Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 0
Уменьшение сопротивления изоляции возникает по причине неблаго приятных атмосферных условий и резких колебаний температуры ок ружающей среды. Например, при повышенной влажности среды снижа ется поверхностное сопротивление изоляции и возникает ток утечки. Если обмотку высушить, то и после этого сопротивление изоляции бу дет ниже, чем было, так как на ее поверхности остаются микроскопи ческие частицы различных солей, проникших с влагой. При резких колебаниях температуры среды нарушается структура изоляции, появ ляются невидимые на глаз разрывы и трещины, через которые влага проникает вглубь изоляции и снижает ее сопротивление.
Ток утечки силовых моточных изделий может влиять на работу звуко воспроизводящих устройств (магнитные головки, цепи включения ФЭУ, усилители) в виде появления фона переменного тока. Ток утеч ки низкочастотных моточных изделий приводит к изменению режима работы этих и других элементов аппарата, и как следствие снижается качество воспроизведения звука.
Неисправности моточных изделий, приводящие к появлению тока утечки, могут быть обнаружены при измерении сопротивления изо ляции между обмотками и относительно сердечника магнитопровода. Само собой разумеется, что при этих измерениях от обмоток должны быть отключены нагрузки всякого рода.
П р о б о й и з о л я ц и и . Так как из-за атмосферных условий сни жается не только сопротивление изоляции, но и ее электрическая прочность, то может произойти пробой изоляции между обмотками и на сердечник трансформатора или дросселя. Эта неисправность обна руживается в процессе работы проверкой напряжения на обмотках. При пробое изоляции силовых моточных изделий срабатывает защита. Электрическая прочность обмоток проверяется при отключенных на грузках и отключенной сети индукторным мегомметром или испыта тельным напряжением.
Пробой изоляции обмоточного провода в ряде случаев приводит к обра зованию короткозамкнутых витков, что вызывает перегрев обмоток силовых моточных изделий, а в низкочастотных — к значительному ухудшению качества работы усилительного устройства. Способы обна ружения короткозамкнутых витков объяснены в § 49.
Механические повреждения — поломка зажимов, лепестков, щек кар каса — происходят из-за неаккуратного обращения, а ослабление стяж ки сердечника — вследствие плохой сборки. Механические поврежде ния обнаруживают при осмотре внешнего состояния моточной детали. Неисправности моточных изделий иногда приводят к полному отказу устройства (усилителя или выпрямителя) , а в ряде случаев только к снижению качества его работы. Так, при наличии короткозамкнутых витков в выходном трансформаторе значительно ухудшается качество звука, но не прекращается работа усилителя. Такую неисправность об наружить трудно. Поэтому независимо от характера неисправности поступившего в ремонт устройства моточные изделия подлежат тща тельной проверке.
Проверяя электрические данные моточных изделий, особое внимание обращают на параметры, характерные для изделий этого типа. После
170
ремонта изделия его электрические параметры должны соответствовать заводским, которые приводятся в моточной карте. Для этого необхо димо точно выполнять указанное в ней. Моточная карта содержит прин ципиальную схему изделия, эскизы расположения Швыводов обмоток. Кроме того, в ней указываются: марка пластин (штампа) трансформа
торной |
стали; |
размер |
набора |
|
.9 |
л8 |
|
|
||||
сердечника |
или количество пла |
|
|
|
||||||||
стин; марки обмоточных прово |
|
|
' В о |
Па * |
|
|||||||
дов; число витков и способ |
на |
|
|
L0 |
|
|||||||
мотки; |
данные |
междуслоевой и |
|
|
■vvyv- |
|
||||||
междуобмоточной изоляции; |
ма |
|
|
|
||||||||
|
|
■а |
|
|||||||||
териал |
каркаса; способ сборки |
|
106- |
|
||||||||
нетяжки сердечника (рис. 112). |
|
<ЬЗ |
|
|
||||||||
|
I г |
120- |
|
|
||||||||
Если заводской |
моточной карты |
|
13*- |
|
2? |
|
||||||
нет, то ее составляют в процессе |
|
|
|
|
||||||||
разборки |
моточного |
изделия и |
|
|
п Др |
|
А, |
|||||
размотки его обмоток. |
Разборку |
|
|
кМН-3 |
|
|||||||
производят |
аккуратно, |
с |
тем |
Расположение |
выводов |
Расположение секций |
||||||
чтобы |
использовать |
возможно |
С |
(вид снизу) |
||||||||
|
|
и изоляции | г |
||||||||||
большую |
часть |
материала пов |
|
|
||||||||
9 о |
|
310 |
|
|
||||||||
торно. |
|
|
|
|
|
|
|
° 4 |
|
0—0 |
|
|;в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 2 |
|
||
Неисправность"может быть в ви |
|
|
0—0 |
|
|
|||||||
011 |
|
1 13 |
|
Я ^ | Б |
||||||||
де обрыва вывода верхней |
обмо |
|
|
|
||||||||
,2 ° |
|
|
|
2 - I A 2 - 3 |
||||||||
тки или пробоя изоляции между |
|
|
|
|
ш |
|||||||
|
|
|
|
^ ^ Г | А ) - 2 |
||||||||
верхними слоями. В данном слу |
Рнс. |
112. Примерная |
моточная |
карта |
||||||||
чае нет нужды разматывать |
все |
|
ходного |
трансформатора |
Тр-224 |
|||||||
обмотки. |
Такие |
неисправности |
|
|
|
|
|
устраняют, отматывая провод до места повреждения. Провод с повре жденной изоляцией вырезают, впаивают провод с хорошей изоляцией и продолжают намотку. Изоляция между слоями и обмотками может быть использована повторно, если она сохранила эластичность и элек трическую прочность. Признаки обгорания или хрупкость указывают на непригодность изоляции.
