Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Быстрый износ подшипника нижней головки шатуна и другие дефек­ ты в нем происходят обычно по следующим причинам:

а)

недоброкачественная, а также

недостаточная смазка;

б)

плохое качество применяемого

баббита;

в) плохая заливка шатуна и неудовлетворительная последующая об­ работка его; г) несвоевременная подтяжка ослабевающих при работе подшипников;

д) неумелая и небрежная техника подтяжки.

§11 Установление предельных износов некоторых деталей двигателя внутреннего сгорания

Как уже указывалось, работа сочленения с зазором, превышающим определенный для данного случая предел, ведет к разрушению ме­ ханизма. Особенно это сказывается на механизмах с возвратно-дви-

 

жущимися

частями.

предполо­

 

Формула (3) получена в

 

жении, что вал и подшипник несут

 

постоянную нагрузку. Однако и в

 

случае переменной нагрузки (лишь

 

бы

имело

место

жидкостное тре­

 

ние) общая картина остается той

 

же.

Как показывает исследование

 

этого вопроса, различие состоит

Рис. 23. Схема, поясняющая характер

лишь в том, что среднее давление в

сопряжения шейки коленчатого вала

масляном

слое в

случае

ударной

и подшипника во всех циклах работы

двигателя внутреннего сгорания

нагрузки

будет

несколько выше,

 

чем при постоянной.

 

При установлении 5,|апв и 5 макс

для сопряжения шатунный подшип­

ник—шейка коленчатого вала необходимо иметь в виду, что шейка вала нагружена центробежными силами, в результате чего почти в течение всего цикла шейка опирается на подшипник одной и той же стороной (рис. 23).

Таким образом, данное сопряжение отличается от обычного тем, что в нем вал необходимо принять за неподвижную деталь, а подшипник — за вращающуюся и, следовательно, выражение 5 на1Ши 5 макс спра­ ведливо и для этого сопряжения. Для двигателя Л 3/2 имеем: диаметр

поршня <4 — 65 мм, диаметр шейки коленчатого вала

d2= 35 мм,

п = 2200 об/мин, т) = 0,001

кг-сек/м2,

К = среднему

удельному

давлению на 1 см2 проекции

шатунной шейки. Его можно

подсчи­

тать приближенно обычно практикуемым

способом, приняв

для дви­

гателя легкого топлива среднее давление на 1 см2 площади поршня за полный цикл (с учетом давлений и сил инерции за все такты) равным

5 кг/см2.

Подсчитав полное давление на поршень и поделив полученное на пло­

щадь опорной поверхности

подшипника, получим

К■ Если площадь

дна поршня

 

 

S = *

= 3,14 • 3,252 == 33,37

см2,

22


то полное давление на поршень будет:

5 • 33,37 » 170 кг.

Если принять, что опорной поверхностью является половина цилиндри­ ческой поверхности подшипника, длина которого составляет I = 34 мм,

то площадь опорной поверхности будет равна:

/ = 3,14 • 1,75 ■3 ,4 » 17 смг,

тогда

/< =

» 10 кг!см? » 100 000 кг/м?, а

 

17

с = da + / = 3,5+ 3’4» 2.

/

3,4

По полученным данным определяем наивыгоднейший зазор:

=

0,467 • 35 /

2200 0,001

100 000 2

 

 

SnaiiB == 0,05

ММ,

Q

=

0,052

=

0,125 мм.

‘-'макс

 

4 • 0,005*

 

 

 

 

Для определения максимально допустимого зазора в таком важном сочленении, как цилиндр-поршень, математических формул нет. В настоящее время предел износа сопряжения цилиндр—поршень уста­ навливают лишь экспериментально, связывая его с рабочими характе­ ристиками двигателя (мощность, удельный расход смазки, топлива и т. д.). Надежных опытных данных по этому вопросу покатакженет. Исследование износа автомобильных деталей показало, что предел допустимого износа наступает, когда зазор становится примерно в 1,5 раза больше максимально допустимого зазора. Имея значения мак­

симально

допустимого зазора между цилиндром и поршнем

(табл. 1),

можно определить максимально допустимый износ.

