Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
§ 52 Изготовление обмоток
Моточные изделия, как правило, имеют несколько обмоток, обозна чение которых на принципиальной схеме не всегда соответствует порядку их намотки. Порядок намотки определяет конструктор, учи тывая степень нагрева, механическую прочность обмоточного прово
да, |
электрическую прочность изоляции и экономичность. При ремон |
те |
моточной детали обмотки наматывают в последовательности, |
указанной в моточной карте. Совершенно недопустимо произвольное изменение расположения обмоток. Намотка обмоток производится слоевым способом или вразброс.
С л о е в а я н а м о т к а . При таком способе намотки обмоточный провод укладывают виток к витку и каждый слой изолируют. Работа трудоемкая, но электрическая прочность такой намотки повышает ся, так как между соприкасающимися витками провода действует небольшая разность потенциалов и вероятность пробоя изоляции про вода мала. Высоковольтные обмотки обязательно наматывают по слое вому способу. На заводах слоевая намотка осуществляется на стан ках-автоматах, укладывающих провод виток к витку. Поэтому, независимо от назначения, все обмотки на заводе выполняются слое вым способом.
Н а м о т к а в р а з б р о с . В этом случае обмоточный провод нама тывают произвольно, не следя за его укладкой. При намотке вразброс электрическая прочность значительно снижается, так как между со прикасающимися витками действует большая разность потенциалов, чем при намотке в слой, что может привести к пробою изоляции про вода. Для некоторого улучшения электрической прочности и повыше ния коэффициента заполнения окна сердечника медью через каждые 200—300 витков кладут электроизоляцию.
Намотку вразброс применяют только в том случае, если обмотка низ ковольтная и если коэффициент заполнения окна медью не имеет существенного значения (дроссели фильтров), а также при малых диа метрах провода — 0,1 мм и меньше.
В остальном процесс намотки вразброс ничем не отличается от намот ки в слой.
Моточные работы выполняются с помощью намоточного станка, который приводится в действие рукой или электродвигателем. Он должен иметь счетчик оборотов, что избавляет намотчика от необходимости вес ти счет витков и позволяет более внимательно следить за укладкой обмотки. Вал намоточного станка должен легко вращаться, чтобы намотчик ощущал натяжение провода. Кроме того, вал не должен иметь боя, иначе намотка получится рыхлой и с одной стороны кар каса будет занимать места больше, чем с другой, что затруднит сборку сердечника магнитопровода.
Намоточный станок полуавтоматический с ручным приводом (рис. 116) состоит из массивной панели 1, на которой в стойках 2 вращаются вал станка 5 с каркасом 4 для обмотки и вал с винтовой резьбой 5 для
укладки обмоточного провода виток к витку. На стойках крепится и ось 6 для катушки с обмоточным проводом 7. Вал станка приводится
175
во вращение рукой через шестерни 8 — большую и малую. Кроме того, через привод 9 вращение передается на вал с винтовой резьбой и на счетчик оборотов 10 для подсчета витков.
Намотку обмоток мощных трансформаторов проводом большого се чения производят на токарном станке на малых оборотах. Для полу
|
|
чения |
плотной |
намотки |
|
|
|
провод |
натягивают руками |
||
|
|
или к катушке с проводом |
|||
|
|
подвешивают груз. После |
|||
|
|
днее более удобно, так как, |
|||
|
|
подбирая груз, можно ре |
|||
|
|
гулировать силу |
натяже |
||
|
|
ния. |
|
|
|
|
|
Н а м о т к а о б м о т к и . |
|||
|
|
Каркас |
надевают |
на |
вал |
|
|
намоточного станка, с обе |
|||
Рнс. 116. Намоточный станок: |
1— панель; 2 — стойки; |
их сторон зажимают диска |
|||
8 — вал; 4 —каркас; 5 — вал с |
резьбой; 6 — ось; 7 — |
ми с отверстиями |
для |
вы |
|
катушка обмоточного провода; |
8 — шестерни; 9 — при |
водов и закрепляют |
гай |
||
вод; 10 — счетчик оборотов (витков) |
|||||
|
|
кой. Диски предохраняют |
|||
от развала или расклеивания щек, так как для получения |
плотной |
намотки провод натягивают, чем создают большие механические уси лия, распирающие щеки каркаса.
Перед намоткой маломощного моточного изделия гильзу оборачива ют одним-двумя слоями лакоткани или обмоточной бумаги. В бли жайшее к гильзе отверстие в щеке пропускают вывод и прочно при крепляют его суровой ниткой или тафтяной лентой к гильзе (рис. 117,а).
