Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные понятия и определения

Любая машина, аппарат, прибор состоит из сборочных единиц. Сбо­ рочной единицей называют часть машины, аппарата, представляющую собой соединение некоторого количества деталей, например: эксцен­ трик мальтийского механизма, фильмовой канал, кривошипно-шатун­ ный механизм и т. п. Две неподвижно или подвижно соединенные де­ тали называются сопряженными деталями.

Поверхность (или размер), по которой происходит соединение двух деталей, называется сопрягаемой поверхностью (или сопрягаемым размером). Различают охватывающую и охватываемую поверхности и

соответственно охватывающий и охватываемый размеры.

 

Охватывающая поверхность (рис. 25) носит

 

 

общее название отверстия

(А), а охватыва­

 

 

емая — вала (В). Эти

условные названия

 

 

«отверстие» и «вал» относятся и к поверх­

 

 

ностям,

не

имеющим

цилиндрической

 

 

формы, как, например, шпоночное соеди­

 

 

нение и

др.

 

 

р а з м е р — это

 

 

Н о м и н а л ь н ы й

 

 

 

размер,

указанный на чертеже и получен­

 

 

ный из расчета детали на прочность, же­

 

 

сткость и т.

п., либо

выбранный по

кон­

 

 

структивным

или технологическим сообра­

Рис. 25. Схематическое

изобра­

жениям.

 

 

 

 

 

жение охватывающей '(Л) и ох­

 

 

 

 

 

ватываемой (В) поверхностей

Несопрягаемые размеры деталей называют

 

 

с в о б о д н ы м и р а з м е р а м и .

 

называется размер,

полу­

Д е й с т в и т е л ь н ы м

р а з м е р о м

ченный в результате его непосредственного измерения.

между

П р е д е л ь н ы м и

р а з м е р а м и

называются размеры,

которыми может колебаться действительный размер. Годными счи­ таются те детали, действительный размер которых находится между предельными размерами или равняет-.

ся одному из них.

п р е д е л ь ­

 

 

Н а и б о л ь ш и м

 

 

н ы м р а з м е р о м (Аб,

Вб) на­

 

 

зывается такой размер, больше кото­

 

 

рого не должен быть

действительный

 

 

размер.

 

 

 

 

 

Н а и м е н ь ш и м п р е д е л ь н ы м

 

 

р а з м е р о м

(Аи,

Вм) называется

Рис.

26. Схематическое изображение

такой размер,

меньше которого не дол­

поля

допуска и предельных размеров

жен быть действительный

размер.

 

деталей

 

 

Разность между наибольшим и наи­ меньшим предельными размерами составляет допуск размера. Допуск

обозначается буквой 8 с соответствующим индексом. Как следует из рис. 26:

^4 = А — А р ^ В ~ В 6 Вы-

27


Следовательно, допуск определяет количественно разрешаемую не­ точность (погрешность) при выполнении какого-либо размера в про­ цессе изготовления детали. Чем допуск больше, тем легче изготовить деталь и тем она дешевле. Разность между наибольшим предельным и номинальным размерами называется верхним отклонением (ВО), а

разность между наименьшим предельным и номинальным размерами — нижним отклонением (НО).

Н у л е в о й л и н и е й называется линия, соответствующая номи­ нальному размеру соединения. Вверх от нее откладываются положи-

О

ш

0+-тгт]

Поле допуска вала

 

а1

А

 

--ф-ф-О

IllllinilllinrЛГ

НулеваяIх J-

0 -

 

линия / *-2

1 -IIIIIIIIIIIHIIIIII?

 

/1

 

 

Йо

Г

 

/ 1

 

/ s% «

 

 

аX

 

 

_ и е

 

 

Рис. 27. Поля допусков отверстия н вала

тельные отклонения, а вниз— отрицательные. Отклонения равны нулю, если предельные и номинальные размеры равны. Действительный размер лежит между верхним и нижним отклонениями, которые образуют так называемое поле допуска.

Эти определения наглядно иллюстрируются рис. 27.

В зависимости от назначения деталей в машине, механизме, они в про­ цессе работы совершают относительное движение или сохраняют не­ подвижность относительно друг друга.

П о с а д к а определяет характер соединения двух вставленных одна в другую деталей и обеспечивает за счет разности фактических разме­ ров свободу их относительного перемещения или прочность их непод­ вижного соединения.

