Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Опорные поверхности приработаны.

Практика эксплуатации таких пят показывает, что износ прира­ ботавшейся пяты происходит равномерно.

Мерой износа является удельная работа сил трения, выража­ емая зависимостью

Ло = рх\хѵх кгм\сек • см2,

 

где рх — удельное давление на пяту на расстоянии

х от оси;

[J. — коэффициент трения;

на окружности

радиуса х.

чу* — скорость точек, лежащих

Следовательно,

 

 

РхѴ-ѵх =

const

 

или

 

 

2тсхп .

-вГР*Р = const-

Вэтом выражении переменным является произведение рхх. Следовательно, если Л0 = const, то и

рхх = С0 = const.

(582)

Давление на элементарную площадку будет

dpx = 2r.xpxdx = 2nC0dx.

Условие равновесия (проекция сил на вертикальную ось) напи-

шется

Яі

1 2nCbdx = Q,

к,

откуда

Q

 

 

 

0

R j

 

 

2* (/?! -

 

 

и

Q

 

 

 

P*

 

 

(583)

2я.г (tf! -

Д2)

 

Формула (583) показывает, что давление в пяте в радиальном на­ правлении распределяется по гиперболическому закону, как пока­ зано на рис. (565). При этом при дг=0 рх-+оо. Значит, если бы пята была не кольцевой, а сплошной, то в центре ее возникали бы очень большие удельные давления. Зависимость (583) получена, исходя из ряда допущений (постоянство коэффициента трения, равномерный износ). В действительности, закон распределения давления будет более сложным, но справедливым остается поло­ жение, что к центру пяты удельное давление увеличивается.

Таким образом, при сплошной пяте в центре ее может иметь место заедание, а поэтому рациональнее будет применять кольце­ вую пяту, используя отверстие в центре пяты для подачи смазки.

279


Максимальное удельное давление будет При X = р г

 

Q

 

(584)

^ тах

zR A R i - R

z)

 

отношение

 

 

 

Рmax

1 / R\

1

 

Рср

2 +

 

Обычно принимают

^ = 1 , 5 - 1 , 8

и тогда

= 1,25^-1,4.

Рср

Элементарный момент сил трения будет d M x = \y.Rdpx.

Подставляя значение рх из (584, а), получим dM x = 2npRCndx. Следовательно,

М х = 2*С > ----

s----

 

пли, подставляя значение Сй из (584),

получим

 

Я

^ !1 № + Д,4

(585)

М.тр Qp 2\ я х _ /?2)‘ ~

или

 

 

м тр Qv-R*ср-

 

Мощность, расходуемая на трение,

 

 

М-гоП

(58G)

Л^тр = М Т|)<0 =

кл,

где /Итр н кгм.

Кольцевую пяту рассчитывают обычно по допускаемому сред­

нему удельному

давлению,

принимая

его значения

по данным

таблицы 62.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 62

 

 

 

 

 

 

 

Трущиеся

поверхности

(/7Ср)'

 

 

к г \ с м 2

 

 

 

 

 

Сталь но чѵ гун ѵ ...........................

... .......................

20-30

по бронзе

......................................................

 

40-60

.

по баббиту

......................................................

 

50-60

Закаленная

сталь по бронзе ...................................

75-100

,

 

,

по баббиту ...............................

ОО 0

'2D О

 

 

 

 

 

 

1

,

 

,

по стали ...................................

120-150

 

по белому чугуну ....................

50-70

280


Проверка на нагрев производится по формуле

рсpT>cp < А 1 кгм/сек см2.

Ориентировочные значения

приведены в табл. 63.

Наименование

Подпятник гидротурбин без принудительного

охлаждения . . . . ' ..............................................

Подпятник гидротурбин с принудительным ох-

лаждением...................................................................

Гребенчатые пяты для паровых стационарных

турбин ...........................................................................

Гребенчатые пяты для судовых турбин .................

Гребенчатые пяты без искусственного охлажде-

П И Я ...................................... ................................................................