Т а б л и ц а 1

Максимально допустимый зазор между цилиндром и зонами поршня двигателя внутреннего сгорания

Пояса поршня

Зазор, мм

От верхнего поршневого кольца и

0,38

выше

От верхнего кольца до нижнего

0,18

В юбке поршня

0,12

* Считая, что детали обрабатывались обыкновенным шлифованием и ше­ роховатость новых деталей составляла 0,01 мм.

23


Как видно из табл. 1, зазоры неодинаковы по высоте поршня, что достигается ступенчатой обработкой последнего. Это необходимо для предупреждения заклинивания поршня в цилиндре от нагревания при работе, так как температура на­

 

 

грева поршня по высоте неодина­

 

 

кова (рис. 24).

 

 

 

Поршень

выбраковывается при

 

 

овальности

юбки,

достигающей

 

 

0,15 мм,

при

увеличении ширины

 

 

канавок

до 0,1 мм

при уменьше­

 

 

нии высоты кольца на 0,05 мм.

Рнс. 24.

Температура

нагрева различных

 

 

 

поясов по высоте поршня двигателя внут­

 

 

 

 

реннего

сгорания

 

 

 

§

12 Сроки службы деталей кинооборудования

 

 

 

и способы их удлинения

 

 

 

Изнашивающиеся детали кинопроекторов и двигателей внутреннего сгорания гарантийный срок службы, колеблющийся в довольно ши­ роких пределах. Несмотря на это, все детали по срокам службы можно разбить на три группы, приведенные в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Гарантийные сроки службы основных изнашивающихся деталей кинопроекторов и двигателей внутреннего сгорания КЭС

Кинопроекторы (срок службы,

час)

Двигатели внутреннего сгорания

 

 

 

 

 

(срок службы,

час)

I гр.

II гр.

 

III гр.

I гр.

 

II гр.

III гр.

500—600

1000—1530

2300—2500

250—600

1503—2500

5000—7000

 

К I группе деталей относятся

 

Детали фильмового канала

Кольцо поршня (по зазору

Различного назначения

ролики

замка)

 

 

 

Шейка коленчатого вала

 

К И группе деталей относятся

 

Зубчатые барабаны

 

 

Поршень

 

 

Втулка эксцентричная

 

 

Палец поршня

 

Грейферная

рамка

 

кана

Стержень клапана

 

Ролики противопожарных

Шестерня коленчатого вала

лов

 

 

 

 

 

 

 

 

К III группе деталей относятся

 

Валы зубчатых барабанов

 

Цилиндр

 

 

Втулки

 

 

 

Стержень толкателя

Мальтийский крест

 

 

Кулачки

распределительного

Эксцентрик

 

 

 

вала

 

 

 

Пружины

 

 

 

 

 

 

 

24


Ряд деталей (шестерни приводных механизмов кинопроекторов, цилиндр двигателя внутреннего сгорания с учетом расточек) имеет срок службы больший, чем указано в табл. 2, поэтому замена их про­ изводится по мере необходимости. Гарантийные сроки работы кино­ оборудования приведены в табл. 3.

Т а б л и ц а З

Гарантийные сроки работы кинооборудования

Наименование кинооборудовання

Гарантийный срок службы

Кинопроекторы типа ПП-16

600 час

Кинопроекторы типа КН

500 час, но не более 6 месяцев

 

эксплуатации

Кинопроекторы типа КПТ

2500 час (кроме некоторых изна­

Киноэлектростанции

шивающихся деталей)

18 месяцев, но не более 600 час

 

эксплуатации

Как видно из табл. 2 и 3, сроки службы деталей кинооборудования относительно невелики. Для повышения долговечности деталей и кинооборудования предусматривается ряд мер, способствующих уве­ личению срока службы деталей и сопряжений. Приведем некоторые из них.

