Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
§16. ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ
Вобщем случае величины допускаемых напряжений могут быть определены по формулам
°оп |
(102) |
|
kxkx |
||
|
||
т_ |
(103) |
|
М д ’ |
||
|
где [а] — допускаемое напряжение; аоп - опасное напряжение для данной детали;
k x— коэффициент запаса прочности; kR— коэффициент динамичности.
Для касательных напряжений символ а заменяется на т. Коэффициент запаса прочности k\ принимается в пределах,
приведенных в табл. 12.
Наименование деталей |
|
|
Для деталей из кованой стали ..................... |
|
|
Для деталей из стального литья ................. |
|
|
Для цветного |
металла: |
. |
для деталей |
кованых ......................... .... |
|
„ |
литых ...................................... |
|
Для чѵ гуна .................................................. |
|
|
Т а б л и ц а 12
*
= 1,5-ь2,0 kx= 2-:-2,5
kx = 1,7-ь 2,0 kx _2,0-:-2,5 * , = 3 : 4
На выбор коэффициента запаса прочности оказывает влияние ряд факторов. Основные из них следующие:
а) значимость детали с точки зрения влияния поломки на время простоя машины, стоимость ремонта и др.;
б) неоднородность материала — большая в литых изделиях, чем в кованых;
в) наличие остаточных напряжений в результате термической обработки;
г) сложность изделия; д) точность расчета.
Последний фактор имеет наибольшее влияние, так как в боль шинстве случаев приходится прибегать к упрощенным расчетам или сложное распределение напряжений заменять более простым.*
* Для некоторых специальных деталей иногда коэффициент запаса прочности принимается больше приведенного в табл. 12, что обосновывается вескими соображенияади.
56
Коэффициент динамичности &д учитывает характер раёоты всей машины, т. е. работает машина спокойно или с толчками. Этот коэффициент колеблется в пределах 1-=-2. Значение коэффициента динамичности приведено в табл. 13.
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
|
Характер |
работы машин |
|
|
|
|
|
|
||
Для машин, работающих с небольшими толчками................. |
|
£д = |
1,054-1,1 |
|||||||
Для машин, работающих со значительными толчками (порш- |
|
|
|
|||||||
невые двигатели, компрессоры).................................................. |
|
|
|
Ад |
1,1 ч-1,3 |
|||||
Для машин реверсивных, работающих с большой частотой |
|
|
|
|||||||
переключений (грузоподъемные машины).............................. |
|
|
Ад = |
1,34-1,5 |
||||||
При мгновенно приложенной нагрузке.......................................... |
|
|
Ад = |
1.5-S-2 |
|
|||||
Опасным напряжением, входящим в формулы (102) |
и (103), |
на |
||||||||
зывается такое, при котором нарушается нормальная работа |
||||||||||
детали или наступает разрушение. |
|
|
|
|
|
|
||||
Как известно, пластичные материалы |
обладают |
текучестью. |
||||||||
Под текучестью понимается деформация |
без |
изменения |
величины |
|||||||
действующего напряжения, при этом имеют место остаточные де |
||||||||||
формации детали. Обычно эти остаточные деформации недопу |
||||||||||
стимы, так как могут нарушить взаимосвязь между отдельными |
||||||||||
деталями, что может привести к нарушению нормальной работы |
||||||||||
узла, машины. Следовательно, при статической нагрузке для пла |
||||||||||
стичных материалов опасным напряжением следует считать предел |
||||||||||
текучести. В тех случаях, когда появление пластических деформа |
||||||||||
ций не будет нарушать работу детали узла, можно принимать |
||||||||||
меньшие значения коэффициента запаса |
(по отношению к пределу |
|||||||||
текучести) из приведенных в табл. 12. |
|
|
|
|
|
|
||||
Как |
известно, |
хрупкие материалы |
не |
обладают |
текучестью |
|||||
и разрушаются при малых относительных деформациях. Для хруп |
||||||||||
ких материалов опасным напряжением является предел прочности. |
||||||||||
Однако и пластичные материалы могут разрушаться при напряже |
||||||||||
ниях, величина которых может быть значительно ниже предела |
||||||||||
текучести. Это имеет место при действии переменных напряжений. |
||||||||||
В этом |
случае |
разрушение |
наступает |
вследствие |
образования |
|||||
трещин усталости. Следовательно, при переменных напряжениях |
||||||||||
опасным является предел выносливости. |
|
|
|
|
|
|
||||
Очевидно, что |
при |
расчете |
на прочность |
конкретной детали |
||||||
в формулы (102) |
и (103) должны входить опасные напряжения для |
|||||||||
детали. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значения опасного, или, как его часто |
называют, |
п р е д е л ь |
||||||||
ного напряжения при асимметричном цикле изменения |
напряже |
|||||||||
ния определяются на основании экспериментальных данных. Обыч |
||||||||||
но эти данные сводятся в диаграмму. |
|
|
|
|
|
|
57
Применяются различные методы построения диаграмм, харак теризующих асимметричный цикл изменения предельных напряже ний. Одна из часто применяемых диаграмм показана на рис. 42. На этой диаграмме по оси абсцисс отложено среднее напряжение цикла
Зср = ------ |
§------ |
= Т I1 + М ’ |
а по оси ординат — максимальное (предельное — разрушающее) напряжение цикла. Кривая А К В показывает изменения предель ного напряжения (предела выносливости <зг) для образца при из менениях среднего напряжения цикла.
