Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зависимость между окружным и осевым усилием

В§ 4 было указано, что движение винта по неподвижной гайке может рассматриваться как перемещение клинчатого ползуна по наклонной плоскости.

Вэтом случае

^ = Q t g ( ß + Р'),

(131)

где Р — окружное усилие, приложенное к средней окружности резьбы гСр (рис. 58)

'Гср Га+ ГХ

(132)

где гср — средний

радиус

резьбы;

 

2

 

/'о — наружный

радиус;

г, — внутренним

радиус;

ß— угол подъема резьбы по сред­ нему радиусу, т. е.

і а Я

5

(133)

 

А/

N Senat

Рис. 58. Направление

 

Рис. 59. Силы, действующие в тре­

сил, действующих в вин­

 

угольной

резьбе

товой паре

 

 

 

приведенный

угол трения

 

 

tgp'

(134)

р. — коэффициент трения

в резьбе;

59).

а — угол наклона

профиля резьбы (рис.

К. п. д. резьбы

_

tg 3

 

 

(135)

 

71 ~

tg ф + ?') ■

 

 

Условие самоторможения

 

(136)

 

 

Р < Р '.

Максимальные значения к.п .д. самотормозящей резьбы будут при р' == ß

W = - | ^ = | ( l - t g ! ß),

(137)

71


т. е. ^,„ах<1 2 > чт0 соответствует тому, что было показано выше при рассмотрении самотормозящих механизмов.

§ 19. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗЬБ

Формулы предыдущего параграфа позволяют сделать ряд прак­ тических выводов.

1. Так как крепежные детали должны обладать резьбой с макси­ мальным самоторможением, то для крепежных деталей следует применять резьбу треугольную.

2. Резьбовые детали, предназначенные производить работу, как, например, грузовые винты, должны иметь резьбу, обладающую

наибольшим к. п. д. Этому условию больше всего удовлетворяют резьбы: прямоугольная, трапецоидальная и упорная.

Однако прямоугольная резьба обладает недостатками: нали­ чием радиальных зазоров, которых трудно избежать, и неравно­ прочным профилем витка, ибо опасное сечение витка находится у его основания. Поэтому прямоугольная резьба не стандартизиру­ ется и применяется в специальных случаях, когда преимущество более высокого к. п. д. имеет решающее значение.

Ниже приведены типы резьб, имеющих наибольшее распростра­ нение в машиностроении.

Р е з ь б а т р е у г о л ь н а я — ( к р е п е жн а я ) . Эта резьба при­

меняется

как резьба

дюймовая

(2а = 55°) и

как метрическая

(2« = 60°)

(рис. 60).

Она состоит

из основной

резьбы и четырех

мелких. (Дюймовая резьба применяется лишь для запасных дета­ лей импортного оборудования). Метрические резьбы отличаются друг от друга шагом и глубиной витка.

О с н о в н а я р е з ь б а применяется для диаметров до 300 мм. Угол заострения профиля их 2а = 60°.

Основной характеристикой мелких резьб является так назы­ ваемый коэффициент измельчения X, равный отношению шага

72

ЬСновной резьбы к шагу мелкой. Ориентировочное значений

коэффициентов будет для

основной резьбы Х=1;

1-й мелкой —

X= 1,5; 2-й мелкой — Х = 2\

3-й мелкой — ^ = 3; 4-й

мелкой—Л = 4.

Мелкие резьбы, имея меньшую глубину витка, соответственно меньше ослабляют стержень, на котором эта резьба нарезается.

Рис. 61. Трапецеидальная резьба

Вследствие изменения (уменьшения шага) эта резьба обеспечивает более тонкую регулировку осевого перемещения гайки, в чем часто появляется необходимость на практике.

Резьба трапецеидальная (рис. 61) изготовляется крупная, нор­ мальная и мелкая. Эти резьбы отличаются друг от друга величиной шага и глубиной резьбы. Угол заострения профиля резьбы 2а = 30°.

