Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
Быстрый износ подшипника нижней головки шатуна и другие дефек ты в нем происходят обычно по следующим причинам:
а) |
недоброкачественная, а также |
недостаточная смазка; |
б) |
плохое качество применяемого |
баббита; |
в) плохая заливка шатуна и неудовлетворительная последующая об работка его; г) несвоевременная подтяжка ослабевающих при работе подшипников;
д) неумелая и небрежная техника подтяжки.
§11 Установление предельных износов некоторых деталей двигателя внутреннего сгорания
Как уже указывалось, работа сочленения с зазором, превышающим определенный для данного случая предел, ведет к разрушению ме ханизма. Особенно это сказывается на механизмах с возвратно-дви-
|
жущимися |
частями. |
предполо |
||
|
Формула (3) получена в |
||||
|
жении, что вал и подшипник несут |
||||
|
постоянную нагрузку. Однако и в |
||||
|
случае переменной нагрузки (лишь |
||||
|
бы |
имело |
место |
жидкостное тре |
|
|
ние) общая картина остается той |
||||
|
же. |
Как показывает исследование |
|||
|
этого вопроса, различие состоит |
||||
Рис. 23. Схема, поясняющая характер |
лишь в том, что среднее давление в |
||||
сопряжения шейки коленчатого вала |
масляном |
слое в |
случае |
ударной |
|
и подшипника во всех циклах работы |
|||||
двигателя внутреннего сгорания |
нагрузки |
будет |
несколько выше, |
||
|
чем при постоянной. |
|
|||
При установлении 5,|апв и 5 макс |
для сопряжения шатунный подшип |
ник—шейка коленчатого вала необходимо иметь в виду, что шейка вала нагружена центробежными силами, в результате чего почти в течение всего цикла шейка опирается на подшипник одной и той же стороной (рис. 23).
Таким образом, данное сопряжение отличается от обычного тем, что в нем вал необходимо принять за неподвижную деталь, а подшипник — за вращающуюся и, следовательно, выражение 5 на1Ши 5 макс спра ведливо и для этого сопряжения. Для двигателя Л 3/2 имеем: диаметр
поршня <4 — 65 мм, диаметр шейки коленчатого вала |
d2= 35 мм, |
|||
п = 2200 об/мин, т) = 0,001 |
кг-сек/м2, |
К = среднему |
удельному |
|
давлению на 1 см2 проекции |
шатунной шейки. Его можно |
подсчи |
||
тать приближенно обычно практикуемым |
способом, приняв |
для дви |
гателя легкого топлива среднее давление на 1 см2 площади поршня за полный цикл (с учетом давлений и сил инерции за все такты) равным
5 кг/см2.
Подсчитав полное давление на поршень и поделив полученное на пло
щадь опорной поверхности |
подшипника, получим |
К■ Если площадь |
дна поршня |
|
|
S = * |
= 3,14 • 3,252 == 33,37 |
см2, |
22
то полное давление на поршень будет:
5 • 33,37 » 170 кг.
Если принять, что опорной поверхностью является половина цилиндри ческой поверхности подшипника, длина которого составляет I = 34 мм,
то площадь опорной поверхности будет равна:
/ = 3,14 • 1,75 ■3 ,4 » 17 смг,
тогда
/< = |
» 10 кг!см? » 100 000 кг/м?, а |
|
17 |
с = da + / = 3,5+ 3’4» 2.
/ |
3,4 |
По полученным данным определяем наивыгоднейший зазор:
= |
0,467 • 35 / |
2200 • 0,001 |
||
100 000 • 2 |
||||
|
|
SnaiiB == 0,05 |
ММ, |
|
Q |
= |
0,052 |
= |
0,125 мм. |
‘-'макс |
|
4 • 0,005* |
||
|
|
|
|
Для определения максимально допустимого зазора в таком важном сочленении, как цилиндр-поршень, математических формул нет. В настоящее время предел износа сопряжения цилиндр—поршень уста навливают лишь экспериментально, связывая его с рабочими характе ристиками двигателя (мощность, удельный расход смазки, топлива и т. д.). Надежных опытных данных по этому вопросу покатакженет. Исследование износа автомобильных деталей показало, что предел допустимого износа наступает, когда зазор становится примерно в 1,5 раза больше максимально допустимого зазора. Имея значения мак
симально |
допустимого зазора между цилиндром и поршнем |
(табл. 1), |
можно определить максимально допустимый износ. |
Т а б л и ц а 1
Максимально допустимый зазор между цилиндром и зонами поршня двигателя внутреннего сгорания
Пояса поршня |
Зазор, мм |
От верхнего поршневого кольца и |
0,38 |
выше |
|
От верхнего кольца до нижнего |
0,18 |
В юбке поршня |
0,12 |
* Считая, что детали обрабатывались обыкновенным шлифованием и ше роховатость новых деталей составляла 0,01 мм.