а |
.6 |
Рис. 117. Крепление гибких |
выводов (с, где: |
/ — вывод, |
2 — нитка; 3 — |
лента; 4 — обмоточный провод) |
и шинки (б, где: |
1 — шинка, |
2 — изоляция, |
3 — обмоточный провод) |
|
|
Выводы провода большого сечения закрепляют тафтяной лентой, ко торую обертывают два раза вокруг вывода и концы кладут поперек гильзы, а после укладки первого слоя обмотки ленту затягивают так, чтобы вывод плотно прилегал к проводу намотки. Если в качестве выво да используется шинка, то к ней припаивают конец обмоточного про вода, изолируют лакотканыо или обмоточной бумагой, кладут поперек гильзы и закрепляют проводом обмотки (рис. 117, б).
176
Вывод от обмотки обязательно продевают через отверстие в щеке, находящееся на уровне слоя, от которого он идет. В противном слу чае может произойти замыкание вывода с вышележащими проводами. Сращивание концов обмоточного провода делают только горячей пай кой, которая должна быть аккуратной и прочной. Всякого рода пайки в обмотках должны быть без острых выступов, которые могут проко лоть изоляцию и образовать короткозамкнутые витки. Пайки обя зательно изолируют.
Установив счетчик на нуль, приступают к намотке провода. При слое вой намотке провод укладывают виток к витку с натяжкой. Необ ходимое натяжение осуществляют или вручную, придерживая про вод пальцами левой руки через мягкую прокладку, или к станку пристраивают пружинящий тормоз, который можно было бы регули ровать.
После укладки первого слоя провода, его оборачивают полоской элект роизоляции и точно так же поступают при намотке последующих слоев обмотки. Неаккуратно намотанные первые слои обмотки за трудняют дальнейшую укладку провода виток к витку, поэтому пер вые слои укладывают особенно тщательно, не допуская перекрещива ния витков или просвета между ними. Если намотка получается не ровной, то снимают эти слои и продолжают укладку провода более аккуратно.
Намотав обмотку, конец ее провода припаивают к выводу (или шин ке), место пайки изолируют, а вывод, обмотав вокруг обмотки, проч но закрепляют, привязав его ниткой или тафтяной лентой к обмотке. Таким же способом делают выводы от части витков или от так называ емой «средней точки». Вывод, сделанный обмоточным проводом боль шого сечения, закрепляют более прочной лентой — киперной.
Если вывод должен быть сделан на противоположную щеку, то ко нец провода кладут поперек обмотки, предварительно подложив под него изоляцию — узкую полоску лакоткани или обмоточной бумаги. Затем припаивают вывод, который оборачивают вокруг обмотки у щеки, и, закрепив, продевают в отверстие на щеке. Закончив одну обмотку, ее изолируют, т. е. оборачивают полоской электроизоляции, согласно моточной карте и приступают к намотке следующей обмотки.
Если в моточной карте нет данных для междуобмоточной изоляции, то ее делают, учитывая возможную разность потенциалов между эти ми обмотками. Например, сначала была намотана повышающая об мотка, а сверху ее нужно «положить» накальную низковольтную об мотку, один конец которой соединяется с общим проводом. Очевидно, в данном случае требуется изоляция с повышенной электрической прочностью. Но еще более прочная изоляция потребуется, если свер ху повышающей намотать сетевую обмотку.
Намотав обмотку, проверяют, нет ли обрыва или замыкания с другой обмоткой. Обрыв провода при намотке устраняют горячей пайкой и пайку изолируют. Пайки увеличивают объем обмотки, поэтому их делают в той части обмотки, которая не будет закрыта сердечником магнитопровода.
177
Обмоточный провод в катушке может оказаться бракованным |
— |
с изоляцией, имеющей повреждения или недопустимые просветы |
ме |
ди, поэтому в процессе намотки тщательно проверяют качество изо ляции обмоточного провода. Кроме того, следят, чтобы провод с верх них слоев обмотки не западал в нижние и не образовывались петли при зацеплении провода за угол щеки или за заусеницы у отверстий для выводов.
При ремонте моточных изделий необходимо строго следовать моточ ной карте. В конструкции моточного изделия допустимы только та кие изменения, которые не повлияют на ее электрические данные, а именно: каркасная или бескаркасная намотка; выводы шинкой или гибким проводом и т. п. В особенности недопустимы изменения в конструкции обмоток низкочастотных трансформаторов, так как при этом изменяются индуктивность рассеяния и междувитковая и междуобмоточная емкости, что в свою очередь приведет к изменению час тотной характеристики трансформатора.
