Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 52 Изготовление обмоток

Моточные изделия, как правило, имеют несколько обмоток, обозна­ чение которых на принципиальной схеме не всегда соответствует порядку их намотки. Порядок намотки определяет конструктор, учи­ тывая степень нагрева, механическую прочность обмоточного прово­

да,

электрическую прочность изоляции и экономичность. При ремон­

те

моточной детали обмотки наматывают в последовательности,

указанной в моточной карте. Совершенно недопустимо произвольное изменение расположения обмоток. Намотка обмоток производится слоевым способом или вразброс.

С л о е в а я н а м о т к а . При таком способе намотки обмоточный провод укладывают виток к витку и каждый слой изолируют. Работа трудоемкая, но электрическая прочность такой намотки повышает­ ся, так как между соприкасающимися витками провода действует небольшая разность потенциалов и вероятность пробоя изоляции про­ вода мала. Высоковольтные обмотки обязательно наматывают по слое­ вому способу. На заводах слоевая намотка осуществляется на стан­ ках-автоматах, укладывающих провод виток к витку. Поэтому, независимо от назначения, все обмотки на заводе выполняются слое­ вым способом.

Н а м о т к а в р а з б р о с . В этом случае обмоточный провод нама­ тывают произвольно, не следя за его укладкой. При намотке вразброс электрическая прочность значительно снижается, так как между со­ прикасающимися витками действует большая разность потенциалов, чем при намотке в слой, что может привести к пробою изоляции про­ вода. Для некоторого улучшения электрической прочности и повыше­ ния коэффициента заполнения окна сердечника медью через каждые 200—300 витков кладут электроизоляцию.

Намотку вразброс применяют только в том случае, если обмотка низ­ ковольтная и если коэффициент заполнения окна медью не имеет существенного значения (дроссели фильтров), а также при малых диа­ метрах провода — 0,1 мм и меньше.

В остальном процесс намотки вразброс ничем не отличается от намот­ ки в слой.

Моточные работы выполняются с помощью намоточного станка, который приводится в действие рукой или электродвигателем. Он должен иметь счетчик оборотов, что избавляет намотчика от необходимости вес­ ти счет витков и позволяет более внимательно следить за укладкой обмотки. Вал намоточного станка должен легко вращаться, чтобы намотчик ощущал натяжение провода. Кроме того, вал не должен иметь боя, иначе намотка получится рыхлой и с одной стороны кар­ каса будет занимать места больше, чем с другой, что затруднит сборку сердечника магнитопровода.

Намоточный станок полуавтоматический с ручным приводом (рис. 116) состоит из массивной панели 1, на которой в стойках 2 вращаются вал станка 5 с каркасом 4 для обмотки и вал с винтовой резьбой 5 для

укладки обмоточного провода виток к витку. На стойках крепится и ось 6 для катушки с обмоточным проводом 7. Вал станка приводится

175


во вращение рукой через шестерни 8 — большую и малую. Кроме того, через привод 9 вращение передается на вал с винтовой резьбой и на счетчик оборотов 10 для подсчета витков.

Намотку обмоток мощных трансформаторов проводом большого се­ чения производят на токарном станке на малых оборотах. Для полу­

 

 

чения

плотной

намотки

 

 

провод

натягивают руками

 

 

или к катушке с проводом

 

 

подвешивают груз. После­

 

 

днее более удобно, так как,

 

 

подбирая груз, можно ре­

 

 

гулировать силу

натяже­

 

 

ния.

 

 

 

 

 

Н а м о т к а о б м о т к и .

 

 

Каркас

надевают

на

вал

 

 

намоточного станка, с обе­

Рнс. 116. Намоточный станок:

1— панель; 2 — стойки;

их сторон зажимают диска­

8 — вал; 4 —каркас; 5 — вал с

резьбой; 6 — ось; 7 —

ми с отверстиями

для

вы­

катушка обмоточного провода;

8 — шестерни; 9 — при­

водов и закрепляют

гай­

вод; 10 — счетчик оборотов (витков)

 

 

кой. Диски предохраняют

от развала или расклеивания щек, так как для получения

плотной

намотки провод натягивают, чем создают большие механические уси­ лия, распирающие щеки каркаса.

Перед намоткой маломощного моточного изделия гильзу оборачива­ ют одним-двумя слоями лакоткани или обмоточной бумаги. В бли­ жайшее к гильзе отверстие в щеке пропускают вывод и прочно при­ крепляют его суровой ниткой или тафтяной лентой к гильзе (рис. 117,а).