23
Как видно из табл. 1, зазоры неодинаковы по высоте поршня, что достигается ступенчатой обработкой последнего. Это необходимо для предупреждения заклинивания поршня в цилиндре от нагревания при работе, так как температура на
|
|
грева поршня по высоте неодина |
|||
|
|
кова (рис. 24). |
|
||
|
|
Поршень |
выбраковывается при |
||
|
|
овальности |
юбки, |
достигающей |
|
|
|
0,15 мм, |
при |
увеличении ширины |
|
|
|
канавок |
до 0,1 мм |
при уменьше |
|
|
|
нии высоты кольца на 0,05 мм. |
|||
Рнс. 24. |
Температура |
нагрева различных |
|
|
|
поясов по высоте поршня двигателя внут |
|
|
|
||
|
реннего |
сгорания |
|
|
|
§ |
12 Сроки службы деталей кинооборудования |
|
|
||
|
и способы их удлинения |
|
|
|
Изнашивающиеся детали кинопроекторов и двигателей внутреннего сгорания гарантийный срок службы, колеблющийся в довольно ши роких пределах. Несмотря на это, все детали по срокам службы можно разбить на три группы, приведенные в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Гарантийные сроки службы основных изнашивающихся деталей кинопроекторов и двигателей внутреннего сгорания КЭС
Кинопроекторы (срок службы, |
час) |
Двигатели внутреннего сгорания |
|||||
|
|
|
|
|
(срок службы, |
час) |
|
I гр. |
II гр. |
|
III гр. |
I гр. |
|
II гр. |
III гр. |
500—600 |
1000—1530 |
2300—2500 |
250—600 |
1503—2500 |
5000—7000 |
||
|
К I группе деталей относятся |
|
|||||
Детали фильмового канала |
Кольцо поршня (по зазору |
||||||
Различного назначения |
ролики |
замка) |
|
|
|
||
Шейка коленчатого вала |
|||||||
|
К И группе деталей относятся |
|
|||||
Зубчатые барабаны |
|
|
Поршень |
|
|
||
Втулка эксцентричная |
|
|
Палец поршня |
|
|||
Грейферная |
рамка |
|
кана |
Стержень клапана |
|
||
Ролики противопожарных |
Шестерня коленчатого вала |
||||||
лов |
|
|
|
|
|
|
|
|
К III группе деталей относятся |
|
|||||
Валы зубчатых барабанов |
|
Цилиндр |
|
|
|||
Втулки |
|
|
|
Стержень толкателя |
|||
Мальтийский крест |
|
|
Кулачки |
распределительного |
|||
Эксцентрик |
|
|
|
вала |
|
|
|
Пружины |
|
|
|
|
|
|
|
24
Ряд деталей (шестерни приводных механизмов кинопроекторов, цилиндр двигателя внутреннего сгорания с учетом расточек) имеет срок службы больший, чем указано в табл. 2, поэтому замена их про изводится по мере необходимости. Гарантийные сроки работы кино оборудования приведены в табл. 3.
Т а б л и ц а З
Гарантийные сроки работы кинооборудования
Наименование кинооборудовання |
Гарантийный срок службы |
Кинопроекторы типа ПП-16 |
600 час |
Кинопроекторы типа КН |
500 час, но не более 6 месяцев |
|
эксплуатации |
Кинопроекторы типа КПТ |
2500 час (кроме некоторых изна |
Киноэлектростанции |
шивающихся деталей) |
18 месяцев, но не более 600 час |
|
|
эксплуатации |
Как видно из табл. 2 и 3, сроки службы деталей кинооборудования относительно невелики. Для повышения долговечности деталей и кинооборудования предусматривается ряд мер, способствующих уве личению срока службы деталей и сопряжений. Приведем некоторые из них.
