Коэффициент динамичности следует принимать по данным табл. 13.
В табл. 56 приведены средние значения допускаемых напря жений для некоторых валов и осей для kA= 1.
Меньшие значения допускаемых напряжений относятся к валам большего диаметра. Большие значения — для шлицевых валов.
Г Л А В А XVIII
подшипники скольжения
§ 78. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Подшипниками называются конструкции, служащие опорами для вращающегося вала или оси. Подшипники различается: опор ные, служащие для восприятия радиальных нагрузок и поэтому часто называемые радиальными, и упорные, служащие для вос приятия осевых нагрузок. Последние при вертикальном вале часто называются подпятниками. Та часть, которая находится в подшип нике, называется цапфой, а находящаяся в подпятнике — пятой.
По характеру трения различают два вида опор скольжения:
1)опоры полусухого или полужидкостного трения;
2)опоры жидкостного трения.
Полусухим трением характеризуют такое состояние трущихся поверхностей, когда смазывающая жидкость покрывает незначи тельную часть поверхности трения.
Полужидкостным трением характеризуют такое состояние тру щихся поверхностей, когда большая часть поверхности покрыта смазывающей жидкостью.
Жидкостное трение, как уже указывалось ранее, имеет место тогда, когда происходит трение между слоями жидкости.
Явления, протекающие при полусухом и полужидкостном тре нии. описываются обычно, исходя из законов сухого трения.
Основное условие нормальной работы опор скольжения опреде ляется формулой
|
Аф <ІА-р і , |
(562) |
где рС — действующее |
среднее |
удельное |
давление; |
[ / > е р | - допускаемое |
среднее |
удельное |
давление. |
Действующее среднее удельное давление находится аналити чески в зависимости от размеров опор и действующих нагрузок.
Допускаемое среднее удельное давление fРср1— для полусу хого и полужидкого трения определяется экспериментально. Для жидкостного [/?ср1 определяется аналитически, исходя из данных гидродинамической теории смазки.
Кроме проверки на удельное давление, опоры скольжения проверяются на нагрев.