Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
Основные понятия и определения
Любая машина, аппарат, прибор состоит из сборочных единиц. Сбо рочной единицей называют часть машины, аппарата, представляющую собой соединение некоторого количества деталей, например: эксцен трик мальтийского механизма, фильмовой канал, кривошипно-шатун ный механизм и т. п. Две неподвижно или подвижно соединенные де тали называются сопряженными деталями.
Поверхность (или размер), по которой происходит соединение двух деталей, называется сопрягаемой поверхностью (или сопрягаемым размером). Различают охватывающую и охватываемую поверхности и
соответственно охватывающий и охватываемый размеры. |
|
||||||
Охватывающая поверхность (рис. 25) носит |
|
|
|||||
общее название отверстия |
(А), а охватыва |
|
|
||||
емая — вала (В). Эти |
условные названия |
|
|
||||
«отверстие» и «вал» относятся и к поверх |
|
|
|||||
ностям, |
не |
имеющим |
цилиндрической |
|
|
||
формы, как, например, шпоночное соеди |
|
|
|||||
нение и |
др. |
|
|
р а з м е р — это |
|
|
|
Н о м и н а л ь н ы й |
|
|
|
||||
размер, |
указанный на чертеже и получен |
|
|
||||
ный из расчета детали на прочность, же |
|
|
|||||
сткость и т. |
п., либо |
выбранный по |
кон |
|
|
||
структивным |
или технологическим сообра |
Рис. 25. Схематическое |
изобра |
||||
жениям. |
|
|
|
|
|
жение охватывающей '(Л) и ох |
|
|
|
|
|
|
ватываемой (В) поверхностей |
||
Несопрягаемые размеры деталей называют |
|
|
|||||
с в о б о д н ы м и р а з м е р а м и . |
|
называется размер, |
полу |
||||
Д е й с т в и т е л ь н ы м |
р а з м е р о м |
||||||
ченный в результате его непосредственного измерения. |
между |
||||||
П р е д е л ь н ы м и |
р а з м е р а м и |
называются размеры, |
которыми может колебаться действительный размер. Годными счи таются те детали, действительный размер которых находится между предельными размерами или равняет-.
ся одному из них. |
п р е д е л ь |
|
|
||
Н а и б о л ь ш и м |
|
|
|||
н ы м р а з м е р о м (Аб, |
Вб) на |
|
|
||
зывается такой размер, больше кото |
|
|
|||
рого не должен быть |
действительный |
|
|
||
размер. |
|
|
|
|
|
Н а и м е н ь ш и м п р е д е л ь н ы м |
|
|
|||
р а з м е р о м |
(Аи, |
Вм) называется |
Рис. |
26. Схематическое изображение |
|
такой размер, |
меньше которого не дол |
поля |
допуска и предельных размеров |
||
жен быть действительный |
размер. |
|
деталей |
||
|
|
Разность между наибольшим и наи меньшим предельными размерами составляет допуск размера. Допуск
обозначается буквой 8 с соответствующим индексом. Как следует из рис. 26:
^4 = А — А р ^ В ~ В 6 — Вы-
27
Следовательно, допуск определяет количественно разрешаемую не точность (погрешность) при выполнении какого-либо размера в про цессе изготовления детали. Чем допуск больше, тем легче изготовить деталь и тем она дешевле. Разность между наибольшим предельным и номинальным размерами называется верхним отклонением (ВО), а
разность между наименьшим предельным и номинальным размерами — нижним отклонением (НО).
Н у л е в о й л и н и е й называется линия, соответствующая номи нальному размеру соединения. Вверх от нее откладываются положи-
О
ш
0+-тгт]
Поле допуска вала |
|
|
а1 |
А |
|
#о |
--ф-ф-О |
|
IllllinilllinrЛГ |
||
НулеваяIх J- |
0 - |
|
линия / *-2 |
1 -IIIIIIIIIIIHIIIIII? |
|
/1 |
|
|
Йо |
Г |
|
/ 1 |
|
|
/ s% « |
|
|
аX |
|
|
_ и е |
|
|
Рис. 27. Поля допусков отверстия н вала
тельные отклонения, а вниз— отрицательные. Отклонения равны нулю, если предельные и номинальные размеры равны. Действительный размер лежит между верхним и нижним отклонениями, которые образуют так называемое поле допуска.
Эти определения наглядно иллюстрируются рис. 27.
В зависимости от назначения деталей в машине, механизме, они в про цессе работы совершают относительное движение или сохраняют не подвижность относительно друг друга.