§ 5Т Подготовительные операции к перемотке обмоток
Моточные изделия могут иметь повреждения, для устранения которых необходима перемотка обмотки. Перемотка состоит из ряда операций, а именно: подбора материала, изготовления каркаса, намотки обмоток, сборки, пропитки и проверки.
Пользуясь данными моточной карты, подбирают материал для изго товления каркаса, для изоляции слоев обмоточного провода и обмо ток, обмоточные провода и выводные концы (провод или шинки).
Кроме того, намотчик должен иметь цветные нитки и наконечники для заделки выводов, материал для изоляции паек, хлорвиниловые или линоксиновые трубки, тафтяную или киперную ленту. Обмоточ ные провода подбирают по сечению и по роду изоляции. Отклонения по сечению допустимы в пределах минус 10%. Провода большего се чения можно использовать при условии, что обмотки поместятся в
171
каркасе. Площадь заполнения каркаса Q1C= /гк-S (рис. 113) сравнива ют с площадью Qo6lu = Qi + Qa + ••• + Qn> занимаемой всеми обмотками, и QK>; Qo6ui.
Площадь поперечного сечения каждой обмотки рассчитывают так:
1. Определяют число витков в одном слое: w^ —~j~,
где hn — ширина намотки; di —■диаметр провода с изоляцией.
2.Определяют количество слоев в обмотке:
£А ^Об
^сл ’ где wo6 — число витков данной обмотки.
Рнс. ИЗ. Полезная площадь окна и его заполнение: а — при полной намот ке; б — при неполной намотке (/ — сердечник, 2 —щеки, 3 — междуобмоточная изоляция, 4—5 — провода, 6 — гильза каркаса)
3. Вычисляют площадь поперечного сечения одной обмотки:
Qn = (1,2 + 1,4) • [djC + |
8 (С — 1)], |
где о (дельта) — толщина междуслоевой |
изоляции; (1,2 + 1,4) — |
коэффициент неплотности намотки. Большая величина берется при большем числе слоев в обмотке.
Провод требуемого сечения можно заменить проводом меньшего раз мера, если намотку вести двумя проводами в параллель. Суммарная площадь сечения двух проводов должна быть равна площади сечения
заменяемого провода: Q |
= Qi + |
Q2> но Q = |
—— , |
|
||
|
|
|
|
|
4 |
|
|
ltd3 |
,2 |
.2 |
jo |
,2 |
,2 |
тогда |
. |
" “2 |
||||
-----= |
---------1--------или |
а2 — а + |
а . |
|||
|
4 |
4 |
4 |
|
1 |
2 |
Обычно для замены берут провода одинакового диаметра:
2d2 или d. = -2— = —— .
1 |
V T |
1.41 |
В качестве междуслоевой изоляции маломощных низковольтных мо точных изделий используют обмоточную или кабельную бумагу, а для высоковольтных — лакоткань.
Междуслоевая изоляция мощных моточных изделий должна иметь достаточную механическую прочность, например рулонный электро картон.
172
При намотке провода не вплотную к щекам изоляцию нарезают по лосами по ширине (hK) каркаса. Если же его кладут вплотную, то по
лосы делают шире и с боков надрезают. Такие полосы изоляции не только повышают электрическую прочность между слоями, но и уст раняют западание витков с верхних слоев в нижние.
Изоляция между обмотками должна быть электрически и механи чески более прочной, чем междуслоевая, поэтому ее нарезают из ка бельной бумаги или рулонного электрокартона по ширине каркаса и кладут в два-три слоя.
