Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно,

условие

прочности будет

 

 

 

 

 

 

ОИЗ*

 

 

 

Тогда получим

 

 

 

32Ql < И

 

 

 

для сплошной цапфы

 

 

(574)

 

 

 

 

32QI

^

,

для

полой цапфы

 

 

 

( 1 — -И) &

^

І°1из.

 

 

 

 

d\

 

 

 

 

 

 

d

 

 

 

 

где d — наружный диаметр

цапфы и с/, внутренний

диаметр

полой цапфы.

(574), заменяя выражение Q через рср, получим

Из формулы

 

 

16/Ѵ*

 

 

 

 

Следовательно,

71

( 1 -

ß ‘ ) < Р

 

 

 

 

L

і / 0.2(1-Э4)1»|иа

 

 

 

 

 

 

(575)

 

d

X

 

Pep

 

 

 

 

 

 

 

для сплошной цапфы 3 = 0.

 

или, как это будет

показано

Обычно значением рср задаются

ниже, его определяют из условий обеспечения жидкостного тре­ ния. Тогда из уравнений (574) и (575) можно определить раз­

меры /

и d.

В некоторых

случаях приходится

задаваться

значе­

ниями

l u d ;

тогда

уравнения (574)

и (575)

будут являться

п юверочными. Стремясь

к уменьшению прогиба цапфы, при

определении

допускаемых

напряжений

на изгиб следует

прини­

мать большие значения коэффициента запаса.

следует

радиус

Для

уменьшения

концентрации напряжений

галтели делать не меньше нижеследующих величин, приведенных в табл. 57.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 57

Диаметр цапфы,

м м .................

28

68

100

175

240

290

320

Радиус галтели,

.іы/,.................

1.5

2

3

4

6

8

10

Соответствующий радиус закругления у вкладыша делается несколько больше.

В тех случаях, когда на цапфу, кроме радиальной силы, дей­

ствует и осевая QÜC, условие

прочности

напишется

З’Ті:і г

 

о

(576)

W~

F

 

 

18*

 

 

275


Промежуточная цапфа рассчитывается по среднему удельному давлению так же, как и концевая — по формуле (575). На проч­ ность (на изгиб и кручение) промежуточная цапфа рассчитыва­ ется как соответствующий участок вала, и таким образом диаметр цапфы определяется при расчете всего вала.

Отношение

принимается

в пределах

0,5—2,0. При значе-

/ ,, .

 

подшипники

с жесткими вклады­

пнях —р<^1 можно принимать

шами, а при отношении -^-^>1 во избежание заклинивания вала вкладыш часто делают самоустанавливающимся.

Средние значения приведены в табл. 58.

Т а б л и ц а 58

Характер установки

Передвижные установки двигателей внутреннего

сгорания и паровых машин.................................

Стационарные двигатели внутреннего сгорания,

оси паровозов и вагонов ......................................

Стационарные паровые машины, подъемники, станки, турбогенераторы, электромашины

Судовые турбины ..........................................................

Судовые зубчатые передачи .....................................

0,6 -1

1 -1 ,5

1 - 2

0,8-1,25

0 00

1 -»

сл

и

Кроме расчета на прочность, выбранные размеры цапфы про­ веряют также из условий допустимого нагрева. Количество вы­ деленного тепла может быть определено по формуле

к1= Qfv ккал,

где Q — действующая нагрузка в кг; / — коэффициент трения;

V — окружная скорость цапфы в м/сек.

Это выделенное тепло должно быть отведено потоком масла (если применяется циркуляция масла) и охлаждением наружной поверхности корпуса подшипника. Из баланса тепла может быть определена температура масла. Однако этот расчет весьма сложный, так как практически трудно учесть влияние на охлаждение много­ численных факторов. Поэтому часто пользуются упрощенным рас­

четом. Удельная работа сил трения выразится формулой

 

A = p cpfv .

(577)

Если рсѵ — в кг/см2, а ѵ — в м/сек, то размерность А

будет

в кгм/сек см2, а следовательно, А является мощностью,

отне-

276


сенной к единице трущейся поверхности цапфы. Подставляя цифровое значение для /, условие нормального теплового режима получим в виде формулы

рсрѵ < At кгм 'ісек см2.

(578)

Весьма ориентировочные практические значения

для А г приве­

дены в табл. 60. Некоторые значения (/?ср] и коэффициента тре­ ния / приведены в табл. 61 и 62.

Наименование

Стационарные м аш и н ы .................................

Судовые маш ины ..............................................

Трансмиссионные валы .................................

Т а б л и ц а 60

кгм-ісек *см-

15 -20 10—40 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 61

 

 

 

 

 

Наименование

 

 

(/?ср)*

 

Сталь

по

ч у г у н у ..................................................

 

 

 

 

30

 

,

 

по

бронзе ..................................................

 

 

 

 

50

 

.

 

по баббиту ..................................................

 

 

 

 

60

 

Сталь,

закаленная по б р о н з е

.........................

 

 

75

 

 

 

по баббитѵ

.........................

 

 

90

 

*

 

 

по с т а л и .............................

 

 

 

 

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

62

 

 

 

Наименование

 

 

 

 

Коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

 

трения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для подшипников

с кольцевой смазкой .

. . в

0,02-0,01

 

,

 

.

 

с фитильными

капельными

 

 

м асленкам и ...............................................................

 

 

 

 

 

0,01—0,07

 

С простым отверстием для заливки.....................

 

 

0,07-0,1

 

Цапфа

в масляной ванне ..........................................

 

 

 

 

0,01-0,03

 

Потери

в подшипнике определяются

формулой

 

 

 

 

 

N n

мп

Кв,

 

 

 

 

 

 

 

 

102

 

 

 

где Мпот — момент

силы трения

 

относительно

оси цапфы

в кгм\

N am — потерянная мощность

в кв\

 

 

 

w — угловая

скорость в рад/сек.

 

 

 

277


Мб

 

 

і ё

 

м п(п = Qfr,

Ш=

 

следовательно,

 

 

30

 

Qfn_

 

 

М,

 

(579)

972

К в ,

где г — радиус цапфы в ж и Q — нагрузка на цапфу в кг.

§ 80. РАСЧЕТ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ ПОЛУСУХОГО (ИЛИ ПОЛУЖИДКОСТНОГО) ТРЕНИЯ

Упорные подшипники применяются как для вертикального, так и горизонтального вала. Расчет упорных подшипников заключает­ ся, в основном, в расчете пяты. Ниже рассмотрены наиболее часто применяемые

опоры: с кольцевой пятой и гребенчатая. Кольцевая пята характеризуется тем

(рис. 231), что у нее рабочей поверхностью является плоский торец с вырезом посере­ дине.

1) Опорные поверхности не прирабо­ таны.

В этом случае считают, что давление распределяется на опорной поверхности равномерно и тогда

 

 

 

 

 

р ‘г =

 

(580)

 

 

 

 

 

 

'

 

 

 

Выделив элементарное кольцо толщи­

 

 

 

ной

dx,

получим

значение

элементарной

 

 

 

силы на

это кольцо

 

 

 

 

 

 

dpx = 2v:xpcpdx.

Рис.

231.

Распределение

Элементарный момент силы трения будет

давлений

в кольцевой

 

 

dMx ^ 2 r .x 2v.pcpdx,

 

 

ияте

 

 

где

ц — коэффициент

трения

между

пятой и

опорой,

откуда

 

 

 

 

 

 

 

М,

Г. (/?і — /?2)

р

 

или,

подставляя значение рсп, получим

 

 

 

 

 

Af V— ~

Qu. Я? - Я

 

(58 і)

27S