П о с а д к а определяет характер соединения двух вставленных одна в другую деталей и обеспечивает за счет разности фактических разме ров свободу их относительного перемещения или прочность их непод вижного соединения.
Если фактический размер вала меньше размера отверстия, то посадка будет иметь зазор S, причем
S = А — В.
28
Если же фактический диаметр вала до сборки больше диаметра отвер стия, то посадка будет иметь натяг V = B — А, создающий после
сборки определенную неподвижность соединения.
Подсчет зазоров и натягов
Для уяснения смысла некоторых основных понятий приведем числовые примеры. Определим зазоры в подвижной посадке сопряжения про дольно-направляющий ролик—ось кинопроектора типа КН. Согласно чертежам, отверстие ролика обозначено: 6+0'03. Это значит, что верхнее отклонение (ВО) составляет 0,03мм (30 микрометров)*, а нижнее от клонение (НО) равно нулю. Нулевое отклонение на чертежах не про ставляют. Наибольший предельный размер отверстия равен 6,03 мм, а наименьший — 6 мм. Допуск отверстия определяется так:
SA = А6— А„ = 6,03 — 6,00 = 0,03 мм.
Ролики, у которых отверстие окажется меньше 6 мм или больше 6,03 мм, будут негодными.
Ось ролика на чертеже обозначена 0 6—0,0ОШ5(ВО)
(НО)
Для оси наибольший предельный размер составит 5,985 мм, а наимень ший — 5,945 мм.
Допуск вала будет:
8В = 5,985 — 5,945 = 0,04 мм.
В зависимости от действительного размера деталей зазор между ро
ликом и осью |
будет различный и может колебаться в пределах от |
5 МИп до 5 макс. |
Если ролик имеет наибольший предельный размер, а |
ось — наименьший, то между ними будет наибольший зазор, а именно:
5мах с = Аб— Вы = 6,03 — 5,945 = 0,085 мм.
Наименьший зазор будет в том случае, если отверстие ролика самого малого диаметра, а оси — самого большого, т. е.:
S„„h= А , — В6 = 6, — 5,985 = 0,015 мм.
Таким образом, при сборке этого сопряжения зазор может колебать ся в пределах от 0,015 до 0,085 мм.
Рассмотрим случай неподвижной посадки втулки вала эксцентрика в корпусе мальтийского механизма кинопроектора типа КН. В данном случае сопряжение с номинальным диаметром 14 мм имеет следую
щие предельные отклонения: Отверстие под втулку — 14 +°'035{<^о>
+ 0,075 (ВО)
Наружный диаметр втулки вала эксцентрика — 14+0,040 <я0). Наибольший натяг получится, если отверстие с наименьшим пре дельным размером (Лм = 14 мм) соединить с втулкой, наружный ди
* Микрометр (мкм) равен одной миллионной доле метра или одной тысячной доле миллиметра (прежнее название — микрон).
29
аметр которой имеет наибольший предельный размер (В6 = 14, 075 мм),
Vмакс = В6— Аы= 14,075 - 14 = 0,075 мм.
Наименьший натяг получим, если соединим наибольшее отверстие (Аб = 14,035 мм) с втулкой, имеющей наименьший наружный диа метр (Вм = 14,040 мм), т. е.
1/шш = Вы— Ай= 14,040 — 14,035 = 0,005 мм.
Практика показывает, что крайние предельные размеры изделий, а значит, максимальные и минимальные значения зазоров и натягов получаются весьма редко. В большинстве случаев действительные размеры изделий лежат между их крайними предельными значениями.
|
|
Общесоюзная система допусков и посадок (ОСТ) |
|
|
Системой допусков и посадок называется закономерно |
построенная |
|||
совокупность рядов допусков и посадок. |
|
|
||
Система допусков подразделяется: |
(СА) |
и систему |
||
1. |
По основанию системы — на систему отверстия |
|||
вала (СВ). |
точности. |
|||
2. |
По |
величине допусков •— на несколько классов |
||
3. |
По |
величине зазоров и натягов — на посадки. |
|
|
СВ
Рис. 28. Схематическое изображение системы отверстия (СА) и систе мы вала (СВ)
Чтобы получить желаемую посадку, необходимо задать намеренное отступление от номинального размера на одной из сопряженных де талей, т. е. возможны два варианта посадок: по системе отверстия и по
системе вала. |
что в ней |
С и с т е м а о т в е р с т и я (С А) характеризуется тем, |
|
для всех посадок одного класса точности при одинаковых |
номиналь |
ных размерах предельные размеры отверстия остаются постоянными (рис. 28), а достижение различных посадок производится за счет соответствующего изменения предельных размеров вала. Размер
30