Файл: Булычев, Н. С. Расчет крепи капитальных горных выработок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
Однако вплоть до 30-х годов нагрузки при расчете крепи ство лов принимались равномерными. После аварий, связанных с раз рушением тюбинговой крепи ствола «Франц Ханиель 2» в 1925 г. и ствола «Августа Виктория 3» в 1927 г., было обращено серьезное внимание на статику крепи стволов. Специальный «тюбинговый комитет» установил, что причиной разрушения крепи стволов послу
жила внезапно возникшая неравномерная нагрузка |
[236, |
257]. |
|||
В 1930 г. О. Домке |
обратился к тахтостроительным |
фирмам |
|||
Западной |
Европы с |
рекомендациями, |
которые |
опубликованы |
|
в работе |
[266]. Предложения О. Домке оказали большое |
влияние |
|||
на развитие методов расчета крепи стволов |
[232, 242]. Домке развил |
идею Фарбера о неравномерной нагрузке на крепь. Причиной не равномерности он считал влияние сползающего слоя, вызывающего добавочное одностороннее давление в виде радиальной нагрузки р*, рав номерно распределенной на четверти периметра сечения ствола (рис. 32).
Расчетная нагрузка представлена
О. Домке в виде: |
|
|
|
|
|
Р=--Ро ■X |
pk cos /сѲ, |
(13.3) |
|
|
|
h=1 |
|
|
|
||
где |
|
|
|
|
|
р0= p*a/jt; |
p1 = р* - sin a; |
|
|
|
|
Pk = P4 кп sin ка. |
|
|
|
||
Из составляющих нагрузок рК наи |
Рис. 31. |
Нагрузка на крепь ствола по |
|||
большее влияние, по мнению Домке, |
|||||
|
Фарберу |
||||
оказывает нагрузка р г, затем |
сле |
|
|
дует р з, а составляющие р4 и р&настолько малы, что могут не при ниматься во внимание.
При указанных видах нагрузок О. Домке получены выражения
для изгибающих моментов, |
нормальных и перерезывающих сил. |
В качестве характеристики |
степени неравномерности нагрузок |
О. Домке, как и Фэрбер, ввел коэффициент неравномерности со, который равен отношению добавочного давления к равномерному внешнему давлению, т. е.
® РтахІРтт 1 = РчІPo- |
(13.4) |
В расчетах предлагалось принимать со = 0,15 для малых глубин
исо = 0,1 — для больших.
В1950 г. Ф. Мор [242] предложил принимать нагрузку на крепь
ствола в виде
Р = Р о -, 1■р2(1 cos 2Ѳ). |
(13.5) |
В дальнейшем нагрузка, описываемая сходными выражениями^ кладется в основу принимаемых в Западной Европе расчетных схем.
89
Рекомендуемый Ф. Мором коэффициент неравномерности нагрузок
составляет со = pJPo 0>05 -4- 0,10.
Г. Линк, рассматривая схему нагружения крепи, предложенную Ф. Мором, дал ей интерпретацию, показанную на рис. 33 [236]. Обращается внимание на то обстоятельство, что помимо радиальной на крепь должна действовать касательная нагрузка т (Ѳ), которая при такой схеме усугубляет неравномерность радиальной нагрузки, увеличивает изгибающие моменты и перерезывающие силы. В связи
Р;/2
Рис. 32. Схема возникнове |
Рис. 33. Схема нагружения крепи но |
ния неравномерной нагрузки |
Ф. Мору |
по Домке |
|
с этим Г. Линк предлагает учитывать касательную нагрузку путем некоторого увеличения добавочной неравномерной нагрузки р 2.
Г. М. Саркисов, рассматривая нагрузку на крепь скважины в виде
Р =Ро— A>cos2(-), |
(13.6) |
предложил расчет крепи производить на эквивалентную равномер ную нагрузку рэкв, при которой в крепи возникают одинаковые по величине максимальные напряжения с нагрузкой (13.6)
Рэкв ^Pmax’ |
(13./) |
где
Ртах
® — P m a x / P m i m |
I г"~ Ро — Р-1- |
Рmin |
) |
Имеются предложения учитывать в расчетной схеме в качестве дополнительной нагрузки (помимо равномерно распределенной) со средоточенные силы [207].
90
Расчет крепи в податливой среде. Расчетные схемы, существова вшие на первом этапе развития теории расчета крепи, применяют и в настоящее время при расчете крепи в слабых водонасыщенных породах (супеси, суглинки, илы, плывуны и т. п.). Крепь рассматри вается как свободно деформируемая конструкция. Предполагается, что указанные породы не могут оказать сопротивления деформациям крепи.