Если фактический размер вала меньше размера отверстия, то посадка будет иметь зазор S, причем

S = А — В.

28


Если же фактический диаметр вала до сборки больше диаметра отвер­ стия, то посадка будет иметь натяг V = B А, создающий после

сборки определенную неподвижность соединения.

Подсчет зазоров и натягов

Для уяснения смысла некоторых основных понятий приведем числовые примеры. Определим зазоры в подвижной посадке сопряжения про­ дольно-направляющий ролик—ось кинопроектора типа КН. Согласно чертежам, отверстие ролика обозначено: 6+0'03. Это значит, что верхнее отклонение (ВО) составляет 0,03мм (30 микрометров)*, а нижнее от­ клонение (НО) равно нулю. Нулевое отклонение на чертежах не про­ ставляют. Наибольший предельный размер отверстия равен 6,03 мм, а наименьший — 6 мм. Допуск отверстия определяется так:

SA = А6А„ = 6,03 — 6,00 = 0,03 мм.

Ролики, у которых отверстие окажется меньше 6 мм или больше 6,03 мм, будут негодными.

Ось ролика на чертеже обозначена 0 6—0,0ОШ5(ВО)

(НО)

Для оси наибольший предельный размер составит 5,985 мм, а наимень­ ший — 5,945 мм.

Допуск вала будет:

8В = 5,985 — 5,945 = 0,04 мм.

В зависимости от действительного размера деталей зазор между ро­

ликом и осью

будет различный и может колебаться в пределах от

5 МИп до 5 макс.

Если ролик имеет наибольший предельный размер, а

ось — наименьший, то между ними будет наибольший зазор, а именно:

5мах с = АбВы = 6,03 — 5,945 = 0,085 мм.

Наименьший зазор будет в том случае, если отверстие ролика самого малого диаметра, а оси — самого большого, т. е.:

S„„h= А , — В6 = 6, — 5,985 = 0,015 мм.

Таким образом, при сборке этого сопряжения зазор может колебать­ ся в пределах от 0,015 до 0,085 мм.

Рассмотрим случай неподвижной посадки втулки вала эксцентрика в корпусе мальтийского механизма кинопроектора типа КН. В данном случае сопряжение с номинальным диаметром 14 мм имеет следую­

щие предельные отклонения: Отверстие под втулку — 14 +°'035{<^о>

+ 0,075 (ВО)

Наружный диаметр втулки вала эксцентрика — 14+0,040 <я0). Наибольший натяг получится, если отверстие с наименьшим пре­ дельным размером (Лм = 14 мм) соединить с втулкой, наружный ди­

* Микрометр (мкм) равен одной миллионной доле метра или одной тысячной доле миллиметра (прежнее название — микрон).

29



аметр которой имеет наибольший предельный размер (В6 = 14, 075 мм),

Vмакс = В6— Аы= 14,075 - 14 = 0,075 мм.

Наименьший натяг получим, если соединим наибольшее отверстие (Аб = 14,035 мм) с втулкой, имеющей наименьший наружный диа­ метр (Вм = 14,040 мм), т. е.

1/шш = Вы— Ай= 14,040 — 14,035 = 0,005 мм.

Практика показывает, что крайние предельные размеры изделий, а значит, максимальные и минимальные значения зазоров и натягов получаются весьма редко. В большинстве случаев действительные размеры изделий лежат между их крайними предельными значениями.

 

 

Общесоюзная система допусков и посадок (ОСТ)

 

 

Системой допусков и посадок называется закономерно

построенная

совокупность рядов допусков и посадок.

 

 

Система допусков подразделяется:

(СА)

и систему

1.

По основанию системы — на систему отверстия

вала (СВ).

точности.

2.

По

величине допусков •— на несколько классов

3.

По

величине зазоров и натягов — на посадки.

 

 

СВ

Рис. 28. Схематическое изображение системы отверстия (СА) и систе­ мы вала (СВ)

Чтобы получить желаемую посадку, необходимо задать намеренное отступление от номинального размера на одной из сопряженных де­ талей, т. е. возможны два варианта посадок: по системе отверстия и по

системе вала.

что в ней

С и с т е м а о т в е р с т и я (С А) характеризуется тем,

для всех посадок одного класса точности при одинаковых

номиналь­

ных размерах предельные размеры отверстия остаются постоянными (рис. 28), а достижение различных посадок производится за счет соответствующего изменения предельных размеров вала. Размер

30