Сегментные пяты при хорошем охлаждении . .

Т а б л и ц а 63

Л\,

кгм/сек см2

20

80

до 20

до 80

4—12

до 1000

Гребенчатая пята состоит из ряда гребней (рис. 232) и рас­ считывается как кольцевая

Q = 7Г( — /??) ^ [ /7СІ>1,

L. Г КН I

где z — число

гребенок.

опорах

h

Так

как

в

гребенчатых

тепло отводится хуже, чем в коль­

 

цевых,

и давление между гребенками

Рис. 232. Гребенчатая опора

может

распределяться неравномерно,

меньшими. Размер R.,

значения f/?t.p]

принимаются

в два раза

берется

= 0,8—0,6, при этом

 

 

 

 

Рср

1,12-1,34.

 

 

 

 

 

 

Проверку на нагрев производят так же, как и для кольцевых пят, принимая значения А\ в два раза меньшими, чем приведенные в табл. 62. Высота гребня h рассчитывается на изгиб.

§ 8 1 . подшипники жидкостного ТРЕНИЯ

Основные положения гидродинамической теории смазки

При относительном скольжении твердых поверхностей, при их непосредственном соприкосновении имеет место сухое трение, что вызывает значительную затрату работы, переходящей в тепло.

281


Поэтому между скользящими поверхностями вводят смазку, кото­ рая должна отделить одну трущуюся поверхность от другой, заменяя сухое трение трением жидкостным. Очевидно, что в послед­ нем случае потери на трение будут значительно меньше, так как вместо затраты энергии па трение твердых тел, что имеет место при сухом трении, энергия должна быть затрачена на смещение одного слоя жидкости по отношению к другому.

Очевидно также, что для существования жидкостного трения не­ обходимо наличие следующих условий.

 

 

вязкостью, и сцепление ее со

скользящими

 

 

поверхностями должно быть больше, чем

 

 

между частицами жидкости.

 

 

 

 

2. Между трущимися поверхностями дол­

 

 

жен быть зазор, заполненный

слоем

смазки.

 

 

В этом слое при относительном скольжении

 

 

поверхностей возникнет внутреннее избыточ­

 

 

ное давление, уравновешивающее давление от

 

 

внешней нагрузки

и поддерживающее

цапфу

 

 

во взвешенном состоянии.

будут

выпол­

 

 

Если указанные условия не

 

 

нены, то вместо

жидкостного

трения

будет

1. Смазочная жидкость должна удерживаться в зазоре между

скользящими поверхностями, т. е. эта жидкость должна обладать

Рис. 233.

К расчету

 

 

 

 

подшипников жид­

 

 

 

 

костного

трения

 

 

 

 

иметь место полужидкостное или полусухое. Гидродинамическая теория дает возможность определить пара­ метры подшипников, при которых будет обеспечено жидкостное

трение.

Основные положения, вытекающие из гидродинамической тео­ рии, следующие:

а) для того чтобы тонкий масляный слой, находящийся между трущимися поверхностями, обладал несущей способностью (грузо­ подъемностью) и мог бы уравновесить внешнее давление на цапфу, необходимо, чтобы зазор между трущимися поверхностями имел клинообразную форму и тем самым было бы обеспечено создание масляного клина (рис. 233);

б) чем меньше минимальный зазор масляного клина Лтіп, тем больше грузоподъемность масляного слоя. Но минимальный зазор должен быть больше неровностей, остающихся после обработки поверхностей, а также значения величины о, учитывающей пепрямолинейносі ь, эллипсность и прогиб цапфы //тіІ, )> г, -)- г2~'г о,

где ei и 82— неровности (выступы) обработанных

поверхностей,

например, цапфы и неподвижной опоры (вкладыша).

Следователь­

но, лучшая обработка поверхностей способствует увеличению грузоподъемности масляного слоя;

в) в зоне масляного клина не должно быть никаких внезапных изменений сечения (канавок). В противном случае грузоподъем­ ность масляного слоя может резко упасть;

282


1") с увеличением скорости вращения вала грузоподъемность масляного слоя увеличивается.