В качестве примера рассмотрим расчет крепи подводного тоннеля круглого сечения (рис. 34) [9]. Крепь испытывает следующие на грузки: вертикальное давление пород со стороны кровли и подошвы,
Рис. 31. Схема расчета крепи в слабых породах:
1— собственный вес обделки: г — вертикальное давление пород;
3 — боковое давление пород; 4 — давление воды; .5 — реакция пород
боковое давление пород (рг и р 2), гидростатическое давление (рв) и нагрузку от собственного веса крепи (g). Основная система вслед ствие симметрии конструкции и действующей на нее нагрузки может быть представлена как система с двумя лишними неизвестными.
Расчетные формулы для рассматриваемого случая имеются в работе [9].
Общим для всех работ, относящихся к первому этапу развития методов расчета крепи, является то обстоятельство, что расчетные
нагрузки принимаются из общих |
соображений и не согласуются |
с фактически действующими, что |
было обнаружено в дальнейшем |
в результате более строгих аналитических исследований и особенно экспериментов. Вместе с тем нельзя не поразиться эффективности многих предложений, в частности, учитывающих неравномерность внешних нагрузок.
91
§ 14. РАСЧЕТ КРЕПИ С УЧЕТОМ ПАССИВНОГО ОТПОРА ПОРОД
Основой для разработки этого направления расчета крепи послу жили теоретические исследования работы балок и криволинейных брусьев на упругом основании (Е. Винклер, 1867; И. В. Шведлер, 1882; II. П. Пузыревский, 1923; К. Хаяси, 1930; А. Н. Крылов,
1931).
Наибольшее развитие метод расчета крепи по активным и пассив ным нагрузкам получил применительно к тоннелям. Метод широко используется и в настоящее время, а соответствующие ему расчетные схемы включены в некоторые СНиПы [57, 179, 237, 240J.
Рис. |
36. Расчетная |
схема Бод |
|
рова — Горелика: |
|
1 — вертикальное давление; 2 — |
||
Рис. 35. Расчетная схема Хьюита и Иоганессона |
упругий отпор |
пород |
Одни из первых предложений по учету пассивного отпора пород принадлежат О. Коммерелю, затем С. Н. Розанову. Особенностью их предложений было допущение об отсутствии горизонтальных перемещений точек крепи, в частности, лежащих на горизонтальном диаметре. Впоследствии такую же идею высказал Ф. Ванслебен [271], рассматривая неравномерную нагрузку на крепь ствола.
Дальнейшее развитие указанное направление получило благо даря предложению Хьюита и Иоганессона [178] и С. С. Давы дова [54] рассматривать крепь как статически неопределимую си стему, а окружающие породы — как среду, подчиняющуюся гипотезе Винклера (линейная зависимость между напряжениями на контакте и перемещениями контактной поверхности).
Хьюит и Иоганессон предложили расчетную схему крепи круго вого очертания (рис. 35) как трижды статически неопределимой системы под действием вертикального давления породы (плюс масса половины обделки) р г, горизонтального давления породы р 2, давле ния породы в пределах высоты тоннельного сечения р 3, пассивного отпора породы (принята треугольная эпюра) р4. Расчет представлен в виде номограмм.
92
Более строгий расчет кольцевой крепи в среде, подчиняющейся гипотезе Винклера, был выполнен инженерами Метропроекта
Ь. И. Бодровым, Л. И. Гореликом, Б. Ф. Матэри, С. Г. Поярковым
иВ. М. Разнощиком.