а

.6

Рис. 117. Крепление гибких

выводов (с, где:

/ — вывод,

2 — нитка; 3

лента; 4 — обмоточный провод)

и шинки (б, где:

1 — шинка,

2 — изоляция,

3 — обмоточный провод)

 

 

Выводы провода большого сечения закрепляют тафтяной лентой, ко­ торую обертывают два раза вокруг вывода и концы кладут поперек гильзы, а после укладки первого слоя обмотки ленту затягивают так, чтобы вывод плотно прилегал к проводу намотки. Если в качестве выво­ да используется шинка, то к ней припаивают конец обмоточного про­ вода, изолируют лакотканыо или обмоточной бумагой, кладут поперек гильзы и закрепляют проводом обмотки (рис. 117, б).

176


Вывод от обмотки обязательно продевают через отверстие в щеке, находящееся на уровне слоя, от которого он идет. В противном слу­ чае может произойти замыкание вывода с вышележащими проводами. Сращивание концов обмоточного провода делают только горячей пай­ кой, которая должна быть аккуратной и прочной. Всякого рода пайки в обмотках должны быть без острых выступов, которые могут проко­ лоть изоляцию и образовать короткозамкнутые витки. Пайки обя­ зательно изолируют.

Установив счетчик на нуль, приступают к намотке провода. При слое­ вой намотке провод укладывают виток к витку с натяжкой. Необ­ ходимое натяжение осуществляют или вручную, придерживая про­ вод пальцами левой руки через мягкую прокладку, или к станку пристраивают пружинящий тормоз, который можно было бы регули­ ровать.

После укладки первого слоя провода, его оборачивают полоской элект­ роизоляции и точно так же поступают при намотке последующих слоев обмотки. Неаккуратно намотанные первые слои обмотки за­ трудняют дальнейшую укладку провода виток к витку, поэтому пер­ вые слои укладывают особенно тщательно, не допуская перекрещива­ ния витков или просвета между ними. Если намотка получается не­ ровной, то снимают эти слои и продолжают укладку провода более аккуратно.

Намотав обмотку, конец ее провода припаивают к выводу (или шин­ ке), место пайки изолируют, а вывод, обмотав вокруг обмотки, проч­ но закрепляют, привязав его ниткой или тафтяной лентой к обмотке. Таким же способом делают выводы от части витков или от так называ­ емой «средней точки». Вывод, сделанный обмоточным проводом боль­ шого сечения, закрепляют более прочной лентой — киперной.

Если вывод должен быть сделан на противоположную щеку, то ко­ нец провода кладут поперек обмотки, предварительно подложив под него изоляцию — узкую полоску лакоткани или обмоточной бумаги. Затем припаивают вывод, который оборачивают вокруг обмотки у щеки, и, закрепив, продевают в отверстие на щеке. Закончив одну обмотку, ее изолируют, т. е. оборачивают полоской электроизоляции, согласно моточной карте и приступают к намотке следующей обмотки.

Если в моточной карте нет данных для междуобмоточной изоляции, то ее делают, учитывая возможную разность потенциалов между эти­ ми обмотками. Например, сначала была намотана повышающая об­ мотка, а сверху ее нужно «положить» накальную низковольтную об­ мотку, один конец которой соединяется с общим проводом. Очевидно, в данном случае требуется изоляция с повышенной электрической прочностью. Но еще более прочная изоляция потребуется, если свер­ ху повышающей намотать сетевую обмотку.

Намотав обмотку, проверяют, нет ли обрыва или замыкания с другой обмоткой. Обрыв провода при намотке устраняют горячей пайкой и пайку изолируют. Пайки увеличивают объем обмотки, поэтому их делают в той части обмотки, которая не будет закрыта сердечником магнитопровода.

177


Обмоточный провод в катушке может оказаться бракованным

с изоляцией, имеющей повреждения или недопустимые просветы

ме­

ди, поэтому в процессе намотки тщательно проверяют качество изо­ ляции обмоточного провода. Кроме того, следят, чтобы провод с верх­ них слоев обмотки не западал в нижние и не образовывались петли при зацеплении провода за угол щеки или за заусеницы у отверстий для выводов.

При ремонте моточных изделий необходимо строго следовать моточ­ ной карте. В конструкции моточного изделия допустимы только та­ кие изменения, которые не повлияют на ее электрические данные, а именно: каркасная или бескаркасная намотка; выводы шинкой или гибким проводом и т. п. В особенности недопустимы изменения в конструкции обмоток низкочастотных трансформаторов, так как при этом изменяются индуктивность рассеяния и междувитковая и междуобмоточная емкости, что в свою очередь приведет к изменению час­ тотной характеристики трансформатора.