1. Рациональный выбор материалов для деталей трущихся пар. За- водами-изготовителями кинооборудования проводится большая работа по исследованию долговечности работы отдельных сопряжений.

Наибольшую долговечность обеспечивает сочетание материалов сталь— антифрикционный материал (антифрикционный чугун, пластмасса, бронза, бронзо-и железографит, баббит, твердые сплавы и др.).

При изготовлении деталей в киноремонтных мастерских (КРМ) сле­

дует использовать те материалы,

которые указаны

в рабочих черте­

жах. При отсутствии этих данных,

в зависимости от

наличия матери­

алов на складе и характера работы сопряжения, можно ориентировать­ ся на установленные практикой сочетания материалов, приведенные

в табл. 4.

газовой

кор­

Для деталей, работающих в условиях возникновения

розии, используются сплавы с примесями хрома и

кремния

(силь-

хромы).

 

 

2. Упрочение поверхностного слоя детали. Упрочения поверхнос­

тного слоя детали

можно достичь термической

либо химикотерми­

ческой обработкой

или нанесением износостойких покрытий.

Терми­

ческая и химикотермическая обработка деталей

значительно

повы­

шают поверхностную твердость детали и находят

все большее

приме­

нение как на заводах, изготовляющих кинооборудование, так и в ремон­ тной практике. Используются обычная закалка, закалка токами высокой частоты, цементация, азотирование, цианирование и др.

Широко применяется также нанесение покрытия гальваническим способом. Наибольшее применение получило хромирование. Несмо-

25


Т а б л и ц а 4

Рекомендуемые сочетания материалов деталей трущейся пары, в зависимости от условий их работы

Характер работы деталей сопряже­ ния

 

 

Материал деталей сопряженной пары

нагрузка

скорость относи­

 

тельного переме­

 

 

щения деталей

 

Умеренная

Умеренная

Сталь — антифрикционный чугун

Большая

Умеренная

Сталь — бронза, латунь

Большая

Большая

Сталь — баббит

Умеренная

Умеренная

Сталь — пластмасса (капрон, текс­

 

 

толит)

Умеренная

Большая

Сталь — металлокерамика

Сталь — сталь закаленная

тря на то, что хромирование — процесс дорогой, он полностью себя окупает, так как срок службы детали повышается в 8— 10 раз и более особенно при применении пористого хромирования. В последнем слу­ чае слой хрома имеет каналы, в которых накапливается смазка, обеспе­ чивая как бы самосмазывание трущейся пары. Наличие пористых по­ верхностей трения деталей существенно увеличивает срок их служ­ бы в наибольшей степени деталей, работающих в условиях полужидкостного, полусухого или граничного трения.

Пористая поверхность может быть создана также путем маталлизации детали или применением пористых материалов: бронзы, металлоке­ рамики, баббита.

3. Выбор оптимальной толщины покрытия. Практикой установ ны оптимальные толщины покрытий, при которых износостойкость де­ тали оказывается наибольшей. Например, при хромировании на­ ибольшей износостойкостью обладает слой толщиной 0,06—0,08 мм.

При заливке подшипников баббитом наибольшая долговечность его службы достигается при толщине слоя 0,025—0,075 мм. Применение

слоя большей толщины неэкономично как с точки зрения стоимости расходуемого материала, так и с точки зрения срока службы детали.

§13 Допуски, посадки и технические измерения

Вкиноремонтных мастерских (пунктах) от мастера (технического руководителя) требуется универсальность, так как приходится выпол­ нять работы различной сложности и точности. Мастер изготовляет инструменты, приспособления, детали, производит сборку, регули­ ровку оборудования и т. п.

Знание мастером (техноруком) допусков и посадок и умение выбирать (назначать) их обязательно. Ниже излагается сущность системы до-, пусков и посадок.

26