Б. II. Бодров и Л. И. Горелик [54, 150] предложили для расчета
круговых обделок тоннелей расчетную схему (рис. 36), в которой отпор пород определяется выражением
|
ОО |
|
|
р |
У, (ak cos /сѲ ; bk sin кѲ). |
(14 1) |
|
Коэффициенты ak и |
bk находятся из |
условия минимума потен |
|
циальной энергии деформации системы |
порода — крепь. |
Практи |
чески |
приемлемое решение |
получа |
|
|
|
|
|
|||
ется при учете шести-восьми ко |
|
|
1 |
|
|
|||||
эффициентов ряда. |
|
|
J |
|
7|Г |
|
|
|||
|
Метод Метрогнпротранса. В 1936 г. |
|
! ! 11 |
]ТГ Я . |
||||||
Б. П. Бодров и Б. ф. Матэри предло |
ч |
xJ i |
||||||||
|
і |
|
|
|||||||
жили метод, получивший большое |
|
|
|
|
|
|||||
распространение в нашей стране и за |
|
|
|
|
|
|||||
рубежом и известный под названием |
|
|
|
|
|
|||||
метода |
Метрогнпротранса |
[26, |
54, |
|
|
|
|
|
||
57, |
150]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этот метод является классиче |
|
|
|
|
|
||||
ским, основные идеи его почти не |
|
|
|
|
|
|||||
претерпели изменений в течение около |
|
|
|
|
|
|||||
40 лет и оказали |
значительное влия |
|
|
|
|
|
||||
ние на |
теорию |
расчета крепи, |
по |
|
|
|
|
|
этому остановимся на нем несколько |
|
|
|
подробнее. Рассмотрим расчет крепи |
Рис. 37. Расчетная |
схема к методике |
|
выработки круглого сечения. |
Метрогнпротранса: |
||
Согласно методу |
Метрогипро- |
1 — вертикальное давление; 2 уиру- |
|
гий отпор |
пород |
||
транса, кольцо крепи |
заменяется |
|
|
шарнирной цепью, которая обычно состоит из 16 прямолинейных элементов (рис. 37), однако их число может быть принято и иное. Связь крепи и пород моделируется упругими опорами во всех вер шинах многоугольника, за исключением трех или пяти верхних, где обделка прогибается вниз, и отпор породы отсутствует. Этот участок периметра сечения крепи называется « з о н о й о т л и п а - н и я». Направление опорных стержней обычно принимается ра диальным (при учете сил трения опоры поворачивают на угол трения).
Неизвестными являются изгибающие моменты в шарнирах. Основ ная система для удобства расчетов расчленяется на две части: трех шарнирную арку в своде тоннеля и шарнирную цепь, прикрепленную стержнями к массиву пород. Нагрузка (активная) принимается в виде сосредоточенных сил, приложенных в вершинах шарнирного многоугольника.
93
JJpii симметричных относительно вертикальной оси нагрузках расчетная схема представляет собой семь или восемь раз статически неопределимую систему (в зависимости от размера зоны отлипания). Неизвестные моменты определяются из решения системы канони ческих уравнений метода сил, которые при зоне отлипания, исклю чающей пять верхних опор, имеют следующий вид (при замене кольца 16-угольником):
бцЗ/ 1+ 014Л74 + б,5Л75 + . .. ; б19м 9 ; ■ р~ |
0; |
|
||
М А - :- М Ѵ і - М ^ |
+ . •■■: 649Л79 |
+ Аір =О); |
(14.2) |
|
■Ѵі/, б9,л/, • ь9Ьм„ |
.. ■+ $99^9 |
' ^9р : |
0. |
|
В этих уравнениях öik — единичные перемещения основной системы по направлению действия искомых неизвестных M t от единичного момента Mk = 1; Аір — грузовые перемещения по направлению действия внешних нагрузок. Перемещения определяются по форму лам Максвелла — Мора (влияние перерезывающих сил не учиты вается):
&ik |
21 |
M i M k |
Л’iЛ’k |
H,Rk |
El |
EF |
К |
||
|
|
|||
|
f MiMp |
Л /Л p |
(14.3), |
|
|
ft Lftр |
|||
•V |
2J EI |
EF . - 2 |
К |
|
где M n Mk, N n |
Nk — моменты и |
нормальные |
силы в стержнях |
основной системы от действия единичных моментов, приложенных в узлах с номерами і и к; lt — длина стороны многоугольника (?,■ — = 0,3901807?); 7?,, Rk — реакции упругих опор под действием еди
ничных моментов М і и Mk; Rp — реакции опор от действия |
внешних |
|||
нагрузок; |
К — характеристика |
жесткости |
упругих опор: |
|
|
К - К&НіЬ; |
|
|
|
b — ширина рассчитываемого |
кольца |
крепи (обычно |
прини |
|
мается 6 = |
1 м). |
|
|
|
Для вычисления перемещений необходимо определить моменты, нормальные силы и упругие реакции при различном загружении
основной системы. |
|
|
|
|
|
Рассмотрим порядок вычисления перемещений: |
|
||||
1. |
Определение |
усилий в трехшарнирной арке от активной на |
|||
грузки. |
|
|
|
|
|
В качестве примера рассмотрим кольцо крепи, загруженное |
|||||
активной |
вертикальной |
нагрузкой |
интенсивностью р, тс/м2 *. Эта |
||
нагрузка заменяется сосредоточенными силами в узлах: |
|
||||
|
Р!+і |
cos |
а |
-f-cos |
(14.4) |
* Расчет крепи методом Метрогппротранса излагается по работе |
[9]. |
94