§ 53 Сборка и пропитка моточных изделий

После устранения неисправности в обмотке или после изготовления новой обмотки моточное изделие собирают, т. е. в гильзу обмотки встав­ ляют пластины трансформаторной стали (сердечник). Эту операцию называют «набивкой сердечника». Перед набивкой сердечника проверя­ ют состояние пластин, нет ли вмятин, надломов или заусениц. Мятые пластины выправляют киянкой, а имеющие надломы заменяют, зау­ сеницы снимают шабером. Кроме того, проверяют изоляцию пластин, которая может быть в виде окалины, лака или оклейки тонкой бумагой. Поврежденную изоляцию восстанавливают, покрывая пластину мас­ ляным лаком.

Сборка сердечника магнитопровода, в зависимости от назначения, производится с немагнитным зазором или без зазора. При сборке с немагнитным зазором в гильзу обмотки с одной стороны вставляют все стержневые пластины, а с другой к ним прикладывают торцовые пластины (перекрышки), собранные в один пакет. Между стержневыми пластинами и перекрышками кладут полоску диамагнитного матери­ ала (обычно кабельной бумаги или картона), толщина которой долж­ на соответствовать величине немагнитного зазора. Сердечник без за­ зора собирают так: каркас с обмоткой ставят таким образом, чтобы иметь доступ к гильзе с обеих сторон. По обе стороны обмотки кладут равные количества стержневых и торцовых пластин изолированной стороной вверх. Затем в гильзу поочередно с одной и другой стороны вставляют стержневые пластины и замыкают их торцовыми, пока не соберут весь сердечник. При сборке сердечника следят, чтобы изо­ ляции как стержневых, так и торцовых пластин были направлены в одну сторону.

Площадь поперечного сечения сердечника после сборки должна быть не меньше указанной в моточной карте, иначе может произойти пере­ насыщение, а это приведет к изменению параметров моточного изде­ лия. Вначале пластины входят в гильзу свободно, но и последние

178


вставляются с усилием и приходится их уплотнять. Пластины уплот­ няют, сжимая сердечник в тисках. Не следует уплотнение произво­ дить заклиниванием или отверткой, так как при этом произойдет разрыв провода внутри обмотки. Также нужно следить, чтобы не было пе­ рекоса вставляемых пластин, которые могут прорезать гильзу и пов­ редить провод обмотки. Пластины должны плотно заполнять прост­ ранство внутри гильзы. Если имеется свободное пространство, то встав­ ляют пластины из картона или дерева. Сердечник после сборки под­ равнивают на стальной плите с помощью киянки. После этого прове­ ряют обмотки на отсутствие обрыва и замыкания на сердечник.

Сердечник магнитопровода стягивают скобкой или шпильками и бол­ тами с помощью стальных планок. Сердечники мощных моточных изде­ лий стягивают посредством угловой стали—уголка, что позволяетуменьшить толщину материала, а следовательно, и вес. Стягивающие план­ ки изолируют от сердечника магнитопровода, прокладывая картон. Так же изолируют и стягивающие болты, за исключением одного, че­ рез который осуществляется заземление сердечника магнитопровода. Сердечники маломощных моточных изделий стягивают скобками. Их делают из листовой стали такой толщины, чтобы получить необходи­ мую механическую прочность. Между скобкой и сердечником прокла­ дывают изоляцию из электрокартона.

Контактная панель служит для соединения выводов обмотки с монтаж­ ными проводами схемы. Ее делают из гетинакса или текстолита и ус­ танавливают на ней лепестки (для маломощных моточных изделий) или болты с гайками — клеммы (для мощных). Лепестки обычно имеют

два отверстия. В одно

из

них вставляют и припаивают

конец выво­

да обмотки, а в другое —

монтажный провод. Конец

вывода, при­

соединяемый к клемме,

изгибают в кольцо, облуживают, надевают

на болт изгибом по ходу завинчивания и закрепляют гайкой и контр­ гайкой.

По окончании всех операций сборки моточные изделия проверяют на отсутствие обрыва и коротких замыканий, а затем пропитывают изо­ ляционным лаком.

П р о п и т к а . Изоляционное вещество для пропитки выбирают с учетом условий эксплуатации моточных изделий. Сильно греющиеся (например, силовые трансформаторы) не следует пропитывать веществами с низкой температурой плавления. Моточные изделия пе­ ред пропиткой обязательно просушивают, иначе влага, содержащаяся в порах и щелях, останется в них и пропитка не достигнет цели. Поэто­ му изделия, предназначенные для пропитки, сушат в специальных пе­ чах с паровым или электрическим обогревом при температуре 100 — 110°С. Сушка длится в течение нескольких часов, в зависимости от конструкции и размеров изделия. После сушки изделия погружают в ванну с пропитывающим веществом и держат в ней до прекращения выделения пузырьков.

Температура пропитываемого изделия должна быть порядка 60°С. При более высокой температуре происходит бурное кипение лака при погружении детали в ванну, а при более низкой — увеличивается вязкость диэлектрика, и пропитка ухудшается. Вынутые из ванны

179