Выводы от обмоток делают из многожильного гибкого изолированно го провода. Концы выводов зачищают, облуживают и обозначают
Ряс. 114. Размеры сердечника (а) н |
каркаса (б): / — гильза; |
2 — щеки; 3 — отверстия |
для выводов |
разноцветными нитками согласно схеме. В качестве выводов можно использовать шинки из луженой жести такой длины, чтобы, положен ные поперек обмотки, они выступали из каркаса. Конец шинки, ко торый должен выступать наружу, сжимают желобком, чтобы продеть его в отверстие в щеке каркаса. Ширина шинки должна быть боль ше диаметра отверстия в щеке каркаса, чтобы нельзя бы'ло случайно ее выдернуть. Шинки обязательно изолируют от обмотки. Если об мотка выполняется проводом большого сечения, то специальных вы водов не делают, а используют этот же провод.
При ремонте моточных изделий можно использовать тот же каркас, но в ряде случаев его изготовляют заново. Каркас состоит из гильзы и двух боковых щек. Секционированный каркас кроме боковых щек может иметь внутренние щеки. Каркасы изготовляют из листового электроизоляционного материала — электрокартона, фибры, гетинакса, текстолита, а иногда прессуют из пластмассы.
Гильзу для увеличения механической прочности делают многослой ной из рулонного электрокартона. В маломощных моточных деталях гильза обычно однослойная. Гильзу клеят на оправке с размерами, соответствующими сердечнику магнитопровода. Величина допусков зависит от размеров моточного изделия (рис. 114), во всяком случае, допуск по высоте (h) должен иметь знак минус, а по другим размерам: Уи У%— знак плюс. Не следует брать допуски большими или при
менять материал большего сечения, чем необходимо, так как это при ведет к уменьшению полезной площади окна.
173
Щеки тоже должны иметь достаточную механическую прочность, так как на них действуют большие усилия. Размеры щек зависят от дру гих элементов моточного изделия, например размеры вырезов в щеках должны соответствовать размерам гильзы и рассчитываются на тугую посадку. Наружные размеры щек берут по окну сердечника с минусовым допуском. Так как намотка в той части щек, где делают выводы, за нимает больше места, то размеры щек в сторону выводов увеличивают в 1,2—1,5 раза. В щеках просверливают отверстия для выводов по диагонали или в шахматном порядке. Отверстий делают больше, чем
|
|
|
|
требуется, |
так как заранее трудно |
||
|
|
|
|
установить точное место |
вывода. |
||
|
|
|
|
Каркас для повышения электриче |
|||
|
|
|
|
ской прочности пропитывают изо |
|||
|
|
|
|
ляционным лаком. Готовый каркас |
|||
|
|
|
|
перед намоткой обязательно про |
|||
|
|
|
|
веряют по сердечнику магнитопро- |
|||
|
|
|
|
вода и, чтобы убедиться |
в отсутст |
||
|
|
|
|
вии немагнитного зазора, прикла |
|||
|
|
|
|
дывают |
к |
сердечнику |
торцовую |
|
|
|
|
пластину. |
|
|
|
|
|
|
|
Сборные каркасы имеют ряд преи |
|||
Рнс. 115. |
Общий вид |
н детали |
сборного |
муществ, |
поэтому они находят ши |
||
каркаса: |
1— щеки; 2 —пластины |
гильзы |
рокое применение. |
|
|||
|
|
|
|
Щеки сборного каркаса такие же, |
|||
как и |
клееного, |
а гильза состоит |
из четырех |
пластин, каждая пара |
|||
которых имеет свои фигурные вырезы и крепится щеками |
без клея |
||||||
(рис. 115). |
|
|
|
|
|
|
В ряде случаев обмотку наматывают на гильзу без щек, такой способ намотки называют бескаркасным. Для крупных моточных изделий применяют бескаркасную намотку. Гильзу делают клееной в несколь ко слоев из фибры или листового электрокартона и каждый слой прок леивают.
Толщина изоляционных материалов, необходимая для обеспечения электрической прочности моточных изделий, указана в табл. 40.
Т а б л и ц а 40
Толщина гильзы каркаса, щек и междуобмоточной изоляции в зависимости от напряжения
и раб межДУ обмотками, В
50
150
300
1000
* » |
Толщина |
|
В |
||
гильзы |
||
|
||
Уисп |
каркаса, мм |
|
|
||
220 |
0 ,3 — 0 ,5 |
|
600 |
0 ,6 — 1 |
|
1000 |
1— 1,5 |
|
3000 |
1 ,5 — 3 |
Толщин а |
Толщина |
Толщина |
|||
междуобмо- |
|||||
боковых |
средних |
точной изо |
|||
щек, |
мм |
щек. мм |
ляции, мм |
||
0 ,5 — |
0,8 |
0 ,3 — 0 ,4 |
0 ,0 3 |
— 0 |
,0 6 |
1— |
2 |
0 ,6 —0,8 |
0 ,1 5 |
— 0 |
,2 |
1,5 — 3 |
1— 1,5 |
0 , 3 |
— 0 |
,5 |
|
3— |
5 |
1,5 — 2 |
1— 1,5 |
174