Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уменьшение сопротивления изоляции возникает по причине неблаго­ приятных атмосферных условий и резких колебаний температуры ок­ ружающей среды. Например, при повышенной влажности среды снижа­ ется поверхностное сопротивление изоляции и возникает ток утечки. Если обмотку высушить, то и после этого сопротивление изоляции бу­ дет ниже, чем было, так как на ее поверхности остаются микроскопи­ ческие частицы различных солей, проникших с влагой. При резких колебаниях температуры среды нарушается структура изоляции, появ­ ляются невидимые на глаз разрывы и трещины, через которые влага проникает вглубь изоляции и снижает ее сопротивление.

Ток утечки силовых моточных изделий может влиять на работу звуко­ воспроизводящих устройств (магнитные головки, цепи включения ФЭУ, усилители) в виде появления фона переменного тока. Ток утеч­ ки низкочастотных моточных изделий приводит к изменению режима работы этих и других элементов аппарата, и как следствие снижается качество воспроизведения звука.

Неисправности моточных изделий, приводящие к появлению тока утечки, могут быть обнаружены при измерении сопротивления изо­ ляции между обмотками и относительно сердечника магнитопровода. Само собой разумеется, что при этих измерениях от обмоток должны быть отключены нагрузки всякого рода.

П р о б о й и з о л я ц и и . Так как из-за атмосферных условий сни­ жается не только сопротивление изоляции, но и ее электрическая прочность, то может произойти пробой изоляции между обмотками и на сердечник трансформатора или дросселя. Эта неисправность обна­ руживается в процессе работы проверкой напряжения на обмотках. При пробое изоляции силовых моточных изделий срабатывает защита. Электрическая прочность обмоток проверяется при отключенных на­ грузках и отключенной сети индукторным мегомметром или испыта­ тельным напряжением.

Пробой изоляции обмоточного провода в ряде случаев приводит к обра­ зованию короткозамкнутых витков, что вызывает перегрев обмоток силовых моточных изделий, а в низкочастотных — к значительному ухудшению качества работы усилительного устройства. Способы обна­ ружения короткозамкнутых витков объяснены в § 49.

Механические повреждения — поломка зажимов, лепестков, щек кар­ каса — происходят из-за неаккуратного обращения, а ослабление стяж­ ки сердечника — вследствие плохой сборки. Механические поврежде­ ния обнаруживают при осмотре внешнего состояния моточной детали. Неисправности моточных изделий иногда приводят к полному отказу устройства (усилителя или выпрямителя) , а в ряде случаев только к снижению качества его работы. Так, при наличии короткозамкнутых витков в выходном трансформаторе значительно ухудшается качество звука, но не прекращается работа усилителя. Такую неисправность об­ наружить трудно. Поэтому независимо от характера неисправности поступившего в ремонт устройства моточные изделия подлежат тща­ тельной проверке.

Проверяя электрические данные моточных изделий, особое внимание обращают на параметры, характерные для изделий этого типа. После

170


ремонта изделия его электрические параметры должны соответствовать заводским, которые приводятся в моточной карте. Для этого необхо­ димо точно выполнять указанное в ней. Моточная карта содержит прин­ ципиальную схему изделия, эскизы расположения Швыводов обмоток. Кроме того, в ней указываются: марка пластин (штампа) трансформа­

торной

стали;

размер

набора

 

.9

л8

 

 

сердечника

или количество пла­

 

 

 

стин; марки обмоточных прово­

 

 

' В о

Па *

 

дов; число витков и способ

на­

 

 

L0

 

мотки;

данные

междуслоевой и

 

 

■vvyv-

 

междуобмоточной изоляции;

ма­

 

 

 

 

 

а

 

териал

каркаса; способ сборки

 

106-

 

нетяжки сердечника (рис. 112).

 

<ЬЗ

 

 

 

I г

120-

 

 

Если заводской

моточной карты

 

13*-

 

2?

 

нет, то ее составляют в процессе

 

 

 

 

разборки

моточного

изделия и

 

 

п Др

 

А,

размотки его обмоток.

Разборку

 

 

кМН-3

 

производят

аккуратно,

с

тем

Расположение

выводов

Расположение секций

чтобы

использовать

возможно

С

(вид снизу)

 

 

и изоляции | г

большую

часть

материала пов­

 

 

9 о

 

310

 

 

торно.