1. Рациональный выбор материалов для деталей трущихся пар. За- водами-изготовителями кинооборудования проводится большая работа по исследованию долговечности работы отдельных сопряжений.
Наибольшую долговечность обеспечивает сочетание материалов сталь— антифрикционный материал (антифрикционный чугун, пластмасса, бронза, бронзо-и железографит, баббит, твердые сплавы и др.).
При изготовлении деталей в киноремонтных мастерских (КРМ) сле
дует использовать те материалы, |
которые указаны |
в рабочих черте |
жах. При отсутствии этих данных, |
в зависимости от |
наличия матери |
алов на складе и характера работы сопряжения, можно ориентировать ся на установленные практикой сочетания материалов, приведенные
в табл. 4. |
газовой |
кор |
Для деталей, работающих в условиях возникновения |
||
розии, используются сплавы с примесями хрома и |
кремния |
(силь- |
хромы). |
|
|
2. Упрочение поверхностного слоя детали. Упрочения поверхнос
тного слоя детали |
можно достичь термической |
либо химикотерми |
|
ческой обработкой |
или нанесением износостойких покрытий. |
Терми |
|
ческая и химикотермическая обработка деталей |
значительно |
повы |
|
шают поверхностную твердость детали и находят |
все большее |
приме |
нение как на заводах, изготовляющих кинооборудование, так и в ремон тной практике. Используются обычная закалка, закалка токами высокой частоты, цементация, азотирование, цианирование и др.
Широко применяется также нанесение покрытия гальваническим способом. Наибольшее применение получило хромирование. Несмо-
25
Т а б л и ц а 4
Рекомендуемые сочетания материалов деталей трущейся пары, в зависимости от условий их работы
Характер работы деталей сопряже ния
|
|
Материал деталей сопряженной пары |
нагрузка |
скорость относи |
|
тельного переме |
|
|
|
щения деталей |
|
Умеренная |
Умеренная |
Сталь — антифрикционный чугун |
Большая |
Умеренная |
Сталь — бронза, латунь |
Большая |
Большая |
Сталь — баббит |
Умеренная |
Умеренная |
Сталь — пластмасса (капрон, текс |
|
|
толит) |
Умеренная |
Большая |
Сталь — металлокерамика |
Сталь — сталь закаленная |
тря на то, что хромирование — процесс дорогой, он полностью себя окупает, так как срок службы детали повышается в 8— 10 раз и более особенно при применении пористого хромирования. В последнем слу чае слой хрома имеет каналы, в которых накапливается смазка, обеспе чивая как бы самосмазывание трущейся пары. Наличие пористых по верхностей трения деталей существенно увеличивает срок их служ бы в наибольшей степени деталей, работающих в условиях полужидкостного, полусухого или граничного трения.
Пористая поверхность может быть создана также путем маталлизации детали или применением пористых материалов: бронзы, металлоке рамики, баббита.
3. Выбор оптимальной толщины покрытия. Практикой установ ны оптимальные толщины покрытий, при которых износостойкость де тали оказывается наибольшей. Например, при хромировании на ибольшей износостойкостью обладает слой толщиной 0,06—0,08 мм.
При заливке подшипников баббитом наибольшая долговечность его службы достигается при толщине слоя 0,025—0,075 мм. Применение
слоя большей толщины неэкономично как с точки зрения стоимости расходуемого материала, так и с точки зрения срока службы детали.
§13 Допуски, посадки и технические измерения
Вкиноремонтных мастерских (пунктах) от мастера (технического руководителя) требуется универсальность, так как приходится выпол нять работы различной сложности и точности. Мастер изготовляет инструменты, приспособления, детали, производит сборку, регули ровку оборудования и т. п.
Знание мастером (техноруком) допусков и посадок и умение выбирать (назначать) их обязательно. Ниже излагается сущность системы до-, пусков и посадок.
26