Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
ляющих. При вращении кулачка в направлении стрелки (положение I) прижим грейферной рамки к кулачку будет происходить под действием сил:
N - F - P
где N — сила инерции массы прерывисто передвигаемой части |
кино |
фильма и грейферной рамки; F — сила трения, возникающая |
между |
цилиндрическими направляющими грейферной рамки и ее втулками, а также сила трения в фильмовом канале; Р — масса грейферной
рамки.
До перехода в положение II кулачок будет изнашиваться на участ ке АВ. В положении II грейферная рамка приобретает максимальную
Р= 0,12 Н |
|
|
|
|
Рис. 12. Диаграмма уси |
Рис. 13. |
Диаграмма усилий, |
дей |
|
лий, действующих |
Аа |
ствующих на направляющие грей |
||
плоский кулачок |
кино |
ферной |
рамки кинопроектора |
типа |
проектора типа ПП-16 |
|
ПП-16 |
|
скорость, и прижим рамки к нему будет происходить в точке С, так как силы инерции изменяют свой знак.
Поверхностью износа кулачка будет дуга DC до тех, пор, |
пока кулачок |
не займет положение III. |
|
При дальнейшем повороте кулачка грейферная рамка |
неподвижна, |
и прижим ее к кулачку будет происходить с силой Р, |
а износ (при |
отсутствии зазора между кулачком и грейферной рамкой — на участ ках AD и ВС. Такая же картина наблюдается и при подъеме рамки
вверх.
На рис. 12 представлена динамическая диаграмма усилий, действу
ющих на кулачок кинопроектора типа ПП-16. Из него |
следует, что |
наибольший износ кулачка будет на участках А В и DC. |
|
На рис. 13 приведена динамическая диаграмма усилий, |
действующих |
на направляющие грейферной рамки кинопроектора |
типа ПП-16. |
Из диаграммы следует, что наибольшие усилия приходятся на сере дину направляющих. Максимально допустимый износ направляющих грейферной рамки составляет 0,07—0,08мм, а кулачка —0,05—0,06 лш. Известно, что шаг зубьев грейферной гребенки tr до недавнего времени рассчитывался по шагу перфорации t„, имеющему среднюю усадку (0,7 %).
В зависимости от фактической усадки транспортируемого грейфером кинофильма, ведущим зубом гребенки будет либо первыйзуб (рис. 14 а),
либо третий (рис. 14, б), поэтому износ зубьев гребенки более или менее одинаков (рис. 15). Изношенные зубья цребенки в момент bhtxOj
17
да из перфорации дополнительно протаскивают фильм, что приводит к двоению изображения. Это явление начинает наблюдаться при износе зуба на глубину 0,07—0,08 мм, которую и принято считать предельной.
В настоящее время шаг зубьев грейферной гребен ки рассчитывается по шагу перфорации, имеющему на ибольшую усадку (1%), этим обеспечивается усло вие, когда ведущим всегда будет третий зуб. Ведущий
tfl>tr
Рнс. 14. Зацепление зубьев грейферной |
Рнс. 15 |
Изно |
гребенки с фильмом |
шенный |
зуб |
|
грейфера |
зуб в отличие от двух других, выполняется из твердого сплава, бла годаря чему значительно повышается срок службы грейферной гре бенки.
§ 6 Износ зуба барабана
Вследствие усадки фильма шаг зубчатого барабана t6 всегда отличен от шага перфорации tn. Благодаря этому при выходе ведущего зуба 1
из перфорации фильма (рис. 16) происходит скольжение не только
Рис. 16. Скольжение перфорационной |
Рис. 17. Схема действия сил при зацеп |
перемычки кинофильма по профилю |
лении зуба барабана с перфорацион |
зуба и опорному пояску зубчатого ба |
ной перемычкой кинофильма |
рабана, вызванное неравенством t^ и tn |
|
перфорационной перемычки о зуб, но одновременно фильма по опорно му пояску до тех пор, пока не выберется зазор 8 и следующая перфо рационная перемычка не упрется в зуб 2. После этого фильм с зуба 1
будет сходить свободно, не касаясь его. Таким образом, зуб изнашива ется не по всей высоте, а лишь в нижней его части. Рабочая зона не превышает половины высоты зуба.