 

 

 

 

 

 

 

° 4

 

0—0

 

|;в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51 2

 

Неисправность"может быть в ви­

 

 

0—0

 

 

011

 

1 13

 

Я ^ | Б

де обрыва вывода верхней

обмо­

 

 

 

,2 °

 

 

 

2 - I A 2 - 3

тки или пробоя изоляции между

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

^ ^ Г | А ) - 2

верхними слоями. В данном слу­

Рнс.

112. Примерная

моточная

карта

чае нет нужды разматывать

все

 

ходного

трансформатора

Тр-224

обмотки.

Такие

неисправности

 

 

 

 

 

устраняют, отматывая провод до места повреждения. Провод с повре­ жденной изоляцией вырезают, впаивают провод с хорошей изоляцией и продолжают намотку. Изоляция между слоями и обмотками может быть использована повторно, если она сохранила эластичность и элек­ трическую прочность. Признаки обгорания или хрупкость указывают на непригодность изоляции.

§ 5Т Подготовительные операции к перемотке обмоток

Моточные изделия могут иметь повреждения, для устранения которых необходима перемотка обмотки. Перемотка состоит из ряда операций, а именно: подбора материала, изготовления каркаса, намотки обмоток, сборки, пропитки и проверки.

Пользуясь данными моточной карты, подбирают материал для изго­ товления каркаса, для изоляции слоев обмоточного провода и обмо­ ток, обмоточные провода и выводные концы (провод или шинки).

Кроме того, намотчик должен иметь цветные нитки и наконечники для заделки выводов, материал для изоляции паек, хлорвиниловые или линоксиновые трубки, тафтяную или киперную ленту. Обмоточ­ ные провода подбирают по сечению и по роду изоляции. Отклонения по сечению допустимы в пределах минус 10%. Провода большего се­ чения можно использовать при условии, что обмотки поместятся в

171


каркасе. Площадь заполнения каркаса Q1C= /гк-S (рис. 113) сравнива­ ют с площадью Qo6lu = Qi + Qa + ••• + Qn> занимаемой всеми обмотками, и QK>; Qo6ui.

Площадь поперечного сечения каждой обмотки рассчитывают так:

1. Определяют число витков в одном слое: w^ —~j~,

где hn — ширина намотки; di —■диаметр провода с изоляцией.

2.Определяют количество слоев в обмотке:

£А ^Об

^сл ’ где wo6 — число витков данной обмотки.

Рнс. ИЗ. Полезная площадь окна и его заполнение: а — при полной намот­ ке; б — при неполной намотке (/ — сердечник, 2 —щеки, 3 — междуобмоточная изоляция, 4—5 — провода, 6 — гильза каркаса)

3. Вычисляют площадь поперечного сечения одной обмотки:

Qn = (1,2 + 1,4) • [djC +

8 (С — 1)],

где о (дельта) — толщина междуслоевой

изоляции; (1,2 + 1,4) —

коэффициент неплотности намотки. Большая величина берется при большем числе слоев в обмотке.

Провод требуемого сечения можно заменить проводом меньшего раз­ мера, если намотку вести двумя проводами в параллель. Суммарная площадь сечения двух проводов должна быть равна площади сечения

заменяемого провода: Q

= Qi +

Q2> но Q =

—— ,

 

 

 

 

 

 

4

 

 

ltd3

,2

.2

jo

,2

,2

тогда

.

" “2

-----=

---------1--------или

а2 — а +

а .

 

4

4

4

 

1

2

Обычно для замены берут провода одинакового диаметра:

2d2 или d. = -2— = —— .

1

V T

1.41

В качестве междуслоевой изоляции маломощных низковольтных мо­ точных изделий используют обмоточную или кабельную бумагу, а для высоковольтных — лакоткань.

Междуслоевая изоляция мощных моточных изделий должна иметь достаточную механическую прочность, например рулонный электро­ картон.

172


При намотке провода не вплотную к щекам изоляцию нарезают по­ лосами по ширине (hK) каркаса. Если же его кладут вплотную, то по­

лосы делают шире и с боков надрезают. Такие полосы изоляции не только повышают электрическую прочность между слоями, но и уст­ раняют западание витков с верхних слоев в нижние.

Изоляция между обмотками должна быть электрически и механи­ чески более прочной, чем междуслоевая, поэтому ее нарезают из ка­ бельной бумаги или рулонного электрокартона по ширине каркаса и кладут в два-три слоя.

