Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где kт — коэффициент перехода от гладкого образца к данной детали для касательных напряжений,

кт ~ (0,7—0,8) kz.

Для уменьшения влияния концентрации напряжений следует делать возможно большие радиусы перехода от одного сечения вала к другому и шлифовать вал.

Наибольшая концентрация возникает обычно в местах посадки

шпонки. Теоретический коэффициент концентрации

может быть

принят в среднем а, ^ 3. Для шлицевых валов

2.

Для шлифованных валов технологический коэффициент может

быть принят ß= 1.

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

чувствительности

 

в среднем

для кованой стали

 

 

т, - 0,4

:

0,6.

 

 

Масштабный

фактор для

валов

 

 

 

 

диаметром

до

100 мм

 

— 1,0

0,7;

диаметром

100300

мм

0,7--0,5,

Поэтому в среднем можно принимать для валов диаметром до 100 мм

к„ = 2,0—3,0; к, = 1,5-2,0;

диаметром 100—300 мм

к, == 2,5-3,5; к, = 2,0—2,5.

Коэффициент запаса прочности можно принимать в пределах

^= --1 ,5 -2 .

 

 

 

Напряжения н кгісм-

 

 

Т а б л и ц а 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ІИ К'л

 

 

 

 

Цикл

 

Марка

симметричный

пульси­

Марка

симметричный

пульси­

стали

рующий

стали

рующий

 

 

 

 

 

 

м

М

м

 

 

[=]

N

м

Ст-4

400-500

250-350

450-600

60Г

650—800 450—650 750-1000

Ст-5

450—550

300—400

500—700

20Х

600—700 350-450 600-900

Ст-6

450-600

300-450

550-750

ЗОХ

600-800

400-500

650—750

Ст-30

400-550

300-400

4=0-650

40Х

700

-850

450-600 800-1000

Ст-40

450-600

300-450

550-750

30Х ГС

700

-950

500-700 900-1100

Ст-50

550-700

350—500

600-800 18ХНЗЛ

800

-1000 550-750

950—1200

50 Г

600-750

400—600

700-900

 

 

 

 

 

270


Коэффициент динамичности следует принимать по данным табл. 13.

В табл. 56 приведены средние значения допускаемых напря­ жений для некоторых валов и осей для kA= 1.

Меньшие значения допускаемых напряжений относятся к валам большего диаметра. Большие значения — для шлицевых валов.

Г Л А В А XVIII

подшипники скольжения

§ 78. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Подшипниками называются конструкции, служащие опорами для вращающегося вала или оси. Подшипники различается: опор­ ные, служащие для восприятия радиальных нагрузок и поэтому часто называемые радиальными, и упорные, служащие для вос­ приятия осевых нагрузок. Последние при вертикальном вале часто называются подпятниками. Та часть, которая находится в подшип­ нике, называется цапфой, а находящаяся в подпятнике — пятой.

По характеру трения различают два вида опор скольжения:

1)опоры полусухого или полужидкостного трения;

2)опоры жидкостного трения.

Полусухим трением характеризуют такое состояние трущихся поверхностей, когда смазывающая жидкость покрывает незначи­ тельную часть поверхности трения.

Полужидкостным трением характеризуют такое состояние тру­ щихся поверхностей, когда большая часть поверхности покрыта смазывающей жидкостью.

Жидкостное трение, как уже указывалось ранее, имеет место тогда, когда происходит трение между слоями жидкости.

Явления, протекающие при полусухом и полужидкостном тре­ нии. описываются обычно, исходя из законов сухого трения.

Основное условие нормальной работы опор скольжения опреде­ ляется формулой

 

Аф <ІА-р і ,

(562)

где рС — действующее

среднее

удельное

давление;

[ / > е р | - допускаемое

среднее

удельное

давление.

Действующее среднее удельное давление находится аналити­ чески в зависимости от размеров опор и действующих нагрузок.

Допускаемое среднее удельное давление fРср1— для полусу­ хого и полужидкого трения определяется экспериментально. Для жидкостного [/?ср1 определяется аналитически, исходя из данных гидродинамической теории смазки.

