Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Срез . Как известно, при изгибе касательные напряжения от перерезывающей силы распределяются по высоте сечения неравно­ мерно. Наибольшее значение напряжения будет на нейтральной линии. Для прямоугольного сечения наибольшее значение касатель­ ного напряжения равно 3/2 среднего, где среднее напряжение опре­

деляется по формуле qcр =

.

Сечение, подвергающееся срезу, является прямоугольником, полученным разверткой витка. Площадь этого прямоугольника будет

для болта

FcP{6) = *dA

(142)

для гайки

Fcpil) = *d°h’

и условие прочности напишется

^рах < м

или

4 т ^ < М - Z 1Ср

Смя т и е . Условие прочности на смятие запишется так

-'см ^ 13 | СМ '

или

-Я— Ы

L- И ] см >

1 ср

где площадь смятия равна

T.ldl-d])

1 гм

Высота витка h зависит от шага резьбы

А

S

(143)

(144)

(145)

(146)

(147)

где S — шаг резьбы. Значение коэффициента £„ можно принимать

для

треугольной резьбы — £„ = 0,9,

для

трапецоидальной

—£„ =

0,65,

для

прямоугольной

— £0 =

0,5.

Если гайка выполнена из того же материала, что и болт, то про­ веряется на прочность резьба болта, для которой момент сопротив­ ления и площадь среза меньше, чем для гайки. Если же гайка выполняется из материала, имеющего меньший предел прочности, чем материал болта, то проверяется на прочность резьба гайки.

78


В приведенные в данном параграфе формулы входит нагрузка на один виток q. При равномерном распределении нагрузки по виткам гайки

q = ~ - ,

'

(148)

где Q — внешняя нагрузка и г — число

витков.

 

В действительности, как это уже было освещено в предыдущем параграфе, нагрузка по виткам распределяется неравномерно.

Поэтому следует считать, что

 

д = ^ ,

(149)

где kn— коэффициент неравномерности распределения

нагрузки

между отдельными витками нарезки.

 

Теоретическое определение этого коэффициента представляет значительные трудности. Поэтому при определении необходимого числа витков нарезки приходится руководствоваться, главным образом, данными практики. Ориентировочно можно принимать значение k„ в пределах 2-:-2,5.

Зная число витков 2, можно определить высоту гайки по

формуле

(150)

H = z-s.

Учитывая неопределенность значения коэффициента неравно­ мерности распределения нагрузки вследствие влияния на него значительного количества факторов, чаще всего применяют метод расчета, по которому считается, что внешняя нагрузка распреде­ ляется между витками равномерно, но при этом при определении допускаемого напряжения принимают повышенный коэффициент запаса.

Подставляя в формулу (141) значения величин из формул (138), (139), (147) и (149), получим необходимое число витков из условия прочности на изгиб

для болта

 

 

 

3

 

da- d x

 

Qk„

(151)

 

 

 

2тс (koS)2

dl

 

[о]из ’

 

 

 

 

 

для

гайки

 

3

 

d„ — di

 

QkH

 

 

 

 

 

 

(152)

 

 

 

2n(k0S)2

 

di

 

[o]„s *

 

 

 

 

 

 

Подставляя

в

форм улу

 

(144)

 

значения величин из фор-

мул (143), (147)

и (149), получим

 

необходимое

число витков из

условия

прочности

на срез

 

3

 

 

 

 

 

для

болта

 

~

2

 

Qk

н

( 1 5 3 )

для

гайки

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

r.djkuS

<?*н

 

 

 

 

 

~

 

3

 

( 1 5 4 )

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

idffi^S

 

 

 

 

 


Подставляя в формулу (145) значения величин из формул (146) и (149), получим необходимое число витков из условия прочности на смятие

4

1

QkH

(155)

 

dl~d\

Мсм ’

 

 

где [з]см есть допускаемое напряжение на смятие, величина кото­ рого выбирается из условия отсутствия смятия наружной поверх­ ности соприкасающихся витков. Для резьбы

(156)

где [з]сж — допускаемое напряжение на сжатие. Однако в тех случаях, когда гайка сопряжена с грузовым или ходовым винтом, удельное давление, равное давлению между поверхностями со­ прикасающихся витков гайки и винта, отнесенное к единице площади, выбирается из условия невыдавливания смазки. Необ­ ходимое число витков определяется в этом случае по формуле, аналогичной формуле (155)

4

____

Qkн

(157)

 

d \ - d \

\Р]

где [р| — допускаемое удельное давление.