Из гидродинамической теории смазки известно, что смазочный слой будет обладать грузоподъемностью лишь при наличии движе­ ния жидкости.

В период пуска и остановки вала, т. е. при недостаточной ско­ рости, цапфа или пята могут касаться опорной поверхности и вместо жидкостного трения будет трение полужидкостное или даже полу­ сухое.

Поэтому в машинах, работающих с частыми пусками и оста-, новками, как, например, в грузоподъемных машинах, потери на трение больше, чем в работающих непрерывно.

Расчет радиальных подшипников

Для создания масляного клина необходимо диаметр цапфы сделать меньше диаметра неподвижной части (вкладыша). Относи­ тельный диаметральный зазор между цапфой и вкладышем для

подшипников турбозубчатых

агрегатов рекомендуется принимать

в пределах

 

-J- -

0,001 -0,003,

причем меньшие значения — для тихоходных и сильно нагруженных валов; здесь d — диаметр цапфы и А — диаметральный зазор,

Д = — г/,

где da—диаметр вкладыша.

На рис. 233 показано взаимное положение цапфы 1 и вкла­ дыша 2 в состоянии покоя.

При вращении цапфы по часовой стрелке при установившемся движении в клиновом зазоре образуется избыточное давление

283

масляного слоя, благодаря которому цапфа при работе сместится в сторону, как указано на рис. 234, и несколько приподнимется. При этом центр 0\ переместится в 0 2 и аб будет наименьшим размером клинового зазора.

Так как величина [/?ср] определяет допускаемую максималь­ ную нагрузку на цапфу, а следовательно, и грузоподъемность масляного слоя, то она должна определяться из условия обеспе­ чения жидкостного трения. Согласно гидродинамической теории, среднее удельное давление может быть определено по прибли­ женной формуле

 

[Лр] —

5,35ix0/irf2. ю-6

 

кг!см2

(587)

 

4,62

 

 

 

 

ДЛ„

1+ k°-

0,026 +

 

Коэффициент

трения определится

по ориентировочной

формуле

/ =

4 - {°>15 +

3,84 (0,06 4-

 

4,62

0,026 JI-

(588)*

 

£2

 

где

k = ~ ;

 

 

 

 

 

 

 

1/?ср1 — допускаемоё среднее удельное

 

давление в кг/см2',

 

р.0 — коэффициент абсолютной

вязкости масла в кг •

сек'м2;

 

«• — число оборотов

цапфы

в ман\

 

 

 

 

d — диаметр цапфы

в мм;

 

равный dBd u определяемый

 

А — диаметральный зазор в мм,

 

в зависимости от принятой посадки;

 

 

da— диаметр вкладыша в мм;

 

 

 

 

Лшіп — минимальный зазор масляного клина в мм.

 

Наименьшее значение hmin определяется условием

 

 

 

^min — 1>25 (si -f- e2) + 8,

(589)

где ei и Ё2— выступы на поверхности цапфы и вкладыша, а вели­ чина б учитывает прогиб, непрямолинейность и конусность цапфы.

Для стальной цапфы можно пользоваться следующими ориен­ тировочными данными

 

Значения

в мк

 

Обточка

черновая .

. . .

16-40

Обточка

чистовая .

. . .

6—16

Развертка чистая .

. . .

6 -1 0

Шлифовка тонкая .

. . .

3 - 6

Полировка средняя

. . .

1—2

Для вкладыша из баббита при тщательной обработке может быть принято s2 = 15 м к , при последующей обработке уплотняю­ щими роликами — 5 мк. Наименьшее допускаемое значение обычно колеблется в пределах 0,01—0,03 мм.

* Формулы (587)—(588) действительны для угла обхвата 180° п для значе­

ния

Л

от 0,025 до 0,25.

 

 

281