Поэтому между скользящими поверхностями вводят смазку, кото рая должна отделить одну трущуюся поверхность от другой, заменяя сухое трение трением жидкостным. Очевидно, что в послед нем случае потери на трение будут значительно меньше, так как вместо затраты энергии па трение твердых тел, что имеет место при сухом трении, энергия должна быть затрачена на смещение одного слоя жидкости по отношению к другому.
Очевидно также, что для существования жидкостного трения не обходимо наличие следующих условий.
|
|
вязкостью, и сцепление ее со |
скользящими |
|
|
поверхностями должно быть больше, чем |
|
|
между частицами жидкости. |
|
|
|
|
2. Между трущимися поверхностями дол |
|
|
жен быть зазор, заполненный |
слоем |
смазки. |
|
|
В этом слое при относительном скольжении |
|
|
поверхностей возникнет внутреннее избыточ |
|
|
ное давление, уравновешивающее давление от |
|
|
внешней нагрузки |
и поддерживающее |
цапфу |
|
|
во взвешенном состоянии. |
будут |
выпол |
|
|
Если указанные условия не |
|
|
нены, то вместо |
жидкостного |
трения |
будет |
1. Смазочная жидкость должна удерживаться в зазоре между |
скользящими поверхностями, т. е. эта жидкость должна обладать |
Рис. 233. |
К расчету |
|
|
|
|
подшипников жид |
|
|
|
|
костного |
трения |
|
|
|
|
иметь место полужидкостное или полусухое. Гидродинамическая теория дает возможность определить пара метры подшипников, при которых будет обеспечено жидкостное
трение.
Основные положения, вытекающие из гидродинамической тео рии, следующие:
а) для того чтобы тонкий масляный слой, находящийся между трущимися поверхностями, обладал несущей способностью (грузо подъемностью) и мог бы уравновесить внешнее давление на цапфу, необходимо, чтобы зазор между трущимися поверхностями имел клинообразную форму и тем самым было бы обеспечено создание масляного клина (рис. 233);
б) чем меньше минимальный зазор масляного клина Лтіп, тем больше грузоподъемность масляного слоя. Но минимальный зазор должен быть больше неровностей, остающихся после обработки поверхностей, а также значения величины о, учитывающей пепрямолинейносі ь, эллипсность и прогиб цапфы //тіІ, )> г, -)- г2~'г о,
где ei и 82— неровности (выступы) обработанных |
поверхностей, |
например, цапфы и неподвижной опоры (вкладыша). |
Следователь |
но, лучшая обработка поверхностей способствует увеличению грузоподъемности масляного слоя;
в) в зоне масляного клина не должно быть никаких внезапных изменений сечения (канавок). В противном случае грузоподъем ность масляного слоя может резко упасть;