18
При выходе ведущегозуба из перфорации давление перфорационной пе ремычки на различные участки рабочей зоны будет непостоянным. Дейст вительно, пусть профиль A -1 А 2 зуба (рис. 17) представляет собой дугу окружности радиуса R, центр О которой находится на окружности DD. Сила натяжения фильма Р считается направленной по нейтральному слою ССг кинофильма, расположенному по касательной к окружности опорного пояска ВВ барабана.
Поскольку нейтральный слой фильма не перпендикулярен к профилю
зуба, то силу |
Р раскладываем на составляющие: Рп — нормальную |
||||
и Р( — касательную. |
По касательной же к профи |
|
|||
лю зуба направлена и сила трения F перфорацион |
|
||||
ной перемычки о зуб. По |
мере |
схода фильма с |
|
||
зуба Рп, а значит, и F уменьшаются, a Pt — воз |
|
||||
растает. |
|
|
будут |
наибольшие зна- |
|
Таким образом, у корня зуба |
|
||||
чения Рп и F. Значит, |
износ зуба у |
его корня будет |
Рис. ш. изношенный |
||
наибольшим, |
и зуб |
приобретает |
крючкообразную |
зуб барабана |
форму (рис. 18).
Сумма сил F и Pt образует скашивающее усилие, которое стремится
отогнуть и вырвать перфорационную перемычку. Эти силы наиболее опасны для фильма. Установлено, что если износ зуба не превышает 0,05—0,06 мм по глубине, то существенного увеличения скашива
ющего усилия по сравнению с новым зубом не происходит. Такой износ зуба и принято считать предельным.
§ 7 Износ направляющих деталей фильма
Износ роликов
На рис. 19 приведен износ всех типов роликов, применяемых в кино проекторах: на рис. 19, а — придерживающего, на рис. 19, б — про дольно-направляющего, на рис. 19, в — прижимного и на рис. 19, г —
рабочего торца поперечно направляющего ролика. Износ первых трех типов роликов приводит к образованию режущих кромок, которые в свою очередь вызывают надрезающие полосы на кинофильме.
Износ прижимных полозков
Как показывают замеры, прижимные полозки и кадровые рамки изна шиваются неравномерно как по длине (рис. 20, а), так и в поперечном
направлении (рис. 20, б). Износ в верхней части прижимных полоз-
19
ков вызывается биением петли фильма над фильмовым каналом, а в ниж ней части тем, что фильм в большинстве случаев выходит из фильмо
вого |
канала под некоторым углом. Неравномерный износ в попереч |
||||||
|
Г\ |
|
ном направлении вызван деформацией филь- |
||||
|
а-а |
ма в |
фильмовом канале |
вследствие |
его на |
||
|
|
UltF грева |
при проецировании. Износ прижимных |
||||
А — |
— А |
|
полозков и кадровой рамки вызывает царапи |
||||
|
ны и даже может привести к образованию |
||||||
|
|
|
|||||
|
и |
|
надрезающих полос |
на |
перфорационных до |
||
|
|
рожках фильма, а |
также вызывает |
дефоку |
|||
|
а |
|
сировку изображения. |
Предельным износом |
|||
|
Рнс. 20. Изношен |
полозков считают износ, |
при котором нару |
||||
|
ный прижимной |
шение |
плоскостности выходит за |
пределы |
|||
|
полозок |
фильмо |
0,05 мм. |
|
|
|
|
|
вого |
канала |
|
|
|
§ 8 Износ цилиндра двигателя внутреннего сгорания
Цилиндр — весьма ответственная часть двигателя, и его состояние в значительной мере определяет мощность и исправную работу всего двигателя. Естественный износ цилиндра проявляется в виде неравно мерной выработки в области движения поршневых колец; при этом цилиндрическая форма отверстия искажается, принимая вид овала с большой осью в плоскости качания шатуна (рис. 21).