§ 53 Сборка и пропитка моточных изделий
После устранения неисправности в обмотке или после изготовления новой обмотки моточное изделие собирают, т. е. в гильзу обмотки встав ляют пластины трансформаторной стали (сердечник). Эту операцию называют «набивкой сердечника». Перед набивкой сердечника проверя ют состояние пластин, нет ли вмятин, надломов или заусениц. Мятые пластины выправляют киянкой, а имеющие надломы заменяют, зау сеницы снимают шабером. Кроме того, проверяют изоляцию пластин, которая может быть в виде окалины, лака или оклейки тонкой бумагой. Поврежденную изоляцию восстанавливают, покрывая пластину мас ляным лаком.
Сборка сердечника магнитопровода, в зависимости от назначения, производится с немагнитным зазором или без зазора. При сборке с немагнитным зазором в гильзу обмотки с одной стороны вставляют все стержневые пластины, а с другой к ним прикладывают торцовые пластины (перекрышки), собранные в один пакет. Между стержневыми пластинами и перекрышками кладут полоску диамагнитного матери ала (обычно кабельной бумаги или картона), толщина которой долж на соответствовать величине немагнитного зазора. Сердечник без за зора собирают так: каркас с обмоткой ставят таким образом, чтобы иметь доступ к гильзе с обеих сторон. По обе стороны обмотки кладут равные количества стержневых и торцовых пластин изолированной стороной вверх. Затем в гильзу поочередно с одной и другой стороны вставляют стержневые пластины и замыкают их торцовыми, пока не соберут весь сердечник. При сборке сердечника следят, чтобы изо ляции как стержневых, так и торцовых пластин были направлены в одну сторону.
Площадь поперечного сечения сердечника после сборки должна быть не меньше указанной в моточной карте, иначе может произойти пере насыщение, а это приведет к изменению параметров моточного изде лия. Вначале пластины входят в гильзу свободно, но и последние
178
вставляются с усилием и приходится их уплотнять. Пластины уплот няют, сжимая сердечник в тисках. Не следует уплотнение произво дить заклиниванием или отверткой, так как при этом произойдет разрыв провода внутри обмотки. Также нужно следить, чтобы не было пе рекоса вставляемых пластин, которые могут прорезать гильзу и пов редить провод обмотки. Пластины должны плотно заполнять прост ранство внутри гильзы. Если имеется свободное пространство, то встав ляют пластины из картона или дерева. Сердечник после сборки под равнивают на стальной плите с помощью киянки. После этого прове ряют обмотки на отсутствие обрыва и замыкания на сердечник.
Сердечник магнитопровода стягивают скобкой или шпильками и бол тами с помощью стальных планок. Сердечники мощных моточных изде лий стягивают посредством угловой стали—уголка, что позволяетуменьшить толщину материала, а следовательно, и вес. Стягивающие план ки изолируют от сердечника магнитопровода, прокладывая картон. Так же изолируют и стягивающие болты, за исключением одного, че рез который осуществляется заземление сердечника магнитопровода. Сердечники маломощных моточных изделий стягивают скобками. Их делают из листовой стали такой толщины, чтобы получить необходи мую механическую прочность. Между скобкой и сердечником прокла дывают изоляцию из электрокартона.
Контактная панель служит для соединения выводов обмотки с монтаж ными проводами схемы. Ее делают из гетинакса или текстолита и ус танавливают на ней лепестки (для маломощных моточных изделий) или болты с гайками — клеммы (для мощных). Лепестки обычно имеют
два отверстия. В одно |
из |
них вставляют и припаивают |
конец выво |
да обмотки, а в другое — |
монтажный провод. Конец |
вывода, при |
|
соединяемый к клемме, |
изгибают в кольцо, облуживают, надевают |
на болт изгибом по ходу завинчивания и закрепляют гайкой и контр гайкой.
По окончании всех операций сборки моточные изделия проверяют на отсутствие обрыва и коротких замыканий, а затем пропитывают изо ляционным лаком.
П р о п и т к а . Изоляционное вещество для пропитки выбирают с учетом условий эксплуатации моточных изделий. Сильно греющиеся (например, силовые трансформаторы) не следует пропитывать веществами с низкой температурой плавления. Моточные изделия пе ред пропиткой обязательно просушивают, иначе влага, содержащаяся в порах и щелях, останется в них и пропитка не достигнет цели. Поэто му изделия, предназначенные для пропитки, сушат в специальных пе чах с паровым или электрическим обогревом при температуре 100 — 110°С. Сушка длится в течение нескольких часов, в зависимости от конструкции и размеров изделия. После сушки изделия погружают в ванну с пропитывающим веществом и держат в ней до прекращения выделения пузырьков.
Температура пропитываемого изделия должна быть порядка 60°С. При более высокой температуре происходит бурное кипение лака при погружении детали в ванну, а при более низкой — увеличивается вязкость диэлектрика, и пропитка ухудшается. Вынутые из ванны
179