Г Л А В А VI

РАСЧЕТ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

§ 23. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. РАСЧЕТ НЕНАПРЯЖЕННОГО СОЕДИНЕНИЯ

Как указывалось в § 18, резьбовые соединения, в зависимости от характера работы, делятся на ненапряженные соединения и на­ пряженные соединения.

Н е н а п р я ж е н н ы м с о е д и н е н и е м называется такое, в котором отсутствует усилие затяжки. Это соединение находится только под действием внешних сил, при отсутствии которых соеди­ нение свободно от напряжений. Примером ненапряженного соеди­ нения является подвеска гака (рис. 72), винтовая стяжка (рис. 73), домкрат.

В общем случае на ненапряженное соединение, кроме внешней осевой нагрузки, может действовать крутящий момент, возникаю­ щий при завинчивании под нагрузкой гайки или винта. Этот момент вызывает дополнительные касательные напряжения. Как будет видно из дальнейшего, влияние этого напряжения может быть учтено увеличением основной осевой нагрузки, а именно:

Qp ^KpQ >

(158)

80


где Qp — расчетная осевая нагрузка на резьбовое соединение; £кр — коэффициент, учитывающий влияние кручения. Для тех

соединений, в которых не происходит завинчивания гайки или винта под нагрузкой, /гкр = 1.

Напряженное соединение характеризуется наличием предвари­ тельной затяжки, а следовательно, соединение будет находиться в напряженном состоянии даже при отсутствии внешней нагрузки.

Это соединение применяется, когда необходимо создать плотное прилегание соединяемых элементов. Примерами напряженного соединения могут служить соединения крышки с корпусом (рис. 74), фланцевое соединение (рис. 75), болтовое соединение дисковой глу­

хой муфты (см. рис. 79) и др.

Лебая резьба

 

 

П р а в а я р е з ь S a

Рис.

72. Нена-

Рис. 73. Винтовая стяжка

пряженное бол­

 

товое

соедине­

 

 

ние

 

Предварительное усилие затяжки нагружает соединение допол­ нительной осевой силой, величина которой зависит как от вели­ чины усилия затяжки, так и от упругости соединяемых элементов.

В общем случае расчетная осевая нагрузка будет

Q p = &KPQ s ,

( 1 5 9 )

где Qa — действительная нагрузка на соединение с учетом затяжки

Qs = k ™ Q >

( 1 6 0 )

где Q — внешняя осевая нагрузка и ^ „ — коэффициент затяжки, учитывающий влияние затяжки и упругости соединяемых элемен­ тов. Следовательно,

Q p = Ü kp^ t Q •

( 1 6 1 )

Если напряженное соединение работает при отсутствии внешней нагрузки, что имеет место в соединениях, от которых требуется, главным образом, обеспечение плотности, то

где QMT -- осевая сила,

Q p = M 2 3, T ,

( 1 6 2 )

 

возникающая при затяжке.

 

Расчет резьбового соединения заключается в определении проч­ ных размеров стержня, а для нестандартных соединительных дета­ лен — и в расчете резьбы.

6 Зак. 703

S1


Расчет ненапряженного соединения

Внутренний диаметр резьбы стержня определится из условия прочности на растяжение или сжатие

3

(163)

где Qp — расчетная нагрузка,

Qp = kKpQ ,

(164)

/у — площадь сечения по внутреннему диаметру. Следовательно,

(165)

здесь dj — внутренний диаметр нарезки и [а] — допускаемое напря­ жение при осевой деформации.

Полученный диаметр должен быть округлен до стандартного размера, обусловленного ГОСТом, и сечение проверено на сложное сопротивление. Действующее в теле стержня осевое напряжение

0 = -£ ._ i< L

(166)

Fi

ъ<1\

 

При завинчивании гайки или винта окружное усилие, дейст­ вующее по средней окружности резьбы, будет Р — Qtg (ß f р') и соответственный крутящий момент

 

 

Мкр= Qrcp tg(P +

p'),

 

(167)

где гср - средний радиус резьбы.

 

кручения

будет

Максимальное

касательное

напряжение

 

 

т

 

 

 

 

(168)

где Wp — полярный момент сопротивления

сечения,

 

 

 

w„ =

Тб~

 

 

(169)

 

 

р

 

 

 

 

.Условие прочности

стержня

 

напишется так

 

 

 

Зпр = Ѵ°2 + Л 2 <

1=] ,

(170)

где опр — приведенное

напряжение и

а = — . Для

постоянной

нагрузки можно

принимать <?2= 3 .

 

Т ОП

 

 

 

 

82