Кроме проверки на удельное давление, опоры скольжения проверяются на нагрев.

271


§ 79. РАСЧЕТ РАДИАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ ПОЛУСУХОГО (ИЛИ ПОЛУЖИДКОСТНОГО) ТРЕНИЯ

Простейший подшипник показан на рис. 228, в котором втул­ ка, являющаяся вкладышем, запрессована в чугунный корпус или закреплена винтами. Вкладыш делается из бронзы или стали с заливкой белым металлом (баббитом).

Расчет подшипника заключается в определении размеров цапфы, для чего необходимо установить распределение давления по ок­ ружности цапфы.

1-й случай — цапфа и вкладыш не приработаны.

Допустим, что цапфа опирается на вкладыш по дуге AB, соответствующей центральному углу 2а, (рис. 229). Выделим

элементарную дугу

Rda, па которую действует удельное давле­

ние (т.

е. давление

на единицу площади).

Давление

па элемен­

тарную

площадку ds - Rldo., (где / — длина

цапфы),

будет

 

 

dpa = Rip da.

 

(563)

Составив уравнение равновесия (проектируя все силы па вер­ тикальную ось), получим

а,

 

Р — 2 і’

RIpacos adv..

(564)

о

 

 

Если цапфа и вкладыш не приработаны, то можно считать давление по всей дуге AB постоянным и равным среднему дав-

272


лению, т. е. в этом случае ра = р ср и формула (564)

«I

Р — 2pcyRl j" cos ada. — 2ptpRl sin a,

0

и

 

p

где d — диаметр

^ СР Id sin otj ’

цапфы.

Чаще всего

= тс/2 и тогда

 

Р

 

Рср - /,/ •

Формулу (565) можно представить так

примет вид

(565)

(566)

 

 

 

Р

 

 

 

(567)

 

 

Рсѵ ~

т

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, среднее удельное давление

равно радиальной

силе, деленной на площадь прямоугольника,

одна сторона

кото­

рого равна

длине цапфы /, а другая — хорде, стягивающей

опор­

ную дугу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементарный момент работы сил трения напишется

 

 

 

äMTp =

\iRldpa,

 

(568)

откуда

d P a = P ß d a ,

 

 

dMTp = rRHpda

и

Мтр = 2pR2lpcva.1.

 

 

 

 

Подставляя значение рср из выражения (565),

получим

 

 

 

УИІР = №

 

,

 

(569)

при

 

ТІ>

Sin aj

 

 

= iz/2

 

 

 

 

 

 

 

 

Mrp =

~ y

PpR ■

 

(570)

2) Цапфа и вкладыш приработаны.

 

 

 

 

В этом случае принимают, что

 

 

 

 

 

 

 

Рл = Ртах COS а,

 

(571)

і'ДС

р пт -

максимальное давление,

действующее но линии дейст­

вия внешней силы (рис. 230).

 

 

 

(564),

получим

 

Подставляя значение ра в формулу

 

Р = 2Rtpmn I’ cos2 ada, b

18 Зак. 708

273


откуда

Р - 2Р//Л,

и

А .

I d

■+ Sill

2а,

 

Отношение

_

2 Sill gt

 

 

Р max

а( ’

(572)

^cp

 

«1 -.г Sin 2

 

 

 

—г,—

 

при а1— и/2

Ртах

Рср

Действительный закон распределения давления по дуге сопри­ касания вкладыша и цапфы несколько отличается от синусоидаль­ ного. Нахождение действительного распределения является весьма сложной контактной задачей теории упругости. На практике при рас­ чете цапфы пользуются средним удельным давлением и для случая

угла обхвата а —-Д- основная зависимость (562) принимает вид

-ЙГ<[/>ср1.

(573)

К о н ц е в а я ра пфа .

Рас­

считывается следующим образом.

^ рис. 230, а. К определению удельного давлении

Считая нагрузку равномерно распределенной, получим, что изги­ бающий момент в сечении I—1 равен (см. рис. 230,6)

274