Выводы от обмоток делают из многожильного гибкого изолированно­ го провода. Концы выводов зачищают, облуживают и обозначают

Ряс. 114. Размеры сердечника (а) н

каркаса (б): / — гильза;

2 — щеки; 3 — отверстия

для выводов

разноцветными нитками согласно схеме. В качестве выводов можно использовать шинки из луженой жести такой длины, чтобы, положен­ ные поперек обмотки, они выступали из каркаса. Конец шинки, ко­ торый должен выступать наружу, сжимают желобком, чтобы продеть его в отверстие в щеке каркаса. Ширина шинки должна быть боль­ ше диаметра отверстия в щеке каркаса, чтобы нельзя бы'ло случайно ее выдернуть. Шинки обязательно изолируют от обмотки. Если об­ мотка выполняется проводом большого сечения, то специальных вы­ водов не делают, а используют этот же провод.

При ремонте моточных изделий можно использовать тот же каркас, но в ряде случаев его изготовляют заново. Каркас состоит из гильзы и двух боковых щек. Секционированный каркас кроме боковых щек может иметь внутренние щеки. Каркасы изготовляют из листового электроизоляционного материала — электрокартона, фибры, гетинакса, текстолита, а иногда прессуют из пластмассы.

Гильзу для увеличения механической прочности делают многослой­ ной из рулонного электрокартона. В маломощных моточных деталях гильза обычно однослойная. Гильзу клеят на оправке с размерами, соответствующими сердечнику магнитопровода. Величина допусков зависит от размеров моточного изделия (рис. 114), во всяком случае, допуск по высоте (h) должен иметь знак минус, а по другим размерам: Уи У%— знак плюс. Не следует брать допуски большими или при­

менять материал большего сечения, чем необходимо, так как это при­ ведет к уменьшению полезной площади окна.

173


Щеки тоже должны иметь достаточную механическую прочность, так как на них действуют большие усилия. Размеры щек зависят от дру­ гих элементов моточного изделия, например размеры вырезов в щеках должны соответствовать размерам гильзы и рассчитываются на тугую посадку. Наружные размеры щек берут по окну сердечника с минусовым допуском. Так как намотка в той части щек, где делают выводы, за­ нимает больше места, то размеры щек в сторону выводов увеличивают в 1,2—1,5 раза. В щеках просверливают отверстия для выводов по диагонали или в шахматном порядке. Отверстий делают больше, чем

 

 

 

 

требуется,

так как заранее трудно

 

 

 

 

установить точное место

вывода.

 

 

 

 

Каркас для повышения электриче­

 

 

 

 

ской прочности пропитывают изо­

 

 

 

 

ляционным лаком. Готовый каркас

 

 

 

 

перед намоткой обязательно про­

 

 

 

 

веряют по сердечнику магнитопро-

 

 

 

 

вода и, чтобы убедиться

в отсутст­

 

 

 

 

вии немагнитного зазора, прикла­

 

 

 

 

дывают

к

сердечнику

торцовую

 

 

 

 

пластину.

 

 

 

 

 

 

Сборные каркасы имеют ряд преи­

Рнс. 115.

Общий вид

н детали

сборного

муществ,

поэтому они находят ши­

каркаса:

1— щеки; 2 —пластины

гильзы

рокое применение.

 

 

 

 

 

Щеки сборного каркаса такие же,

как и

клееного,

а гильза состоит

из четырех

пластин, каждая пара

которых имеет свои фигурные вырезы и крепится щеками

без клея

(рис. 115).

 

 

 

 

 

 

В ряде случаев обмотку наматывают на гильзу без щек, такой способ намотки называют бескаркасным. Для крупных моточных изделий применяют бескаркасную намотку. Гильзу делают клееной в несколь­ ко слоев из фибры или листового электрокартона и каждый слой прок­ леивают.

Толщина изоляционных материалов, необходимая для обеспечения электрической прочности моточных изделий, указана в табл. 40.

Т а б л и ц а 40

Толщина гильзы каркаса, щек и междуобмоточной изоляции в зависимости от напряжения

и раб межДУ обмотками, В

50

150

300

1000

* »

Толщина

В

гильзы

 

Уисп

каркаса, мм

 

220

0 ,3 — 0 ,5

600

0 ,6 — 1

1000

1— 1,5

3000

1 ,5 — 3

Толщин а

Толщина

Толщина

междуобмо-

боковых

средних

точной изо­

щек,

мм

щек. мм

ляции, мм

0 ,5 —

0,8

0 ,3 — 0 ,4

0 ,0 3

— 0

,0 6

1—

2

0 ,6 —0,8

0 ,1 5

— 0

,2

1,5 — 3

1— 1,5

0 , 3

— 0

,5

3—

5

1,5 — 2

1— 1,5

174