6 ~
ср г
Рис. Г2. Диаграмма изменения предела выносливости
Крайними точками кривой А К В являются предельное напря жение при переменных напряжениях, т. е. предел выносливости симметричного цикла о_1 (точка А ) и при постоянных напряже
ниях, т. е. предел прочности <зв (точка В ) . |
—зтіп. |
||||
Для |
т о ч к и |
А |
зср = |
О, и, следовательно, зтах ~ |
|
Для |
|
5та1[ = |
з„. |
|
|
|
точки В |
|
|||
Таким образом, точка А характеризует предельное напряжение |
|||||
при симметричном цикле (предел выносливости а |
а точка В — |
при постоянной нагрузке (предел прочности зв). Для цикла, характеризуемого точкой В, ra= - \ - 1 и аср = згпах, следовательно,
точка В лежит на прямой O B , образующей угол 45° с горизон тальной осью.
Ряд опытных данных позволяет считать, что кривая А К В без заметной погрешности может быть заменена прямой линией A B .
Таким образом, диаграмма предельных напряжений определяет ся двумя механическими характеристиками — п р е д е л о м в ы
58
н о с л и в о с т и при симметричном цикле и п р е д е л о м п р о ч ности.
Для построения диаграммы предельных напряжений для дей ствительной детали следует отложить механические характери
стики данной детали о'_ѵ а’. |
|
|
Следовательно, прямая |
А ХВ |
будет изображать изменения пре |
дельного напряжения для |
пластичных материалов для случая |
|
ав = °в, а А [ВI для хрупких |
з ' = . |
Однако, как это уже указывалось выше, для пластичных мате риалов предельным напряжением является также предел текучести. Следовательно, если предел выносливости будет больше предела текучести, то за опасное (предельное) напряжение следует принять предел текучести.
Таким образом, действительную диаграмму изменения предель ного напряжения для пластичных материалов можно изобразить прямыми А ХС — CD (см. рис. 42).
Любая ордината, например DTD2, прямой А ХВ характеризует предельное (максимальное) возможное напряжение асимметрич
ного цикла, т. е. DTD2 = зтах, |
но DTD = оср, следовательно, |
|||
П П _- |
- |
_ |
3max Т Зшіп |
3max Зшіп |
Jmax |
Зер |
3max |
‘ 2 |
2 |
Как известно, любой асимметричный цикл может быть разло жен на постоянную часть с ординатой зср и переменную симмет
ричную |
с амплитудой за = |
Спіах ~ |
. |
Следовательно, |
отре |
зок DD., |
равен амплитуде |
переменной |
(симметричной) |
части |
цикла. Увеличение предельного напряжения з,пах сопровождается
уменьшением амплитуды |
переменной |
части |
цикла |
за и увеличе |
|||||
нием постоянной части зср. |
|
|
|
|
|
|
|||
В пределе |
|
|
|
А) |
|
|
|
|
|
при |
гз = |
1 |
(точка |
за = |
з,„ах |
и зср = |
О, |
||
при |
гз = |
f l |
(точка |
В) |
за = |
0 и зср == з„. |
|||
Уравнение прямой |
AB будет |
|
|
|
|
|
|
||
где |
|
3 ПЧІХ = 3 Ср |
t g , - > |
' f J |
. . i |
i |
|
|
■*\\ *н
обозначим —— = С», тогда аН
от« х = ^ ( 1 і С)(1 - С ,) + 3 .,.
59