Рис. 62. Упорная резьба

Р е з ь б а у п о р н а я (пилообразная).

Эта

резьба с

каждой

стороны

имеет разные углы наклона профиля

(рис. 62).

С одной

стороны

витка угол наклона равен 30°, а

с другой — 3°.

Следова­


теЛьНо, эта резьба, работая одной стороной, может служить в каче­ стве резьбы легкого хода, а при работе другой стороной будет

являться резьбой крепежной.

в целях

Т р у б н а я р е з ь б а (цилиндрическая). Эта резьба

создания плотности соединения имеет круглый профиль

(рис. 63).

Изготовляется она как резьба дюймовая. Трубная резьба приме­ няется, главным образом, для соединения труб, арматуры трубопро­

водов и фитингов.

Кроме приведенных резьб, имеется целый ряд специальных резьб, применяемых в различных отраслях промышленности.

§20. СРЕДСТВА ПРОТИВ САМООТВИНЧИВАНИЯ ГАЙКИ

Втех случаях, когда нагрузка на резьбовую деталь, например, болт, часто меняется по величине или когда болт подвержен вибра­ ции, возникает опасность самоотвинчивания гайки. Чтобы избежать

 

самопроизвольного отвинчивания гайки, при­

 

меняют ряд приспособлений. Имеется большое

 

разнообразие приспособлений против самоот­

 

винчивания гаек.

 

обозначенная на рис. 64

 

К о н т р г а й к а ,

 

буквой

В, представляет собой гайку, навин­

 

ченную сверху

основной

гайки (буква

А,

 

см. рис. 64). Если под действием нагрузки Q и

 

при работе одной

гайки (без контргайки)

 

последняя соприкасалась бы с резьбой болта

 

нижней поверхностью, то при наличии контр­

 

гайки гайка как бы отжимается, а верхняя

 

нагружается. Участок болта между гайками

Рис. 64 Гайка

всегда растянут почти с полной нагрузкой

Q,

контргайка

что препятствует самоотвинчиванию. Недоста­

 

ток

применения

контргайки — увеличение

длины резьбы болта и при

большом

количестве

болтов — увеличе­

ние веса конструкции.

 

 

 

 

 

74


Ш п л и н т о в к а г а й к и может быть выполнена просверлйМнием тела гайки и болта с пропуском через это отверстие шплинта. Этот способ неудобен при необходимости подтянуть гайку. Лучше

Рис. 66«. Пружинная шайба

Рис. 65.

Корончатая

Рис. бб#. Шайба

гайка со

шплинтом

с выступами

применять корончатую гайку и пропускать шплинты сквозь болт и прорези в коронке гайки (рис. 65).

У п р у г и е ша йбы. При применении упругой прокладки между гайкой и опорной поверхностью детали гайка всегда будет в «напря­ женном состоянии», что и будет препятство­ вать ее самоотвинчиванию. Для этого при­ меняются пружинные шайбы (рис. 66а). При установке круглых гаек, применяются спе­ циальные шайбы (рис. 666). Эти шайбы на внутренней поверхности имеют выступ, вхо­ дящий в паз резьбы болта. Выступы, имеющиеся на наружной поверхности, заги­ баясь, входят в соответствующие прорези гайки. Недостатком этих шайб является не­ обходимость делать паз в резьбе, что способствует увеличению в ней концентра­ ции напряжений, поэтому их не следует применять, когда резьба работает с полной

нагрузкой. Кроме указанных способов, применяются различные замки, один из которых показан на рис. 67. Другие способы приве­ дены в ГОСТе.

75

§ 21. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ ПО ВИТКАМ ГАЙКИ

При действии осевой нагрузки па витки гайки последняя распре­ деляется между витками неравномерно. Теоретическое решение этой задачи представляет значительные трудности.

