Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
Меньшими. Например, лучше расположить деталь таким образом, чтобы она работала на растяжение или сжатие, но не на изгиб. Если избежать наличия изгибающего момента невозможно, то надо стремиться к уменьшению этого момента путем уменьшения вели чины плеча изгибающей силы.
Следует избегать резких переходов с точки зрения уменьшения концентрации напряжений. При взаимосвязи одной детали с другой необходимо учесть возможность температурных деформаций (если они могут возникнуть) и соответствующие соединения конструиро вать так, чтобы имелась возможность свободного расширения детали. В случае ударной внешней нагрузки целесообразно (там, где это возможно) вводить в узлах демпфирующие прокладки, при нимающие на себя большую часть кинетической энергии внешних сил и, следовательно, уменьшающие ту часть кинетической энергии, которая переходит в потенциальную энергию упругой системы.
При конструировании литых деталей необходимо придерживать ся ряда установленных положений, т. е. следует избегать резких переходов, а также скопления масс, наличие которых способствует как концентрации напряжений, так и возникновению усадочных напряжений при остывании отливки.
При сопряжении стенок отливок под прямым или тупым углом следует применять радиусы галтелей по данным ГОСТа. Острые переходы вообще не допускаются. Следует стремиться к простой форме отливки, к отсутствию выступающих частей, к равномерной толщине стенок, а также предусматривать литейные уклоны, и там, где это диктуется конструкцией, — специальные бобышки для облегчения механической обработки поверхностей, выступающих над необработанным телом па 5—10 мм.
При расчете и конструировании той или иной детали следует тщательно выявлять величины и расположение внешних сил и вы званное этими силами распределение напряжений.
В ряде случаев теория упругости не дает точного ответа на вопросы, связанные с распределением напряжений в деталях ма шин, поэтому иногда сложное, напряженное состояние приходится заменять простейшей схемой и, следовательно, решать поставлен ную задачу приближенно. Часто также существующее, по сложное решение заменяется простым приближенным. Конструктор должен суметь критически оценить это обстоятельство, пользуясь теорети ческими и экспериментальными данными, а чаще всего эксплуата ционным опытом работы данной или аналогичной детали.
Требования экономичности машин ставят перед конструктором следующие задачи:
а) правильно осуществлять выбор допускаемых напряжений; б) применять более дешевые и менее дефицитные материалы; в) придавать детали такую форму и размеры, чтобы ее обра
ботка была возможно проще, а вес меньше; г) конструировать узлы таким образом, чтобы возможно боль
ше облегчить монтаж;
42
д) обеспечить нормальные условия смазки. Расположение дета лей должно всецело облегчить их осмотр, ремонт и смену. Правиль ные условия эксплуатации и удобства обслуживания сводятся, в основном, к тому, чтобы конструкция машины позволила легкое и несложное управление ею. При установке необходимо учесть доступность машины и ее отдельных узлов для осмотра и смазки.
В настоящее время особое внимание уделяется уменьшению веса машин при одновременном улучшении качества.
Основными условиями, определяющими успешное решение этого важного вопроса, являются правильный выбор материала, правиль ное установление действующих и допускаемых напряжений и уста новление такого расположения деталей и узлов, которое приводило бы к лучшему распределению нагрузок.
|
§ |
14. МЕХАНИЧЕСКИЕ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Основными механическими характеристиками являются. |
|||
1. |
М о д у л ь |
н о р м а л ь н о й |
у п р у г о с т и Е, характеризую |
щий |
способность материала оказывать сопротивление упругому |
||
деформированию при растяжении или сжатии. |
|||
2. |
П р е д е л |
у п р у г о с т и , т. |
е. то напряжение, при котором |
величина остаточной деформации образца ничтожно мала (напри мер, 0,001 %).
3. П р е д е л т е к у ч е с т и ат, являющийся напряжением, при котором имеет место деформация образца без увеличения напря жения. Для ряда пластических материалов на диаграмме растяжения при напряжении, равном пределу текучести, появляется характерная горизонтальная линия, называемая п л о щ а д к о й т е к у ч е с т и .
Для материалов, не имеющих площадки текучести, предел теку чести определяется как напряжение, соответствующее относитель ному удлинению 0,2%. Предел текучести является важнейшей механической характеристикой.
При расчетах на прочность различают предел текучести при растяжении, изгибе и кручении. Ориентировочно можно принять следующие значения
При растяжении
для углеродистых сталей зт = (0,52-г-0,56) зв; для обыкновенных легированных зт = (0,65 0,75) <ѵ
для легированных повышенного сопротивления зт = (0,7ч-0,8) з„.
Здесь зв — предел прочности и зт — предел текучести при растя жении.
При изгибе
для углеродистых сталей зт н = 1,2зт; для легированных зт п == 1,1зт.
43
|
|
При кручении |
|
для |
углеродистых |
сталей |
тт == 0,63от; |
для |
легированных |
тт = 0,6от. |
|
4. П р е д е л п р о ч н о с т и |
(временное сопротивление) явля |
ется напряжением, при котором начинается разрушение образца. Различают предел прочности при растяжении зв и и при круче
нии тв, а для чугуна при изгибе зв и и при сжатии зв с. |
|
|||||||
Ориентировочно |
можно считать |
|
|
|||||
для |
чугуна |
при |
изгибе од и = |
(1,6-ь 2) зв; |
|
|
||
для |
чугуна |
при |
кручении |
т„ = |
(1,4-:~Т,7) зв; |
|
|
|
для |
стали при кручении |
тв = |
(0,8-т-1,1) з„ (весьма ориентиро |
|||||
вочно). |
При этом наибольшие значения относятся |
к стали |
с зв = |
|||||
= 30 |
к?!мм1, и наименьшие — к стали с зв =120 |
кг'мм? и |
выше |
|||||
5. |
П р е д е л |
в ы н о с л и в о с т и аг есть максимальное напря-. |
жение переменного асимметричного цикла, характеризуемое коэф фициентом несимметрии цикла, при котором не наступает разруше ния образца от усталости при повторении нагрузок N раз (JV — за данное техническими условиями большое число).
