м2. Толщина обо­

лочки т = 0,001.

 

 

 

Из табл.

21 находим

= 2,5 • 10

10

Остальные условия примем из

предыдущего

примера. Тогда

1—рГ

 

 

 

 

А --•=4,4-10-7р$>, к =

510, рКр

1300 тс/м2.

Из этих примеров следует, что опасность потерн устойчивости крепи при непрерывном ее контакте с породами при рассматриваемой постановке задачи практически отсутствует (другие расчетные схемы крепи рассмотрены в § 17).

Рассмотренная задача может быть использована при оценке устойчивости условно выделенного элемента массива вокруг выра­ ботки. В этом случае, как и в рассмотренных примерах, устойчивость

выработки определяется

не устойчивостью выделенного элемента,

а его прочностью.

взаимодействия массивов горных пород

Механические модели

с крепью подземных сооружений отражают многообразие реальных проявлений этого взаимодействия и вскрывают его механизм, свя­ зывая характер взаимодействия с процессами деформирования и разрушения пород.

Механическая модель взаимодействия пород и крепи не тожде­ ственна модели массива. Взаимодействие одного и того же реального массива с различными видами крепи или при различных условиях (глубина, технологическая схема возведения крепи и т. и.) может

85


характеризоваться различными моделями взаимодействия, дающими

существенно

различные зависимости параметров взаимодействия

от основных влияющих факторов.

Проблема

выбора механической модели взаимодействия пород

и крепи имеет два аспекта: собственно выбор модели, соответству­ ющей данному конкретному объекту, и обеспечение наиболее рацио­ нальной модели из ряда возможных в данных условиях путем при­ нятия соответствующей механической характеристики и техноло­ гической схемы сооружения выработки и возведения крепи. Второй из названных аспектов сливается с проблемой управления взаимо­ действием крепи и пород (управления горным давлением). Проблема выбора расчетной механической модели намечена лишь в основных чертах и требует дальнейшей разработки.

Можно выделить два главных способа управления взаимодей­ ствием пород и крепи. Первый способ — «упрочнение пород», переход от упругопластической неоднородной модели к однородной или упру­ гой: применение физического или химического упрочнения пород, технологической схемы возведения крепи с частичной разгрузкой {схемы А или Б, см. табл. 15), жесткой подпорной или упрочняющей крепи и др. Второй способ — «ослабление пород», переход от упругой к упругопластической (в том числе неоднородной) или к жестко­ пластической модели: применение технологической схемы возведения крепи с полной разгрузкой пород (схема В , см. табл. 15), искусствен­ ное разрушение пород (сотрясательное взрывание, щелевая раз­ грузка), применение податливой крепи, оставление зазоров между крепью и породой и др.

Способ управления взаимодействием пород и крепи должен вы­ бираться в каждом конкретном случае путем анализа возможных моделей взаимодействия, расчета вариантов и т. и.

Выбор расчетной механической модели взаимодействия пород и крепи имеет еще две стороны. Во-первых, модель должна соответ­ ствовать объекту, а во-вторых математический аппарат модели (степень строгости выводов) должен соответствовать степени идеали­ зации модели и точности исходных данных.

Г л а в а III

РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ИПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ РАСЧЕТА КРЕПИ

§13. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАСЧЕТА КРЕПИ.

Расчет крепи без учета ее деформации. По вопросам расчета крепи горных выработок и тоннелей существует обширная лите­ ратура. Имеется ряд обобщающих и обзорных работ [36, 46, 54, 150]. Учитывая это обстоятельство, мы рассмотрим основные направления и этапы развития теории расчета крепи и остановимся лишь на наи­ более важных методиках расчета, оказавших влияние на развитие науки.

Подземные сооружения, в том числе с возведением крепи, изве­ стны с древнейших времен, однако зарождение научных методов расчета крепи можно отнести с уверенностью лишь ко второй поло­ вине прошлого века. Одна из первых теоретических работ, положен­ ных в основу расчета крепи, принадлежит X. С. Головину, который рассмотрел работу кривого бруса под действием внешних сил. Метод X. С. Головина был использован, в частности, Л. Ф. Николаи при проектировании обделки Сурамского железнодорожного тоннеля, который был сдан в эксплуатацию в 1890 г.

В развитии теории расчета крепи можно выделить три основных этапа.

На первом, наиболее раннем этапе (конец прошлого и первая половина нынешнего века) крепь рассматривалась как конструкция, загруженная з а д а н н о й (активной) нагрузкой, принимаемой на основании существовавших тогда гипотез. Предполагалось, что

сама крепъ не оказывает влияния на величину и распределение дей­ ствующих на нее нагрузок. Деформации крепи не анализировались.

Второй этап (с 30-х годов нынешнего века) характеризуется

разделением действующих на крепь нагрузок на

а к т и в н ы е ,

определяемые гипотезами горного давления, и

п а с с и в н ы е ,

вызываемые отпором пород в результате упругих деформаций крепи под действием активных нагрузок.

Третий, современный этап развития теории расчета крепи, ста­ новление которого происходит в настоящее время, отличается сле­ дующими особенностями:

в качестве расчетных принимаются суммарные неравномерные нагрузки, образующиеся в результате взаимодействия крепи и пород (без разделения их на активные и пассивные);

87


при расчете крепи учитываются не только нормальные, но и каса­ тельные к внешней поверхности крепи нагрузки;

расчетные эпюры нормальных и касательных нагрузок прини­ маются на основании анализа фактических эпюр, полученных в ре­ зультате натурных экспериментальных исследований и опытов на моделях, и на основании аналитических исследований взаимодей­ ствия крепи с массовом пород.

Первый этап развития теории расчета крепи

Характерные для первого этапа расчетные схемы показаны на рис. 30. С применением подобных схем проектировалась крепь Сурамского и других железнодорожных тоннелей. К первому этапу относятся расчеты крепи (обделок) горизонтальных тоннелей Штей­ нера (1922 г.), Кайлиха (1927 г.), Штольценбурга (1932 г.) и др.

Рис. 30. Схемы расчета подземных конструкций на активное давление пород без учета влияния деформаций крепи:

а — монолитной; б — сборной;

1 — вертикальное

давление пород;

2 — боковое активное давление

пород;

3 — сила,

уравновешива­

ющая вертикальное

давление

 

Интересное предложение по расчету крепи вертикальных шахт­ ных стволов высказал в 1909 г. Фэрбер [212]. Он впервые предложил принимать нагрузку на крепь ствола неравномерной (рис. 31), изменяющейся по закону *

Р(Щ = Р(ч sinO),

(13.1)

где р, г — константы.

 

Фэрбер ввел понятие коэффициента неравномерности нагрузок

на крепь

 

 

c o - l h - f .

.

(13.2)

Он показал, что с увеличением коэффициента неравномерности несу­ щая способность крепи уменьшается.

* Здесь и далее ооозначения авторов. Сжимающие напряжения считаются положительными.