Рис. 21. Схема действия сил при сжатии смеси и рабочем ходе в двигателе внутреннего сгорания
Типичная картина износа цилиндра по его образующей показана на рис 22. Главные причины износа цилиндра — трение поршневых колец и газовая коррозия как результат действия продуктов горения на ме
Верхняя |
таллические стенки цилиндра. Внешним |
||||
признаком износа цилиндра служит па |
|||||
_ __кромка 1££ |
|||||
кольца в |
дение мощности двигателя, объясняемое |
||||
в.м.т. |
|||||
|
пропуском газов через увеличивающиеся |
||||
|
зазоры между |
поршнем |
и |
цилиндром. |
|
|
В рёзультате неправильной сборки шату |
||||
|
на и поршня (перекоса поршня или по |
||||
Износ.мм |
гнутости шатуна) цилиндр изнашивается |
||||
О 0,1 0,2 |
в плоскости, перпендикулярной плоско |
||||
Рис. 22. Схема, поясняющая износ |
сти качания |
шатуна, |
и |
приобретает |
|
цилиндра двигателя внутреннего |
овальную форму. |
|
|
||
сгорания |
|
|
20
Кроме указанных выше видов износа на рабочей поверхности цилин дра иногда образуются задиры от трения поршневых пальцев. Глу бина этих задиров будет тем меньше, чем быстрее будет обнаружено трение пальца о цилиндр. Осевое усилие, которое выдвигает палец и производит выработку рабочей поверхности цилиндра, является ре зультатом неправильной обработки или сборки поршня с шатуном, заключающейся в непараллельности осей верхней и нижней головок шатуна, либо в неперпендикулярности оси отверстия для пальца в поршне к образующей поршня.
Часто задиры цилиндров пальцами происходят вследствие того, что небрежно установлено стопорное кольцо. Кроме перечисленных в цилиндре могут встретиться следующие требующие ремонта дефекты: а) выработка клапанных гнезд;
б) |
износ |
втулки клапана; |
в) |
трещины на наружных и внутренних стенках водяной рубашки; |
|
г) |
износ |
или поломка шпилек. |
§ 9 Износ поршня двигателя внутреннего сгорания
Износ поршня выражается в том, что юбка его приобретает овальную форму. Наибольший износ расположен в плоскости качания шатуна (см. рис. 21). При движении поршня кольца поочередно прижимаются к боковым поверхностям кольцевых канавок поршня, в результате чего ширина канавок увеличивается, а высота колец уменьшается. Износ колец по внешнему диаметру вызывает увеличение зазора в замке.
§ 10 Износ и другие дефекты шатуна
Основной дефект, с которым чаще всего приходится сталкиваться при ремонте шатуна,— это разработка втулки нижней головки.
Шатун двигателя — важнейшая его часть и очень капризная. Под шипник нижней головки шатуна делается из антифрикционного сплава (баббиты различных марок) и, будучи мягче стали шеек вала, сравни тельно быстро изнашивается, вследствие чего увеличивается зазор между подшипником и шейкой вала. Дальнейшее изнашивание может привести к полному разрушению двигателя, так как увеличива ющиеся удары подшипника о шейку вала достигают таких размеров, что материал подшипника быстро расколачивается, на шейке вала образуется значительный эллипс, все это в еще большей степени спо собствует увеличению зазора и, следовательно, ударов, которые мо гут достигнуть такой силы, что шатунные болты не выдержат и разор вутся. В результате неизбежна авария, приводящая в негодность двигатель.
Другими дефектами шатуна, требующими ремонта, являются: а) изгиб и скручивание шатуна; б) разработка отверстий для болтов;
в) спиленность торцов и крышки нижней головки; г) износ отверстия для втулки в верхней головке.
21