Рис. 39. Диаграмма изменения предела выносливости
Однако обычно образцы испытываются при симметричных нагрузках, и данные о пределе выносливости относятся к симмет ричному циклу, который обозначается о_і. При этом, если нет специальных оговорок, для стали принимается jV = 107.
Типовая кривая усталости, полученная при симметричном цикле изменения напряжений, показана на рис. 39. Бывают случаи, когда за эксплуатационный срок службы детали число циклов перемен напряжений меньше ІО7.
Если на диаграмме (39) это число циклов равно пи то соот ветствующее напряжение з_1огр будет больше предела выносли
4t
вости. Напряжение э_ , |
называется п р е д е л о м |
о г р а н и ч е н |
||||||
ной в ы н о с л и в о с т и |
при |
с и м м е т р и ч н о м |
цикле . |
|||||
Различают пределы |
выносливости при |
растяжении о |
, изги |
|||||
бе |
кручении т_г Ниже приведены ориентировочные значения |
|||||||
пределов |
выносливости |
для |
различных |
видов сталей, |
чугунов |
|||
и цветных |
металлов. |
Для стали |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
при |
изгибе o_j = |
0,35з„ -j- 12,2 кг/мм2 или а_1= |
0,25 (от + ов) -f- |
|||||
-(-5 кг, мм2-. |
а_ір == 0,7а |
|
|
|
|
|||
при |
растяжении |
|
|
|
|
при кручении X j = 0,58o_j.
Для чугуна
при изгибе —0,22ав; при растяжении т „1р —(0,35 : 0,45)
при кручении i_ j (0,75л-0,9) o_j.
Для медных сплавов (ориентировочно)
при изгибе 3 , — 0,35ав; при кручении T_j = 0,58о_г
Для легких сплавов (дюралюминия и др.) (ориентировочно)
при изгибе о_1 =0,33ов;
при растяжении |
= 0,76<jw1; |
цри кручении х_, = 0,46з_1.
Пределы прочности, текучести и выносливости при температуре выше 250—300° уменьшаются с увеличением температуры. Ориен тировочные данные относительного изменения этих пределов при ведены в табл. 4.
Температура |
250 |
J |
300° |
о |
|
О О |
|||
|
5В °т 3-1 |
ав ат ° - і |
Зв ат |
Т а б л и ц а 4
500°
а- і зв зт 3-1
Сталь |
10 . . . . |
_ |
1 |
— |
1,2 |
0,6 |
|
1,0 |
0,5 |
0,6 |
0,45 |
|
|
30 . . . |
. — |
1 |
1,2 |
0,8 |
1 |
1,0 |
0,7 |
0,8 0,6 |
0,6 |
0,7 |
|
, |
45 . . . . |
— |
1 |
|
0,9 |
0,7 |
|
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
|
Обычно основные механические характеристики, приводимые в справочных материалах, определяются опытным путем на гладких, полированных образцах определенной длины (100— 200 мм) при диаметре 6— 10 мм.
45
Встречающиеся на практике детали могут отличаться от об разца как размером (диаметром), так и формой. Это отличие явля ется причиной того, что механические характеристики деталей отличаются от характеристик образца, что главным образом относится к пределам текучести, прочности и выносливости.
Поэтому в качестве механических характеристик деталей сле дует считать пределы: текучести а'г, К, прочности а'в, т', вынос
ливости при симметричном цикле з(_р х'_г и любом асимметрич ном з), і'г.
6. О т н о с и т е л ь и о е о с т а т о ч н о е у д л и н е н и е е при разрыве есть отношение остающегося приращения расчетной длины образца при разрыве к исходной его длине.
7. О т н о с и т е л ь н о е с у ж е н и е ф при разрыве есть остаю щееся относительное сужение образца при разрыве в наименьшем сечении шейки. Коэффициенты е и ф характеризуют пластичность материала, т. е. способность деформироваться без разрушения.
8. У д а р н а я в я з к о с т ь равна работе разрушения, отнесен ной к единице площади испытуемого образца. Ударная вязкость характеризует способность материала воспринимать динамические нагрузки.
9. П о л з у ч е с т ь есть медленное нарастание во времени пла стической деформации материала при напряжениях меньших, чем те, которые могут вызвать остаточную деформацию при испытаниях обычной длительности. Явление ползучести имеет место при высо ких температурах. Ползучесть характеризуется скоростью дефор
мации.
П р е д е л п о л з у ч е с т и ггпл есть напряжение, при котором скорость или деформация ползучести за определенный промежуток времени равна величине, установленной техническими условиями.
Ползучесть является весьма важной характеристикой материала и должна быть учтена при расчетах деталей, работающих при вы соких температурах, например, болты паропровода удлиняются, и с течением времени требуется их подтяжка. Диаметр самого паро провода при высокой температуре пара и большом давлении непре рывно увеличивается, что может привести к его разрыву.
При заданной скорости деформации с увеличением температуры предел ползучести уменьшается. Данные изменения предела ползу чести в кг/мм? при допускаемой скорости относительной деформа-
- fi |
1 |
приведены |
в табл. |
5. |
|
ции 10" |
----- |
|
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
Марка |
|
Температура |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стали |
400° |
450° |
500° |
550° |
|
10 |
11 |
7 |
4,1 |
2,3 |
|
г> |
11,3 |
7,6 |
4,2 |
2,4 |
46