В общем виде опа впервые была разрешена в 1902 г. известным русским ученым Н. Е. Жуковским, показавшим, что в системе

гайка — винт при десяти

витках

нагрузка

распределяется

таким

 

образом, что на первый виток приходится 34% всей

 

нагрузки,

на

второй — 23%, на третий— 15% и

 

десятый — 0,9%.

 

 

 

 

 

 

При шести витках нагрузка на первый виток

 

составляет

52%,

на второй — 25%,

на

третий —

 

12%, на четвертый — 5,9%,

на пятый — 3,1%

и на

 

шестой — 2%.

 

 

 

 

 

 

 

В данном случае под первым витком понимается

Рис. 68. Гайка

тот, который ближе всего расположен к внешней

нагрузке. Витки винта и гайки представляют стати­

переменного

чески неопределимую систему, и как в каждой стати­

 

чески неопределимой системе распределение на-

нагрузки между отдельными

элементами

зависит

от

жесткости

соединяемых элементов. Следовательно, в данном случае распреде­ ление нагрузки между витками зависит от жесткости витков и тела гайки и винта (или болта).

Теоретические выводы, а также материалы экс­

 

периментальных исследований

позволяют

сделать

 

ряд практических выводов, нашедших свое отраже­

 

ние в конструктивных оформлениях гаек, для ответ­

 

ственных установок, а именно:

(увеличение жест­

 

1) уменьшение податливости

 

кости тела гайки) от первого витка к последующим

Рис. 69. Гайка

выравнивает распределение нагрузок по

виткам

с выточкой

в случае работы винта и гайки с одинаковым зна­ ком деформаций. В связи с этим применяются гайки переменного сечения, как указано на рис. 68.

2) увеличение податливости (уменьшение жесткости) гайки в зоне первых более нагруженных витков по сравнению с последую­ щими во всех случаях способствует более равномерному распреде­ лению нагрузок между витками. Для достижения этого применяют гайку с выточкой (рис. 69).

В треугольной и трапецоидальной резьбе существует радиаль­ ная составляющая нагрузка, которая как бы распирает гайку.

Экспериментальные исследования показывают, что увеличение поперечной деформации в зоне более нагруженных витков способ­ ствует выравниванию нагрузки.

Выточка (см. рис. 69) как раз и способствует увеличению попе­ речной деформации. Применение гайки из материала с меньшим модулем упругости (например, бронзы) также способствует увели-

76


чению податливости витков и более равномерному распределению

нагрузки.

§ 22. РАСЧЕТ РЕЗЬБЫ

При работе резьбы последняя испытывает деформации изгиба, среза и смятия.

И з г и б (рис. 70). При расчете на изгиб условно считаем, что нагрузка на виток нарезки болта или гайки приложена по средней окружности и опасным сече­ нием является прямоугольник, полученный разверткой витка (рис. 71). Основание этого прямоугольника равно длине

2

Рис. 70. К расчету гайки

Рис. 71. К расчету гайки

окружности, причем при рассмотрении витка болта в расчет вводится внутренний диаметр резьбы, а для витка гайки — наруж­ ный диаметр. Таким образом, имеем

изгибающий момент

 

 

 

 

лг

_ Mi — d\) п.

(138)

 

 

 

 

' м из

 

 

4

Ч ч

осевой момент сопротивления для витка болта

 

 

 

 

ху/

 

Ъ ( і \ №

в

(139)

для

гайки

 

 

И/6

 

б

,

 

 

Т177

 

T u iftfi2

 

(140)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W t ~

'

6

 

 

 

 

 

условие

прочности

на изгиб

< w < l ° L

 

 

 

 

 

Тд3 <г I а 1

 

(141)

 

 

 

 

ур ^

I

!из »

где зшах — действующее

напряжение

на изгиб,

максимальное зна­

 

чение

которого будет

в

точках

А, В (для болта)

 

A XB X (для

гайки);

виток;

 

 

q — нагрузка

на

один

 

 

к — высота

витка;

 

 

 

 

 

[°]из — допускаемое

напряжение на изгиб.

77